Федеральный закон от 21.04.2025 № 98-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об использовании атомной энергии" и Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный закон "Об использовании атомной энергии" и Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
Принят Государственной Думой 9 апреля 2025 года
Одобрен Советом Федерации 16 апреля 2025 года
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4552; 2007, № 7, ст. 834; № 49, ст. 6079; 2009, № 52, ст. 6450; 2011, № 30, ст. 4590; № 48, ст. 6732; № 49, ст. 7025; 2012, № 26, ст. 3446; 2013, № 27, ст. 3451; 2016, № 15, ст. 2066; 2018, № 22, ст. 3042) следующие изменения:
1) часть вторую статьи 1 после слова "сооружений," дополнить словами "требования изданных в соответствии с пунктом 2 статьи 24 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации правил классификации и постройки судов, технического наблюдения за постройкой судов, правил технического наблюдения за изготовлением материалов и изделий для судов,";
2) главу I дополнить статьей 61 следующего содержания:
"Статья 61. Прокурорский надзор
Надзор за исполнением настоящего Федерального закона осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами.";
3) статью 241 признать утратившей силу;
4) в части десятой статьи 26 после слов "или лицензиата" дополнить словами "на договорной основе", третье предложение изложить в следующей редакции: "Указанная экспертиза в отношении объектов использования атомной энергии, включенных в перечень, указанный в части второй статьи 275 настоящего Федерального закона, и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии, осуществляемых на таких объектах или в отношении таких объектов эксплуатирующими организациями, а также в отношении строящихся судов и (или) иных плавсредств с ядерными установками проводится организациями научно-технической поддержки уполномоченного органа государственного регулирования безопасности.";
5) дополнить главой V1 следующего содержания:
"Глава V1. Федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии
Статья 271. Федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии
Под федеральным государственным надзором в области использования атомной энергии понимается деятельность федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации (далее - уполномоченный орган государственного регулирования безопасности), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области использования атомной энергии (далее - проверяемые юридические лица), требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормами и правилами в области использования атомной энергии и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области использования атомной энергии (далее - обязательные требования), условий действия разрешений (лицензий) посредством организации и проведения проверок (инспекций) проверяемых юридических лиц и мероприятий по контролю за обеспечением безопасности на объектах использования атомной энергии при осуществлении постоянного государственного надзора, указанных в части девятой статьи 275 настоящего Федерального закона (далее - мероприятия по контролю), мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий), посредством принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений, а также деятельность уполномоченного органа государственного регулирования безопасности по систематическому наблюдению за соблюдением обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий).
Федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии осуществляется уполномоченным органом государственного регулирования безопасности в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (далее - положение о надзоре).
Порядок оформления, типовые формы документов, оформляемых при подготовке, проведении и по результатам проведения проверок (инспекций) и мероприятий по контролю, устанавливаются уполномоченным органом государственного регулирования безопасности.
При осуществлении федерального государственного надзора в области использования атомной энергии уполномоченный орган государственного регулирования безопасности вправе привлекать к проведению проверок (инспекций) специалистов организаций научно-технической поддержки уполномоченного органа государственного регулирования безопасности, а к систематическому наблюдению за соблюдением обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий) - непосредственно такие организации. Привлечение указанных специалистов и организаций осуществляется в порядке, установленном уполномоченным органом государственного регулирования безопасности.
Статья 272. Планирование проведения проверок (инспекций) и их виды
При осуществлении федерального государственного надзора в области использования атомной энергии проводятся плановые и внеплановые проверки (инспекции) в форме документарной или выездной проверки (инспекции) в порядке, установленном положением о надзоре.
Проверки (инспекции) подразделяются на комплексные, предусматривающие проверку всех вопросов обеспечения безопасности, и целевые, предусматривающие проверку одного или нескольких вопросов обеспечения безопасности. Порядок определения вопросов обеспечения безопасности, подлежащих проверке в ходе проведения проверки (инспекции), а также порядок принятия решения о виде проверки (инспекции) устанавливается положением о надзоре.
Плановые проверки (инспекции) проводятся в соответствии с ежегодным планом проведения проверок (инспекций) (далее - план проверок).
Внеплановые проверки (инспекции) проводятся по основаниям, указанным в настоящей статье.
