БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 25.08.2025 № 209 "Об утверждении Порядка проведения культурно-воспитательной работы с несовершеннолетними подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися под стражей"

Министерство юстиции
Российской Федерации
ЗАРЕГИСТРИРОВАНО
Регистрационный № 83359
от 28 августа 2025 г.

 

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

 

Москва

 

25 августа 2025 г.                              № 209

 

Об утверждении Порядка проведения культурно-воспитательной работы с несовершеннолетними подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися под стражей

 

В соответствии с частью четвертой статьи 31 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", пунктом 1 статьи 23.1 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", подпунктом 9 пункта 2 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.01.2023 № 10, приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок проведения культурно-воспитательной работы с несовершеннолетними подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися под стражей.

 

 

Министр                              К.А.Чуйченко

 

 

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства юстиции
Российской Федерации
от 25 августа 2025 г. № 209

 

Порядок проведения культурно-воспитательной работы с несовершеннолетними подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися под стражей

 

L Общие положения

 

1. Культурно-воспитательная работа проводится с несовершеннолетними подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися под стражей в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, созданных на территориях исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (далее - несовершеннолетние, учреждение соответственно).

2. Культурно-воспитательная работа проводится работниками отдела (группы) по воспитательной работе с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными (далее - отдел по воспитательной работе), психологической лаборатории, других подразделений учреждения.

3. Культурно-воспитательная работа проводится с учетом возрастных, физических и психологических особенностей несовершеннолетних.

4. Основными направлениями культурно-воспитательной работы с несовершеннолетними является нравственное, правовое, патриотическое, социально-культурное, физическое, эстетическое и духовное воспитание, способствующее устойчивому и гармоничному развитию личности несовершеннолетнего, а также их полезной занятости.

 

II. Организация культурно-воспитательной работы с несовершеннолетними

 

5. Культурно-воспитательная работа с несовершеннолетними проводится со дня их прибытия в учреждение и размещения в карантинном отделении.

6. В течение 3 рабочих дней со дня прибытия несовершеннолетнего в учреждение приказом начальника учреждения для осуществления с ним индивидуальной культурно-воспитательной работы закрепляются работники отделов по воспитательной работе, режима, оперативной службы, психологической лаборатории (психолог) и других подразделений учреждения.

Администрацией учреждения изучаются материалы личного дела несовершеннолетнего, с ним проводится ознакомительная беседа, в ходе которой выясняются его отношение к преступлению, в совершении которого он подозревается или обвиняется, наличие социальных связей, уровень физического и интеллектуального развития, педагогической запущенности и другие сведения, имеющие значение для адаптации несовершеннолетнего к условиям содержания в учреждении и для исправления.

7. Не позднее 5 рабочих дней со дня прибытия несовершеннолетнего в учреждение администрация учреждения направляет в органы государственной власти по месту жительства несовершеннолетнего, а также в образовательную организацию, в которой несовершеннолетний учился до заключения под стражу, запросы о представлении в отношении его информационных материалов.

8. Культурно-воспитательная работа проводится в учреждении в соответствии с ежеквартальными планами, которые разрабатываются отделом по воспитательной работе с учетом предложений структурных подразделений учреждения и утверждаются начальником учреждения либо лицом его замещающим.

9. В ежеквартальном плане устанавливаются сроки реализации мероприятий и определяются работники учреждения, ответственные за их выполнение. Ознакомление работников учреждения с утвержденным планом осуществляется под подпись не позднее, чем за пять рабочих дней до дня начала плановых мероприятий.

10. Вопросы организации и проведения культурно-воспитательной работы ежеквартально рассматриваются на оперативных совещаниях у начальника учреждения и 1 раз в полугодие - у начальника территориального органа ФСИН России.

11. Работниками отдела по воспитательной работе ведутся журнал учета проведения групповых культурно-воспитательных мероприятий с несовершеннолетними подозреваемыми и обвиняемыми (рекомендуемый образец приведен в приложении № 1 к настоящему Порядку) и дневник индивидуальной культурно-воспитательной работы с несовершеннолетними подозреваемыми и обвиняемыми (далее - дневник ИКВР; рекомендуемый образец приведен в приложении № 2 к настоящему Порядку).

