Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 25.08.2025 № 209 "Об утверждении Порядка проведения культурно-воспитательной работы с несовершеннолетними подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися под стражей"
Министерство юстиции
Российской Федерации
ЗАРЕГИСТРИРОВАНО
Регистрационный № 83359
от 28 августа 2025 г.
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
Москва
25 августа 2025 г. № 209
Об утверждении Порядка проведения культурно-воспитательной работы с несовершеннолетними подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися под стражей
В соответствии с частью четвертой статьи 31 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", пунктом 1 статьи 23.1 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", подпунктом 9 пункта 2 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.01.2023 № 10, приказываю:
Утвердить прилагаемый Порядок проведения культурно-воспитательной работы с несовершеннолетними подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися под стражей.
Министр К.А.Чуйченко
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства юстиции
Российской Федерации
от 25 августа 2025 г. № 209
Порядок проведения культурно-воспитательной работы с несовершеннолетними подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися под стражей
L Общие положения
1. Культурно-воспитательная работа проводится с несовершеннолетними подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися под стражей в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, созданных на территориях исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (далее - несовершеннолетние, учреждение соответственно).
2. Культурно-воспитательная работа проводится работниками отдела (группы) по воспитательной работе с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными (далее - отдел по воспитательной работе), психологической лаборатории, других подразделений учреждения.
3. Культурно-воспитательная работа проводится с учетом возрастных, физических и психологических особенностей несовершеннолетних.
4. Основными направлениями культурно-воспитательной работы с несовершеннолетними является нравственное, правовое, патриотическое, социально-культурное, физическое, эстетическое и духовное воспитание, способствующее устойчивому и гармоничному развитию личности несовершеннолетнего, а также их полезной занятости.
II. Организация культурно-воспитательной работы с несовершеннолетними
5. Культурно-воспитательная работа с несовершеннолетними проводится со дня их прибытия в учреждение и размещения в карантинном отделении.
6. В течение 3 рабочих дней со дня прибытия несовершеннолетнего в учреждение приказом начальника учреждения для осуществления с ним индивидуальной культурно-воспитательной работы закрепляются работники отделов по воспитательной работе, режима, оперативной службы, психологической лаборатории (психолог) и других подразделений учреждения.
Администрацией учреждения изучаются материалы личного дела несовершеннолетнего, с ним проводится ознакомительная беседа, в ходе которой выясняются его отношение к преступлению, в совершении которого он подозревается или обвиняется, наличие социальных связей, уровень физического и интеллектуального развития, педагогической запущенности и другие сведения, имеющие значение для адаптации несовершеннолетнего к условиям содержания в учреждении и для исправления.
7. Не позднее 5 рабочих дней со дня прибытия несовершеннолетнего в учреждение администрация учреждения направляет в органы государственной власти по месту жительства несовершеннолетнего, а также в образовательную организацию, в которой несовершеннолетний учился до заключения под стражу, запросы о представлении в отношении его информационных материалов.
8. Культурно-воспитательная работа проводится в учреждении в соответствии с ежеквартальными планами, которые разрабатываются отделом по воспитательной работе с учетом предложений структурных подразделений учреждения и утверждаются начальником учреждения либо лицом его замещающим.
9. В ежеквартальном плане устанавливаются сроки реализации мероприятий и определяются работники учреждения, ответственные за их выполнение. Ознакомление работников учреждения с утвержденным планом осуществляется под подпись не позднее, чем за пять рабочих дней до дня начала плановых мероприятий.
10. Вопросы организации и проведения культурно-воспитательной работы ежеквартально рассматриваются на оперативных совещаниях у начальника учреждения и 1 раз в полугодие - у начальника территориального органа ФСИН России.
11. Работниками отдела по воспитательной работе ведутся журнал учета проведения групповых культурно-воспитательных мероприятий с несовершеннолетними подозреваемыми и обвиняемыми (рекомендуемый образец приведен в приложении № 1 к настоящему Порядку) и дневник индивидуальной культурно-воспитательной работы с несовершеннолетними подозреваемыми и обвиняемыми (далее - дневник ИКВР; рекомендуемый образец приведен в приложении № 2 к настоящему Порядку).
