Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 19.05.2025 № 61н "О введении в действие международного стандарта аудита на территории Российской Федерации"
Министерство юстиции
Российской Федерации
ЗАРЕГИСТРИРОВАНО
Регистрационный № 82643
от 18 июня 2025 г.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
Москва
19 мая 2025 г. № 61н
О введении в действие международного стандарта аудита на территории Российской Федерации
В соответствии с абзацем первым пункта 9 Положения о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2015 г. № 576, приказываю:
1. Ввести в действие на территории Российской Федерации Ограниченные поправки к Международному стандарту аудита 700 (пересмотренному) "Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности" и Международному стандарту аудита 260 (пересмотренному) "Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление" в результате изменений в Кодексе СМСЭБ, требующих от аудиторской организации публичного раскрытия информации в случае применения ею требований независимости в отношении общественно значимых организаций.
2. Установить, что международный стандарт аудита, указанный в пункте 1 настоящего приказа:
вступает в силу на территории Российской Федерации со дня его официального опубликования;
применяется начиная с 15 июля 2025 г.
Министр А.Г.Силуанов
Приложение
к приказу Министерства финансов
Российской Федерации
от 19 мая 2025 г. № 61н
ОГРАНИЧЕННЫЕ ПОПРАВКИ К МСА 700 (ПЕРЕСМОТРЕННОМУ) И МСА 260 (ПЕРЕСМОТРЕННОМУ) В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗМЕНЕНИЙ В КОДЕКСЕ СМСЭБ, ТРЕБУЮЩИХ ОТ АУДИТОРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПУБЛИЧНОГО РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ В СЛУЧАЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЕЮ ТРЕБОВАНИЙ НЕЗАВИСИМОСТИ В ОТНОШЕНИИ ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
МСА 700 (ПЕРЕСМОТРЕННЫЙ) "ФОРМИРОВАНИЕ МНЕНИЯ И СОСТАВЛЕНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ О ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ"
(вступает в силу в отношении аудита финансовой отчетности за периоды, начинающиеся 15 декабря 2024 года или после этой даты)
...
Требования
...
Аудиторское заключение
...
Аудиторское заключение по результатам аудита, проведенного в соответствии с Международными стандартами аудита
...
Основание для выражения мнения
28. | Аудиторское заключение должно включать раздел с заголовком "Основание для выражения мнения", следующий непосредственно за разделом "Мнение" (см. пункт А32) | ||
| ... | ||
| (с) | включать заявление о том, что аудитор независим по отношению к организации согласно соответствующим этическим требованиям, применимым к аудиту, и выполнил прочие этические обязанности аудитора в соответствии с данными требованиями: | |
|
| (i) | Это заявление должно указывать на юрисдикцию, в которой приняты соответствующие этические требования, или содержать ссылку на Международный кодекс этики профессиональных бухгалтеров (включая Международные стандарты независимости) Совета по международным стандартам этики для бухгалтеров (Кодекс СМСЭБ) (см. пункты А34 - А359, А36 - А37); |
|
| (ii) | Если соответствующие этические требования обязывают аудитора публично раскрывать применение им требований независимости, предусмотренных для аудита финансовой отчетности определенных организаций, в заявлении необходимо указать, что аудитор является независимым по отношению к организации в соответствии с требованиями независимости, применимыми к аудиту таких организаций (см. пункт А35А); |
| ... | ||
Аудиторское заключение, предусмотренное законом или нормативным актом | |||
50. | Если в соответствии с законом или нормативным актом конкретной юрисдикции аудитор должен использовать определенный порядок изложения или определенную формулировку аудиторского заключения, то такое заключение должно иметь ссылку на Международные стандарты аудита только в том случае, если оно включает как минимум каждый из следующих элементов (см. пункты А70 - А71): | ||
| (а) | ... | |
| (e) | заявление о независимости аудитора по отношению к организации согласно соответствующим этическим требованиям, применимым к аудиту, и выполнении им прочих этических обязанностей в соответствии с данными требованиями: | |
|
| (i) | Это заявление должно указывать на юрисдикцию, в которой приняты соответствующие этические требования, или содержать ссылку на Кодекс СМСЭБ; |
|