12. Контроль за ведением дневника ИКВР осуществляется ежеквартально заместителем начальника учреждения, отвечающим за координацию деятельности отдела по воспитательной работе и контроль за ней.

 

III. Проведение культурно-воспитательной работы с несовершеннолетними

 

13. Культурно-воспитательная работа осуществляется в индивидуальной и групповой формах.

14. Культурно-воспитательная работа в индивидуальной форме ведется с учетом возрастных, физических и психологических особенностей несовершеннолетнего и его поведения.

15. Мероприятия по групповой форме культурно-воспитательной работы, в том числе лекции, беседы, конкурсы, викторины, турниры, диспуты, спортивные мероприятия, занятия в кружках по интересам, организуются с учетом соблюдения требований раздельного размещения подозреваемых и обвиняемых в камерах, предусмотренных статьей 33 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".

16. При содержании несовершеннолетних в камерах карантинного отделения работниками учреждения, закрепленными за ними, проводятся мероприятия, направленные на предварительное изучение возрастных, физических и психологических особенностей несовершеннолетних, определяется их образовательный уровень.

17. По результатам изучения особенностей несовершеннолетнего работниками отдела по воспитательной работе составляется его социально-психологическая характеристика, разрабатывается комплексный план индивидуальной культурно-воспитательной работы с ним на два месяца. В дальнейшем такие планы составляются каждые два месяца с учетом результатов проведенных групповых и индивидуальных культурно-воспитательных мероприятий.

18. Работники учреждения, закрепленные за несовершеннолетним для проведения индивидуальной культурно-воспитательной работы с ним, по мере осуществления мероприятий вносят в дневник ИКВР информацию о проделанной работе и достигнутых результатах с выводами и рекомендациями по ее дальнейшему выполнению.

19. При направлении несовершеннолетнего в исправительное учреждение или его освобождении из учреждения дневник ИКВР, а также информационные материалы, полученные из образовательной организации и от органов государственной власти по месту жительства несовершеннолетнего, приобщаются к его личному делу.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к Порядку проведения культурно-воспитательной работы
с несовершеннолетними подозреваемыми
и обвиняемыми, содержащимися
под стражей

 

Рекомендуемый образец

 

ЖУРНАЛ
учета проведения групповых культурно-воспитательных мероприятий с несовершеннолетними подозреваемыми и обвиняемыми

 

1. Учет культурно-воспитательных мероприятий, проводимых с несовершеннолетними

№ п/пДата проведенияНаименование мероприятияКто проводил мероприятие (фамилия, имя, отчество (при наличии), должность, специальное звание (при наличии)Число участниковПримечание
  
 
 

2. Контроль за ведением журнала, осуществляемый руководством учреждения

№ п/пДата проверкиРезультат проверки (замечания по ведению журнала)Фамилия, имя, отчество (при наличии), должность, специальное звание (при наличии) проверяющегоПримечание
 
 
 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к Порядку проведения культурно-воспитательной работы
с несовершеннолетними подозреваемыми
и обвиняемыми, содержащимися
под стражей

 

Рекомендуемый образец

 

ДНЕВНИК
индивидуальной культурно-воспитательной работы с несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым

 

Фамилия __________________________________________________________________

Имя ______________________________________________________________________

Отчество (при наличии) _____________________________________________________

Подозреваемый, обвиняемый (осужденный) в совершении преступления, предусмотренного статьей (статьями) _________________________ Уголовного кодекса Российской Федерации

Дата поступления в следственный изолятор (помещение, функционирующее в режиме следственного изолятора, созданного на территории исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы) ___________________________________________

Приказом начальника _______________________________________________________

(наименование учреждения, дата и номер приказа)

за несовершеннолетним _____________________________________________________

(фамилия, имя, отчество (при наличии)

закреплены сотрудники:

1. ________________________________________________________________________

(фамилия, имя отчество (при наличии)

__________________________________________________________________________

(должность, специальное звание (при наличии)

2. ________________________________________________________________________

(фамилия, имя отчество (при наличии)

__________________________________________________________________________

(должность, специальное звание (при наличии)

3. ________________________________________________________________________

(фамилия, имя отчество (при наличии)

__________________________________________________________________________

(должность, специальное звание (при наличии)

4. ________________________________________________________________________

(фамилия, имя отчество (при наличии)

