БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.01.2024 № 196-р "О внесении изменений, которые вносятся в перечень самоокупаемых инфраструктурных проектов, реализуемых юридическими лицами, в финансовые активы которых размещаются средства Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основе, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2013 г. № 2044-р, и утверждении паспорта инвестиционного проекта "Комплекс по переработке этансодержащего газа в п. Усть-Луга"

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ

 

от 31 января 2024 г. № 196-р

 

МОСКВА

 

 

Утвердить прилагаемые:

изменения, которые вносятся в перечень самоокупаемых инфраструктурных проектов, реализуемых юридическими лицами, в финансовые активы которых размещаются средства Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основе, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2013 г. № 2044-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 45, ст. 5880);

паспорт инвестиционного проекта "Комплекс по переработке этансодержащего газа в п. Усть-Луга".

 

 

Председатель Правительства
Российской Федерации                              М.Мишустин

 

 

УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 31 января 2024 г. № 196-р

 

ИЗМЕНЕНИЯ,
которые вносятся в перечень самоокупаемых инфраструктурных проектов, реализуемых юридическими лицами, в финансовые активы которых размещаются средства Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основе

 

Дополнить пунктом 25 следующего содержания:

"25. Наименование инфраструктурного проекта:"Комплекс по переработке этансодержащего газа
в п. Усть-Луга"
Инициатор проекта:общество с ограниченной ответственностью "РусХимАльянс", общество с ограниченной ответственностью "Балтийский Химический Комплекс"
Предельный объем средств Фонда национального благосостояния, направляемых на финансирование проекта (млрд. рублей):не более 900
Вид ценных бумаг, в которые инвестируются средства Фонда национального благосостояния:неприменимо (размещение средств на субординированных депозитах
и депозитах без субординации)
Минимальная доходность инвестирования средств Фонда национального благосостояния:6 процентов годовых
по субординированным депозитам
и ключевая ставка Банка России
по депозитам без субординации
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль реализации инвестиционного проекта и целевого использования средств Фонда национального благосостояния:Минэнерго России".

 

 

_____________

 

 

УТВЕРЖДЕН
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 31 января 2024 г. № 196-р

 

ПАСПОРТ
инвестиционного проекта "Комплекс по переработке этансодержащего газа в п. Усть-Луга"

 

1. Наименование инвестиционного проекта - "Комплекс по переработке этансодержащего газа в п. Усть-Луга" (далее - инвестиционный проект).

2. Краткое описание инвестиционного проекта - создание интегрированного газоперерабатывающего и газохимического комплекса по глубокой переработке многокомпонентного природного газа в районе поселка Усть-Луга (Кингисеппский район Ленинградской области) на базе двух проектных компаний - общества с ограниченной ответственностью "РусХимАльянс" (далее - общество "РусХимАльянс"), оператора газоперерабатывающего комплекса, и общества с ограниченной ответственностью "Балтийский Химический Комплекс" (далее - общество "БХК"), оператора газохимического комплекса.

Продукцией газоперерабатывающего и газохимического комплекса, создаваемого в рамках реализации инвестиционного проекта, будут являться сжиженный природный газ, сухой отбензиненный газ, сжиженный углеводородный газ, этановая фракция, полиэтилен, пентан-гексановая фракция.

3. Участники инвестиционного проекта:

а) юридические лица, реализующие инвестиционный проект, - общество "РусХимАльянс", общество "БХК";

б) российские юридические лица, участники проектных компаний, реализующих инвестиционный проект, - публичное акционерное общество "Газпром", акционерное общество "РусГазДобыча", общество с ограниченной ответственностью "Газпром ГНП холдинг", общество с ограниченной ответственностью "Национальная Газовая Группа";

в) ключевые руководители юридических лиц, имеющие отношение к непосредственной реализации инвестиционного проекта:

генеральный директор общества "РусХимАльянс" - Селезнёв Кирилл Геннадьевич;

генеральный директор общества "БХК" - Махов Константин Анатольевич.

