БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 23.05.2025 № 122 "Об утверждении Примерного положения о центре трудовой адаптации осужденных или учебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы, и Примерного положения о лечебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы"

Министерство юстиции
Российской Федерации
ЗАРЕГИСТРИРОВАНО
Регистрационный № 82401
от 29 мая 2025 г.

 

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПРИКАЗ

 

Москва

 

23 мая 2025 г.                              № 122

 

Об утверждении Примерного положения о центре трудовой адаптации осужденных или учебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы, и Примерного положения о лечебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы

 

В соответствии с частью третьей статьи 18 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 "Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации", подпунктом 9 пункта 2, подпунктом 8 пункта 19 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.01.2023 № 10, и в целях совершенствования организации профессиональной подготовки осужденных, привлечения их к труду и закрепления у них трудовых навыков приказываю:

1. Утвердить:

Примерное положение о центре трудовой адаптации осужденных или учебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы, согласно приложению № 1 к настоящему приказу;

Примерное положение о лечебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы, согласно приложению № 2 к настоящему приказу.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 01.04.2008 № 80 "Об утверждении примерного Положения о Центре трудовой адаптации осужденных или учебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы, и примерного Положения о лечебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 09.04.2008, регистрационный № 11495).

 

 

Министр                              К.А.Чуйченко

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к приказу Министерства юстиции
Российской Федерации
от 23 мая 2025 г. № 122

 

Примерное положение о центре трудовой адаптации осужденных или учебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы

 

I. Общие положения

 

1. Центр трудовой адаптации осужденных или учебно-производственная (трудовая) мастерская являются структурными подразделениями учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы1, и реализуют требования уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации в части организации профессиональной подготовки осужденных, привлечения их к труду и закрепления у них трудовых навыков.

2. Центры создаются в исправительных колониях и в тюрьмах, мастерские - в воспитательных колониях2.

3. Деятельность центра (мастерской) представляет собой инициативную самостоятельную производственную деятельность (собственную производственную деятельность) учреждения.

Номенклатура основных видов деятельности, связанных с трудовой адаптацией осужденных, определяется Правительством Российской Федерации3.

Отчеты об исполнении планируемых трудовых, производственных и финансово-экономических показателей деятельности центров (мастерских), входящих в состав учреждений соответствующего территориального органа уголовно-исполнительной системы Российской Федерации4, согласовываются с начальником территориального органа УИС и направляются в Управление организации производственной деятельности и трудовой адаптации осужденных ФСИН России.

______________________________

1 Далее - центр (центры), мастерская (мастерские), учреждение (учреждения) соответственно.

2 Далее - ВК.

3 Часть четвертая статьи 18 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 "Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации".

4 Далее - УИС.

 

4. Центр (мастерская) осуществляет свою деятельность на основании договоров, заключаемых учреждением в соответствии с деятельностью центра (мастерской) с другими органами и учреждениями УИС, организациями любых организационно-правовых форм, индивидуальными предпринимателями, а также физическими лицами.

5. Привлечение осужденных к труду в центрах (мастерских) осуществляется в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации и трудовым законодательством Российской Федерации на основании приказа учреждения.

6. Работа центра (мастерской) организуется на основе планирования, сочетания единоначалия в решении вопросов служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении, ответственного отношения работника к выполнению порученной работы и отдельных поручений.

7. Решение о создании или ликвидации центра (мастерской) принимается начальником территориального органа УИС по представлению начальника учреждения, в составе которого создается или ликвидируется центр (мастерская). Положение о центре (мастерской) утверждается приказом учреждения.

8. Структура и штатное расписание центров (мастерских) утверждаются приказом территориального органа УИС по представлению начальника учреждения в соответствии с типовыми структурами, типовыми штатными расписаниями, порядком расчета штатной численности и предельной штатной численностью работников учреждений.

9. Центр (мастерскую) возглавляет начальник, который непосредственно подчиняется начальнику учреждения.