12. Контроль за ведением дневника ИКВР осуществляется ежеквартально заместителем начальника учреждения, отвечающим за координацию деятельности отдела по воспитательной работе и контроль за ней.
III. Проведение культурно-воспитательной работы с несовершеннолетними
13. Культурно-воспитательная работа осуществляется в индивидуальной и групповой формах.
14. Культурно-воспитательная работа в индивидуальной форме ведется с учетом возрастных, физических и психологических особенностей несовершеннолетнего и его поведения.
15. Мероприятия по групповой форме культурно-воспитательной работы, в том числе лекции, беседы, конкурсы, викторины, турниры, диспуты, спортивные мероприятия, занятия в кружках по интересам, организуются с учетом соблюдения требований раздельного размещения подозреваемых и обвиняемых в камерах, предусмотренных статьей 33 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
16. При содержании несовершеннолетних в камерах карантинного отделения работниками учреждения, закрепленными за ними, проводятся мероприятия, направленные на предварительное изучение возрастных, физических и психологических особенностей несовершеннолетних, определяется их образовательный уровень.
17. По результатам изучения особенностей несовершеннолетнего работниками отдела по воспитательной работе составляется его социально-психологическая характеристика, разрабатывается комплексный план индивидуальной культурно-воспитательной работы с ним на два месяца. В дальнейшем такие планы составляются каждые два месяца с учетом результатов проведенных групповых и индивидуальных культурно-воспитательных мероприятий.
18. Работники учреждения, закрепленные за несовершеннолетним для проведения индивидуальной культурно-воспитательной работы с ним, по мере осуществления мероприятий вносят в дневник ИКВР информацию о проделанной работе и достигнутых результатах с выводами и рекомендациями по ее дальнейшему выполнению.
19. При направлении несовершеннолетнего в исправительное учреждение или его освобождении из учреждения дневник ИКВР, а также информационные материалы, полученные из образовательной организации и от органов государственной власти по месту жительства несовершеннолетнего, приобщаются к его личному делу.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к Порядку проведения культурно-воспитательной работы
с несовершеннолетними подозреваемыми
и обвиняемыми, содержащимися
под стражей
Рекомендуемый образец
ЖУРНАЛ
учета проведения групповых культурно-воспитательных мероприятий с несовершеннолетними подозреваемыми и обвиняемыми
1. Учет культурно-воспитательных мероприятий, проводимых с несовершеннолетними
№ п/п | Дата проведения | Наименование мероприятия | Кто проводил мероприятие (фамилия, имя, отчество (при наличии), должность, специальное звание (при наличии) | Число участников | Примечание |
2. Контроль за ведением журнала, осуществляемый руководством учреждения
№ п/п | Дата проверки | Результат проверки (замечания по ведению журнала) | Фамилия, имя, отчество (при наличии), должность, специальное звание (при наличии) проверяющего | Примечание |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к Порядку проведения культурно-воспитательной работы
с несовершеннолетними подозреваемыми
и обвиняемыми, содержащимися
под стражей
Рекомендуемый образец
ДНЕВНИК
индивидуальной культурно-воспитательной работы с несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым
Фамилия __________________________________________________________________
Имя ______________________________________________________________________
Отчество (при наличии) _____________________________________________________
Подозреваемый, обвиняемый (осужденный) в совершении преступления, предусмотренного статьей (статьями) _________________________ Уголовного кодекса Российской Федерации
Дата поступления в следственный изолятор (помещение, функционирующее в режиме следственного изолятора, созданного на территории исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы) ___________________________________________
Приказом начальника _______________________________________________________
(наименование учреждения, дата и номер приказа)
за несовершеннолетним _____________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при наличии)
закреплены сотрудники:
1. ________________________________________________________________________
(фамилия, имя отчество (при наличии)
__________________________________________________________________________
(должность, специальное звание (при наличии)
2. ________________________________________________________________________
(фамилия, имя отчество (при наличии)
__________________________________________________________________________
(должность, специальное звание (при наличии)
3. ________________________________________________________________________
(фамилия, имя отчество (при наличии)
__________________________________________________________________________
(должность, специальное звание (при наличии)
4. ________________________________________________________________________
(фамилия, имя отчество (при наличии)
__________________________________________________________________________
(должность, специальное звание (при наличии)
