БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2025 № 656 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. № 377"

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 15 мая 2025 г. № 656

 

МОСКВА

 

О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. № 377

 

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в раздел I государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. № 377 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 15, ст. 1750; 2020, № 15, ст. 2258; 2021, № 16, ст. 2765; № 44, ст. 7422).

 

 

Председатель Правительства
Российской Федерации                              М.Мишустин

 

 

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 мая 2025 г. № 656

 

ИЗМЕНЕНИЯ,
которые вносятся в раздел I государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации"

 

Раздел I изложить в следующей редакции:

 

"I. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации"

 

Государственная программа Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации" (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике".

Документы государственного стратегического планирования Российской Федерации определяют ключевую роль науки и технологий в парировании больших вызовов, долгосрочном позиционировании страны в группе мировых лидеров, в решении отраслевых, национальных и глобальных проблем, прогнозировании происходящих в мире трансформаций, своевременном распознавании новых угроз, перспектив и "окон возможностей".

 

1. Оценка текущего уровня научно-технологического развития

 

Текущее состояние национального научно-технологического комплекса характеризуется как наличием значительных заделов, так и набором неразрешенных проблем, препятствующих долгосрочному устойчивому развитию страны, достижению технологического лидерства Российской Федерации, обеспечению ее присутствия в числе ведущих стран - глобальных научно-технологических лидеров.

В настоящее время высокий темп освоения новых знаний и создания наукоемкой продукции на собственной технологической основе является ключевым фактором, определяющим конкурентоспособность национальных экономик и эффективность национальных стратегий безопасности.

Российская наука служит основой суверенного развития государства, создавая необходимые предпосылки и условия для обоснованного, сбалансированного и эффективного решения всего комплекса стоящих перед Российской Федерацией социальных, экономических, культурных и иных задач, обеспечения безопасности страны и ее значимого вклада в интеллектуальное достояние человечества. В этой связи Программа направлена на преодоление существующих негативных тенденций, определенных Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. № 145 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации" (далее - Стратегия), и позволяет обеспечить:

согласование приоритетов научно-технологического развития и инструментов его поддержки на национальном, региональном, отраслевом и корпоративном уровнях;

повышение восприимчивости экономики к технологическим инновациям, усиление взаимодействия реального сектора экономики с сектором научных исследований и разработок, а также единство инновационного цикла проведения научных исследований, создания разработок и коммерциализации технологий;

гармонизацию научно-технологического и образовательного потенциалов регионов России;

комплексный учет текущих и будущих запросов российской экономики и общества, отвечающих национальным интересам Российской Федерации.

Для повышения конкурентоспособности и востребованности продукции отечественного высокотехнологичного комплекса необходимо повысить восприимчивость экономики и общества к инновациям, создать условия для развития наукоемкого бизнеса. Инструментом укрепления позиций страны в инновационной сфере станут меры по обеспечению эффективного перехода результатов исследований и разработок на более высокий уровень технологической готовности, в том числе посредством разработки и организации производства инновационной продукции.

Проблема низкой эффективности научно-технологического сектора должна решаться в том числе за счет усиления внимания к передовым направлениям исследований (при планировании, приоритизации, поддержке исследований и разработок, практическом использовании полученных научных результатов), снижения административных барьеров и создания благоприятных условий для осуществления субъектами хозяйствования реального сектора экономики инвестиционных вложений в научные исследования и разработки.

В целях повышения эффективности научных исследований и экспериментальных разработок формируется единая государственная система управления научной, научно-технической и инновационной деятельностью, обеспечивающая замкнутый цикл принятия решений в сфере развития науки, технологий и инноваций, ключевыми этапами которого являются планирование, реализация, оценка эффективности и принятие решений о начале (продолжении или завершении) проведения научных исследований и (или) экспериментальных разработок.

Формирование единой государственной системы управления научной, научно-технической и инновационной деятельностью позволит создать механизм для осуществления прорывного научно-технологического развития Российской Федерации, формирования единого подхода к управлению научными исследованиями и экспериментальными разработками по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники, кооперации государства, науки и высокотехнологичного бизнеса и обеспечения реализации полного инновационного цикла - от получения новых знаний до создания высокотехнологичной продукции.

 

2. Описание приоритетов и целей государственной научно-технологической политики

 

Цели, задачи, приоритеты и основные меры государственной политики в сфере реализации Программы определены Стратегией. Целями научно-технологического развития Российской Федерации являются обеспечение независимости и конкурентоспособности государства, достижение национальных целей развития и реализации стратегических национальных приоритетов путем создания эффективной системы наращивания и наиболее полного использования интеллектуального потенциала нации. Эта установка подтверждена в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" (далее - Стратегия национальной безопасности), в которой научно-технологическое развитие обозначено в качестве одного из 9 стратегических национальных приоритетов и ключевого фактора повышения конкурентоспособности и обеспечения национальной безопасности.