 

II. Задачи центра (мастерской)

 

10. Задачами центра (мастерской) являются:

1) организация производственной деятельности учреждения;

2) организация работы учреждения по привлечению осужденных к оплачиваемому труду и созданию дополнительных рабочих мест;

3) привитие и закрепление осужденным необходимых трудовых навыков уважительного отношения к труду, создание условий для моральной и материальной заинтересованности осужденных в результатах труда, а также популяризации продукции учреждения неограниченному кругу потребителей;

4) создание необходимых условий труда для осужденных инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида;

5) организация работы по укреплению и развитию учебно-производственной базы, повышению эффективности использования оборудования и техники, экономии материально-технических и топливно-энергетических ресурсов.

11. Учреждение создает условия и организует проведение практической подготовки направляемых на обучение в федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение ФСИН России5 осужденных, не имеющих рабочей профессии, по которой они могут работать на производственных участках учреждения.

______________________________

5 Далее - ФКПОУ ФСИН России.

 

III. Функции центра (мастерской)

 

12. Функциями центра (мастерской) являются:

1) разработка и организация выполнения планов производственной деятельности учреждения и повышения эффективности учебно-производственной деятельности учреждения;

2) разработка и реализация мероприятий по созданию условий для моральной и материальной заинтересованности осужденных в результатах труда с обязательным участием служб учреждения;

3) планирование производственной и финансово-экономической деятельности центра (мастерской) и перспектив ее развития с учетом необходимости создания дополнительного количества рабочих и учебных мест для осужденных, а также повышения потребительского спроса на производимую продукцию, выполняемые работы и предоставляемые услуги с учетом обеспечения внутрисистемной потребности, потребности органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также иных организаций;

4) организация работы по привлечению инвестиционных ресурсов, поиску и размещению заказов на выпуск товаров, оказание услуг, выполнение работ с учетом экономической целесообразности и эффективной трудовой занятости осужденных;

5) подготовка предложений и организация работы по открытию новых производственных участков, освоению и выпуску новых конкурентоспособных видов продукции, по совершенствованию технологии производства, повышению качества изделий, внедрению передового опыта;

6) организация участия учреждения в закупках на поставку продукции для государственных и муниципальных нужд, а также сторонних организаций;

7) подготовка проектов договоров по основной деятельности центра (мастерской);

8) организация материально-технического обеспечения собственной производственной деятельности центра (мастерской);

9) разработка и осуществление мероприятий по обеспечению эффективного использования финансовых средств. Подготовка предложений по использованию превышения доходов над расходами от приносящей доход деятельности, полученных в результате привлечения осужденных к труду;

10) осуществление контроля за работой осужденных, создание условий труда, соответствующих требованиям охраны труда6;

11) осуществление контроля за соблюдением норм и правил пожарной безопасности;

12) осуществление контроля за поведением осужденных на объектах центра (мастерской), соблюдением ими установленного порядка отбывания наказания7;

______________________________

6 Часть первая статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации.

7 Статья 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказом Минюста России от 04.07.2022 № 110 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы" (зарегистрирован Минюстом России 05.07.2022, регистрационный № 69157), с изменениями, внесенными приказами Минюста России от 03.04.2023 № 58 (зарегистрирован Минюстом России 04.04.2023, регистрационный № 72864), от 09.08.2023 № 210 (зарегистрирован Минюстом России 15.08.2023, регистрационный № 74797), от 23.08.2023 № 221 (зарегистрирован Минюстом России 24.08.2023, регистрационный № 74942), от 29.11.2023 № 352 (зарегистрирован Минюстом России 30.11.2023, регистрационный № 76184), от 08.08.2024 № 246 (зарегистрирован Минюстом России 12.08.2024, регистрационный № 79124), от 06.12.2024 № 363 (зарегистрирован Минюстом России 10.12.2024, регистрационный № 80521) и от 27.01.2025 № 7 (зарегистрирован Минюстом России 28.01.2025, регистрационный № 81057), далее - ПВР ИУ.

