Постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.2025 № 1159 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. № 1015"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 августа 2025 г. № 1159
МОСКВА
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. № 1015
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Положение о федеральном государственном пробирном надзоре, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. № 1015 "О федеральном государственном пробирном надзоре" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, № 27, ст. 5402; № 50, ст. 8547; 2023, № 18, ст. 3312; 2024, № 20, ст. 2616).
2. Признать утратившим силу пункт 10 изменений, которые вносятся в Положение о федеральном государственном пробирном надзоре, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2023 г. № 647 "О внесении изменений в Положение о федеральном государственном пробирном надзоре" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2023, № 18, ст. 3312).
Председатель Правительства
Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 2 августа 2025 г. № 1159
ИЗМЕНЕНИЯ,
которые вносятся в Положение о федеральном государственном пробирном надзоре
1. Абзац первый пункта 4 дополнить словами ", а также с использованием государственных информационных систем".
2. Пункты 8 и 9 изложить в следующей редакции:
"8. Отнесение объектов надзора к категории риска осуществляется в соответствии с критериями отнесения объектов федерального государственного пробирного надзора к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, приведенными в приложении № 1.
В случае если объект надзора не отнесен Федеральной пробирной палатой к определенной категории риска, он считается отнесенным к категории низкого риска.
9. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений об отнесении объектов надзора к категории риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - решения об отнесении объектов надзора к категории риска причинения вреда (ущерба), являются:
а) руководитель Федеральной пробирной палаты и его заместители;
б) руководители территориальных органов Федеральной пробирной палаты и их заместители;
в) руководитель (заместитель руководителя) структурного подразделения центрального аппарата Федеральной пробирной палаты, в ведении которого находятся вопросы федерального государственного пробирного надзора.".
3. Пункт 10 признать утратившим силу.
4. Пункт 11 изложить в следующей редакции:
"11. Проведение уполномоченным должностным лицом Федеральной пробирной палаты или ее территориального органа (далее - уполномоченное должностное лицо Федеральной пробирной палаты) плановых контрольных (надзорных) мероприятий и обязательных профилактических визитов в отношении контролируемых лиц в зависимости от присвоенной объекту надзора категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
для категории чрезвычайно высокого риска - инспекционный визит или выездная проверка 1 раз в год, документарная проверка либо обязательный профилактический визит 1 раз в год;
для категории высокого риска - инспекционный визит, или выездная проверка, или документарная проверка 1 раз в 2 года либо 1 обязательный профилактический визит в год.
В отношении деятельности контролируемых лиц, которая отнесена к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия и обязательные профилактические визиты не проводятся.".
5. Абзац седьмой пункта 12 изложить в следующей редакции:
"указание на категорию риска деятельности контролируемого лица.".
6. В пункте 14 слова "решение об отнесении к категории риска" заменить словами "решение об отнесении объекта надзора к категории риска причинения вреда (ущерба)".
7. Пункт 15 изложить в следующей редакции:
"15. Контролируемое лицо вправе подать в Федеральную пробирную палату в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал государственных и муниципальных услуг) заявление об изменении присвоенной ранее категории риска.".
8. Пункт 17 дополнить абзацами следующего содержания:
"меры стимулирования добросовестности.
По результатам проведения профилактических мероприятий публичная оценка уровня соблюдения обязательных требований не присваивается.".
9. В пункте 18:
абзац первый дополнить словами "(при наличии) и в иных формах";
в абзаце пятнадцатом слова "1 марта" заменить словами "30 марта".
10. Пункт 20 после слов "заместитель руководителя территориального органа Федеральной пробирной палаты" дополнить словами "или руководитель (заместитель руководителя) структурного подразделения центрального аппарата Федеральной пробирной палаты, в ведении которого находятся вопросы федерального государственного пробирного надзора,".
11. Пункт 21 признать утратившим силу.
12. В пункте 22:
а) абзац седьмой изложить в следующей редакции:
"Возражения направляются контролируемым лицом с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, уполномоченного действовать от имени контролируемого лица, на указанный в предостережении адрес электронной почты Федеральной пробирной палаты или ее территориального органа или на бумажном носителе почтовым отправлением в Федеральную пробирную палату или ее территориальный орган либо иными указанными в предостережении способами.";
б) в абзаце десятом слова "контроля (надзора)" заменить словом "надзора".
13. Пункты 23 и 24 изложить в следующей редакции:
"23. Федеральная пробирная палата проводит профилактические визиты в целях информирования контролируемых лиц об обязательных требованиях, предъявляемых к их деятельности либо к принадлежащим им объектам надзора, их соответствия критериям, предусмотренным приложением № 1 к настоящему Положению, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении контролируемых лиц, исходя из отнесения их деятельности к соответствующим категориям риска.
Профилактический визит проводится уполномоченным должностным лицом Федеральной пробирной палаты в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи или мобильного приложения "Инспектор".
Профилактический визит проводится по инициативе Федеральной пробирной палаты (обязательный профилактический визит) или по инициативе контролируемого лица.
24. Федеральная пробирная палата проводит обязательные профилактические визиты:
в отношении контролируемых лиц, принадлежащих им объектов надзора, отнесенных к чрезвычайно высокой или высокой категории риска с периодичностью, предусмотренной пунктом 11 настоящего Положения;
в соответствии с пунктом 4 части 1 и частью 2 статьи 521 Федерального закона № 248-ФЗ.
Профилактический визит по инициативе контролируемого лица может быть проведен по его заявлению о проведении в отношении него профилактического визита, если такое лицо относится к субъектам малого предпринимательства, является социально ориентированной некоммерческой организацией либо государственным или муниципальным учреждением.
Заявление о проведении профилактического визита подается посредством единого портала государственных и муниципальных услуг.
Федеральная пробирная палата рассматривает заявление о проведении профилактического визита в течение 10 рабочих дней и принимает решение о проведении профилактического визита либо об отказе в его проведении в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 522 Федерального закона № 248-ФЗ, о чем уведомляет контролируемое лицо.
В случае принятия решения о проведении профилактического визита по заявлению о проведении профилактического визита контролируемого лица Федеральная пробирная палата в течение 20 рабочих дней согласовывает дату проведения профилактического визита с контролируемым лицом любым способом, обеспечивающим фиксирование такого согласования.
В рамках профилактического визита, проводимого по инициативе контролируемого лица, уполномоченное должностное лицо Федеральной пробирной палаты при согласии контролируемого лица проводит отбор проб (образцов), инструментальное обследование, испытание.
Предписания об устранении выявленных в ходе профилактического визита нарушений обязательных требований контролируемым лицам не выдаются.
В случае если при проведении профилактического визита установлено, что объекты надзора представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, должностное лицо Федеральной пробирной палаты, уполномоченное на проведение профилактического визита, незамедлительно направляет информацию об этом должностному лицу контрольного (надзорного) органа, уполномоченному на принятие решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
Решение об отказе в проведении профилактического визита может быть обжаловано контролируемым лицом в порядке, установленном Федеральным законом № 248-ФЗ.
Контролируемое лицо вправе отозвать заявление либо направить отказ от проведения профилактического визита, уведомив об этом Федеральную пробирную палату или ее территориальный орган не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.".