Программа является важнейшим инструментом реализации Стратегии, достижения национальных целей развития страны, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" и других стратегических документах государственной политики, а также противодействия угрозам, определенным в Стратегии национальной безопасности, за счет концентрации усилий и ресурсов на национальном приоритете - научно-технологическом развитии.

В рамках Программы помимо научно-технологической составляющей обеспечиваются комплексная реализация государственной политики в сфере высшего образования, ориентированной на его развитие во всех регионах Российской Федерации, рост вклада в научно-технологическое развитие страны и эффективное воспроизводство кадров для науки и социальной сферы, отраслей экономики и регионов.

Система приоритетов Программы определяется направлениями, позволяющими получить значимые для развития страны научные и научно-технические результаты, создать отечественные наукоемкие технологии во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 г. № 529 "Об утверждении приоритетных направлений научно-технологического развития и перечня важнейших наукоемких технологий" и обеспечить ответ на большие вызовы, определенные Стратегией.

Программа обеспечивает реализацию основополагающих принципов государственной политики в области научно-технологического развития Российской Федерации, установленных Стратегией, а также эволюцию и (или) детализацию приоритетов этого развития в последние годы, в том числе:

неразрывную взаимосвязь между научно-образовательным, научно-технологическим, промышленным потенциалом страны и взаимозависимость их развития;

сосредоточение интеллектуальных, финансовых, организационных и инфраструктурных ресурсов на поддержке научных, научно-технических программ и проектов полного инновационного цикла, необходимых для ответа на большие вызовы и обеспечивающих независимость и конкурентоспособность государства;

государственную и общественную поддержку фундаментальных и поисковых научных исследований как инструмента долгосрочного развития страны;

повышение ответственности ученых и исследовательских коллективов за достижение результатов, значимых для обеспечения независимости и конкурентоспособности государства, при сохранении ими возможности выбирать и сочетать направления, формы взаимодействия, методы решения исследовательских и технологических задач;

использование публичных механизмов, обеспечивающих доступ наиболее результативных исследовательских коллективов, других субъектов научной, научно-технической и инновационной деятельности независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности к государственным инфраструктурным, финансовым и нефинансовым ресурсам на основании независимой научной (научно-технической) экспертизы.

 

3. Задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, способы их эффективного решения в сфере научно-технологического развития Российской Федерации

 

Система задач Программы определяется необходимостью достижения следующих ее целей:

развитие интеллектуального потенциала нации;

научно-техническое и интеллектуальное обеспечение структурных изменений в экономике;

эффективная организация и технологическое обновление научной, научно-технической и инновационной (высокотехнологичной) деятельности.

С учетом приоритетов и необходимости достижения целей Программы необходимо решить следующие задачи государственного управления в сфере исследований и разработок гражданского назначения:

создание условий для развития талантов и профессионального роста научных, инженерных и предпринимательских кадров, повышение престижа профессии ученого и инженера;

модернизация системы высшего образования и создание условий для повышения ее глобальной конкурентоспособности и экспортного потенциала;

обеспечение получения фундаментальных знаний, необходимых для ответа на существующие и новые большие вызовы;

сокращение потерь и инвестиционных рисков в экономике, обеспечение прослеживаемости всех стадий "жизненного цикла" знаний, получаемых в процессе научных исследований, формирование сквозной и сбалансированной поддержки разработки технологий в зависимости от уровня их готовности;

поддержка инициатив исследователей, предпринимателей и общества и создание эффективной системы трансфера и оборота прав на результаты исследований и разработок, создание условий для развития наукоемкого предпринимательства;

формирование механизмов привлечения средств частных организаций и организаций с государственным участием для реализации научных, научно-технических проектов на базе ведущих научных организаций и образовательных организаций высшего образования;

развитие инструментов эффективного взаимодействия главных распорядителей бюджетных средств при планировании расходов федерального бюджета на осуществление научных исследований и разработок гражданского назначения, в том числе с учетом востребованности планируемых результатов таких исследований и разработок;

формирование механизмов финансирования важнейших инновационных проектов государственного значения, федеральных научно-технических программ, научных, научно-технических программ и проектов полного инновационного цикла;

поддержка мероприятий, направленных на использование отечественных научных и (или) научно-технических результатов для выпуска новой высокотехнологичной продукции на территории Российской Федерации, а также для модернизации и дальнейшего развития отраслей экономики;