 

13) осуществление контроля за проведением погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ на производственных объектах;

14) осуществление мероприятий по развитию производственной (трудовой) деятельности исходя из задач социально-трудовой реабилитации инвалидов, лиц, больных хроническими и длительно текущими заболеваниями, и ограниченно годных к труду осужденных.

13. Учреждение ведет учет результатов деятельности центра (мастерской), подготавливает и представляет сводно-аналитическую информацию и отчетные данные на утверждение начальнику учреждения.

 

IV. Особенности деятельности мастерской ВК

 

14. Главной задачей мастерской ВК является создание во взаимодействии с ФКПОУ ФСИН России необходимых условий для удовлетворения потребности осужденных в получении среднего профессионального образования, профессионального обучения, прохождения производственной практики, а также приобретения трудовых навыков для выполнения определенной работы или группы работ.

15. Деятельность мастерской ВК организуется в рамках единого учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование у осужденных законопослушного поведения, добросовестного отношения к труду и учебе, на получение среднего профессионального образования и (или) профессионального обучения, повышение образовательного и культурного уровня.

16. Учебно-производственный процесс в мастерской ВК должен строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей осужденных, сроков отбывания наказаний в ВК и быть ориентирован на расширение их возможностей в профессиональном самоопределении и повышении квалификации.

17. Средства, образовавшиеся в результате превышения доходов над расходами от приносящей доход деятельности осужденных, привлеченных к труду, в первую очередь направляются на улучшение условий их содержания в качестве дополнительного источника финансового обеспечения осуществления функций ВК8.

______________________________

8 Пункт 10 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

 

V. Полномочия начальника центра (мастерской)

 

18. При осуществлении должностных полномочий начальник центра (мастерской) обязан:

1) осуществлять общее руководство производственно-хозяйственной деятельностью центра (мастерской). Определять должностные обязанности работников центра (мастерской);

2) организовывать работу по повышению эффективности производства и производительности труда, сокращению издержек производства, рациональному использованию производственных ресурсов, обеспечению качества производимой продукции, работ или услуг, соответствия выпускаемых изделий действующим государственным стандартам, техническим условиям и условиям договоров;

3) организовывать исполнение обязательств по договорам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, выполняемых на собственном производстве учреждения;

4) обеспечивать подбор, расстановку, воспитание и профессиональную подготовку работников центра (мастерской), контроль за соблюдением ими режима служебного времени, законности, служебной дисциплины, установленного порядка ношения формы одежды9;

______________________________

9 Приказ ФСИН России от 14.09.2021 № 784 "Об утверждении Правил ношения сотрудниками уголовно-исполнительной системы Российской Федерации форменной одежды, ведомственных знаков отличия, знаков различия" (зарегистрирован Минюстом России 18.10.2021, регистрационный № 65449).

 

5) подготавливать проекты приказов по вопросам совершенствования организации производственной, учебно-производственной и хозяйственной деятельности центра (мастерской) и представлять их на подпись начальнику учреждения;

6) подготавливать и представлять начальнику учреждения разнарядки на вывод осужденных на работы в центр (мастерскую);

7) формировать ежегодно до 1 мая заявку на осуществление обучения осужденных в ФКПОУ ФСИН России в учебном году по программам среднего профессионального образования и (или) профессионального обучения по рабочим профессиям с учетом анализа потребности в рабочих кадрах на производственных участках учреждения, а также потребности рынка труда субъекта Российской Федерации;

8) организовывать направление запросов по предыдущему месту жительства осужденного и (или) в образовательную организацию, в которой обучался осужденный, с целью организации его трудовой адаптации;

9) организовывать направление осужденных, не имеющих рабочей профессии, по которой они могут работать на производственных участках учреждения, на обучение в ФКПОУ ФСИН России;

10) осуществлять контроль за организацией среднего профессионального образования и (или) профессионального обучения осужденных, посещением ими занятий, а также формированием рабочих бригад в соответствии с квалификацией осужденных;

11) обеспечивать соблюдение требований санитарного законодательства Российской Федерации10 по осуществлению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и безопасных условий труда осужденных при эксплуатации производственных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта;

12) организовывать контроль за соблюдением осужденными на производственных объектах установленного порядка отбывания наказания, правил внутреннего распорядка11, требований охраны труда, мер безопасности, норм и правил пожарной безопасности;

______________________________

10 Статья 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

11 Пункт 5 ПВР ИУ.