Проект плана проверок разрабатывается уполномоченным органом государственного регулирования безопасности на основе дифференцированного подхода с учетом потенциальной опасности объектов использования атомной энергии и видов деятельности в области использования атомной энергии, результатов систематического наблюдения за соблюдением обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий), а также результатов проверок (инспекций), проведенных ранее в отношении тех же проверяемых юридических лиц и (или) объектов использования атомной энергии. Проект плана проверок подлежит согласованию с органами прокуратуры. Порядок рассмотрения органами прокуратуры проекта плана проверок и определения органа прокуратуры для согласования проекта плана проверок устанавливается приказом Генерального прокурора Российской Федерации.
Порядок разработки плана проверок устанавливается положением о надзоре.
Максимальная частота проведения плановых проверок (инспекций) в отношении деятельности проверяемого юридического лица, осуществляемой на одном объекте, на котором в соответствии со статьей 275 настоящего Федерального закона установлен режим постоянного государственного надзора, не может составлять более трех проверок (инспекций) в год, для остальных проверяемых юридических лиц - не более одной проверки (инспекции) в год. Не допускается проведение плановой проверки (инспекции) до истечения девяноста календарных дней со дня завершения предыдущей плановой проверки (инспекции). Данные ограничения применяются к комплексным и целевым проверкам (инспекциям). Комплексная проверка (инспекция) проводится только в плановом порядке, за исключением проведения такой проверки (инспекции) по поручению Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации о проведении внеплановой проверки (инспекции) в отношении конкретного проверяемого юридического лица.
Основанием для включения комплексной проверки (инспекции) в план проверок является истечение на дату начала проведения комплексной проверки (инспекции) одного года со дня:
предоставления проверяемому юридическому лицу разрешения (лицензии) на осуществление деятельности в области использования атомной энергии;
регистрации проверяемого юридического лица в соответствии со статьей 361 настоящего Федерального закона;
принятия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, решения о вводе в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта объектов использования атомной энергии, в том числе используемых при эксплуатации объектов использования атомной энергии их элементов и систем, включая здания, помещения, сооружения, технические средства, оборудование и материалы;
окончания проведения последней комплексной проверки (инспекции).
Основанием для включения целевой проверки (инспекции) в план проверок являются результаты систематического наблюдения за соблюдением обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий), свидетельствующие о недостаточном контроле со стороны проверяемого лица за соблюдением им обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий).
Внеплановая проверка (инспекция) может носить только целевой характер.
Внеплановая целевая проверка (инспекция) проводится при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
истечение срока исполнения проверяемым юридическим лицом выданного уполномоченным органом государственного регулирования безопасности предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий);
поручение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации о проведении внеплановой проверки (инспекции) в отношении конкретного проверяемого юридического лица либо требование прокурора о проведении внеплановой проверки (инспекции) в рамках надзора за исполнением законов на основании поступивших в органы прокуратуры материалов и обращений;
результаты систематического наблюдения за соблюдением обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий), содержащие сведения об угрозе причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, в случаях, определенных положением о надзоре;
поступление в уполномоченный орган государственного регулирования безопасности заявления юридического лица о предоставлении ему разрешения (лицензии) на осуществление деятельности в области использования атомной энергии, заявления проверяемого юридического лица о переоформлении разрешения (лицензии), о внесении изменений в условия действия разрешения (лицензии), о прекращении действия разрешения (лицензии), о регистрации в соответствии со статьей 361 настоящего Федерального закона либо о начале выполнения ядерно опасных и (или) радиационно опасных работ;
поступление в уполномоченный орган государственного регулирования безопасности официальных данных государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации, свидетельствующих об изменении радиационной обстановки в связи с осуществлением проверяемыми юридическими лицами деятельности;
поступление в уполномоченный орган государственного регулирования безопасности обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (при подтверждении личности гражданина, полномочий представителя организации), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, содержащих сведения о признаках нарушений проверяемыми юридическими лицами обязательных требований, условий действия разрешения (лицензии), об осуществлении деятельности и (или) о проведении работ, влияющих на безопасность объекта использования атомной энергии, не предусмотренных выданными разрешениями (лицензиями), об осуществлении деятельности без наличия соответствующих разрешений (лицензий), если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера либо влекут причинение такого вреда и возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, сведения о фактах изготовления предприятиями контрафактной продукции, продукции ненадлежащего качества, поставляемой на объект использования атомной энергии и влияющей на его безопасность.