14. В пункте 25:
а) после абзаца первого дополнить текстом следующего содержания:
"Уполномоченное должностное лицо Федеральной пробирной палаты осуществляет консультирование по следующим вопросам:
применение обязательных требований, содержание и последствия их изменений;
необходимые организационные и (или) технические мероприятия, которые должны реализовать контролируемые лица для соблюдения новых обязательных требований;
периодичность и порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
выполнение предписания, выданного по итогам контрольного (надзорного) мероприятия.";
б) абзацы третий и четвертый заменить текстом следующего содержания:
"По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется, за исключением случая поступления письменного запроса контролируемого лица о предоставлении письменного ответа по следующим вопросам:
профилактика рисков нарушения обязательных требований;
соблюдение обязательных требований;
порядок осуществления федерального государственного пробирного надзора;
порядок обжалования решений Федеральной пробирной палаты или ее территориальных органов, действий (бездействия) уполномоченных должностных лиц Федеральной пробирной палаты.
Ответ на письменный запрос контролируемого лица направляется контролируемому лицу в сроки, установленные Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".";
в) абзац шестой дополнить словом ", испытаний".
15. Абзац третий пункта 26 после слов "(заместителем руководителя) Федеральной пробирной палаты" дополнить словами "или руководителем (заместителем руководителя) структурного подразделения центрального аппарата Федеральной пробирной палаты, в ведении которого находятся вопросы федерального государственного пробирного надзора".
16. Дополнить пунктом 261 следующего содержания:
"261. В целях мотивации контролируемых лиц к соблюдению обязательных требований Федеральная пробирная палата или ее территориальный орган проводят мероприятия, направленные на нематериальное поощрение добросовестных контролируемых лиц (далее - меры стимулирования добросовестности).
Оценка добросовестности проводится Федеральной пробирной палатой или ее территориальным органом по заявлению контролируемого лица о применении мер стимулирования добросовестности в зависимости от категории риска, к которой отнесена деятельность контролируемого лица:
для чрезвычайно высокой категории риска - за последний год, предшествующий дате подачи заявления контролируемого лица;
для высокой категории риска - за двухлетний период, предшествующий дате подачи заявления контролируемого лица;
для средней категории риска - за трехлетний период, предшествующий дате подачи заявления контролируемого лица.
Заявление контролируемого лица о применении мер стимулирования добросовестности представляется в Федеральную пробирную палату или ее территориальный орган путем направления соответствующего письменного обращения или в электронном виде на адрес электронной почты Федеральной пробирной палаты или ее территориального органа с приложением документов, подтверждающих соответствие контролируемого лица критериям для применения мер стимулирования добросовестности, предусмотренным настоящим пунктом.
Заявление контролируемого лица о применении мер стимулирования добросовестности подлежит рассмотрению в течение 30 календарных дней со дня его регистрации.
По результатам рассмотрения заявления о применении мер стимулирования добросовестности выносится решение Федеральной пробирной палаты или ее территориального органа об удовлетворении заявления контролируемого лица о применении мер стимулирования добросовестности или об отказе в его удовлетворении в случае соответствия (несоответствия) контролируемого лица требованию, установленному абзацем восемнадцатым настоящего пункта.
Решение Федеральной пробирной палаты или ее территориального органа об удовлетворении заявления контролируемого лица о применении мер стимулирования добросовестности или об отказе в его удовлетворении направляется тем же способом, которым контролируемое лицо направило заявление о применении мер стимулирования добросовестности.
К критериям для применения мер стимулирования добросовестности относятся:
реализация контролируемым лицом мероприятий по снижению риска причинения вреда (ущерба) и предотвращению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
предоставление контролируемым лицом доступа Федеральной пробирной палате или ее территориальному органу к первичной учетной документации;
предоставление контролируемым лицом доступа Федеральной пробирной палате или ее территориальному органу к своим информационным ресурсам;
направление контролируемым лицом на опробование, клеймение и маркировку не менее половины ювелирных и других изделий отечественного производства из серебра;
соблюдение контролируемым лицом обязательных требований, а также требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (учитывается отсутствие нарушений обязательных требований, выявленных по итогам контрольных (надзорных) мероприятий, производств по делам об административных правонарушениях, отсутствие случаев объявления контролируемому лицу предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований);
реализация мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, указанных контролируемым лицом при обращении в Федеральную пробирную палату или ее территориальный орган с целью оценки его добросовестности;
отсутствие нарушений обязательных требований, выявленных по результатам проведения обязательных профилактических визитов или контрольных (надзорных) мероприятий, в течение календарного года.
В случае соответствия контролируемого лица не менее 5 критериям для применения мер стимулирования добросовестности, указанным в настоящем пункте, присвоенная ему категория риска понижается на одну категорию.
Снижение категории риска учитывается при организации и проведении в отношении контролируемого лица плановых проверок в году, следующем за годом применения к нему мер стимулирования добросовестности.".
17. Абзац первый пункта 27 после слов "заместителем руководителя территориального органа Федеральной пробирной палаты" дополнить словами "или руководителем (заместителем руководителя) структурного подразделения центрального аппарата Федеральной пробирной палаты, в ведении которого находятся вопросы федерального государственного пробирного надзора".
18. В пункте 28:
а) после абзаца пятого дополнить абзацем следующего содержания:
"По результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий публичная оценка уровня соблюдения обязательных требований не присваивается.";
б) дополнить текстом следующего содержания:
"При проведении выездной проверки, инспекционного визита, рейдового осмотра для фиксации доказательств нарушения обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись. Фотосъемка и видеозапись осуществляются с применением мобильного приложения "Инспектор".
Решение о необходимости использования технических средств, в том числе электронных вычислительных машин и электронных носителей информации, копировальных аппаратов, сканеров, телефонов (в том числе сотовой связи), средств аудио- и видеозаписи, фотоаппаратов, необходимых для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, фотосъемки, аудио- и видеозаписи, для фиксации доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий принимается уполномоченным должностным лицом Федеральной пробирной палаты самостоятельно.
В случае принятия уполномоченным должностным лицом Федеральной пробирной палаты решения об использовании указанных технических средств для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться любые имеющиеся в распоряжении уполномоченного должностного лица Федеральной пробирной палаты технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи.
Контролируемое лицо в обязательном порядке уведомляется о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований.
Если в ходе контрольного (надзорного) мероприятия для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществлялись фотосъемка, аудио- и видеозапись, об этом делается отметка в протоколе соответствующего контрольного (надзорного) мероприятия (в случае его составления), а также в акте контрольного (надзорного) мероприятия.
При осуществлении аудио- и видеозаписи в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия такая запись производится непрерывно (с уведомлением в начале записи и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи).
Материалы, являющиеся доказательствами нарушений обязательных требований, полученные с применением фотосъемки, аудио- и видеозаписи, приобщаются к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
Использование фотосъемки, аудио- и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
Указанные в настоящем пункте контрольные (надзорные) мероприятия проводятся уполномоченными должностными лицами Федеральной пробирной палаты в порядке, предусмотренном главой 13 Федерального закона № 248-ФЗ.
Контролируемое лицо, в отношении которого выявлены нарушения обязательных требований, вправе подать ходатайство о заключении с контрольным (надзорным) органом соглашения о надлежащем устранении выявленных нарушений обязательных требований в установленном законодательством Российской Федерации порядке.".
19. В пункте 29:
а) абзац первый изложить в следующей редакции:
"29. Инспекционный визит проводится в отношении контролируемых лиц, осуществляющих деятельность в области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.";
б) после абзаца первого дополнить абзацем следующего содержания:
"Инспекционный визит может быть проведен с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор".";
в) абзац девятый дополнить словами "и (или) с применением фотосъемки или видеозаписи".
20. В пункте 30:
а) абзац седьмой изложить в следующей редакции:
"Ознакомление с результатами проведения инспекционного визита осуществляется в соответствии со статьей 88 Федерального закона № 248-ФЗ.";
б) в абзаце десятом слова "и о проведении мероприятий по их устранению" заменить словами "обязательных требований".