 

13) организовывать контроль за проведением погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ на производственных объектах учреждения;

14) обеспечивать организацию учета инструмента и использования заточного оборудования по назначению на производственных объектах учреждения;

15) принимать участие в итоговой аттестации осужденных, успешно завершивших обучение в ФКПОУ ФСИН России, в качестве председателя комиссии;

16) проводить анализ результатов работы центра (мастерской).

19. В целях реализации полномочий начальник центра (мастерской) имеет право:

1) подписи договоров по направлениям деятельности центра (мастерской) на основании приказа учреждения или по доверенности;

2) вносить предложения начальнику учреждения:

по вопросам совершенствования организации производственной деятельности центра (мастерской) и профессиональной подготовки осужденных, организации проведения ремонта и технического обслуживания оборудования и техники;

по распределению превышения доходов над расходами от приносящей доход деятельности, полученных в результате привлечения осужденных к труду;

по назначению на должности и освобождению от занимаемых должностей работников центра (мастерской);

о поощрении и награждении работников центра (мастерской), привлечении их к дисциплинарной ответственности;

о предоставлении отпусков работникам центра (мастерской).

 

VI. Взаимоотношения и связи

 

20. Деятельность центра (мастерской) строится во взаимодействии с другими подразделениями учреждения, ФКПОУ ФСИН России и территориальным органом УИС.

21. Центр (мастерская) взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого дислоцируется учреждение, органами местного самоуправления и коммерческими организациями по вопросам получения заказов на производство продукции (оказания услуг) и размещения оборудования на производственных площадях учреждения с целью привлечения осужденных к оплачиваемому труду, с региональными службами занятости населения по вопросам получения осужденными профессий, востребованных на рынках труда.

22. Центром (мастерской) создаются необходимые условия для проведения производственной практики обучающихся осужденных в соответствии с профессиональными стандартами и образовательными программами на основании договора между учреждением и ФКПОУ ФСИН России.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к приказу Министерства юстиции
Российской Федерации
от 23 мая 2025 г. № 122

 

Примерное положение о лечебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы1

 

I. Общие положения

 

1. Лечебно-производственная (трудовая) мастерская является структурным подразделением лечебного исправительного учреждения2 и реализует требования уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации в части организации профессиональной подготовки осужденных, привлечения их к труду и закрепления у них трудовых навыков и повышения эффективности лечения осужденных путем применения различных видов дозированного труда3.

______________________________

1 Далее - Положение.

2 Далее - ЛПМ, учреждение (учреждения) соответственно.

3 Далее - трудовая терапия.

 

2. Деятельность ЛПМ представляет собой инициативную самостоятельную производственную деятельность (собственную производственную деятельность) учреждения.

Номенклатура основных видов деятельности, связанных с трудовой адаптацией осужденных, определяется Правительством Российской Федерации4.

Отчеты об исполнении планируемых трудовых, производственных и финансово-экономических показателей деятельности ЛПМ, входящих в состав учреждений соответствующего территориального органа уголовно-исполнительной системы Российской Федерации5, согласовываются с начальником территориального органа УИС и направляются в Управление организации производственной деятельности и трудовой адаптации осужденных ФСИН России.

______________________________

4 Часть четвертая статьи 18 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 "Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации".

5 Далее - УИС.