Проведение внеплановых выездных проверок (инспекций) по основаниям, указанным в абзацах четвертом, шестом и седьмом части одиннадцатой настоящей статьи, подлежит согласованию с органом прокуратуры. Порядок согласования уполномоченными органами регулирования безопасности с органами прокуратуры проведения внеплановых проверок (инспекций), а также типовые формы заявления о согласовании с органами прокуратуры проведения внеплановой проверки (инспекции) и решения органа прокуратуры о результатах рассмотрения такого заявления устанавливаются Генеральным прокурором Российской Федерации.
Статья 273. Организация проведения проверок (инспекций)
Плановые и внеплановые проверки (инспекции) проводятся на основании распоряжения руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа государственного регулирования безопасности или руководителя (заместителя руководителя) территориального органа уполномоченного органа государственного регулирования безопасности. Распоряжение руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа государственного регулирования безопасности или руководителя (заместителя руководителя) территориального органа уполномоченного органа государственного регулирования безопасности о назначении плановой проверки (инспекции) издается на основании плана проверок.
Срок проведения проверки (инспекции) в отношении проверяемого юридического лица или его обособленного подразделения (филиала) составляет не более десяти рабочих дней со дня начала ее проведения.
В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, экспертиз, на основании мотивированных предложений должностных лиц, проводящих проверку (инспекцию), срок проведения проверки (инспекции) может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа государственного регулирования безопасности, руководителем (заместителем руководителя) территориального органа уполномоченного органа государственного регулирования безопасности, но не более чем на двадцать рабочих дней. Порядок проведения исследований, испытаний, экспертиз устанавливается положением о надзоре.
В случае наличия у проверяемого юридического лица нескольких обособленных подразделений (филиалов) срок проведения проверок (инспекций), указанный в части второй настоящей статьи, исчисляется применительно к каждому обособленному подразделению (филиалу).
О проведении плановой проверки (инспекции) проверяемое юридическое лицо уведомляется не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения путем направления копии распоряжения руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа государственного регулирования безопасности или руководителя (заместителя руководителя) территориального органа уполномоченного органа государственного регулирования безопасности о начале проведения плановой проверки (инспекции) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) путем направления указанного распоряжения в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, по адресу электронной почты проверяемого юридического лица, если такой адрес содержится в едином государственном реестре юридических лиц либо ранее был представлен проверяемым юридическим лицом в уполномоченный орган государственного регулирования безопасности или территориальный орган уполномоченного органа государственного регулирования безопасности, или иным доступным способом.
О проведении внеплановой проверки (инспекции) проверяемое юридическое лицо уведомляется не позднее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.
В случае, если в результате деятельности проверяемого юридического лица причинен вред жизни, здоровью людей, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу либо возникла угроза возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера, предварительное уведомление проверяемого юридического лица о начале проведения внеплановой выездной проверки (инспекции) не требуется.
В случае, если результаты систематического наблюдения за соблюдением обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий) свидетельствуют о признаках нарушений обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий), внеплановые проверки (инспекции) в отношении проверяемых юридических лиц, эксплуатирующих объекты использования атомной энергии, в отношении которых установлен режим постоянного государственного надзора, могут проводиться по решению руководителя (заместителя руководителя) органа государственного регулирования безопасности или руководителя (заместителя руководителя) территориального органа уполномоченного органа государственного регулирования безопасности без предварительного уведомления указанных проверяемых юридических лиц.
Учет проводимых при осуществлении федерального государственного надзора в области использования атомной энергии проверок (инспекций), а также их результатов осуществляется в рамках ведения единого реестра проверок в соответствии с правилами формирования и ведения единого реестра проверок, установленными Правительством Российской Федерации.
Статья 274. Предмет проверки (инспекции)
Предметом проверки (инспекции) является соблюдение проверяемым юридическим лицом обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий), а также соответствие объектов использования атомной энергии, их элементов и систем обязательным требованиям, условиям действия разрешений (лицензий).
При документарной проверке (инспекции) проверяются сведения, содержащиеся в документах проверяемого юридического лица, используемых при осуществлении им деятельности в области использования атомной энергии и связанных с соблюдением обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий).