21. В пункте 31:
а) абзац первый изложить в следующей редакции:
"31. Документарная проверка проводится в отношении контролируемых лиц, осуществляющих деятельность в области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.";
б) в предложениях первом и втором абзаца двадцать третьего слово "пояснения" заменить словами "письменные объяснения";
в) абзац двадцать пятый изложить в следующей редакции:
"Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней. На период со дня направления Федеральной пробирной палатой контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до дня представления указанных в требовании документов в Федеральную пробирную палату, а также на период со дня направления контролируемому лицу информации Федеральной пробирной палаты о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Федеральной пробирной палаты документах и (или) полученным при осуществлении федерального государственного пробирного надзора, и требования представить необходимые письменные объяснения до дня представления указанных письменных объяснений в Федеральную пробирную палату исчисление срока проведения документарной проверки приостанавливается.";
г) абзац тридцать первый после слов "направляет акт" дополнить словом "проведения";
д) абзац тридцать четвертый изложить в следующей редакции:
"В случае выявления при документарной проверке нарушений обязательных требований контролируемым лицом Федеральная пробирная палата выдает после оформления акта проведения документарной проверки должностному лицу контролируемого лица или его представителю предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований.".
22. В пункте 32:
а) абзац второй дополнить предложением следующего содержания: "Выездная проверка может быть проведена с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор".";
б) после абзаца шестнадцатого дополнить абзацем следующего содержания:
"Опрос, осмотр и досмотр могут осуществляться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор".";
в) абзац девятнадцатый дополнить словами "и (или) с применением фотосъемки или видеозаписи";
г) абзац двадцать седьмой дополнить словами "и (или) с применением фотосъемки или видеозаписи";
д) в абзаце тридцатом слова "отбора образцов" заменить словами "отбора проб (образцов)";
е) абзац сорок седьмой изложить в следующей редакции:
"Ознакомление с результатами проведения выездной проверки осуществляется в соответствии со статьей 88 Федерального закона № 248-ФЗ.";
ж) в абзаце сорок девятом слова "и о проведении мероприятий по их устранению" заменить словами "обязательных требований".
23. В пункте 33:
а) после абзаца первого дополнить абзацем следующего содержания:
"Рейдовый осмотр может осуществляться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор".";
б) после абзаца десятого дополнить абзацем следующего содержания:
"Опрос, осмотр и досмотр могут осуществляться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор".";
в) абзац тринадцатый дополнить словами "и (или) с применением фотосъемки или видеозаписи";
г) абзац тридцать второй дополнить словами "и (или) с применением фотосъемки или видеозаписи";
д) абзац сорок второй изложить в следующей редакции:
"Ознакомление с результатами проведения рейдового осмотра осуществляется в соответствии со статьей 88 Федерального закона № 248-ФЗ.";
е) в абзаце сорок четвертом слова "и о проведении мероприятий по их устранению" заменить словами "обязательных требований";
ж) абзац сорок пятый изложить в следующей редакции:
"Срок проведения рейдового осмотра не может превышать 10 рабочих дней. Срок взаимодействия с одним контролируемым лицом в период проведения рейдового осмотра не может превышать 1 рабочий день.".
24. В абзаце втором пункта 37 слова "контрольного (надзорного) органа" заменить словами "Федеральной пробирной палаты или ее территориального органа".
25. Пункт 39 после абзаца первого дополнить абзацем следующего содержания:
"Постоянный государственный контроль (надзор) предусматривает постоянное пребывание уполномоченных должностных лиц Федеральной пробирной палаты на производственных объектах аффинажных организаций.".
26. Пункт 41 дополнить подпунктом "р" следующего содержания:
"р) требования о внесении сведений в ГИИС ДМДК в соответствии с Правилами функционирования государственной интегрированной информационной системы в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2021 г. № 270 "О некоторых вопросах контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".".
27. Дополнить пунктом 411 следующего содержания:
"411. При осуществлении постоянного государственного контроля (надзора) уполномоченные должностные лица Федеральной пробирной палаты рассматривают металлургический баланс драгоценных металлов, составляемый аффинажной организацией, в том числе на предмет соответствия структуре и формату его представления, а также проводят оценку соблюдения норм и нормативов, составленных аффинажными организациями и согласованных с Федеральной пробирной палатой в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 1998 г. № 972 "Об утверждении Порядка работы организаций, осуществляющих аффинаж драгоценных металлов, и перечня организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов.".
28. Пункт 42 изложить в следующей редакции:
"42. В ходе осуществления постоянного государственного контроля (надзора) уполномоченные должностные лица Федеральной пробирной палаты могут совершать следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
досмотр;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
отбор проб (образцов).
Осмотр используется при осуществлении оценки соблюдения аффинажными организациями обязательных требований в части, предусмотренной подпунктами "а" - "е", "з", "к" и "о" пункта 41 настоящего Положения.
Осмотр предусматривает визуальное обследование производственных подразделений (помещений), осуществляющих прием, отгрузку, отбор и подготовку проб (образцов), проведение химических анализов, хранение, производство (аффинаж) драгоценных металлов, изготовление продукции из аффинированных драгоценных металлов, в целях установления наличия весоизмерительного, технологического оборудования, а также оборудования, обеспечивающего проведение отбора проб (образцов), пробоподготовку и анализ отобранных проб (образцов), технических средств, обеспечивающих сохранность драгоценных металлов, без вскрытия производственных подразделений (помещений).
При осмотре устанавливается соответствие осуществляемых операций, связанных с приемом, отгрузкой, отбором и подготовкой проб (образцов), проведением химических анализов, хранением, производством (аффинажем) драгоценных металлов, изготовлением продукции из аффинированных драгоценных металлов, требованиям технической (технологической) документации, а также документации по обеспечению сохранности драгоценных металлов, разрабатываемой аффинажными организациями.
Осмотр предусматривает визуальное обследование продукции на предмет наличия двухмерных штриховых кодов, уникальных идентификационных номеров, нанесенных на паспорта стандартных и на сертификаты мерных слитков, направляемых на отгрузку (реализацию), и проверку их соответствия в ГИИС ДМДК, визуальное обследование ювелирных изделий (в отношении ювелирных изделий, на которые имеются документы, подтверждающие их прохождение анализа, опробования, клеймения в территориальном органе Федеральной пробирной палаты, а также подготовленных к реализации) на предмет наличия на них оттисков государственных пробирных клейм и маркировки, а также ярлыков ювелирных изделий на предмет наличия на них двухмерных штриховых кодов и уникальных идентификационных номеров и их проверку в ГИИС ДМДК, а также проверку сведений о готовой продукции, нанесенных на готовую продукцию и (или) документы, ее сопровождающие, в том числе в ГИИС ДМДК, проверку соблюдения требований, установленных технической документацией к готовой продукции.
Осмотр осуществляется уполномоченным должностным лицом Федеральной пробирной палаты в присутствии должностного лица аффинажной организации или его представителя и (или) с применением фотосъемки или видеозаписи.
По результатам осмотра уполномоченным должностным лицом Федеральной пробирной палаты составляется протокол осмотра в электронном виде с последующей его печатью или на бумажном носителе, в который вносится перечень осмотренных производственных подразделений (помещений), технологического оборудования и технических средств, осмотренной продукции, стандартных и мерных слитков, ювелирных изделий, ярлыков к ним, а также вид, количество и иные идентификационные признаки обследуемых объектов, имеющие значение для контрольного (надзорного) действия.
Протокол осмотра подписывается уполномоченным должностным лицом Федеральной пробирной палаты и должностным лицом аффинажной организации или его представителем.