устранение дефицита и обеспечение беспрепятственного доступа к инфраструктуре и информационному обеспечению научной, научно-технической и инновационной (высокотехнологичной) деятельности за счет ее опережающего развития с учетом прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденного Правительством Российской Федерации;

формирование и реализация национальных и международных инфраструктурных проектов класса "мегасайенс", создающих в том числе условия для концентрации научного, научно-технического и инновационного потенциала;

комплексное решение задач ускоренного развития генетических технологий, в том числе технологий генетического редактирования, и создание научно-технологических заделов для медицины, сельского хозяйства и промышленности, а также совершенствование мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций биологического характера и контроля в этой области;

обеспечение эффективной и взаимовыгодной интеграции в международное научное, научно-технологическое и экономическое пространство, позволяющей защитить национальные интересы Российской Федерации и сохранить идентичность российской науки;

развитие сетевого взаимодействия, устранение барьеров и создание условий для многостороннего финансирования и инвестиций в научные, научно-технические и высокотехнологичные проекты, включая государственно-частное партнерство, и для формирования института квалифицированного заказчика на основе принципов партнерства государства, промышленности, науки и высшего образования;

создание эффективной открытой системы организации исследований и разработок, которая позволит обеспечить единое научно-технологическое пространство, ориентированное на решение государственных задач и удовлетворение потребностей экономики и общества, направленное на существенное сокращение издержек, эффективное взаимодействие и прозрачное финансирование субъектов научной, научно-технической и инновационной деятельности, эффективность системы, обеспечивающей правовую охрану и оборот прав на результаты интеллектуальной деятельности, устранение архаичных форм отчетности за счет полного перехода на цифровые технологии;

вовлечение научных и образовательных организаций, малых технологических компаний в технологическое обновление отраслей экономики и в создание новых рынков товаров и услуг во взаимодействии с крупными компаниями и органами государственной власти Российской Федерации.

Реализация Программы должна изменить роль науки и технологий в развитии общества, экономики и государства.

Конкурентоспособность научно-технологического комплекса определяется не только наличием системных механизмов и инструментов государственной поддержки исследований и разработок, но и качеством системы его организации, которая должна соответствовать глобальным изменениям, обусловленным в первую очередь развитием цифровых технологий.

Способом эффективного решения задач Программы является реализация комплекса мер по следующим направлениям:

переход к передовым технологиям проектирования и создания высокотехнологичной продукции, основанным на применении интеллектуальных производственных решений, роботизированных и высокопроизводительных вычислительных систем, новых материалов и химических соединений, результатов обработки больших объемов данных, технологий машинного обучения и искусственного интеллекта;

переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике, повышение эффективности добычи и глубокой переработки углеводородного сырья, формирование новых источников энергии, способов ее передачи и хранения;

переход к персонализированной, предиктивной и профилактической медицине, высокотехнологичному здравоохранению и технологиям здоровьесбережения, в том числе за счет рационального применения лекарственных препаратов (прежде всего антибактериальных) и использования генетических данных и технологий;

переход к высокопродуктивному и экологически чистому агро- и аквахозяйству, разработка и внедрение систем рационального применения средств химической и биологической защиты сельскохозяйственных растений и животных, хранение и эффективная переработка сельскохозяйственной продукции, создание безопасных и качественных, в том числе функциональных, продуктов питания;

противодействие техногенным, биогенным, социокультурным угрозам, терроризму и экстремистской идеологии, деструктивному иностранному информационно-психологическому воздействию, а также киберугрозам и иным источникам опасности для общества, экономики и государства, укрепление обороноспособности и национальной безопасности страны в условиях роста гибридных угроз;

повышение уровня связанности территории Российской Федерации путем создания интеллектуальных транспортных, энергетических и телекоммуникационных систем, а также занятия и удержания лидерских позиций в создании международных транспортно-логистических систем, освоении и использовании космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики;

возможность эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом возрастающей актуальности синтетических научных дисциплин, созданных на стыке психологии, социологии, политологии, истории и научных исследований, связанных с этическими аспектами научно-технологического развития, изменениями социальных, политических и экономических отношений;

объективная оценка выбросов и поглощения климатически активных веществ, снижение их негативного воздействия на окружающую среду и климат, повышение возможности качественной адаптации экосистем, населения и отраслей экономики к климатическим изменениям;

формирование эффективной системы взаимодействия науки, технологий и производства, обеспечивающей повышение восприимчивости экономики и общества к новым технологиям, создающей условия для развития наукоемкого предпринимательства;

создание инфраструктуры и условий для проведения научных исследований и разработок, внедрения наукоемких технологий, отвечающих современным принципам организации научной, научно-технической и инновационной деятельности, на основе лучших российских и мировых практик;

создание возможности для выявления и воспитания талантливой молодежи, построения успешной карьеры в области науки, технологий и технологического предпринимательства, которое обеспечит сохранение и развитие интеллектуального потенциала науки, повышение престижа профессии ученого и инженера;

формирование передовой модели научных исследований, в том числе в области искусственного интеллекта, обеспечивающей превосходство российских научных школ в мировой научной повестке в областях национальных приоритетов.