| (ii) | Если соответствующие этические требования обязывают аудитора публично раскрывать применение им требований независимости, предусмотренных для аудита финансовой отчетности определенных организаций, в заявлении необходимо указать, что аудитор является независимым по отношению к организации в соответствии с требованиями независимости, применимыми к аудиту таких организаций; |
| (f) | ... | |
... |
| ||
Руководство по применению и прочие пояснительные материалы | |||
... | |||
Аудиторское заключение (см. пункт 20) | |||
... | |||
Основание для выражения мнения (см. пункт 28): | |||
... | |||
Соответствующие этические требования (см. пункт 28 (с)): | |||
А34. | Указание юрисдикции происхождения соответствующих этических требований повышает прозрачность требований, относящихся к конкретному аудиторскому заданию. В МСА 200 разъясняется, что соответствующие этические требования обычно включают положения Кодекса СМСЭБ, относящиеся к аудиту финансовой отчетности, а также более строгие национальные требования29. Когда соответствующие этические требования включают требования Кодекса СМСЭБ, заявление может также содержать ссылку на Кодекс СМСЭБ. Если все этические требования, применимые к конкретному аудиту, представляют собой требования Кодекса СМСЭБ, указание юрисдикции происхождения в заявлении не является обязательным. | ||
______________________________ 29 МСА 200, пункт А17. | |||
А35. | В некоторых юрисдикциях соответствующие этические требования могут содержаться в нескольких различных источниках, таких как кодекс или кодексы этики, дополнительные правила и требования в рамках закона или нормативного акта. Если требования независимости и другие этические требования содержатся в ограниченном количестве источников, аудитор может принять решение указать название соответствующего источника или источников (например, название кодекса, правила или нормативного акта, применимых в данной юрисдикции) или может дать ссылку на термин, который одинаково понятен всем и надлежащим образом обобщает эти источники (например, требования независимости для аудита частных организаций в юрисдикции X). | ||
А35А. Соответствующие этические требования могут: | |||
| • | устанавливать требования независимости, предусмотренные для аудита финансовой отчетности определенных организаций, указанных в соответствующих этических требованиях, такие как требования независимости для аудита финансовой отчетности общественно значимых организаций в Кодексе СМСЭБ. Соответствующие этические требования могут также обязывать аудитора или рекомендовать ему определять, является ли уместным применение таких требований независимости к аудиту финансовой отчетности организаций, отличных от тех организаций, которые указаны в соответствующих этических требованиях: | |
| • | обязывать аудитора публично раскрывать информацию в случае применения им требований независимости, предусмотренных для аудита финансовой отчетности определенных организаций. Например, Кодекс СМСЭБ требует, чтобы в случае применения аудиторской организацией требований независимости в отношении общественно значимых организаций при проведении аудита финансовой отчетности организации аудиторская организация публично раскрывала этот факт, за исключением случаев, когда такое раскрытие информации привело бы к разглашению конфиденциальных планов этой организации в будущем30. | |
______________________________ 30 Кодекс СМСЭБ. пункты R400.20 - R400.21. | |||
| МСА 260 (пересмотренный) устанавливает требования и рекомендации в отношении информационного взаимодействия аудитора с лицами, отвечающими за корпоративное управление, включая информационное взаимодействие в таких случаях31. | ||
______________________________ 31 МСА 260 (пересмотренный), пункты 16А и А29. | |||
А36. | Закон или нормативный акт, национальные стандарты аудита или условия аудиторского задания могут требовать от аудитора представления в аудиторском заключении более конкретной информации об источниках соответствующих этических требований, в том числе связанных с независимостью требований независимости, которые применимы к аудиту финансовой отчетности. | ||
А37. | При определении надлежащего объема информации, которую необходимо включить в аудиторское заключение, когда существует несколько источников соответствующих этических требований, применимых к аудиту финансовой отчетности, важно учесть необходимость соблюдения баланса между прозрачностью и риском того, что понимание прочей полезной информации в аудиторском заключении будет затруднено. | ||
