Постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.2025 № 1176 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 316"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 августа 2025 г. № 1176
МОСКВА
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 316
Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 316 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 18, ст. 2162; 2022, № 1, ст. 192; № 38, ст. 6448; 2024, № 30, ст. 4385; № 50, ст. 7779).
Председатель Правительства
Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 5 августа 2025 г. № 1176
ИЗМЕНЕНИЯ,
которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика"
1. Раздел I изложить в следующей редакции:
"I. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика"
1. Оценка текущего состояния социально-экономического развития Российской Федерации
Экономическое развитие оказывает прямое влияние на экономический рост, внедрение технологических инноваций, повышение качества и уровня жизни населения, повышение производительности труда и на достижение других стратегических целей социально-экономического развития страны.
С 2022 года российская экономика функционирует в условиях беспрецедентного санкционного давления со стороны ряда западных стран, коснувшегося практически всех секторов и отраслей экономики Российской Федерации.
Под влиянием санкций российская экономика оказалась в принципиально новых условиях. После спада валового внутреннего продукта, который по итогам 2022 года составил 1,4 процента, пройден этап успешной первичной адаптации российской экономики к санкционному давлению.
В 2023 - 2024 годах экономика Российской Федерации росла темпами выше среднемировых. Темпы роста валового внутреннего продукта в 2023 году и за 2024 год составили 4,1 процента и 4,3 процента соответственно (по оценке Федеральной службы государственной статистики), что полностью нивелировало спад в 2022 году. Российская экономика продемонстрировала высокую степень устойчивости, в том числе благодаря реализации комплекса мер бюджетной и денежно-кредитной политики.
Задачей текущего этапа является переход к долгосрочному экономическому росту путем структурной трансформации экономики.
Все более значимый вклад в экономический рост вносит малый и средний бизнес, который является полноценным участником экономики Российской Федерации, обеспечивая импортозамещение, развивая производства и создавая новые рабочие места. Его доля в валовом внутреннем продукте превышает 21 процент.
В 2024 году общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства увеличилось на 240,8 тыс. единиц (в том числе количество индивидуальных предпринимателей выросло на 266,6 тыс. единиц, количество юридических лиц снизилось на 25,8 тыс. единиц).
Поддержка малого и среднего бизнеса является одним из ключевых приоритетов Российской Федерации для обеспечения роста реального дохода на работника, занятого в сфере малого и среднего предпринимательства, до 2030 года в 1,2 раза выше роста валового внутреннего продукта.
Рост экономики в 2023 - 2024 годах сопровождался высокой инвестиционной активностью. По итогам 2024 года прирост инвестиций в основной капитал составил 7,4 процента, несмотря на высокую базу 2023 года (рост на 9,8 процента). Рост инвестиций позволяет нарастить объемы предложения отечественных товаров для удовлетворения внутреннего спроса. Основным источником роста выступает частная предпринимательская инициатива при одновременном сохранении поддержки со стороны бюджетных источников. Для поддержания инвестиционной активности необходимо обеспечивать стабильность регуляторной среды для инвесторов, обеспечить проекты капиталом и инфраструктурой, распределять риски между государством, инвесторами и финансовой системой.
Несмотря на свою направленность на развитие экономики и инновационной сферы в 2023 - 2024 годах, государственная программа Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" (далее - Программа) сыграла важную роль в финансовом обеспечении комплекса мер, направленных на снижение негативных последствий экономических кризисов, стабилизацию ситуации и восстановление нормального функционирования экономики. Были предоставлены льготные кредиты субъектам малого и среднего бизнеса и системообразующим предприятиям, самозанятым гражданам, начата реализация индивидуальных программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации с низким уровнем социально-эконмического развития.
В 2025 году в рамках Программы осуществляется дальнейшее финансирование мероприятий, обеспечивающих поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства и рост экономики, а также долгосрочные структурные изменения в экономике.