4. Цели инвестиционного проекта - создание крупнейшего в России и одного из самых мощных в мире комплексов по переработке многокомпонентного природного газа, что позволит существенно увеличить объем производства и экспорта ценных компонентов природного газа, в том числе несырьевых неэнергетических товаров, рост объема переработки природного газа, рост производства сжиженного природного газа, прирост объемов производства полиэтилена в Российской Федерации, создание возможностей для развития производств последующих переделов из полиэтилена (продукции с высокой добавленной стоимостью).

Целевыми показателями инвестиционного проекта на операционной стадии (начиная с 1 января 2029 г.) являются:

переработка природного газа до 45 млрд. м3 в год;

производство сжиженного природного газа до 13,1 млн. т в год;

производство сжиженного углеводородного газа до 1,7 млн. т в год;

производство сухого отбензиненного газа до 18,9 млрд. м3 в год;

производство этановой фракции до 3,6 млн. т в год;

производство полиэтилена до 2,8 млн. т в год;

производство пентан-гексановой фракции до 0,13 млн. т в год, а также создание до 6000 рабочих мест.

5. Инвестиционный проект направлен на достижение целей, определенных в рамках:

а) Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" в части следующих целевых показателей:

темп роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности;

реальный рост инвестиций в основной капитал - не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года;

реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров - не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года;

б) стратегии социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года, принятой Законодательным собранием Ленинградской области 13 июля 2016 г., в части следующих целевых показателей:

валовый региональный продукт (в сопоставимых ценах на конец периода);

объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Ленинградской области (в действующих ценах в среднем за период);

в) государственной программы Российской Федерации "Развитие энергетики", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 321 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие энергетики", в части увеличения объема производства сжиженного природного газа и увеличения объема производства крупнотоннажных полимеров.

6. Оценка потенциального спроса (объема рынка) на продукцию (услуги).

Рост спроса на производимый сжиженный природный газ будет обеспечен за счет роста интереса к сжиженному природному газу главным образом в Китае, Индии и других странах Южной Азии. Дополнительными рынками сбыта сжиженного природного газа также могут быть Бангладеш, Пакистан, Малайзия, Вьетнам, Мьянма и страны Атлантического региона (в первую очередь Турция и Бразилия).

Спрос на сухой отбензиненный газ будет обеспечен со стороны публичного акционерного общества "Газпром" в полном объеме за счет реализации объемов сухого отбензиненного газа в рамках заключенного долгосрочного договора поставки газа публичным акционерным обществом "Газпром".

Рост спроса на производимый сжиженный углеводородный газ будет обеспечен за счет роста интереса к сжиженным углеводородным газам в Китае, Индии и Турции.

Рост спроса на полиэтилен будет обеспечен за счет роста интереса к полиэтилену в Китае, Индии и Турции, обусловленного наращиванием в этих странах мощностей по производству конечной продукции из полиэтилена, а также прогнозируемого общего экономического роста в этих странах.

7. Срок реализации инвестиционного проекта:

а) фаза проектирования (разработка проектной и рабочей документации): 2019 - 2026 годы;

б) фаза строительства:

в отношении газоперерабатывающего комплекса:

объекты I очереди - 2021 - 2025 годы, завод сжиженного природного газа - 2024 - 2026 годы;

объекты II очереди - 2023 - 2026 годы, завод сжиженного природного газа - 2024 - 2027 годы;

в отношении газохимического комплекса:

объекты I очереди - 2026 год;

объекты II очереди - 2027 год;

в) пусконаладочные работы и ввод объектов в эксплуатацию:

в отношении газоперерабатывающего комплекса:

объекты I очереди - 2025 - 2026 годы, завод сжиженного природного газа - 2026 -  2027 годы;

объекты II очереди - 2026 - 2027 годы, завод сжиженного природного газа - 2027 - 2028 годы;

в отношении газохимического комплекса:

объекты I очереди - 2026 год;

объекты II очереди - 2027 год;

г) начало фазы эксплуатации:

в отношении газоперерабатывающего комплекса:

объекты I очереди - 2026 год, завод сжиженного природного газа - 2027 год;

объекты II очереди - 2027 год, завод сжиженного природного газа - 2028 год;

в отношении газохимического комплекса:

объекты I очереди - 2026 год;

объекты II очереди - 2027 год.