... |
| ||
Сноски 30 - 42 считать соответственно сносками 32 - 44. |
Приложение
(см. пункт А19)
Пример 1. Аудиторское заключение о финансовой отчетности организации, ценные бумаги которой допущены к организованным торгам. Финансовая отчетность подготовлена в соответствии с концепцией достоверного представления | |
Для целей данного примера аудиторского заключения предполагаются следующие обстоятельства: | |
• | Проведен аудит полного комплекта финансовой отчетности организации, ценные бумаги которой допущены к организованным торгам. Финансовая отчетность подготовлена в соответствии с концепцией достоверного представления. Данный аудит не является аудитом группы (то есть МСА 600 (пересмотренный) не применяется). |
... | |
• | Соответствующие этические требования, применимые к данному аудиту, включают Международный кодекс этики профессиональных бухгалтеров (включая Международные стандарты независимости) Совета по международным стандартам этики для бухгалтеров (Кодекс СМСЭБ), а также этические требования, относящиеся к аудиту в данной юрисдикции, и аудитор делает ссылку как на те, так и на другие требования. Кодекс СМСЭБ и этические требования, относящиеся к аудиту в данной юрисдикции, включают требования независимости, применимые к аудиту финансовой отчетности общественно значимых организаций. Они также требуют от аудитора публичного раскрытия информации о соблюдении им требований независимости, применимых к аудиту финансовой отчетности общественно значимых организаций. |
... |
... |
| ||
АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ НЕЗАВИСИМОГО АУДИТОРА | |||
Акционерам организации АВС [или другой надлежащий адресат] | |||
Заключение по результатам аудита финансовой отчетности45 | |||
______________________________ 45 Подзаголовок "Заключение по результатам аудита финансовой отчетности" не требуется, если не используется второй подзаголовок "Отчет в соответствии с другими законодательными и нормативными требованиями". | |||
... | |||
Основание для выражения мнения | |||
Мы провели аудит в соответствии с Международными стандартами аудита (МСА). Наша ответственность согласно указанным стандартам далее раскрывается в разделе "Ответственность аудитора за аудит финансовой отчетности" нашего заключения. Мы независимы по отношению к Организации в соответствии с Международным кодексом этики профессиональных бухгалтеров (включая Международные стандарты независимости) Совета по международным стандартам этики для бухгалтеров (Кодексом СМСЭБ), в отношении требований независимости, применимых к аудиту финансовой отчетности общественно значимых организаций, и этическими требованиями, применимыми к аудиту финансовой отчетности общественно значимых организаций в [название юрисдикции]. Нами также выполнены прочие этические обязанности в соответствии с этими требованиями и Кодексом СМСЭБ. Мы полагаем, что полученные нами аудиторские доказательства являются достаточными и надлежащими, чтобы служить основанием для выражения нашего мнения. | |||
... | |||
Сноски 44 - 46 считать соответственно сносками 46 - 48. |
Пример 2. Аудиторское заключение о консолидированной финансовой отчетности организации, ценные бумаги которой допущены к организованным торгам. Консолидированная Финансовая отчетность подготовлена в соответствии с концепцией достоверного представления | |
Для целей данного примера аудиторского заключения предполагаются следующие обстоятельства: | |
• | Проведен аудит полного комплекта консолидированной финансовой отчетности организации, ценные бумаги которой допущены к организованным торгам. Консолидированная финансовая отчетность подготовлена в соответствии с концепцией достоверного представления. Данный аудит является аудитом группы, включающей организацию и ее дочерние структуры (то есть применяется МСА 600 (пересмотренный)). |
... | |
• | Кодекс этики профессиональных бухгалтеров Совета по международным стандартам этики для бухгалтеров включает все соответствующие этические требования, применимые к данному аудиту. К аудиту применяются соответствующие этические требования, принятые в данной юрисдикции. Этические требования, относящиеся к аудиту в данной юрисдикции, включают требования независимости, применимые к аудиту финансовой отчетности общественно значимых организаций. Они также требуют от аудитора публичного раскрытия информации о соблюдении им требований независимости, применимых к аудиту финансовой отчетности общественно значимых организаций. |