__________________________________________________________________________

(должность, специальное звание (при наличии)

 

I. Общие социально-демографические сведения о несовершеннолетнем
(данные в разделе заносятся сотрудником воспитательной службы учреждения по результатам беседы с несовершеннолетним, изучения его личного дела и иных материалов)

 

1. Фамилия, имя, отчество (при наличии) ______________________________________

2. Дата и место рождения ____________________________________________________

3. Адрес места жительства ___________________________________________________

4. Образование _____________________________________________________________

5. Имеющаяся профессия ____________________________________________________

6. Проживал:

- в семье с отцом и с матерью; в приемной семье;

- без отца с _______ лет; без матери с ________ лет;

- с отчимом с ________ лет; с мачехой с ________ лет;

- у других родственников (законных представителей) с ________ лет;

- в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей __________________________________________________________________________

(адрес и полное наименование организации)

7. Чем занимался до избрания меры пресечения в виде заключения под стражу:

- учился в ________ классе _____________________________________________;

(полное наименование образовательной организации)

- не учился и не работал; жил на иждивении родителей (законных представителей);

- учился без отрыва от работы (где и по какой специальности);

- находился в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждениях и других специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации _____________________________________________________________;

(адрес и полное наименование учреждения)

- работал ____________________________________________________________;

(полное наименование организации)

- зарабатывал в месяц __________________________________________________;

- на что тратил деньги __________________________________________________.

8. Сведения о близких родственниках (законных представителях):

Степень родстваФамилия, имя, отчество (при наличии)Место жительства, адресРод занятий
 
 
 
 

9. Сведения о родственниках (друзьях), отбывающих (отбывавших) наказание в местах лишения свободы ___________________________________________________________

__________________________________________________________________________

10. Взаимоотношения между родителями (законными представителями): спокойные; доброжелательные; безразличные; напряженные; конфликты (скандалы, драки) изредка, часто; иное: ________________________________________________________________

11. Отношение к несовершеннолетнему в семье: часто меняющееся; агрессивное; любят и заботятся; относятся равнодушно; другое _______________________________

12. Как воспитывали в семье: строго с применением мер физического воздействия; строго, но без мер физического воздействия; мягко; никак не воспитывали; иное __________________________________________________________________________

13. Как поощряли в семье: словесно; подарками; деньгами; по-другому _____________.

14. Отношение несовершеннолетнего к родителям (законным представителям): доброжелательное; враждебное; безразличное; агрессивное;

иное ______________________________________________________________________

15. Материальное положение семьи: хорошее; удовлетворительное; неудовлетворительное.

16. Жилищные условия несовершеннолетнего __________________________________

17. Отношение несовершеннолетнего к учебе, к труду: положительное, отрицательное, безразличное, иное _________________________________________________________

18. Свободное время преимущественно проводил: в семье; на улице; в одиночестве; с друзьями, иное _____________________________________________________________

19. Отношение к курению: не курил, курил регулярно (изредка) с ________ лет

20. Отношение к наркотикам: не употреблял, пробовал, употреблял систематически (иногда) наркотические средства, химические и (или) психотропные вещества (какие?) __________________________________________________________________________

21. Отношение к алкоголю: не употреблял, пробовал, употреблял систематически (иногда) (нужное подчеркнуть)

22. Разрешали ли родители (законные представители) курить и употреблять спиртное: да нет (нужное подчеркнуть).

23. Часто ли употребляли алкогольные напитки в семье (нужное подчеркнуть):

мать (мачеха): каждый день; иногда; никогда;

отец (отчим): каждый день; иногда; никогда;

брат (сестра): каждый день; иногда; никогда;

бабушка (дедушка): каждый день; иногда; никогда.

24. Имеющиеся татуировки (описать): _________________________________________

__________________________________________________________________________

25. Что нравится несовершеннолетнему: читать книги, заниматься спортом, слушать музыку, танцевать, гулять с друзьями, путешествовать; шумные компании, азартные игры, компьютерные игры, иное ______________________________________________

26. Привлекался ли ранее к уголовной ответственности (судимость, статья, срок и вид наказания) _________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

27. В совершении какого преступления подозревают (обвиняют) несовершеннолетнего __________________________________________________________________________

28. Роль в совершенном преступлении: исполнитель, организатор, подстрекатель, пособник.