Реализация мероприятий Программы за прошедший период обеспечила достижение следующих результатов:
созданы новые особые экономические зоны и обеспечено их развитие, включая увеличение объема привлеченных инвестиций, количества созданных рабочих мест;
запущен и успешно функционирует механизм "фабрики" проектного финансирования;
открыты и функционируют во всех субъектах Российской Федерации центры "Мой бизнес";
уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг достиг 96 процентов;
сетью многофункциональных центров обеспечен доступ более 96 процентов населения к предоставлению государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна";
уровень удовлетворенности граждан оказанием новых государственных услуг и сервисов, прошедших оценку в лабораториях пользовательского тестирования, составил 83 процента;
созданы 11 лабораторий пользовательского тестирования услуг и сервисов;
запущен механизм типизации и сертификации на соответствие принципам и стандартам клиентоцентричности государственных и муниципальных услуг (сервисов);
запущен механизм бесшовной интеграции мер государственной поддержки, который предусматривает обмен информацией о поддержанных инновационных компаниях, а также учет экспертизы институтов развития;
созданы инновационные научно-технологические центры "Инновационный научно-технологический центр МГУ "Воробьевы горы", "Инновационный научно-технологический центр "Сириус", "Долина Менделеева", "Русский", "Инновационный научно-технологический центр "Композитная долина", "Интеллектуальная электроника - Валдай", "Парк атомных и медицинских технологий", "Квантовая долина", "Балтийская долина - Хьюмантек", "Аэрокосмическая инновационная долина", "ЮНИТИ ПАРК";
сокращен на месяц средний срок рассмотрения заявок на государственную регистрацию товарного знака;
отрасли экономики обеспечены высококвалифицированными управленческими кадрами;
агентами развития технологий (федеральное государственное бюджетное учреждение "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере", некоммерческая организация Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий, унитарная некоммерческая организация Фонд инфраструктурных и образовательных программ, автономная некоммерческая организация "Платформа Национальной технологической инициативы", автономная некоммерческая организация "Центр поддержки инжиниринга и инноваций", акционерное общество "Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства") осуществлена поддержка инновационных компаний и предпринимателей, что является необходимым условием для ускорения темпов технологического развития Российской Федерации.
В целом российская экономика на фоне санкционных ограничений развивалась быстрее, чем другие крупные развитые страны.
Вместе с тем в сфере экономического развития сохраняется ряд внешнеэкономических и общеэкономических ключевых вызовов и рисков.
К внешнеэкономическим вызовам и рискам, обусловленным высокой зависимостью показателей социально-экономического развития Российской Федерации от мировых цен на энергоносители и другие сырьевые товары, относятся следующие:
рост волатильности мировых сырьевых и финансовых рынков, связанный с высоким уровнем неопределенности;
замедление темпов роста мировой экономики, что может негативно сказаться на спросе на традиционные товары российского экспорта, выразиться в снижении экспортных цен;
ужесточение применения санкционного режима в отношении российской экономики.
К общеэкономическим вызовам и рискам относятся следующие:
сокращение инвестиционной активности из-за несвоевременного возврата к смягчению денежно-кредитной политики;
невосприимчивость экономики и общества к инновациям, что препятствует практическому применению результатов научных исследований и разработок;
низкий потребительский спрос.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Программы
В целях достижения стратегических целей и задач социально-экономического развития Российской Федерации определены новые цели, разработаны структура и система показателей Программы.
Система целеполагания Программы включает в себя:
цель 1 "Запуск нового инвестиционного цикла и улучшение делового климата", которая характеризуется в том числе:
обеспечением прироста объема инвестиций в основной капитал по отношению к показателям 2020 года в 2030 году не ниже 60 процентов;
созданием более 200 тыс. новых рабочих мест в рамках реализации мероприятий, направленных на повышение потенциала региональных экономик, к 2030 году.