... |
... |
| ||
АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ НЕЗАВИСИМОГО АУДИТОРА | |||
Акционерам организации АВС [или другой надлежащий адресат] | |||
Заключение по результатам аудита финансовой отчетности49 | |||
______________________________ 49 Подзаголовок "Заключение по результатам аудита консолидированной финансовой отчетности" не требуется, если не используется второй подзаголовок "Отчет в соответствии с другими законодательными и нормативными требованиями". | |||
... | |||
Основание для выражения мнения | |||
Мы провели аудит в соответствии с Международными стандартами аудита (МСА). Наша ответственность согласно указанным стандартам далее раскрывается в разделе "Ответственность аудитора за аудит финансовой отчетности" нашего заключения. Мы независимы по отношению к Группе в соответствии с Кодексом этики профессиональных бухгалтеров Совета по международным стандартам этики для бухгалтеров (Кодексом СМСЭБ), и нами выполнены этическими требованиями, применимыми к аудиту финансовой отчетности общественно значимых организаций в [название юрисдикции]. Нами также выполнены прочие этические обязанности в соответствии с этими требованиями и Кодексом СМСЭБ. Мы полагаем, что полученные нами аудиторские доказательства являются достаточными и надлежащими, чтобы служить основанием для выражения нашего мнения. | |||
... | |||
Сноски 48 - 55 считать соответственно сносками 50 - 57. |
МСА 260 (ПЕРЕСМОТРЕННЫЙ) "ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ЛИЦАМИ, ОТВЕЧАЮЩИМИ ЗА КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ"
(вступает в силу в отношении аудита финансовой отчетности за периоды, начинающиеся 15 декабря 2024 года или после этой даты)
... |
| ||
Требования | |||
... |
| ||
Вопросы, о которых необходимо информировать | |||
... |
| ||
Независимость аудитора | |||
16А. | Аудитор должен проинформировать лиц, отвечающих за корпоративное управление, о соответствующих этических требованиях, включая требования независимости, которые аудитор применяет в рамках аудиторского задания, в том числе, если применимо, требования независимости к аудиту финансовой отчетности определенных организаций (см, пункт А29). | ||
17. | В случае организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, аудитор должен проинформировать лиц, отвечающих за корпоративное управление, о следующем: | ||
| (а) | о заявлении, в котором утверждается, что аудиторская группа и другие сотрудники аудиторской организации (при необходимости), сама аудиторская организация и, если применимо, организации, входящие в сеть, соблюдают соответствующие этические требования в отношении независимости, а также; | |
|
| (i) | обо всех отношениях и прочих вопросах, возникающих между аудиторской организацией, организациями, входящими в сеть, и проверяемой организацией, которые, согласно профессиональному суждению аудитора, могут обоснованно считаться влияющими на независимость. К ним должны относиться общие суммы вознаграждения периода, покрываемого финансовой отчетностью, за услуги аудиторской организации и организаций, входящих в сеть, как связанные с аудитом, так и не связанные с аудитом, которые были оказаны аудируемой организации и контролируемым ею подразделениям. Указанное вознаграждение должно быть распределено по соответствующим категориям, чтобы помочь лицам, отвечающим за корпоративное управление, оценить влияние услуг на независимость аудитора; |
|
| (ii) | в отношении угроз независимости, не находящихся на приемлемом уровне, - о действиях, предпринятых для устранения угроз, включая действия, предпринятые для устранения обстоятельств, создающих угрозы, или о применении мер безопасности для снижения угроз до приемлемого уровня (см. пункты А29 А30 - А32). |
... | |||
Руководство по применению и прочие пояснительные материалы | |||
... | |||
Вопросы, о которых необходимо информировать | |||
... | |||
Независимость аудитора (см. пункты 16А-17) | |||
А29. | От аудитора требуется соблюдение соответствующих этических требований, включая требования по обеспечению соблюдению независимости, относящихся к выполнению заданий по аудиту финансовой отчетности24; и информирование лиц, отвечающих за корпоративное управление, о требованиях, которые применяются к аудитору. Соответствующие этические требования могут: | ||