При выездной проверке (инспекции) проверяются сведения, содержащиеся в документах проверяемого юридического лица, используемых при осуществлении им деятельности в области использования атомной энергии и связанных с соблюдением обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий), а также оценивается соответствие осуществляемой деятельности в области использования атомной энергии обязательным требованиям, условиям действия разрешений (лицензий), фактическое соответствие объектов использования атомной энергии, их элементов и систем обязательным требованиям, условиям действия разрешений (лицензий).
Статья 275. Режим постоянного государственного надзора
На отдельных объектах использования атомной энергии, а также на объектах, на которых осуществляется строительство судов и (или) иных плавсредств с ядерными установками, устанавливается режим постоянного государственного надзора, предусматривающий возможность постоянного пребывания уполномоченных должностных лиц уполномоченного органа государственного регулирования безопасности (далее - уполномоченные лица) на таких объектах и проведение уполномоченными лицами мероприятий по контролю.
Перечень объектов использования атомной энергии и объектов, на которых осуществляется строительство судов и (или) иных плавсредств с ядерными установками, в отношении которых устанавливается режим постоянного государственного надзора, определяется Правительством Российской Федерации.
Установление в отношении объекта использования атомной энергии или проверяемого юридического лица, осуществляющего строительство судов и иных плавсредств с ядерными установками, режима постоянного государственного надзора не исключает организации и проведения в отношении таких объекта или проверяемого юридического лица плановых и внеплановых проверок (инспекций) в соответствии со статьями 272 - 274 настоящего Федерального закона.
Порядок осуществления постоянного государственного надзора устанавливается положением о надзоре.
При осуществлении постоянного государственного надзора уполномоченные лица проводят мероприятия по контролю в целях проверки соблюдения:
требований норм и правил в области использования атомной энергии, регламентов и инструкций по эксплуатации объектов использования атомной энергии;
требований к обеспечению физической защиты, учету и контролю ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;
порядка расследования причин нарушений в работе объектов использования атомной энергии, в том числе порядка реализации в полном объеме мероприятий по устранению причин данных нарушений;
порядка регистрации (учета) элементов и систем, важных для безопасности, учета ресурса указанных элементов и систем, их своевременной замены или продления срока их эксплуатации при наличии соответствующего обоснования;
порядка подготовки и проведения ядерно опасных и (или) радиационно опасных работ на объектах использования атомной энергии;
предписаний, выданных по результатам проведения проверок (инспекций) и мероприятий по контролю;
требований к подготовке работников объектов использования атомной энергии для получения разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии;
условий действия разрешений (лицензий) на осуществление видов деятельности в области использования атомной энергии, выданных проверяемым юридическим лицам;
условий действия разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии, выданных работникам объектов использования атомной энергии;
требований к обеспечению готовности работников объектов использования атомной энергии к действиям при авариях и ликвидации их последствий.
Планирование мероприятий по контролю (в том числе определение сроков их проведения) осуществляется уполномоченным органом государственного регулирования безопасности исходя из сроков проведения ядерно опасных и (или) радиационно опасных работ, технологических процессов, анализа произошедших нарушений в работе, а также исходя из необходимости контроля за обеспечением безопасности на объектах, которые включены в перечень, указанный в части второй настоящей статьи.
При сооружении объектов использования атомной энергии, которые включены в перечень, указанный в части второй настоящей статьи, и в отношении которых устанавливается режим постоянного государственного надзора, а также при строительстве судов и (или) иных плавсредств с ядерными установками на объектах, которые включены в данный перечень, в рамках постоянного государственного надзора уполномоченные лица проводят мероприятия по контролю в целях проверки соблюдения:
требований норм и правил в области использования атомной энергии;
предписаний, выданных по результатам проведения проверок (инспекций) и мероприятий по контролю;
условий действия разрешений (лицензий) на осуществление видов деятельности в области использования атомной энергии при сооружении объекта использования атомной энергии, выданных проверяемым юридическим лицам;
условий действия разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии, выданных работникам объектов использования атомной энергии.
Планирование мероприятий по контролю (в том числе определение сроков их проведения) при сооружении объектов использования атомной энергии, которые включены в перечень, указанный в части второй настоящей статьи, и в отношении которых установлен режим постоянного государственного надзора, а также при строительстве судов и (или) иных плавсредств с ядерными установками на объектах, которые включены в данный перечень, осуществляется уполномоченным органом государственного регулирования безопасности исходя из влияния выполняемых строительных работ и сроков их выполнения на безопасность объектов использования атомной энергии, их элементов и систем.