Для достижения указанной цели в структуру Программы включены следующие направления (подпрограммы) реализации:
направление "Стимулирование реализации инвестиционных проектов и деловая активность", в рамках которого будут реализовываться структурные элементы, связанные с повышением инвестиционной активности путем реализации федеральных и региональных мер поддержки инвестиционных проектов, обеспечением реализации федеральных целевых программ и капитальных вложений, совершенствованием контрольной (надзорной) и разрешительной деятельности, организационным обеспечением деятельности по повышению инвестиционной привлекательности, тарифным и антимонопольным регулированием и развитием конкуренции, а также с совершенствованием регуляторной политики и единой национальной системы аккредитации;
направление "Повышение потенциала региональных экономик", в рамках которого будут реализовываться структурные элементы, связанные с развитием субъектов Российской Федерации и отдельных территорий, а также территорий опережающего развития;
направление "Развитие внешнеэкономической деятельности", в рамках которого будут реализовываться мероприятия по развитию международной кооперации и экспорта, а также по обеспечению международного экономического сотрудничества;
цель 2 "Ускорение технологического развития и повышение производительности труда, в том числе в государственных и муниципальных организациях социальной сферы", которая характеризуется в том числе:
увеличением к 2030 году выручки малых технологических компаний не менее чем в 7 раз по сравнению с уровнем 2023 года;
вовлечением к 2030 году не менее чем 40 процентов средних и крупных предприятий базовых несырьевых отраслей экономики и 100 процентов государственных и муниципальных организаций социальной сферы в реализацию проектов, направленных на повышение производительности труда;
ростом производительности труда в экономике Российской Федерации по отношению к уровню 2023 года на 120,7 процента к 2030 году;
утверждением и реализацией программ адаптации к изменениям климата на федеральном, региональном и корпоративном уровнях;
созданием национальной системы мониторинга климатически активных веществ.
Для достижения указанной цели в структуру Программы включены следующие направления (подпрограммы) реализации:
направление "Производительность труда", в рамках которого будут реализовываться мероприятия по обеспечению повышения производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики и в организациях социальной сферы, внедрению инструментов по повышению производительности труда во всех государственных и муниципальных организациях социальной сферы;
направление "Поддержка технологического предпринимательства", в рамках которого предполагается реализация мероприятий по выращиванию технологических компаний, в том числе малых технологических компаний, и встраиванию их в кооперационные цепочки крупных компаний и национальные проекты по обеспечению технологического лидерства, выстраиванию траектории выхода технологических компаний на публичный рынок и обеспечению правовой охраны и коммерциализации прав на интеллектуальную собственность;
направление "Климатическая повестка", в рамках которого будут реализовываться мероприятия по развитию научно-методической базы, правовых основ и необходимой инфраструктуры в целях создания условий для реализации мер по ограничению выбросов парниковых газов и по снижению уязвимости экономики к неблагоприятным последствиям изменения климата на федеральном, региональном и корпоративном уровнях;
цель 3 "Обеспечение реального роста дохода на одного работника субъекта малого и среднего предпринимательства в 1,2 раза выше, чем рост валового внутреннего продукта", которая характеризуется обеспечением реального роста дохода на одного работника субъекта малого и среднего предпринимательства на 128,1 процента к 2030 году.
Для достижения указанной цели в структуру Программы включено направление "Развитие малого и среднего предпринимательства", в рамках которого будут реализовываться мероприятия федерального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", направленные на расширение доступа к финансовым ресурсам в приоритетных отраслях, увеличение охвата субъектов малого и среднего предпринимательства услугами и мерами инфраструктуры поддержки;
цель 4 "Повышение эффективности государственного управления", которая характеризуется в том числе:
обеспечением уровня удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг на уровне не менее 90 процентов;
снижением отчетной нагрузки на респондентов по предоставлению статистической отчетности (по отношению к базовому уровню) в 2030 году на 50 процентов.
Для достижения указанной цели в структуру Программы включены следующие направления (подпрограммы) реализации:
направление "Развитие государственного управления", которое включает в себя мероприятия по разработке и внедрению органами государственной власти принципов и стандартов клиентоцентричности, повышению качества предоставления государственных и муниципальных услуг (сервисов) и государственных функций, в том числе в рамках жизненных ситуаций, подготовке кадров и профессиональному развитию федеральных государственных гражданских служащих;
направление "Стратегическое планирование и официальная статистика", которое включает в себя мероприятия по обеспечению стратегического планирования и прогнозирования экономического развития, развитию системы информационного обеспечения государственной статистики, а также по совершенствованию официальной статистики.
3. Задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, способы их эффективного решения в сфере реализации Программы
Мероприятия Программы направлены на достижение целей обеспечения экономической безопасности Российской Федерации посредством повышения конкурентоспособности российской экономики и создания условий для экономического роста Российской Федерации в соответствии с положениями Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации".
В целях обеспечения экономической безопасности государства определены следующие ключевые задачи:
обеспечение ускорения темпов прироста инвестиций в основной капитал, доступности долгосрочного кредитования, защиты и поощрения капиталовложений, стимулирование использования внутренних источников инвестиций;
обеспечение институциональной и структурной перестройки национальной экономики на современной технологической основе, ее диверсификации и развития на основе использования низкоуглеродных технологий;
повышение производительности труда путем модернизации промышленных предприятий и инфраструктуры, цифровизации, использования технологий искусственного интеллекта и создания высокотехнологичных рабочих мест;
создание на территории Российской Федерации благоприятной деловой среды и развитие системы управления интеллектуальной собственностью;
поддержка, развитие и защита конкуренции на российском рынке, пресечение монополистической деятельности и антиконкурентных соглашений, обеспечение равных условий и свободы экономической деятельности на территории Российской Федерации;
совершенствование механизмов взаимодействия государства и бизнеса, содействие развитию малого и среднего предпринимательства;
развитие международных деловых контактов и расширение рынков сбыта российской продукции.
4. Задачи Программы, определенные в соответствии с национальными целями развития Российской Федерации
Система целеполагания и задачи Программы сформированы с учетом национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", и Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года.
Реализация Программы будет непосредственно направлена на достижение 2 национальных целей развития Российской Федерации - "Устойчивая и динамичная экономика" и "Технологическое лидерство".
Кроме того, при формировании целей и показателей Программы учитывались положения документов стратегического планирования, разработанных в рамках целеполагания на федеральном уровне, в том числе по отраслевому принципу.
5. Задачи обеспечения достижения показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав приоритетных территорий, уровень которых должен быть выше среднего уровня по Российской Федерации
Приоритеты и цели государственной политики в сфере экономического развития на федеральном и региональном уровнях направлены на создание благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса и повышение эффективности государственного управления.
В целях обеспечения достижения показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, Северо-Кавказского федерального округа и Арктической зоны Российской Федерации, а также на территориях Калининградской области, Республики Крым, г. Севастополя, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области предусматривается решение следующих задач:
развитие малого и среднего предпринимательства;
повышение производительности труда;
повышение компетенций управленческих кадров, необходимых для развития региональных экономик.".
2. В приложении № 49 к указанной Программе:
а) в подпунктах "а" и "б" пункта 2 слова "создание и обеспечение" заменить словами "создание и (или) обеспечение";
б) подпункт "а" пункта 6 изложить в следующей редакции:
"а) наличие государственных программ субъекта Российской Федерации и (или) структурных элементов государственных программ субъекта Российской Федерации или правовых актов субъекта Российской Федерации (в случае если субсидия предоставляется вне рамок государственных программ Российской Федерации), содержащих перечень мероприятий (результатов), при реализации которых возникают расходные обязательства субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации;";
в) в абзаце первом пункта 10:
после слов "в региональном проекте" дополнить словами "Производительность труда";
слова "установлен результат по реализации проектов в рамках соглашений о сотрудничестве с предприятиями - участниками" заменить словами "установлено значение результата реализации проектов по повышению производительности труда по направлению "Бережливое производство" с помощью созданной региональной инфраструктуры обеспечения повышения производительности труда на предприятиях - участниках";
г) в абзаце первом приложения к указанному приложению слова "на предоставление в _________ году" заменить словами "на предоставление в _________ году (ах)".
____________
Ссылки
