БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2025 № 1038 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 января 2025 г. № 66"

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 10 июля 2025 г. № 1038

 

МОСКВА

 

О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 января 2025 г. № 66

 

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в изменения, которые вносятся в Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области железнодорожного транспорта, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 января 2025 г. № 66 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. № 991" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2025, № 5, ст. 350).

 

 

Председатель Правительства
Российской Федерации                              М.Мишустин

 

 

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 10 июля 2025 г. № 1038

 

ИЗМЕНЕНИЯ,
которые вносятся в изменения, которые вносятся в Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области железнодорожного транспорта

 

Изменения, которые вносятся в Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области железнодорожного транспорта, изложить в следующей редакции:

 

"УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 января 2025 г. № 66 
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 10 июля 2025 г. № 1038)

 

ИЗМЕНЕНИЯ,
которые вносятся в Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области железнодорожного транспорта

 

1. В пункте 3:

а) подпункт "а" дополнить словами "на железнодорожном транспорте";

б) подпункт "б" дополнить абзацами следующего содержания:

"деятельность по эксплуатации, обслуживанию и ремонту инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта и составных частей подсистем и элементов составных частей подсистем инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта;

деятельность по эксплуатации, обслуживанию и ремонту высокоскоростного железнодорожного подвижного состава и его составных частей;";

в) абзац седьмой подпункта "в" дополнить словами "железнодорожного транспорта".

2. В пункте 6:

а) в подпункте "а":

абзац второй дополнить словами "на железнодорожном транспорте";

дополнить абзацами следующего содержания:

"деятельность по эксплуатации инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта и составных частей подсистем и элементов составных частей подсистем инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта;

деятельность по обслуживанию и ремонту инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта и составных частей подсистем и элементов составных частей подсистем инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта;

деятельность по эксплуатации высокоскоростного железнодорожного подвижного состава и его составных частей;

деятельность по обслуживанию и ремонту высокоскоростного железнодорожного подвижного состава и его составных частей;";

б) подпункт "в" дополнить абзацем следующего содержания:

"инфраструктура высокоскоростного железнодорожного транспорта и составные части подсистем и элементов составных частей подсистем инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта, высокоскоростной железнодорожный подвижной состав и его составные части.".

3. Пункт 7 изложить в следующий редакции:

"7. При осуществлении государственного контроля (надзора) обеспечивается учет объектов контроля в соответствии с Федеральным законом о государственном контроле (надзоре).

Учет объектов контроля осуществляется в едином реестре видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Для целей учета используется информация, представляемая контролирующему органу в соответствии с нормативными правовыми актами, информация, получаемая в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступная информация.".

4. В пункте 9:

а) абзацы десятый - двадцать седьмой пункта 9 заменить текстом следующего содержания:

"деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров;

деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов;

деятельность по эксплуатации инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и составных частей подсистем и элементов составных частей подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта;

деятельность по эксплуатации инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта;

деятельность по эксплуатации высокоскоростного железнодорожного подвижного состава;

деятельность по обслуживанию и ремонту инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта и составных частей подсистем и элементов составных частей подсистем инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта;

деятельность по обслуживанию и ремонту высокоскоростного железнодорожного подвижного состава и его составных частей;

инфраструктура высокоскоростного железнодорожного транспорта и составные части подсистем и элементов составных частей подсистем инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта;

высокоскоростной железнодорожный подвижной состав и его составные части;

к категории тяжести "Б" относятся следующие объекты контроля:

деятельность по перевозке грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом;

деятельность по эксплуатации железнодорожного подвижного состава и его составных частей;

погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте;

к категории тяжести "В" относятся следующие объекты контроля:

погрузочно-разгрузочная деятельность на железнодорожном транспорте;

деятельность по обслуживанию и ремонту железнодорожного подвижного состава и его составных частей;

деятельность по обслуживанию и ремонту инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и составных частей подсистем и элементов составных частей подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта;