8. Для служебного пользования.

9. Общая стоимость инвестиционного проекта с учетом налога на добавленную стоимость и операционного потока в инвестиционной фазе составляет 4915 млрд. рублей в номинальных (прогнозных) ценах.

Объем капитальных вложений, необходимый для реализации инвестиционного проекта - не менее 2970 млрд. рублей в ценах соответствующих лет без учета налога на добавленную стоимость, в том числе:

по проекту газоперерабатывающего комплекса - 1458 млрд. рублей;

по проекту газохимического комплекса - 1512 млрд. рублей.

При этом потребность в финансировании инвестиционного проекта за вычетом возмещаемого налога на добавленную стоимость и операционного потока на инвестиционной стадии составляет 4116,4 млрд. рублей, в том числе:

по проекту газоперерабатывающего комплекса - 2009,6 млрд. рублей;

по проекту газохимического комплекса - 2106,8 млрд. рублей.

10. Объемы и источники финансирования инвестиционного проекта:

а) заемное финансирование - не менее 2881,5 млрд. рублей (старший долг, 70 процентов потребности в финансировании, газоперерабатывающий комплекс - не менее 1406,8 млрд. рублей, газохимический комплекс - не менее 1474,7 млрд. рублей), погашение по графику в течение 16 лет, ожидаемая ставка привлечения старшего долга - ключевая ставка Банка России + 3,5 процентов годовых;

б) собственный капитал и средства партнеров - не менее 1234,8 млрд. рублей (младший долг и средства участников, 30 процентов потребности в финансировании);

в) общая сумма средств Фонда национального благосостояния (субординированная и несубординированная части) - 900 млрд. рублей (газоперерабатывающий комплекс - 450 млрд. рублей, газохимический комплекс - 450 млрд. рублей), представляемых в целях финансирования инвестиционного проекта в рамках подпунктов "а" и "б" настоящего пункта, в том числе:

440 млрд. рублей - на субординированных депозитах с погашением согласно плану-графику размещения и погашения средств Фонда национального благосостояния, размещаемых на субординированных депозитах, необходимых для финансирования инвестиционного проекта, представленному в приложении № 3, по ставке 6 процентов годовых с льготным периодом по уплате процентов в первые 5 лет, в течение которого проценты начисляются, капитализируются и подлежат уплате в конце указанного периода;

460 млрд. рублей на депозитах без субординации с погашением согласно плану-графику размещения и погашения средств Фонда национального благосостояния, размещаемых на депозитах без субординации, необходимых для финансирования инвестиционного проекта, представленному в приложении № 4, по ставке, равной ключевой ставке Банка России.

Доля средств Фонда национального благосостояния от общего объема финансирования (за счет всех источников, включая чистое возмещение налога на добавленную стоимость и операционный денежный поток) не превышает 30 процентов;

г) средства пенсионных накоплений - не предусмотрены.

11. Рейтинг долгосрочной кредитоспособности общества "РусХимАльянс" и общества "БХК" не применяется.

12. Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз инвестиционного проекта:

а) сильные стороны:

низкий уровень операционных затрат (дешевый сырьевой газ, низкие производственные затраты, современная крупнотоннажная мощность);

гарантированный долгосрочный доступ к основному сырью - природному газу (поставки со стороны публичного акционерного общества "Газпром");

отсутствие необходимости дополнительных капитальных вложений в связи с использованием собственной трубопроводной сети публичного акционерного общества "Газпром";

выгодное береговое расположение вблизи морского порта позволяет снизить стоимость логистики и обеспечивает гибкость поставок на экспортные рынки;

возможность использования инфраструктуры порта Усть-Луга для целей хранения готовой продукции в контейнерах;