 

3. ЛПМ осуществляет свою деятельность на основании договоров, заключаемых учреждением в соответствии с деятельностью ЛПМ с другими учреждениями и органами УИС, сторонними организациями любых организационно-правовых форм, индивидуальными предпринимателями, а также физическими лицами.

4. Привлечение осужденных к труду в ЛПМ осуществляется в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации и трудовым законодательством Российской Федерации с учетом законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих особенности организации труда инвалидов, на основании приказа учреждения.

5. Направление на трудовую терапию в ЛПМ осуществляется комиссией в составе заместителя начальника учреждения, лечащего врача, начальника ЛПМ и, при необходимости, врачей-специалистов6.

______________________________

6 Далее - Комиссия.

 

В ЛПМ не могут направляться осужденные, которым по состоянию здоровья противопоказана трудовая терапия.

6. Работа ЛПМ организуется на основе планирования, сочетания единоначалия в решении вопросов служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении, ответственного отношения работника к выполнению порученной работы и отдельных поручений.

7. Решение о создании или ликвидации ЛПМ принимается начальником территориального органа УИС по представлению начальника учреждения, в составе которого создается или ликвидируется ЛПМ. Положение о ЛПМ утверждается приказом учреждения.

8. Структура и штатное расписание ЛПМ утверждаются приказом территориального органа УИС по представлению начальника учреждения в соответствии с типовыми структурами, типовыми штатными расписаниями, порядком расчета штатной численности и предельной штатной численностью работников учреждений.

9. ЛПМ возглавляет начальник, который непосредственно подчиняется начальнику учреждения.

 

II. Задачи ЛПМ

 

10. Задачами ЛПМ являются:

1) организация производственной деятельности учреждения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;

2) организация работы учреждения по привлечению осужденных к оплачиваемому труду и созданию дополнительных рабочих мест;

3) применение трудовой терапии для осужденных в целях улучшения психического и физического состояния, создания благоприятных условий для достижения стойких результатов лечения, повышения и закрепления трудоспособности больных;

4) реабилитация осужденных на основе трудовой терапии для восстановления ими способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности;

5) организация работы по укреплению и развитию лечебно-производственной базы, повышению эффективности использования оборудования и техники.

11. Учреждение создает условия и организует проведение практической подготовки направляемых на обучение в федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение ФСИН России7 осужденных, не имеющих рабочей профессии, по которой они могут работать на производственных участках учреждения.

______________________________

7 Далее - ФКПОУ ФСИН России.

 

III. Функции ЛПМ

 

12. Функциями ЛПМ являются:

1) разработка и организация выполнения планов производственной деятельности учреждения и повышения эффективности учебно-производственной деятельности учреждения;

2) разработка и реализация мероприятий по созданию условий для моральной и материальной заинтересованности осужденных в результатах труда с обязательным участием служб учреждения;

3) планирование производственной и финансово-экономической деятельности ЛПМ и перспектив ее развития с учетом необходимости создания дополнительного количества рабочих и учебных мест для осужденных, а также повышения потребительского спроса на производимую продукцию, выполняемые работы и предоставляемые услуги с учетом обеспечения внутрисистемной потребности, потребности органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также иных организаций;

4) подготовка предложений и организация работы по открытию новых производственных участков, освоению и выпуску новых конкурентоспособных видов продукции, по совершенствованию технологии производства, повышению качества изделий, внедрению передового опыта;

5) организация работы по привлечению инвестиционных ресурсов, поиску и размещению заказов на выпуск товаров, оказание услуг, выполнение работ с учетом экономической целесообразности и трудовой занятости осужденных для проведения с ними трудовой терапии и обучения профессиям, соответствующим степени их трудоспособности;

6) осуществление контроля за работой осужденных, создание необходимых условий труда, соответствующих правилам охраны труда8;

7) осуществление контроля за соблюдением норм и правил пожарной безопасности;

8) осуществление контроля за поведением осужденных на объектах ЛПМ, соблюдением ими установленного порядка отбывания наказания9;

______________________________

8 Часть первая статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации.