деятельность по обслуживанию и ремонту железнодорожных путей необщего пользования и составных частей подсистем и элементов составных частей подсистем железнодорожных путей необщего пользования;

деятельность по эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования и составных частей подсистем и элементов составных частей подсистем железнодорожных путей необщего пользования;

к категории тяжести "Г" относятся следующие объекты контроля:

инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования и составные части подсистем и элементов составных частей подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта;

железнодорожные пути необщего пользования и составные части подсистем и элементов составных частей подсистем железнодорожных путей необщего пользования;

железнодорожный подвижной состав и его составные части;

к категории тяжести "Д" относятся следующие объекты контроля: вспомогательные работы (услуги) при перевозке железнодорожным транспортом (операции по погрузке, выгрузке грузов в местах общего пользования, взвешиванию грузов, обслуживанию пассажиров на вокзалах и в пути следования, а также иные работы (услуги), связанные с организацией и осуществлением перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом).";

б) абзацы тридцать шестой - тридцать восьмой изложить в следующей редакции:

"При наличии критериев, позволяющих отнести объект контроля к различным категориям вероятности наступления потенциальных негативных последствий, в случае принятия контролируемым лицом декларации соблюдения обязательных требований и соответствия применимым к объекту контроля критериям (критерию) добросовестности объект контроля относят к категории вероятности 6.

При наличии критериев, позволяющих отнести объект контроля к различным категориям вероятности наступления потенциальных негативных последствий, и при отсутствии декларации соблюдения обязательных требований и несоответствии объекта контроля критериям (критерию) добросовестности объект контроля относят к более высокой категории вероятности.

Категория риска определяется на основании сочетания категории тяжести и категории вероятности, указанных в матрице категории риска причинения вреда (ущерба), которая приведена в приложении.".

5. Абзац четвертый пункта 15 изложить в следующей редакции:

"В случае, если при проведении обязательного профилактического визита или контрольного (надзорного) мероприятия выявлены нарушения обязательных требований, факты представления контролируемым лицом недостоверных сведений при самообследовании, декларация соблюдения обязательных требований аннулируется решением, принимаемым по результатам контрольного (надзорного) мероприятия.".

6. Пункт 16 изложить в следующей редакции:

"16. Профилактический визит в отношении контролируемых лиц проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи или мобильного приложения "Инспектор".

В ходе профилактического визита инспектор информирует контролируемое лицо об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, о рекомендуемых способах снижения категории риска, видах, содержании и об интенсивности мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска, а также осуществляет ознакомление с объектом контроля, сбор сведений, необходимых для отнесения объектов контроля к категориям риска, и проводит оценку уровня соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.

Профилактический визит проводится по инициативе контролирующего органа (обязательный профилактический визит) или по инициативе контролируемого лица.

Срок проведения обязательного профилактического визита не может превышать 10 рабочих дней и может быть продлен на срок, необходимый для проведения экспертизы, испытаний.

Обязательный профилактический визит не предусматривает отказ контролируемого лица от его проведения.

В рамках обязательного профилактического визита инспектор при необходимости проводит осмотр, истребование необходимых документов, отбор проб (образцов), инструментальное обследование, испытание, экспертизу.

Фотосъемка и видеозапись при проведении осмотра в рамках обязательного профилактического визита осуществляются с использованием мобильного приложения "Инспектор".

По окончании проведения обязательного профилактического визита составляется акт о проведении обязательного профилактического визита в порядке, предусмотренном статьей 90 Федерального закона о государственном контроле (надзоре) для контрольных (надзорных) мероприятий.

В случае невозможности проведения обязательного профилактического визита и (или) уклонения контролируемого лица от его проведения инспектором составляется акт о невозможности проведения обязательного профилактического визита в порядке, предусмотренном частью 10 статьи 65 Федерального закона о государственном контроле (надзоре) для контрольных (надзорных) мероприятий.