широкая диверсификация по видам и маркам полиэтилена;

масштабная долгосрочная поддержка государства;

опытная управленческая команда;

б) слабые стороны:

масштаб инвестиционного проекта (существенная величина требуемых инвестиций);

волатильный характер регулирования рынка сжиженного углеводородного газа в Российской Федерации (пошлины на экспорт);

газохимический комплекс будет новым производителем на высококонкурентных целевых рынках сбыта;

ограниченный спрос на полиэтилен на внутреннем российском рынке;

в) возможности:

рост объемов добычи газа в Российской Федерации (в том числе в Западной Сибири) может увеличить объемы переработки газа и выпуска производной продукции;

наличие возможности поставок продукции другим потенциальным потребителям в транспортной доступности в случае существенных изменений в региональном балансе спроса и предложения;

рост спроса на сжиженный природный газ и сжиженный углеводородный газ в мире на рынках развивающихся стран;

новые сегменты спроса на сжиженный природный газ и сжиженный углеводородный газ;

высокие темпы роста потребления полиэтилена в мире;

появление новых направлений использования полиэтилена;

дальнейшее вытеснение полимерами традиционных материалов;

возможность гибко менять номенклатуру выпускаемых марок полиэтилена в зависимости от локальных тенденций;

развитие переработки полиэтилена в особой экономической зоне, созданной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2022 г. № 949 "О создании на территории муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа";

г) угрозы:

политические и экономические риски, в том числе санкционные ограничения;

строительство новых производственных мощностей сжиженного природного газа;

затруднения в подписании долгосрочных контрактов с конечными покупателями и судовладельцами, дефицит газовозов;

конкуренция сжиженного углеводородного газа с природным газом в коммунально-бытовом секторе, в генерации электроэнергии и в транспортном сегменте;

перекрытие водных путей Данией для газовозов из России (введение индивидуальных морских ограничений);

существенный рост экспорта полиэтилена из Северной Америки;

торговые барьеры, введение пошлин и нетарифных ограничений на импорт на целевых рынках;

растущие регуляторные ограничения на использование отдельных видов полиэтилена.

13. Риски реализации инвестиционного проекта приведены в приложении № 5.

14. Ответственные исполнители по инвестиционному проекту и их контактные данные:

общество "РусХимАльянс", 188480, Ленинградская область, Кингисеппский район, г. Кингисепп, ул. Воровского, д. 18А, этаж/помещение 3/306, телефон (812) 240-0072 (доб. 1218, 1245), адрес электронной почты: K.Barnos@baltlng.ru, A.Bogdashkin@baltlng.ru;

общество "БХК", 121357, г. Москва, ул. Верейская, д. 29, строение 134, этаж 7, комн. 17, (495) 221-75-39 (доб. 2245, 2246), адрес электронной почты: frolov_y@rusgasdob.ru, nikiforov_vm@baltchemc.ru.

 

 

____________

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
к паспорту инвестиционного проекта
"Комплекс по переработке этансодержащего газа в п. Усть-Луга"

 

ПЛАН-ГРАФИК
размещения и погашения средств Фонда национального благосостояния, размещаемых на субординированных депозитах, необходимых для финансирования инвестиционного проекта "Комплекс по переработке этансодержащего газа в п. Усть-Луга"

 

(в млрд. рублей)

ПериодОбъем размещения
средств ФНБ
на субординированных депозитах
Объем погашения средств ФНБ, размещенных
на субординированных депозитах
2024 год227-
2025 год213-
2026 - 2039 годы--
2040 год-49
2041 год-49
2042 год-49
2043 год-49
2044 год-49
2045 год-49
2046 год-49
2047 год-49
2048 год-48
Итого440440

 

 

____________

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
к паспорту инвестиционного проекта
"Комплекс по переработке этансодержащего газа в п. Усть-Луга"

 