В случае отсутствия нарушений обязательных требований в части, предусмотренной подпунктами "а" - "е", "з", "к" и "о" пункта 41 настоящего Положения, при проведении осмотра копия протокола осмотра, подписанная уполномоченным должностным лицом Федеральной пробирной палаты, вручается должностному лицу аффинажной организации или его представителю.
В случае отказа должностного лица аффинажной организации или его представителя от подписания протокола осмотра уполномоченным должностным лицом Федеральной пробирной палаты в протоколе осмотра делается соответствующая отметка.
Досмотр используется при осуществлении оценки соблюдения аффинажными организациями обязательных требований в части, предусмотренной подпунктами "а" - "в", "д" и "е" пункта 41 настоящего Положения.
При осуществлении постоянного государственного контроля (надзора) уполномоченные должностные лица Федеральной пробирной палаты вправе осуществлять досмотр производственных подразделений (помещений), осуществляющих прием, отгрузку, отбор и подготовку проб (образцов), проведение химических анализов, хранение, производство (аффинаж) драгоценных металлов, изготовление продукции из аффинированных драгоценных металлов, транспортных средств, продукции (товаров) и иных предметов со вскрытием указанных подразделений (помещений), упаковки продукции (товаров), в том числе с удалением примененных к ним пломб, печатей или иных средств идентификации.
Досмотр осуществляется уполномоченным должностным лицом Федеральной пробирной палаты в присутствии должностного лица аффинажной организации или его представителя и (или) с применением видеозаписи.
Досмотр производственных подразделений (помещений), осуществляющих прием, отгрузку, отбор и подготовку проб, проведение химических анализов, хранение, производство (аффинаж) драгоценных металлов, изготовление продукции из аффинированных драгоценных металлов, транспортных средств проводится в целях установления соответствия осуществляемых операций, связанных с приемом, отгрузкой, отбором и подготовкой проб, проведением химических анализов, хранением, производством (аффинажем) драгоценных металлов, изготовлением продукции из аффинированных драгоценных металлов, требованиям технической (технологической) документации, а также документации по обеспечению сохранности драгоценных металлов, разрабатываемой аффинажными организациями.
Досмотр продукции (товаров) и иных предметов, упаковки продукции (товаров) проводится в целях установления наличия идентификационного номера партии, двухмерного штрихового кода, уникальных идентификационных номеров, нанесенных на паспорта стандартных и на сертификаты мерных слитков, направляемых на отгрузку (реализацию), и проверки их соответствия в ГИИС ДМДК, досмотр ювелирных изделий (в отношении ювелирных изделий, на которые имеются документы, подтверждающие их прохождение анализа, опробования, клеймения в территориальном органе Федеральной пробирной палаты, а также подготовленных к реализации) проводится на предмет наличия на них оттисков государственных пробирных клейм и маркировки, а также ярлыков ювелирных изделий на предмет наличия на них двухмерных штриховых кодов и уникальных идентификационных номеров в целях проверки их соответствия в ГИИС ДМДК, а также проверки сведений о готовой продукции, нанесенных на готовую продукцию и (или) сопровождающие ее документы, в том числе в ГИИС ДМДК, проверки соблюдения требований, установленных технической документацией к готовой продукции.
По результатам досмотра уполномоченным должностным лицом Федеральной пробирной палаты составляется протокол досмотра в электронном виде с последующей его печатью или на бумажном носителе, в который вносятся перечень досмотренных производственных подразделений (помещений), транспортных средств, продукции (товаров), информация об удаленных пломбах, печатях и иных средствах идентификации и нанесении новых, а также вид, количество и иные идентификационные признаки исследуемых объектов, имеющих значение для контрольного (надзорного) действия.
Протокол досмотра подписывается уполномоченным должностным лицом Федеральной пробирной палаты и должностным лицом аффинажной организации или его представителем.
В случае отсутствия нарушений обязательных требований в части, предусмотренной подпунктами "а" - "в", "д" и "е" пункта 41 настоящего Положения, при проведении досмотра копия протокола досмотра, подписанная уполномоченным должностным лицом Федеральной пробирной палаты, вручается должностному лицу аффинажной организации или его представителю.
В случае отказа должностного лица аффинажной организации или его представителя от подписания протокола досмотра уполномоченным должностным лицом Федеральной пробирной палаты в протоколе досмотра делается соответствующая отметка.
Уполномоченное должностное лицо Федеральной пробирной палаты вправе запрашивать письменные объяснения должностного лица аффинажной организации или его представителя, имеющие значение для проведения оценки соблюдения аффинажной организацией обязательных требований в части, предусмотренной пунктом 41 настоящего Положения (далее - объяснения).
Объяснения оформляются путем составления письменного документа в свободной форме.
Уполномоченное должностное лицо Федеральной пробирной палаты вправе собственноручно составить объяснения в электронном виде с последующей печатью или на бумажном носителе со слов должностных лиц аффинажной организации или их представителей. В этом случае должностные лица аффинажной организации или их представители знакомятся с объяснениями, при необходимости дополняют текст, делают отметку о том, что уполномоченное должностное лицо Федеральной пробирной палаты с их слов записало верно, и подписывают документ, указывая дату и место его составления.
Уполномоченное должностное лицо Федеральной пробирной палаты вправе истребовать у должностных лиц аффинажной организации документы, имеющие значение для проведения оценки соблюдения аффинажной организацией обязательных требований в части, предусмотренной пунктом 41 настоящего Положения, а именно:
технологическую документацию, регламентирующую производство драгоценных металлов на всех технологических стадиях переработки (операциях, переделах);
документацию по учету драгоценных металлов (инструкции по учету, расходованию и хранению драгоценных металлов, инструкции о порядке проведения инвентаризации драгоценных металлов, инструкции по приему, опробованию и выдаче в производство сырья драгоценных металлов, инструкции по составлению годового металлургического баланса драгоценных металлов, документов оперативного учета движения драгоценных металлов);
документацию по обеспечению сохранности драгоценных металлов;
документацию по определению содержания драгоценных металлов в поступающем сырье, готовой продукции, ломе и отходах драгоценных металлов;
документацию на технические средства, оборудование, материалы, а также на проведение исследований и экспертизы, необходимых для осуществления постоянного государственного контроля (надзора), или копии указанных документов.
Требование о представлении документов оформляется уполномоченным должностным лицом Федеральной пробирной палаты в электронном виде с последующей печатью или на бумажном носителе и подписывается уполномоченным должностным лицом Федеральной пробирной палаты, осуществляющим контрольное (надзорное) мероприятие.
В требовании о представлении документов указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы уполномоченного должностного лица Федеральной пробирной палаты, сведения о контролируемом лице, касающиеся предмета контрольного (надзорного) мероприятия.
Документы, которые истребуются в ходе контрольного (надзорного) действия, должны быть представлены аффинажной организацией уполномоченному должностному лицу Федеральной пробирной палаты в срок, указанный в требовании о представлении документов.
В случае если должностное лицо аффинажной организации или его представитель не имеют возможности представить истребуемые документы в течение установленного в требовании о представлении документов срока, они обязаны незамедлительно ходатайством в письменной форме уведомить уполномоченное должностное лицо Федеральной пробирной палаты о невозможности представления документов в установленный срок с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленный срок, и срока, в течение которого должностное лицо аффинажной организации или его представитель могут представить истребуемые документы.
В течение 24 часов со дня получения такого ходатайства уполномоченное должностное лицо Федеральной пробирной палаты продлевает срок представления документов или отказывает в продлении срока, о чем составляется соответствующий документ в письменной форме и информируется должностное лицо аффинажной организации или его представитель любым доступным способом.