В случае невозможности проведения обязательного профилактического визита уполномоченное должностное лицо контролирующего органа вправе не позднее 3 месяцев с даты составления акта о невозможности проведения обязательного профилактического визита принять решение о повторном проведении обязательного профилактического визита в отношении контролируемого лица.

Предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований выдается контролируемому лицу в случае, если такие нарушения не устранены до окончания проведения обязательного профилактического визита в порядке, предусмотренном статьей 901 Федерального закона о государственном контроле (надзоре).

Профилактический визит по инициативе контролируемого лица может быть проведен по его заявлению, если такое лицо относится к субъектам малого предпринимательства, является социально ориентированной некоммерческой организацией либо государственным или муниципальным учреждением.

Контролируемое лицо подает заявление о проведении профилактического визита посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)". Контролирующий орган рассматривает заявление в течение 10 рабочих дней и принимает решение о проведении профилактического визита либо об отказе в его проведении, о чем уведомляет контролируемое лицо.

В случае принятия решения о проведении профилактического визита контролирующий орган в течение 20 рабочих дней согласовывает дату его проведения с контролируемым лицом любым способом, обеспечивающим фиксирование такого согласования.

Решение об отказе в проведении профилактического визита принимается в случаях, установленных частью 4 статьи 522 Федерального закона о государственном контроле (надзоре).

Решение об отказе в проведении профилактического визита может быть обжаловано контролируемым лицом в порядке, установленном Федеральным законом о государственном контроле (надзоре).

Контролируемое лицо вправе отозвать заявление о проведении профилактического визита либо направить отказ от проведения профилактического визита, уведомив об этом контролирующий орган не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.

В рамках профилактического визита при согласии контролируемого лица инспектор проводит отбор проб (образцов), инструментальное обследование, испытание.

Разъяснения и рекомендации, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.

Предписания об устранении выявленных в ходе профилактического визита нарушений обязательных требований контролируемым лицам не могут выдаваться.

В случае, если при проведении профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию об этом уполномоченному должностному лицу контролирующего органа для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.".

7. Пункт 161 изложить в следующей редакции:

"161. В целях мотивации контролируемых лиц к соблюдению обязательных требований контролирующий орган проводит мероприятия, направленные на нематериальное поощрение добросовестных контролируемых лиц (меры стимулирования добросовестности), - присвоение контролируемому лицу репутационного статуса, обозначающего добросовестное соблюдение контролируемым лицом обязательных требований, предоставление контролируемому лицу права публично размещать указанную информацию в открытых источниках (в том числе в информационных и рекламных целях), снижение категории риска объекта контроля до низкой, исключающее проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий.

Меры стимулирования добросовестности применяются к контролируемым лицам, принявшим декларацию соблюдения обязательных требований и соответствующим всем применимым к объекту контроля критериям (критерию) добросовестности.

Оценка добросовестности контролируемых лиц, владельцев объектов контроля всех категорий риска, осуществляющих деятельность не менее 3 лет (далее - оценка добросовестности), проводится территориальным органом контролирующего органа по соответствующей территориальной принадлежности объектов контроля контролируемого лица, в том числе на основании поступления в контролирующий орган от контролируемого лица декларации соблюдения обязательных требований и копий документов, подтверждающих соответствие контролируемого лица критериям (критерию) добросовестности, при условии заполнения в личном кабинете контролируемого лица, размещенном на официальном сайте контролирующего органа в сети "Интернет" и интегрированном с информационными системами контролирующего органа, опросной формы по виду и предмету осуществляемой деятельности.

Критериями добросовестности являются (если применимо к объекту контроля):

отсутствие в течение 2 лет до даты проведения оценки добросовестности по причине действия (бездействия) владельца объекта контроля транспортных происшествий (крушений и аварий), допущенных на железнодорожном транспорте;

отсутствие в течение 1 года до даты проведения оценки добросовестности фактов несвоевременного и недостоверного представления контролируемым лицом в контролирующий орган обязательной информации, предусмотренной нормативными правовыми актами в области железнодорожного транспорта;

предоставление контролируемым лицом доступа контролирующему органу к своим информационным ресурсам в рамках соглашения об информационном взаимодействии;

наличие договора добровольного страхования рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям вследствие нарушения контролируемым лицом обязательных требований;

наличие внедренных сертифицированных систем внутреннего контроля в соответствующей сфере деятельности;

отсутствие нарушений обязательных требований, выявленных по результатам проведения обязательных профилактических визитов или контрольных (надзорных) мероприятий, в течение 1 года до даты проведения оценки добросовестности.