ПЛАН-ГРАФИК
размещения и погашения средств Фонда национального благосостояния, размещаемых на депозитах без субординации, необходимых для финансирования инвестиционного проекта "Комплекс по переработке этансодержащего газа в п. Усть-Луга"

 

(в млрд. рублей)

ПериодОбъем размещения средств
ФНБ на депозитах
без субординации
Объем погашения
средств ФНБ, размещенных на депозитах без субординации
2024 год165-
2025 год12-
2026 год--
2027 год199-
2028 год848
2029 год-30
2030 год-29
2031 год-32
2032 год-38
2033 год-41
2034 год-43
2035 год-42
2036 год-45
2037 год-51
2038 год-54
2039 год-47
Итого460460

 

 

____________

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
к паспорту инвестиционного проекта
"Комплекс по переработке этансодержащего газа в п. Усть-Луга"

 

РИСКИ
реализации инвестиционного проекта "Комплекс по переработке этансодержащего газа в п. Усть-Луга"

 

Вид риска

Степень влияния

Комментарий

1. Рыночный риск

средний

а) в отношении продукции газоперерабатывающего комплекса.

Для нивелирования риска снижения спроса на сжиженный природный газ и сжиженный углеводородный газ рассматриваются стабильно растущие рынки стран Азии как потенциальные рынки сбыта продукции инвестиционного проекта "Комплекс по переработке этансодержащего газа
в п. Усть-Луга" (далее - инвестиционный проект);

б) в отношении продукции газохимического комплекса.

Риски возможного снижения объемов глобального спроса и изменение ценовой конъюнктуры на рынке сбыта полиэтилена оцениваются как средние в связи
с относительно низкими ценами на основное сырье (этановая фракция) и экономией от масштаба за счет высокой номинальной мощности газохимического комплекса

2. Риск сырьевой базы

низкий

в рамках инвестиционного проекта будет использоваться газовое сырье на базе запасов валанжинских (неокомских), ачимовских и юрских залежей месторождений
Надым-Пур-Тазовского региона,
а также месторождений Тамбейского кластера
3. Контрактные риски на инвестиционной фазе

средний

потенциальным риском для инвестиционного проекта может стать увеличение сроков получения и согласования проектной
и разрешительной документации, недостаточные или несвоевременные поставки оборудования и материалов.

Для снижения риска заключены ЕРС-контракты с опытными подрядчиками, размещаются заказы на основное технологическое оборудование длительного срока изготовления

4. Риск недофинансирования

средний

риск недофинансирования может быть связан с увеличением первоначальной стоимости инвестиционного проекта, увеличением продолжительности инвестиционного этапа инвестиционного проекта, недоступностью некоторых источников финансирования.

В качестве мер по снижению риска планируется комбинирование источников финансирования
с привлечением проектного финансирования

5. Акционерный риск

низкий

проектные компании
(общество с ограниченной ответственностью "РусХимАльянс", общество с ограниченной ответственностью "БХК") являются совместными предприятиями публичного акционерного общества "Газпром" и акционерного общества "РГД" на паритетных началах. Стратегическое и успешное партнерство Группы "Газпром"
и акционерного общества "РГД" началось с 2016 года. Указанные хозяйственные общества совместно реализовывают ряд коммерческих проектов. Инвестиционный проект реализуется в соответствии
со стратегическими целями
обоих спонсоров
6. Технологические и инфраструктурные риски

средний

в связи со значительным масштабом и одновременным строительством проектов газоперерабатывающего комплекса и газохимического комплекса, а также с учетом вводимых ограничений
на использование зарубежных технологий и оборудования нельзя исключать вероятность сдвигов сроков реализации инвестиционного проекта.
Для снижения данного риска был выбран способ пофазового строительства обоих производств с последовательным запуском
2 технологических линий, поиск альтернативных поставщиков
из России и дружественных стран.

Инфраструктурные риски, связанные с отсутствием или нехваткой требуемых
для строительства и эксплуатации ресурсов (природный газ, вода, электричество и др.) в регионе строительства оцениваются
на низком уровне

 

 

___________

 

Ссылки