Документы (копии документов), представляемые должностным лицом аффинажной организации или его представителем уполномоченному должностному лицу Федеральной пробирной палаты по требованию о представлении документов, передаются по описи. Опись подписывается должностным лицом аффинажной организации или его представителем, а также уполномоченным должностным лицом Федеральной пробирной палаты.
Документы (копии документов), ранее представленные должностным лицом аффинажной организации или его представителем уполномоченному должностному лицу Федеральной пробирной палаты, независимо от оснований их представления могут не представляться повторно при условии уведомления уполномоченного должностного лица Федеральной пробирной палаты о том, что истребуемые документы (копии документов) были представлены ранее, с указанием реквизитов документа, которым (приложением к которому) они были представлены.
Уполномоченные должностные лица Федеральной пробирной палаты вправе осуществлять отбор проб (образцов) как самостоятельно, так и с привлечением экспертных организаций, которые аккредитованы в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, в соответствии с утвержденными документами по стандартизации, содержащими правила отбора проб (образцов), и методами их исследований (испытаний) и измерений, техническими регламентами или иными нормативными техническими документами, правилами, методами их исследований (испытаний) и измерений и иными документами для направления указанных проб (образцов) на испытания и (или) экспертизу в экспертную организацию в целях проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.
Отбор проб (образцов) осуществляется при оценке соблюдения аффинажными организациями обязательных требований в части, предусмотренной подпунктами "а" - "е" и "к" пункта 41 настоящего Положения, в ходе технологических операций, связанных с опробованием сырья и других материалов, содержащих драгоценные металлы, проводимых должностными лицами аффинажной организации, в количестве, установленном утвержденными документами по стандартизации, содержащими правила отбора проб (образцов).
Отбор проб (образцов) осуществляется в присутствии должностного лица аффинажной организации или его представителя и (или) с применением видеозаписи.
По результатам отбора проб (образцов) уполномоченным должностным лицом Федеральной пробирной палаты (экспертной организацией) составляется протокол отбора проб (образцов), в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы уполномоченного должностного лица Федеральной пробирной палаты (эксперта), составившего протокол, сведения о должностном лице аффинажной организации или его представителе, присутствовавшем при отборе проб (образцов), использованные методики отбора проб (образцов), иные сведения, имеющие значение для идентификации проб (образцов).
В случае отказа должностного лица аффинажной организации или его представителя от подписания протокола отбора проб (образцов) уполномоченным должностным лицом Федеральной пробирной палаты (экспертом) в протоколе отбора проб (образцов) делается соответствующая отметка.
При осуществлении постоянного государственного контроля (надзора) может осуществляться как одно контрольное (надзорное) действие, так и комплекс контрольных (надзорных) действий одновременно.
Комплекс контрольных (надзорных) действий осуществляется уполномоченным должностным лицом Федеральной пробирной палаты с целью оценки соблюдения аффинажными организациями обязательных требований в части, предусмотренной пунктом 41 настоящего Положения, в отношении отдельной технологической операции в момент ее совершения производственным объектом аффинажной организации или в отношении технологических операций, совершаемых производственными объектами аффинажной организации в соответствии с технологическими инструкциями, технической документацией в течение периода времени, за который проводится соответствующая оценка.
Комплекс контрольных (надзорных) действий осуществляется в целях:
оценки соблюдения требований к проведению инвентаризации драгоценных металлов;
оценки соблюдения производственными объектами аффинажных организаций требований технологической документации, регламентирующей производство драгоценных металлов на всех технологических стадиях переработки (операциях, переделах), а также документации по учету драгоценных металлов и документации по обеспечению сохранности драгоценных металлов в течение периода времени, за который проводится соответствующая оценка;
оценки соблюдения требований о представлении в Федеральную пробирную палату металлургического баланса драгоценных металлов за отчетный период, а также соблюдения требований инструкции по составлению годового металлургического баланса драгоценных металлов, документов оперативного учета движения драгоценных металлов, норм и нормативов, составленных аффинажной организацией и согласованных Федеральной пробирной палатой;
оценки соблюдения требования о представлении сведений о поступлении и отгрузке драгоценных металлов в любом состоянии и виде в электронном виде, в том числе посредством ГИИС ДМДК;
рассмотрения металлургического баланса драгоценных металлов, составляемого аффинажной организацией;
оценки соответствия металлургического баланса драгоценных металлов, составляемого аффинажной организацией, структуре и формату представления металлургического баланса, утвержденным в соответствии с законодательством Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях;
оценки соблюдения требований о согласовании с Федеральной пробирной палатой инструкций, норм и нормативов, составленных аффинажными организациями, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 1998 г. № 972 "Об утверждении Порядка работы организаций, осуществляющих аффинаж драгоценных металлов, и перечня организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов";
оценки соответствия критериям для включения организаций в перечень организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2020 г. № 1377 "Об утверждении критериев для включения организаций в перечень организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, и Правил включения организаций в перечень организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, и исключения аффинажных организаций из перечня организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, и о внесении изменения в пункт 7 Положения о режиме постоянного государственного надзора на производственных объектах аффинажных организаций и организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней".
Срок проведения комплекса контрольных (надзорных) действий устанавливается графиками проведения уполномоченными должностными лицами Федеральной пробирной палаты мероприятий по контролю в отношении производственных объектов аффинажных организаций.
По результатам проведения комплекса контрольных (надзорных) действий на основании протоколов, оформленных по результатам проведения контрольных (надзорных) действий, объяснений, а также истребованных документов, предусмотренных настоящим пунктом, уполномоченными должностными лицами Федеральной пробирной палаты составляется акт проведения комплекса контрольных (надзорных) действий.
По результатам проведения одного контрольного (надзорного) действия в случае выявления нарушений обязательных требований в части, предусмотренной пунктом 41 настоящего Положения, уполномоченным должностным лицом Федеральной пробирной палаты составляется акт проведения контрольного (надзорного) действия.
Если в ходе контрольных (надзорных) действий осуществлялись фотосъемка, аудио-и (или) видеозапись, об этом делается отметка в протоколах соответствующих контрольных (надзорных) действий, а также в акте проведения комплекса контрольных (надзорных) действий, акте проведения контрольного (надзорного) действия.
Протоколы, оформленные по результатам проведения контрольных (надзорных) действий, объяснения, полученные в ходе проведения контрольных (надзорных) действий, а также истребованные документы, предусмотренные настоящим пунктом (при необходимости), являются приложением к акту проведения комплекса контрольных (надзорных) действий, акту проведения контрольного (надзорного) действия.