Декларация соблюдения обязательных требований и копии документов, указанные в настоящем пункте, должны быть подписаны руководителем контролируемого лица либо его представителем.

При соответствии всем применимым к объекту контроля критериям (критерию) добросовестности территориальным органом контролирующего органа принимается решение о применении мер стимулирования добросовестности.

В случае аннулирования декларации соблюдения обязательных требований в отношении объекта контроля контролируемого лица территориальным органом контролирующего органа принимается решение об отмене мер стимулирования добросовестности в отношении этого объекта контроля.

Информация о применении в отношении объектов контроля контролируемых лиц мер стимулирования добросовестности (либо отмене указанных мер) размещается контролирующим органом на официальном сайте контролирующего органа в сети "Интернет" в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.".

8. Пункт 17 признать утратившим силу.

9. Пункт 18 изложить в следующей редакции:

"18. Государственный контроль (надзор) осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием с контролируемым лицом:

выборочный контроль;

инспекционный визит;

рейдовый осмотр;

документарная проверка;

выездная проверка.

Инспекционный визит, рейдовый осмотр, выездная проверка могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор".

Государственный контроль (надзор) осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом:

наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности);

выездное обследование.

Контрольные (надзорные) мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом могут проводиться на плановой и внеплановой основе путем совершения следующих контрольных (надзорных) действий:

осмотр;

опрос;

получение письменных объяснений;

истребование документов;

инструментальное обследование;

отбор проб (образцов);

испытание;

экспертиза.

Осмотр и опрос, проводимые в рамках инспекционного визита, рейдового осмотра и выездной проверки, а также экспертиза, проводимая в рамках выездной проверки, могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор".

Фотосъемка и видеозапись при проведении осмотра в рамках инспекционного визита, рейдового осмотра и выездной проверки осуществляются с использованием мобильного приложения "Инспектор".

Контрольные (надзорные) мероприятия проводятся при наличии оснований, указанных в пунктах 1 - 5 и 7 - 9 части 1 статьи 57 Федерального закона о государственном контроле (надзоре).

Оценка контролирующим органом соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований проводится посредством контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в настоящем Положении.

В случае, если индивидуальный предприниматель и (или) гражданин, не являющийся индивидуальным предпринимателем, являющиеся контролируемыми лицами, не могут присутствовать при проведении контрольного (надзорного) мероприятия по медицинским показаниям, подтвержденным соответствующим документом уполномоченной медицинской организации, индивидуальный предприниматель и (или) гражданин, не являющийся индивидуальным предпринимателем, вправе представить в контролирующий орган информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия. В этом случае проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится контролирующим органом на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для такого обращения индивидуального предпринимателя и (или) гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в контролирующий орган.

К участию в контрольных (надзорных) мероприятиях могут привлекаться эксперты, отвечающие требованиям, предусмотренным статьей 33 Федерального закона о государственном контроле (надзоре).

В случае невозможности транспортировки образца исследования к месту работы эксперта контролирующий орган обеспечивает ему беспрепятственный доступ к образцу и необходимые условия для исследования.".

10. Абзац двадцать первый пункта 19, абзац восьмой пункта 20, абзац девятый пункта 21, абзац пятый пункта 22 и абзац двадцать первый пункта 23 признать утратившими силу.

11. В пункте 24:

а) абзац первый изложить в следующей редакции:

"24. В ходе выездного обследования на общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектах могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:";

б) абзац шестой признать утратившим силу.