9 Статья 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказом Минюста России от 04.07.2022 № 110 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы" (зарегистрирован Минюстом России 05.07.2022, регистрационный № 69157), с изменениями, внесенными приказами Минюста России от 03.04.2023 № 58 (зарегистрирован Минюстом России 04.04.2023, регистрационный № 72864), от 09.08.2023 № 210 (зарегистрирован Минюстом России 15.08.2023, регистрационный № 74797), от 23.08.2023 № 221 (зарегистрирован Минюстом России 24.08.2023, регистрационный № 74942), от 29.11.2023 № 352 (зарегистрирован Минюстом России 30.11.2023, регистрационный № 76184), от 08.08.2024 № 246 (зарегистрирован Минюстом России 12.08.2024, регистрационный № 79124), от 06.12.2024 № 363 (зарегистрирован Минюстом России 10.12.2024, регистрационный № 80521) и от 27.01.2025 № 7 (зарегистрирован Минюстом России 28.01.2025, регистрационный № 81057), далее - ПВР ИУ.

 

9) осуществление контроля за проведением погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ на производственных объектах;

10) подготовка проектов договоров по основной деятельности ЛПМ;

11) организация материально-технического обеспечения производственной деятельности учреждения;

12) разработка и осуществление мероприятий по обеспечению эффективного использования финансовых средств. Подготовка предложений по использованию превышения доходов над расходами от приносящей доход деятельности, полученных в результате привлечения осужденных к труду.

13. Учреждение ведет учет результатов лечебно-производственной деятельности, подготавливает и представляет сводно-аналитическую информацию и отчетные данные на утверждение начальнику учреждения.

 

IV. Организационные аспекты деятельности ЛПМ

 

14. Трудовая терапия в ЛПМ организуется и проводится под постоянным наблюдением медицинского персонала. Контроль за проведением лечения посредством трудовой терапии осуществляют врачи.

15. Осужденным инвалидам, занятым на производственных объектах ЛПМ, создаются необходимые условия труда в соответствии с рекомендациями, содержащимися в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида.

Для трудоустройства осужденных инвалидов создаются специальные рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей осужденных инвалидов.

Специальные рабочие места для трудоустройства осужденных инвалидов оснащаются (оборудуются) с учетом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с основными требованиями к такому оснащению (оборудованию) указанных рабочих мест.

16. Продолжительность ежедневной работы (смены) осужденного определяется Комиссией в зависимости от его трудоспособности и не может превышать продолжительности, установленной трудовым законодательством Российской Федерации.

17. При установлении видов труда учитываются профиль и специфика учреждения, медицинские показания осужденных и степень их трудоспособности.

18. Производственная деятельность учреждения организуется с учетом состава проходящих трудовую терапию осужденных, состояния их здоровья, трудоспособности, наличия опыта, трудовых навыков, профессии и рекомендациями, содержащимися в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида.

19. Срок прохождения трудовой терапии определяется медицинскими показаниями. Каждые 6 месяцев заместитель начальника учреждения совместно с лечащим врачом принимают решение о целесообразности продолжения осужденным трудовой терапии.

20. По окончании трудовой терапии в ЛПМ осужденные по решению Комиссии в зависимости от состояния их здоровья могут привлекаться к труду на других работах.

 

V. Полномочия начальника ЛПМ

 

21. При осуществлении должностных полномочий начальник ЛПМ обязан:

1) осуществлять руководство лечебно-производственной деятельностью ЛПМ. Определять должностные обязанности работников ЛПМ;

2) организовывать работу по повышению эффективности производства и производительности труда, сокращению издержек производства, рациональному использованию производственных ресурсов, обеспечению качества производимой продукции, работ или услуг, соответствия выпускаемых изделий действующим государственным стандартам, техническим условиям и условиям договоров;

3) обеспечивать исполнение обязательств по договорам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, выполняемых на собственном производстве учреждения;

4) обеспечивать подбор, расстановку, воспитание и профессиональную подготовку работников ЛПМ, контроль за соблюдением ими режима служебного времени, законности, служебной дисциплины, установленного порядка ношения формы одежды10;

______________________________

10 Приказ ФСИН России от 14.09.2021 № 784 "Об утверждении Правил ношения сотрудниками уголовно-исполнительной системы Российской Федерации форменной одежды, ведомственных знаков отличия, знаков различия" (зарегистрирован Минюстом России 18.10.2021, регистрационный № 65449).