Акт проведения комплекса контрольных (надзорных) действий, акт проведения контрольного (надзорного) действия должны содержать следующие сведения:
дата, номер и место составления акта проведения комплекса контрольных (надзорных) действий (акта проведения контрольного (надзорного) действия);
полное наименование Федеральной пробирной палаты или ее территориального органа;
фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность уполномоченного должностного лица Федеральной пробирной палаты;
наименование производственного объекта аффинажной организации, фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя, должностного лица аффинажной организации или его представителя, присутствовавших при проведении комплекса контрольных (надзорных) действий (контрольного (надзорного) действия);
дата и место проведения комплекса контрольных (надзорных) действий (контрольного (надзорного) действия);
сведения об истребованных документах в ходе проведения комплекса контрольных (надзорных) действий (контрольного (надзорного) действия);
сведения о проведенном комплексе контрольных (надзорных) действий (контрольном (надзорном) действии), протоколах, составленных по результатам проведения комплекса контрольных (надзорных) действий (контрольного (надзорного) действия), и объяснениях;
сведения о результатах проведения комплекса контрольных (надзорных) действий (контрольного (надзорного) действия). В случае если по результатам проведения комплекса контрольных (надзорных) действий (контрольного (надзорного) действия) выявлены нарушения обязательных требований в части, предусмотренной пунктом 41 настоящего Положения, в акте проведения комплекса контрольных (надзорных) действий (акте проведения контрольного (надзорного) действия) указываются нарушенные обязательные требования, а также нормативные правовые акты и (или) нормативно-технические документы производственного объекта аффинажной организации, устанавливающие соответствующие обязательные требования. В случае устранения выявленных нарушений до окончания проведения мероприятий по контролю в акте проведения комплекса контрольных (надзорных) действий (акте проведения контрольного (надзорного) действия) указывается факт его устранения;
сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проведения комплекса контрольных (надзорных) действий (актом проведения контрольного (надзорного) действия), а также о получении акта проведения комплекса контрольных (надзорных) действий (акта проведения контрольного (надзорного) действия) либо об отказе в его получении руководителем, должностным лицом аффинажной организации или его представителем, о наличии их подписей или об отказе от проставления подписей, дата ознакомления, дата получения либо отметка об отправлении акта проведения комплекса контрольных (надзорных) действий (акта проведения контрольного (надзорного) действия) почтой.
Подписанные уполномоченным должностным лицом Федеральной пробирной палаты 2 экземпляра акта проведения комплекса контрольных (надзорных) действий (акта проведения контрольного (надзорного) действия) вручаются руководителю или должностному лицу аффинажной организации или его представителю для ознакомления.
Руководитель, должностное лицо аффинажной организации или его представитель вносит в экземпляр уполномоченного должностного лица Федеральной пробирной палаты запись об ознакомлении с актом проведения комплекса контрольных (надзорных) действий (актом проведения контрольного (надзорного) действия) и получении одного экземпляра акта проведения комплекса контрольных (надзорных) действий (акта проведения контрольного (надзорного) действия). Запись должна содержать дату, подпись руководителя, должностного лица аффинажной организации или его представителя и расшифровку этой подписи.
В случае отсутствия руководителя, должностного лица аффинажной организации или его представителя, а также в случае отказа одного из указанных лиц ознакомиться с актом проведения комплекса контрольных (надзорных) действий (актом проведения контрольного (надзорного) действия) и (или) получить один экземпляр акта проведения комплекса контрольных (надзорных) действий (акта проведения контрольного (надзорного) действия) уполномоченным должностным лицом Федеральной пробирной палаты вносится соответствующая запись в экземпляр акта проведения комплекса контрольных (надзорных) действий (акта проведения контрольного (надзорного) действия) уполномоченного должностного лица Федеральной пробирной палаты. Второй экземпляр акта проведения комплекса контрольных (надзорных) действий (акта проведения контрольного (надзорного) действия) в течение 3 рабочих дней со дня записи об отказе одного из указанных лиц от ознакомления с актом проведения комплекса контрольных (надзорных) действий (актом проведения контрольного (надзорного) действия) и (или) его получения направляется руководителю, должностному лицу аффинажной организации или его представителю заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Уведомление о вручении акта проведения комплекса контрольных (надзорных) действий (акта проведения контрольного (надзорного) действия) аффинажной организации приобщается к экземпляру акта проведения комплекса контрольных (надзорных) действий (акта проведения контрольного (надзорного) действия) уполномоченного должностного лица Федеральной пробирной палаты.
В случае несогласия с фактами, выводами, изложенными в акте проведения комплекса контрольных (надзорных) действий (акте проведения контрольного (надзорного) действия), руководитель, должностное лицо аффинажной организации или его представитель в течение 15 рабочих дней со дня получения акта проведения комплекса контрольных (надзорных) действий (акта проведения контрольного (надзорного) действия) имеют право на его досудебное обжалование в порядке, предусмотренном пунктами 55 - 61 настоящего Положения.
Результаты контрольных (надзорных) действий, осуществляемых в рамках постоянного государственного контроля (надзора), подлежат оформлению в соответствии с требованиями Федерального закона № 248-ФЗ.".
29. В пункте 43:
а) абзац первый изложить в следующей редакции:
"43. В случае выявления нарушения обязательных требований в части, предусмотренной пунктом 41 настоящего Положения, уполномоченным должностным лицом Федеральной пробирной палаты составляются протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и (или) оформляется предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований. В случае выявления нарушений обязательных требований, оформления актов и (или) выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований указанные акты и (или) предписания подлежат учету в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий.";
б) после абзаца первого дополнить абзацем следующего содержания:
"При наличии сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, уполномоченное должностное лицо Федеральной пробирной палаты объявляет аффинажной организации предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований с предложением принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.".
30. Абзацы третий - шестой пункта 46 признать утратившими силу.
31. В пункте 47:
а) абзац пятый признать утратившим силу;
б) после абзаца пятого дополнить абзацами следующего содержания:
"При проведении выездного обследования для фиксации доказательств нарушения обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись.
Решение о необходимости использования технических средств, в том числе телефонов (в том числе сотовой связи), средств аудио- и видеозаписи, фотоаппаратов, необходимых для фиксации доказательств нарушения обязательных требований, фотосъемки, аудио- и видеозаписи, принимается уполномоченным должностным лицом Федеральной пробирной палаты самостоятельно.".
32. Пункт 48 дополнить словами "или руководителя (заместителя руководителя) структурного подразделения центрального аппарата Федеральной пробирной палаты, в ведении которого находятся вопросы федерального государственного пробирного надзора".
33. В пункте 55:
а) абзацы восьмой - десятый изложить в следующей редакции:
"решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий и обязательных профилактических визитов;
актов о проведении контрольных (надзорных) мероприятий и обязательных профилактических визитов, предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований;
действий (бездействия) уполномоченных должностных лиц Федеральной пробирной палаты в рамках контрольных (надзорных) мероприятий и обязательных профилактических визитов;";
б) дополнить абзацами следующего содержания:
"решений об отнесении объектов надзора к категории риска причинения вреда (ущерба);
решений об отказе в проведении профилактических визитов по заявлениям контролируемых лиц;
иных решений, принимаемых уполномоченными должностными лицами Федеральной пробирной палаты по итогам профилактических и (или) контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренных Федеральным законом № 248-ФЗ, в отношении контролируемых лиц или объектов надзора.".
34. В пункте 59:
а) абзац седьмой изложить в следующей редакции:
"учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия или обязательного профилактического визита в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий - в случае досудебного обжалования решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий и обязательных профилактических визитов, актов контрольных (надзорных) мероприятий и обязательных профилактических визитов, предписаний об устранении выявленных нарушений, действий (бездействия) должностных лиц контрольного (надзорного) органа в рамках контрольных (надзорных) мероприятий и обязательных профилактических визитов;";
б) после абзаца седьмого дополнить абзацем следующего содержания:
"учетный номер объекта надзора в едином реестре видов контроля - в случае обжалования решения об отнесении объекта надзора к категории риска в соответствии с пунктом 8 настоящего Положения.".
35. Абзац одиннадцатый пункта 60 изложить в следующей редакции:
"Жалоба контролируемого лица подлежит рассмотрению Федеральной пробирной палатой или ее территориальным органом в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации в подсистеме досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности. Жалоба контролируемого лица на решение об отнесении объектов надзора к категории риска в соответствии с пунктом 8 настоящего Положения рассматривается в срок не более 5 рабочих дней.".
36. В пункте 64 слова "и реализации" исключить.