I. Общие социально-демографические сведения о несовершеннолетнем
(данные в разделе заносятся сотрудником воспитательной службы учреждения по результатам беседы с несовершеннолетним, изучения его личного дела и иных материалов)
1. Фамилия, имя, отчество (при наличии) ______________________________________
2. Дата и место рождения ____________________________________________________
3. Адрес места жительства ___________________________________________________
4. Образование _____________________________________________________________
5. Имеющаяся профессия ____________________________________________________
6. Проживал:
- в семье с отцом и с матерью; в приемной семье;
- без отца с _______ лет; без матери с ________ лет;
- с отчимом с ________ лет; с мачехой с ________ лет;
- у других родственников (законных представителей) с ________ лет;
- в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей __________________________________________________________________________
(адрес и полное наименование организации)
7. Чем занимался до избрания меры пресечения в виде заключения под стражу:
- учился в ________ классе _____________________________________________;
(полное наименование образовательной организации)
- не учился и не работал; жил на иждивении родителей (законных представителей);
- учился без отрыва от работы (где и по какой специальности);
- находился в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждениях и других специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации _____________________________________________________________;
(адрес и полное наименование учреждения)
- работал ____________________________________________________________;
(полное наименование организации)
- зарабатывал в месяц __________________________________________________;
- на что тратил деньги __________________________________________________.
8. Сведения о близких родственниках (законных представителях):
Степень родства | Фамилия, имя, отчество (при наличии) | Место жительства, адрес | Род занятий |
9. Сведения о родственниках (друзьях), отбывающих (отбывавших) наказание в местах лишения свободы ___________________________________________________________
__________________________________________________________________________
10. Взаимоотношения между родителями (законными представителями): спокойные; доброжелательные; безразличные; напряженные; конфликты (скандалы, драки) изредка, часто; иное: ________________________________________________________________
11. Отношение к несовершеннолетнему в семье: часто меняющееся; агрессивное; любят и заботятся; относятся равнодушно; другое _______________________________
12. Как воспитывали в семье: строго с применением мер физического воздействия; строго, но без мер физического воздействия; мягко; никак не воспитывали; иное __________________________________________________________________________
13. Как поощряли в семье: словесно; подарками; деньгами; по-другому _____________.
14. Отношение несовершеннолетнего к родителям (законным представителям): доброжелательное; враждебное; безразличное; агрессивное;
иное ______________________________________________________________________
15. Материальное положение семьи: хорошее; удовлетворительное; неудовлетворительное.
16. Жилищные условия несовершеннолетнего __________________________________
17. Отношение несовершеннолетнего к учебе, к труду: положительное, отрицательное, безразличное, иное _________________________________________________________
18. Свободное время преимущественно проводил: в семье; на улице; в одиночестве; с друзьями, иное _____________________________________________________________
19. Отношение к курению: не курил, курил регулярно (изредка) с ________ лет
20. Отношение к наркотикам: не употреблял, пробовал, употреблял систематически (иногда) наркотические средства, химические и (или) психотропные вещества (какие?) __________________________________________________________________________
21. Отношение к алкоголю: не употреблял, пробовал, употреблял систематически (иногда) (нужное подчеркнуть)
22. Разрешали ли родители (законные представители) курить и употреблять спиртное: да нет (нужное подчеркнуть).
23. Часто ли употребляли алкогольные напитки в семье (нужное подчеркнуть):
мать (мачеха): каждый день; иногда; никогда;
отец (отчим): каждый день; иногда; никогда;
брат (сестра): каждый день; иногда; никогда;
бабушка (дедушка): каждый день; иногда; никогда.
24. Имеющиеся татуировки (описать): _________________________________________
__________________________________________________________________________
25. Что нравится несовершеннолетнему: читать книги, заниматься спортом, слушать музыку, танцевать, гулять с друзьями, путешествовать; шумные компании, азартные игры, компьютерные игры, иное ______________________________________________
26. Привлекался ли ранее к уголовной ответственности (судимость, статья, срок и вид наказания) _________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
27. В совершении какого преступления подозревают (обвиняют) несовершеннолетнего __________________________________________________________________________
28. Роль в совершенном преступлении: исполнитель, организатор, подстрекатель, пособник.