 

5) подготавливать проекты приказов по вопросам совершенствования организации лечебно-производственной деятельности ЛПМ и представлять их на подпись начальнику учреждения;

6) подготавливать и представлять начальнику учреждения разнарядки на вывод осужденных на работы в ЛПМ;

7) формировать ежегодно до 1 мая заявку на осуществление обучения осужденных в ФКПОУ ФСИН России в учебном году по программам среднего профессионального образования и (или) профессионального обучения по профессиям рабочих с учетом анализа потребности в рабочих кадрах на производственных участках учреждения, а также потребности рынка труда субъекта Российской Федерации;

8) организовывать направление запросов по предыдущему месту жительства осужденного и (или) в образовательную организацию, в которой обучался осужденный, с целью организации его трудовой адаптации;

9) организовывать направление осужденных, не имеющих рабочей профессии, по которой они могут работать на производственных участках учреждения, на обучение в ФКПОУ ФСИН России;

10) осуществлять контроль за организацией среднего профессионального образования и (или) профессионального обучения осужденных, посещением ими занятий, а также формированием рабочих бригад в соответствии с квалификацией осужденных;

11) организовывать соблюдение требований санитарного законодательства Российской Федерации11 по осуществлению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обеспечению безопасных условий труда осужденных при эксплуатации производственных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта;

12) организовывать контроль за соблюдением осужденными на производственных объектах установленного порядка отбывания наказания, правил внутреннего распорядка12, требований охраны труда, мер безопасности, норм и правил пожарной безопасности;

______________________________

11 Статья 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

12 Пункт 5 ПВР ИУ.

 

13) организовывать контроль за проведением погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ на производственных объектах;

14) обеспечивать организацию учета инструмента и использования заточного оборудования по назначению на производственных объектах учреждения;

15) принимать участие в итоговой аттестации осужденных, успешно завершивших обучение в ФКПОУ ФСИН России, в качестве председателя Комиссии;

16) проводить анализ результатов работы ЛПМ.

22. В целях реализации своих полномочий начальник ЛПМ имеет право:

1) подписи договоров по направлениям основной деятельности ЛПМ на основании приказа учреждения или по доверенности;

2) вносить предложения начальнику учреждения:

по вопросам совершенствования организации лечебно-производственной деятельности ЛПМ, организации проведения ремонта и технического обслуживания оборудования и техники;

по распределению превышения доходов над расходами от приносящей доход деятельности, полученных в результате привлечения осужденных к труду;

по назначению на должности и освобождению от занимаемых должностей работников ЛПМ;

о поощрении и награждении работников ЛПМ, привлечении их к дисциплинарной ответственности;

о предоставлении отпусков работникам ЛПМ.

 

VI. Взаимоотношения и связи

 

23. Деятельность ЛПМ строится во взаимодействии с другими подразделениями учреждения, ФКПОУ ФСИН России и территориальным органом УИС.

24. ЛПМ взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого дислоцируется учреждение, органами местного самоуправления и коммерческими организациями по вопросам получения заказов на производство продукции (оказания услуг) и размещения оборудования на производственных площадях учреждения с целью привлечения осужденных к оплачиваемому труду, с региональными службами занятости населения по вопросам получения осужденными профессий, востребованных на рынках труда.

25. ЛПМ создаются необходимые условия для проведения производственной практики обучающихся осужденных в соответствии с профессиональными стандартами и образовательными программами на основании договора между учреждением и ФКПОУ ФСИН России.