______________________________ 24 МСА 200 "Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с Международными стандартами аудита", пункт 14. | |||
| • | устанавливать требования независимости, применимые к аудиту финансовой отчетности определенных организаций, указанные в соответствующих этических требованиях, такие как требования независимости для аудита финансовой отчетности общественно значимых организаций в Международном кодексе этики профессиональных бухгалтеров (включая Международные стандарты независимости) Совета по международным стандартам этики для бухгалтеров (Кодексе СМСЭБ). Если это применимо в обстоятельствах аудиторского задания, настоящий стандарт требует, чтобы аудитор также информировал лиц, отвечающих за корпоративное управление, о применении им таких требований независимости; | |
| • | обязывать аудитора публично раскрывать информацию в случае применения им требований независимости, применимых к аудиту финансовой отчетности определенных организаций, указанных в соответствующих этических требованиях25. В МСА 700 (пересмотренном) содержатся требования к аудиторскому заключению, относящиеся к независимости аудитора и соответствующим этическим требованиям, применяемым аудитором26; | |
______________________________ 25 См., например, требования публичного раскрытия в Кодексе СМСЭБ. пункты R400.20 - R400.21. 26 МСА 700 (пересмотренный), пункт 28(c) | |||
| • | обязывать аудитора или рекомендовать ему определять, является ли обоснованным применение требований независимости к аудиту финансовой отчетности определенных организаций, к аудиту финансовой отчетности других организаций, не указанных в соответствующих этических требованиях27. Если это так и от аудитора требуется публичное раскрытие информации о том, что он применяет такие требования независимости, аудитор может обсудить с руководством или лицами, отвечающими за корпоративное управление, наличие риска неправильного понимания характера организации и необходимости дополнительного раскрытия информации. | |
______________________________ 27 См., например, пояснения в материалах по применению в Кодексе СМСЭБ. пункт 400,19 А1 | |||
А30. | Информирование о взаимоотношениях и других вопросах, а также о том, как устраняются угрозы независимости, которые не находятся на приемлемом уровне, варьируется в зависимости от обстоятельств задания и обычно касается угроз независимости, мер по снижению угроз и мер по устранению обстоятельств, которые создали угрозы. | ||
А31. | Соответствующие этические требования или требования законов или нормативных актов могут также определять конкретные информационные сообщения в адрес лиц, отвечающих за корпоративное управление, в случаях выявления нарушения требований независимости. Например, в соответствии с Кодексом этики профессиональных бухгалтеров (включая Международные стандарты независимости) Совета по международным стандартам этики для бухгалтеров ((Кодекс СМСЭБ) аудитор должен письменно информировать лиц, отвечающих за корпоративное управление, обо всех нарушениях, а также о действиях, которые аудиторская организация предприняла или планирует предпринять в связи с этими нарушениями28. | ||
______________________________ 28 См., например, пункты R400.80 - R400.82 и R400.84 Кодекса СМСЭБ. | |||
А32. | Требования к информационному взаимодействию в связи с независимостью аудитора, применяемые в отношении организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, могут оказаться надлежащими и для применения к некоторым другим организациям, включая организации, которые могут быть общественно значимыми, например, в связи с многочисленностью или разнообразием заинтересованных лиц или с учетом характера и размеров бизнеса. Примерами таких организаций могут быть финансовые учреждения (такие как банки, страховые организации и пенсионные фонды), а также другие организации, например, благотворительные. Кроме того, могут возникать ситуации, когда информирование о вопросах независимости не будет иметь значения, например, когда все лица, отвечающие за корпоративное управление, уже были проинформированы о соответствующих фактах в рамках их руководящей деятельности. Возникновение такой ситуации наиболее вероятно, когда организацией руководит собственник, а аудиторская организация и организации, входящие в сеть, работают с данной организацией практически только в области аудита финансовой отчетности. | ||
... | |||
Сноски 26, 27 считать соответственно сносками 29, 30. |