29. Обстоятельства, цели и мотивы совершенного преступления (краткое описание) __________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
30. Что толкнуло на совершение преступления: ненависть или вражда (политическая, идеологическая, расовая, национальная, религиозная либо в отношении какой-либо социальной группы); алкогольное (наркотическое) опьянение; материальные трудности; месть; зависть; ссора с родителями; от нечего делать; иное ________________________
31. Кого считает виноватым в содеянном: виноват только я сам; виноваты мои друзья; виноваты мои родители; виновато окружающее общество; виноваты все; никто не виноват; иное ______________________________________________________________
32. Отношение несовершеннолетнего к совершенному преступлению: раскаивается; безразличен; гордится тем, что сделал; ничуть не жалеет; не знает; иное ____________
33. О чем думал несовершеннолетний, когда совершал преступление: не думал об ответственности, надеялся избежать ответственности, относился безразлично; иное __________________________________________________________________________
34. Отношение несовершеннолетнего к криминальной субкультуре _________________
__________________________________________________________________________
35. Поведение несовершеннолетнего до заключения под стражу:
- самовольно совершал уход из дома (учреждения), бродяжничал, занимался попрошайничеством;
- систематически допускал неисполнение устава образовательной организации и правил ее внутреннего распорядка;
- задерживался полицией в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения, по другому поводу __________________________________________________________
- состоял в неформальной молодежной группе антиобщественной направленности, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" ________________________________________________________________
отмечалось антиобщественное поведение, систематическое психологическое и (или) физическое агрессивное поведение в отношении другого лица или лиц, осуществляемое в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" ___________________________________________________________
- совершал административные правонарушения ____________________________
- совершал общественно опасные деяния, но не привлекался к уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством _________________________________________________
- совершал акты членовредительства и попытки суицида, по какой причине __________________________________________________________________________
- состоял на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, в подразделении по делам несовершеннолетних органов внутренних дел с ________ лет (причина) __________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
36. Как несовершеннолетний воспринимает изоляцию от общества: переносит тяжело; безразлично; считает свое положение терпимым.
37. Взаимоотношения несовершеннолетнего с родственниками в настоящее время: поддерживает переписку, встречался во время свиданий, получает передачи / не поддерживает переписку, не получает передачи, не имеет родственников.
38. Дополнительная информация:
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
II. Социально-психологическая характеристика несовершеннолетнего
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Выводы:
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Рекомендации:
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
III. КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН
индивидуальной культурно-воспитательной работы с несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым
№ п/п | Мероприятие | Сроки проведения и ответственный исполнитель | Дата выполнения |
IV. Индивидуальная культурно-воспитательная работа с несовершеннолетним.
Записи сотрудников
__________________________________________________________________________
(содержание проведенной работы)
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Выводы:
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Рекомендации:
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
___________________________________________ (должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) | _______________________ (дата, подпись) |
__________________________________________________________________________
(содержание проведенной работы)
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Выводы:
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Рекомендации: _____________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
___________________________________________ (должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) | _______________________ (дата, подпись) |
V. Записи иных сотрудников учреждения
__________________________________________________________________________
(содержание проведенной работы)
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Выводы:
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Рекомендации:
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
___________________________________________ (должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) | _______________________ (дата, подпись) |
__________________________________________________________________________
(содержание проведенной работы)
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Выводы:
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Рекомендации:
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
___________________________________________ (должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) | _______________________ (дата, подпись) |
VI. Поощрения, примененные к несовершеннолетнему
№ п/п | Вид поощрения | За что объявлено поощрение | Дата, № приказа |
VII. Взыскания, примененные к несовершеннолетнему
№ п/п | Вид взыскания | За что наложено взыскание | Дата, № приказа (постановления) |
VIII. Контроль, осуществляемый руководством учреждения
№ п/п | Дата проверки | Результат проверки (замечания по ведению дневника) | Фамилия, имя, отчество (при наличии, должность, специальное звание (при наличии) проверяющего | Примечание |