29. Обстоятельства, цели и мотивы совершенного преступления (краткое описание) __________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

30. Что толкнуло на совершение преступления: ненависть или вражда (политическая, идеологическая, расовая, национальная, религиозная либо в отношении какой-либо социальной группы); алкогольное (наркотическое) опьянение; материальные трудности; месть; зависть; ссора с родителями; от нечего делать; иное ________________________

31. Кого считает виноватым в содеянном: виноват только я сам; виноваты мои друзья; виноваты мои родители; виновато окружающее общество; виноваты все; никто не виноват; иное ______________________________________________________________

32. Отношение несовершеннолетнего к совершенному преступлению: раскаивается; безразличен; гордится тем, что сделал; ничуть не жалеет; не знает; иное ____________

33. О чем думал несовершеннолетний, когда совершал преступление: не думал об ответственности, надеялся избежать ответственности, относился безразлично; иное __________________________________________________________________________

34. Отношение несовершеннолетнего к криминальной субкультуре _________________

__________________________________________________________________________

35. Поведение несовершеннолетнего до заключения под стражу:

- самовольно совершал уход из дома (учреждения), бродяжничал, занимался попрошайничеством;

- систематически допускал неисполнение устава образовательной организации и правил ее внутреннего распорядка;

- задерживался полицией в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения, по другому поводу __________________________________________________________

- состоял в неформальной молодежной группе антиобщественной направленности, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" ________________________________________________________________

отмечалось антиобщественное поведение, систематическое психологическое и (или) физическое агрессивное поведение в отношении другого лица или лиц, осуществляемое в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" ___________________________________________________________

- совершал административные правонарушения ____________________________

- совершал общественно опасные деяния, но не привлекался к уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством _________________________________________________

- совершал акты членовредительства и попытки суицида, по какой причине __________________________________________________________________________

- состоял на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, в подразделении по делам несовершеннолетних органов внутренних дел с ________ лет (причина) __________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

36. Как несовершеннолетний воспринимает изоляцию от общества: переносит тяжело; безразлично; считает свое положение терпимым.

37. Взаимоотношения несовершеннолетнего с родственниками в настоящее время: поддерживает переписку, встречался во время свиданий, получает передачи / не поддерживает переписку, не получает передачи, не имеет родственников.

38. Дополнительная информация:

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

 

II. Социально-психологическая характеристика несовершеннолетнего

 

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Выводы:

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Рекомендации:

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

 

III. КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН
индивидуальной культурно-воспитательной работы с несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым

 

№ п/пМероприятиеСроки проведения и ответственный исполнительДата выполнения
 
 
 
 

 

IV. Индивидуальная культурно-воспитательная работа с несовершеннолетним.

Записи сотрудников

 

__________________________________________________________________________

(содержание проведенной работы)

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Выводы:

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Рекомендации:

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

___________________________________________

(должность, фамилия, имя, отчество (при наличии)

 

_______________________

(дата, подпись)

__________________________________________________________________________

(содержание проведенной работы)

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Выводы:

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Рекомендации: _____________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

___________________________________________

(должность, фамилия, имя, отчество (при наличии)

 

_______________________

(дата, подпись)

 

V. Записи иных сотрудников учреждения

 

__________________________________________________________________________

(содержание проведенной работы)

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Выводы:

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Рекомендации:

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

___________________________________________

(должность, фамилия, имя, отчество (при наличии)

 

_______________________

(дата, подпись)

__________________________________________________________________________

(содержание проведенной работы)

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Выводы:

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Рекомендации:

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

___________________________________________

(должность, фамилия, имя, отчество (при наличии)

 

_______________________

(дата, подпись)

 

VI. Поощрения, примененные к несовершеннолетнему

 

№ п/пВид поощренияЗа что объявлено поощрениеДата, № приказа
   
 
 

 

VII. Взыскания, примененные к несовершеннолетнему

 

№ п/пВид взысканияЗа что

наложено взыскание

Дата, № приказа (постановления)
 
 
 

 

VIII. Контроль, осуществляемый руководством учреждения

 

№ п/пДата проверкиРезультат проверки (замечания по ведению дневника)Фамилия, имя, отчество (при наличии, должность, специальное звание (при наличии) проверяющегоПримечание