12. Раздел VII изложить в следующей редакции:

 

"VII. Учет рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при проведении контрольных (надзорных) мероприятий и обязательных профилактических визитов

 

25. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия, а также обязательные профилактические визиты в отношении объектов контроля в зависимости от отнесения к категории риска проводятся со следующей периодичностью:

в отношении объектов контроля, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска, - одна выездная проверка один раз в год;

в отношении объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска, - одна выездная проверка один раз в 2 года либо обязательный профилактический визит один раз в год;

в отношении объектов контроля, отнесенных к категории значительного, среднего или умеренного риска, - обязательный профилактический визит с периодичностью, определяемой в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 25 Федерального закона о государственном контроле (надзоре).

Периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий, обязательных профилактических визитов изменяется в случае изменения ранее присвоенной объекту контроля категории риска.

Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия могут проводиться в виде выездной проверки, документарной проверки, выборочного контроля, инспекционного визита и рейдового осмотра вне зависимости от категории риска объекта контроля.

Если в ходе контрольных (надзорных) мероприятий осуществлялись фотосъемка, аудио- и (или) видеозапись или иные способы фиксации доказательств, то об этом делается отметка в акте контрольного (надзорного) мероприятия. В этом случае материалы фотографирования, аудио- и (или) видеозаписи прилагаются к материалам контрольного (надзорного) мероприятия.

Порядок осуществления фотосъемки, аудио- и (или) видеозаписи, иных способов фиксации доказательств в ходе контрольного (надзорного) мероприятия включает в себя:

принятие должностным лицом контролирующего органа, осуществляющим контрольное (надзорное) мероприятие, решения о применении фотосъемки, аудио- и (или) видеозаписи, иных способов фиксации доказательств;

извещение контролируемого лица, а также представителя контролируемого лица о ведении фотосъемки, аудио- и (или) видеозаписи, применении иных способов фиксации доказательств в случае осуществления контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом;

внесение в акт контрольного (надзорного) мероприятия соответствующей информации о ведении фотосъемки, аудио- и (или) видеозаписи, применении иных способов фиксации доказательств;

обеспечение сохранности информации, полученной посредством фотосъемки, аудио- и (или) видеозаписи, иных способов фиксации доказательств.".

13. Пункт 26 изложить в следующей редакции:

"26. Рассмотрение жалобы осуществляется в следующем порядке:

жалоба на решение территориального органа контролирующего органа, действия (бездействие) его должностных лиц рассматривается руководителем (заместителем руководителя) указанного территориального органа либо руководителем (заместителем руководителя) контролирующего органа;

жалоба на действия (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа контролирующего органа рассматривается контролирующим органом;

в случае обжалования решений контролирующего органа, действий (бездействия) должностных лиц центрального аппарата контролирующего органа жалоба рассматривается руководителем контролирующего органа;

жалоба на решения, действия (бездействие) руководителя контролирующего органа рассматривается руководителем контролирующего органа.

Жалоба подлежит рассмотрению указанными уполномоченными на рассмотрение жалобы органами в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации в подсистеме досудебного обжалования государственной информационной системы "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности".

Жалоба на решение об отнесении объектов контроля к соответствующей категории риска рассматривается в срок не более 5 рабочих дней.".

14. Пункт 27 изложить в следующей редакции:

"27. Ключевыми показателями государственного контроля (надзора) и их целевыми значениями являются:

количество пассажиров, погибших в результате транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта (человек на 100 млн. перевезенных пассажиров): в 2025 году - 2,3, в 2026 году - 2, в 2027 году - 1,8, в 2028 году - 1,6, в 2029 году - 1,5 и в 2030 году - 1,3;

количество пассажиров, получивших тяжкие телесные повреждения в результате транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта (человек на 100 млн. перевезенных пассажиров): в 2025 году - 8, в 2026 году - 7,2, в 2027 году - 6,5, в 2028 году - 5,9, в 2029 году - 5,3 и в 2030 году - 4,7.".

 

 

___________

 

Ссылки