37. Абзац второй пункта 65 признать утратившим силу.
38. Пункт 79 изложить в следующей редакции:
"79. В случае выявления при проведении мероприятий, указанных в пункте 73 настоящего Положения, нарушений обязательных требований и не устраненных до окончания проведения этих мероприятий, уполномоченными должностными лицами Гохрана России составляется предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований (далее - предписание) одновременно с актом, на основании которого оно выдается, в 2 экземплярах, один экземпляр - для организации, другой экземпляр - для Гохрана России.
Предписание должно содержать следующие сведения:
дата, номер и место составления предписания;
дата и номер акта, на основании которого выдается предписание;
фамилии, инициалы и должности уполномоченных должностных лиц Гохрана России, которые составили и выдали предписание;
наименование и реквизиты организации, фамилии, инициалы и должности руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя организации, присутствовавших при проведении мероприятий;
наименование мероприятия, в результате проведения которого выявлены нарушения обязательных требований;
описание каждого выявленного нарушения обязательных требований с указанием конкретных структурных единиц нормативного правового акта, содержащего нарушение обязательных требований;
срок устранения выявленного нарушения обязательных требований с указанием конкретной даты;
перечень рекомендованных мероприятий по устранению выявленного нарушения обязательных требований;
перечень рекомендуемых сведений, которые должны быть представлены в качестве подтверждения устранения выявленного нарушения обязательных требований;
сведения о вручении предписания руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю организации, которым вынесено предписание, либо об отказе в получении, о наличии подписи или об отказе от проставления подписи, дата вручения, либо отметка об отправлении предписания почтой.".
39. Приложение № 1 к указанному Положению изложить в следующей редакции:
"ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к Положению о федеральном
государственном пробирном надзоре
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 2 августа 2025 г. № 1159)
КРИТЕРИИ
отнесения объектов федерального государственного пробирного надзора к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
1. При осуществлении федерального государственного пробирного надзора отнесение объектов федерального государственного пробирного надзора - деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и художников-ювелиров, осуществляющих деятельность в области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней (далее соответственно - объекты надзора, контролируемые лица), к определенной категории осуществляется в соответствии с критериями тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований и с учетом критериев возможного несоблюдения обязательных требований (далее - критерии риска).
2. Расчет критериев риска осуществляется путем сложения баллов, определенных для каждого из выявленных критериев риска по осуществляемым контролируемым лицом видам деятельности.
Отнесение объекта надзора к определенной категории риска осуществляется путем сложения баллов, полученных при определении критериев риска в отношении каждого объекта надзора.
При наличии критериев риска, позволяющих отнести объект надзора к различным категориям риска, для определения категории риска подлежат применению критерии отнесения объекта надзора к более высокой категории риска.
При определении категории риска объекта надзора учитывается соответствие такого объекта критериям для применения мер стимулирования добросовестности в соответствии с пунктом 261 Положения о федеральном государственном пробирном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. № 1015 "О федеральном государственном пробирном надзоре".
3. В целях определения критериев риска объекту надзора присваиваются баллы в зависимости от осуществляемых контролируемым лицом видов деятельности.
4. При осуществлении контролируемым лицом деятельности в сфере розничной и оптовой торговли драгоценными металлами, драгоценными камнями и изделиями из них объекту надзора в случае:
наличия выявленных в течение 3 предшествующих календарных лет нарушений требований законодательства Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях и (или) законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, ответственность за которые предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, присваивается 6 баллов;
наличия неполных и (или) недостоверных сведений в карте специального учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и художников-ювелиров, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями (далее - специальный учет), в течение одного года до даты отнесения объекта надзора к определенной категории риска присваивается 3 балла;
наличия выданных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в течение одного года до даты отнесения объекта надзора к определенной категории риска присваивается 3 балла;
наличия факта поступления заявления о повторной постановке на специальный учет контролируемого лица, ранее включенного в план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год и снятого со специального учета до проведения в отношении такого лица планового контрольного (надзорного) мероприятия, присваивается 10 баллов;
наличия фактов непринятия в течение 60 календарных дней контролируемым лицом в государственной интегрированной информационной системе в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота (далее - ГИИС ДМДК) входящих спецификаций присваивается 4 балла;
наличия фактов перемещения на территорию Российской Федерации из стран, входящих в Евразийский экономический союз, ювелирных изделий, происхождение которых на территориях этих стран не подтверждено документально, в течение одного года до даты отнесения объекта надзора к определенной категории риска присваивается 3 балла;
наличия фактов вывода из оборота ювелирных изделий путем реализации юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и художникам-ювелирам, не состоящим на специальном учете (за исключением лиц, указанных в подпунктах "м", "н", "р" и "ф" пункта 2 Правил ведения специального учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и художников-ювелиров, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2015 г. № 1052 "О ведении специального учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и художников-ювелиров, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями"), в течение одного года до даты отнесения объекта надзора к определенной категории риска присваивается 5 баллов;
ввода в оборот ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней на основании акта инвентаризации драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них в объеме, превышающем 50 изделий в течение календарного месяца, присваивается 6 баллов;
непредставления на опробование, анализ и клеймение ювелирных изделий, ввезенных на территорию Российской Федерации, в течение 6 месяцев с даты выдачи акта государственного контроля при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, присваивается 6 баллов;
списания в лом партий ювелирных изделий в объеме, превышающем 150 грамм химически чистого драгоценного металла, за квартал с последующим направлением такого лома организации-переработчику или аффинажной организации присваивается 5 баллов.
Исходя из полученной суммы баллов объекту надзора присваивается:
чрезвычайно высокая категория риска - 19 баллов и более;
высокая категория риска - 13 - 18 баллов;
средняя категория риска - 8 - 12 баллов;
низкая категория риска присваивается 7 баллов и менее.
5. При осуществлении контролируемым лицом деятельности по производству ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней объекту надзора в случае:
наличия выявленных в течение 3 предшествующих календарных лет нарушений требований законодательства Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях и (или) законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, ответственность за которые предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, присваивается 6 баллов;
наличия неполных и (или) недостоверных сведений в карте специального учета в течение одного года до даты отнесения объекта надзора к определенной категории риска присваивается 3 балла;
наличия выданных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в течение одного года до даты отнесения объекта надзора к определенной категории риска присваивается 3 балла;
наличия факта поступления заявления о повторной постановке на специальный учет контролируемого лица, ранее включенного в план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год и снятого со специального учета до проведения в отношении такого лица планового контрольного (надзорного) мероприятия, присваивается 10 баллов;
наличия 2 и более фактов несоответствия произведенных ювелирных и других изделий пробам, заявленным производителем таких изделий, в течение одного года до даты отнесения объекта надзора к определенной категории риска присваивается 1 балл;
наличия фактов списания драгоценного металла на технологические потери в объеме, превышающем 10 процентов от произведенных ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, в течение одного года до даты отнесения объекта надзора к определенной категории риска присваивается 5 баллов;
наличия фактов производства ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней при указанной в карте специального учета упрощенной системе налогообложения в течение одного года до даты отнесения объекта надзора к определенной категории риска присваивается 4 балла;
отсутствия фактов сдачи произведенных ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, за исключением ювелирных изделий из серебра отечественного производства, на опробование, анализ и клеймение при наличии в карте специального учета соответствующего вида деятельности присваивается 4 балла;
наличия фактов производства ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней при отсутствии входящих спецификаций о приобретении драгоценных металлов в течение одного года до даты отнесения объекта надзора к определенной категории риска присваивается 6 баллов.