В ближайшей перспективе важным направлением станет также переход к развитию природоподобных технологий, воспроизводящих системы и процессы живой природы в виде технических систем и технологических процессов, интегрированных в природную среду и естественный природный ресурсооборот.

Особую актуальность для реализации приоритетных направлений научно-технологического развития приобретает создание широкого спектра технологических решений общего назначения (научно-технологических платформ) в физической, цифровой и биологической сферах.

Достижение приоритетов научно-технологического развития будет обеспечиваться реализацией всей совокупности мероприятий Программы.

В рамках направлений, определенных в Программе, предусматриваются:

обеспечение готовности страны к существующим и возникающим большим вызовам на основе генерации и применения новых знаний, достижение технологического лидерства страны;

повышение качества жизни населения за счет создания на основе передовых научных исследований востребованных продуктов, товаров и услуг;

обеспечение технологического обновления традиционных для Российской Федерации отраслей экономики и увеличение доли продукции новых высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте за счет создания новых разработок;

обеспечение продвижения российских технологий и инновационных продуктов на новые рынки на основе получения уникальных характеристик материалов и технологий;

рост инвестиций в исследования и разработки и увеличение доли частных инвестиций во внутренних затратах на исследования и разработки.

Программа предусматривает финансовое обеспечение создания и функционирования необходимых организационно-технических механизмов от прогнозно-аналитических до цифровых платформ, с помощью которых формируются научные, научно-технические программы и проекты, вовлекаются в хозяйственный оборот права на результаты интеллектуальной деятельности, обеспечивается многоканальное, включая частное, финансирование.

Реализация государственной политики в области научно-технологического развития обеспечивается за счет согласованных действий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия наук", фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, институтов инновационного развития, научных и образовательных организаций, промышленных предприятий и иных организаций, непосредственно осуществляющих научную, научно-техническую и инновационную деятельность и использующих результаты такой деятельности, в соответствии с их полномочиями.

Программа является одним из инструментов реализации Стратегии, в связи с чем мероприятия, направленные на развитие науки и создание наукоемких технологий, подлежат включению в Программу. Мероприятия, направленные на внедрение таких технологий в производство, могут быть включены как в Программу, так и в иные государственные программы Российской Федерации.

Реализация Программы направлена на получение следующих значимых эффектов к 2030 году:

в мировом рейтинге по объему научных исследований и разработок Российская Федерация достигнет 8-го места;

доля внутренних затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте к 2030 году составит 2 процента;

удельный вес внебюджетных источников в структуре внутренних затрат на исследования и разработки составит 43 процента;

доля молодых ученых (исследователей) в общей численности ученых составит не менее 44,6 процента.

 

4. Задачи государственной научно-технологической политики, определенные в соответствии с национальными целями

 

Программой предусмотрено достижение целевых показателей и задач "обеспечение к 2030 году вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок" и "увеличение к 2030 году внутренних затрат на исследования и разработки не менее чем до 2 процентов валового внутреннего продукта, в том числе за счет увеличения инвестиций со стороны частного бизнеса на эти цели не менее чем в два раза" национальной цели развития "Технологическое лидерство", которые определены Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года".

Проведение научных исследований и разработок в рамках реализации Программы основывается на принципе финансирования, направленного на достижение конечных результатов научных исследований и разработок, а также на создание конечной продукции и технологий, что позволит обеспечить значимый вклад высшего образования, науки и технологий в достижение указанных целевых показателей и задач национальной цели развития "Технологическое лидерство".

 

5. Задачи обеспечения достижения показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав приоритетных территорий, уровень которых должен быть выше среднего уровня по Российской Федерации, а также иные задачи в сферах реализации комплексных программ

 

В Программе не предусматриваются отдельные мероприятия, направленные на социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, входящих в состав приоритетных территорий, однако ее реализация в целом будет способствовать гармонизации развития регионов Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации в целях научно-технологического обеспечения социально-экономического развития могут утверждать региональные программы научно-технологического развития.".

 

 

___________

 

Ссылки

 

TOC