Исходя из полученной суммы баллов критериев риска объекту надзора присваивается следующая категория риска:
чрезвычайно высокая категория риска - 16 баллов и более;
высокая категория риска - 11 - 15 баллов;
средняя категория риска - 7 - 10 баллов;
низкая категория риска - 6 баллов и менее.
6. При осуществлении контролируемым лицом деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий, заготовке лома и отходов драгоценных металлов и продукции (изделий), содержащей драгоценные металлы, по комиссионной торговле ювелирными изделиями, ломбардной деятельности и деятельности по ремонту и изготовлению ювелирных и других изделий по индивидуальному заказу физических лиц объекту надзора в случае:
наличия выявленных в течение 3 предшествующих календарных лет нарушений требований законодательства Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях и (или) законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, ответственность за которые предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, присваивается 6 баллов;
наличия неполных и (или) недостоверных сведений в карте специального учета в течение одного года до даты отнесения объекта надзора к определенной категории риска присваивается 3 балла;
наличия выданных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в течение одного года до даты отнесения объекта надзора к определенной категории риска присваивается 3 балла;
наличия факта поступления заявления о повторной постановке на специальный учет контролируемого лица, ранее включенного в план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год и снятого со специального учета до проведения в отношении такого лица планового контрольного (надзорного) мероприятия, присваивается 10 баллов;
наличия в течение одного года до даты отнесения объекта надзора к определенной категории риска одного отказа в предоставлении лицензии на осуществление деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий, заготовке лома и отходов драгоценных металлов и продукции (изделий), содержащей драгоценные металлы, по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части 7 статьи 14 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", присваивается 4 балла;
наличия фактов осуществления в течение одного года до даты отнесения объекта надзора к определенной категории риска деятельности по розничной и (или) комиссионной торговле и (или) деятельности по ремонту и изготовлению ювелирных изделий по индивидуальному заказу физических лиц контролируемым лицом, имеющим лицензию на осуществление деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий, заготовке лома и отходов драгоценных металлов и продукции (изделий), содержащей драгоценные металлы, присваивается 4 балла;
наличия фактов осуществления в течение одного года до даты отнесения объекта надзора к определенной категории риска контролируемым лицом по одному адресу деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий, заготовке лома и отходов драгоценных металлов и продукции (изделий), содержащей драгоценные металлы, деятельности по осуществлению розничной и (или) комиссионной торговли, деятельности по ремонту и изготовлению ювелирных изделий по индивидуальному заказу физических лиц присваивается 7 баллов;
отсутствия фактов сдачи на опробование, анализ и клеймение ювелирных изделий и (или) отсутствия средств идентификации на ювелирных изделиях, на которые ломбардом обращено взыскание, в течение одного года до даты отнесения объекта надзора к определенной категории риска присваивается 3 балла;
наличия фактов принятия ломбардом в ГИИС ДМДК входящих спецификаций от юридических лиц (за исключением спецификаций на золотые мерные слитки общей массой не более 100 грамм) в течение одного года до даты отнесения объекта надзора к определенной категории риска присваивается 7 баллов;
отсутствия фактов сдачи на опробование, анализ и клеймение и (или) средств идентификации на изготовленных и (или) отремонтированных ювелирных изделиях или ювелирных изделиях, принятых на комиссию, в течение одного года до даты отнесения объекта надзора к определенной категории риска присваивается 6 баллов;
наличия фактов реализации лома ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней контролируемым лицом, осуществляющим деятельность по комиссионной торговле и (или) по хранению ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, в течение одного года до даты отнесения объекта надзора к определенной категории риска присваивается 7 баллов;
наличие фактов приема контролируемым лицом, осуществляющим деятельность по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий, заготовке лома и отходов драгоценных металлов и продукции (изделий), содержащей драгоценные металлы, с использованием роботизированного комплекса или агрегатов аффинированных драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных и других изделий, содержащих драгоценные камни, инвестиционных металлов присваивается 10 баллов.
Исходя из полученной суммы баллов объекту надзора присваивается:
чрезвычайно высокая категория риска - 21 балл и более;
высокая категория риска - 13 - 20 баллов;
средняя категория риска - 9 - 12 баллов;
низкая категория риска - 8 баллов и менее.
7. При осуществлении контролируемым лицом деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов объекту надзора в случае:
наличия выявленных в течение 3 предшествующих календарных лет нарушений требований законодательства Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях и (или) законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, ответственность за которые предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, присваивается 6 баллов;
наличия неполных и (или) недостоверных сведений в карте специального учета в течение одного года до даты отнесения объекта надзора к определенной категории риска присваивается 3 балла;
наличия выданных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в течение одного года до даты отнесения объекта надзора к определенной категории риска присваивается 3 балла;
наличия факта поступления заявления о повторной постановке на специальный учет контролируемого лица, ранее включенного в план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год и снятого со специального учета до проведения в отношении такого лица планового контрольного (надзорного) мероприятия, присваивается 10 баллов;
наличия в течение одного года до даты отнесения объекта надзора к определенной категории риска 1 отказа в предоставлении лицензии на осуществление деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов, по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части 7 статьи 14 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", присваивается 5 баллов;
наличия сведений о внесении в карту специального учета сведений об осуществлении деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов без получения соответствующей лицензии или без заявления о ее получении, направленного в территориальный орган Федеральной пробирной палаты, присваивается 4 балла;
наличия фактов реализации контролируемым лицом, имеющим лицензию на осуществление деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов, аффинированного драгоценного металла при отсутствии информации о передаче лома и отходов драгоценного металла для аффинажа в аффинажную организацию или в другую организацию для обработки (переработки) в целях последующего аффинажа драгоценных металлов присваивается 4 балла.
Исходя из полученной суммы баллов объекту надзора присваивается:
чрезвычайно высокая категория риска 12 баллов и более;
высокая категория риска - 8 - 11 баллов;
средняя категория риска - 5 - 7 баллов;
низкая категория риска - 4 балла и менее.
8. При осуществлении контролируемым лицом деятельности по дистанционной торговле в том числе на торговых площадках, осуществляющих продажу ювелирных изделий разных продавцов через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", объекту надзора в случае:
наличия выявленных в течение 3 предшествующих календарных лет нарушений требований законодательства Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях и (или) законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, ответственность за которые предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, присваивается 6 баллов;
наличия неполных и (или) недостоверных сведений в карте специального учета в течение одного года до даты отнесения объекта надзора к определенной категории риска присваивается 3 балла;
наличия выданных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в течение одного года до даты отнесения объекта надзора к определенной категории риска присваивается 3 балла;
наличия факта поступления заявления о повторной постановке на специальный учет контролируемого лица, ранее включенного в план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год и снятого со специального учета до проведения в отношении такого лица планового контрольного (надзорного) мероприятия, присваивается 10 баллов;
отсутствия в течение 3 месяцев в ГИИС ДМДК фактов вывода из оборота ювелирных изделий путем дистанционной продажи физическим лицам присваивается 5 баллов;
наличия фактов непринятия контролируемым лицом в ГИИС ДМДК входящих спецификаций присваивается 6 баллов;
наличия в течение одного года до даты отнесения объекта надзора к определенной категории риска фактов фиксации в ГИИС ДМДК попыток ввода (вывода) из оборота последовательности цифр, имитирующих уникальный идентификационный номер ювелирного изделия, присваивается 6 баллов.
Исходя из полученной суммы баллов объекту надзора присваивается:
чрезвычайно высокая категория риска - 16 баллов и более;
высокая категория риска - 11 - 15 баллов;
средняя категория риска - 6 - 10 баллов;
низкая категория риска - 5 баллов и менее.".
___________
Ссылки