Уполномоченные лица вправе проводить мероприятия по контролю путем обследований, обходов, осмотров, наблюдений, в том числе проводить (назначать проведение) исследования, испытания, экспертизы в соответствии с положением о надзоре.
Статья 276. Организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий)
В целях предупреждения нарушений проверяемыми юридическими лицами обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий), устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий), уполномоченный орган государственного регулирования безопасности проводит следующие мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий):
обеспечивает размещение на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" перечня нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, соблюдение которых является предметом федерального государственного надзора в области использования атомной энергии, а также текстов нормативных правовых актов;
осуществляет информирование проверяемых юридических лиц по вопросам соблюдения обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий), в том числе посредством разработки и утверждения руководств по безопасности, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации.
Статья 277. Систематическое наблюдение за соблюдением обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий) при осуществлении проверяемыми юридическими лицами их деятельности
Систематическое наблюдение за соблюдением обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий) при осуществлении проверяемыми юридическими лицами их деятельности проводится уполномоченным органом государственного регулирования безопасности с привлечением при необходимости организаций научно-технической поддержки уполномоченного органа государственного регулирования безопасности на основании результатов проверок (инспекций), а также сведений, представляемых проверяемыми юридическими лицами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии, содержащих информацию:
о соблюдении условий действия разрешений (лицензий);
о событиях, влияющих на обеспечение безопасности при использовании атомной энергии, и об их последствиях;
о выбросах и сбросах радиоактивных веществ в окружающую среду;
о наличии и перемещении ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, а также об их экспорте и импорте, обращении с радиоактивными отходами;
об организации хранения, учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;
о несоответствии изготовленного и примененного на объектах использования атомной энергии важного для безопасности оборудования требованиям норм и правил в области использования атомной энергии;
о нарушениях в работе объектов использования атомной энергии и результатах расследования таких нарушений;
о состоянии безопасности ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения;
об уровне квалификации персонала, осуществляющего эксплуатацию объектов использования атомной энергии, и осуществлении ведомственного контроля за ядерной, радиационной безопасностью, за учетом и контролем ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, за физической защитой объектов использования атомной энергии;
об обеспечении физической защиты объектов использования атомной энергии;
о наличии новых данных или изменений в сведениях, представленных на этапе получения разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии и имеющих отношение к безопасности лицензируемых видов деятельности;
о намеченном выполнении работ при сооружении объекта использования атомной энергии, уведомлять о которых требуется в соответствии с условиями действия разрешений (лицензий).
По результатам систематического наблюдения за соблюдением обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий) при осуществлении проверяемыми юридическими лицами их деятельности уполномоченный орган государственного регулирования безопасности осуществляет:
анализ соблюдения обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий);
планирование проверок (инспекций) для оценки полноты и достоверности представленных сведений с учетом изучения причин и условий, приведших к нарушению обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий) или нарушению в работе объектов использования атомной энергии, а также к аномалиям в учете и контроле ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и несанкционированным действиям в отношении объектов использования атомной энергии;
проведение (назначение проведения) исследований, испытаний, экспертиз, в том числе исследований и измерений характеристик радиационного воздействия объектов использования атомной энергии за счет выбросов и сбросов радиоактивных веществ в районе расположения таких объектов, а также измерений, подтверждающих параметры ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов при выявлении фактов, указывающих на аномалию, и проведение внеочередных анализа уязвимости и (или) оценки эффективности системы физической защиты при выявлении обстоятельств, указывающих на возможность снижения показателя (показателей) эффективности системы физической защиты ниже минимально допустимого значения, и других мероприятий, связанных с осуществлением федерального государственного надзора в области использования атомной энергии.
Статья 278. Межведомственное информационное взаимодействие
Уполномоченный орган государственного регулирования безопасности при организации и проведении проверок (инспекций) запрашивает и получает на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме, документы и (или) информацию, включенные в перечень, определенный Правительством Российской Федерации, от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
Запрос документов и (или) информации, содержащих сведения, составляющие налоговую или иную охраняемую законом тайну, в рамках межведомственного информационного взаимодействия допускается при условии, что проверка соответствующих сведений обусловлена необходимостью установления факта соблюдения проверяемыми юридическими лицами обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий) и (или) предоставление указанных сведений предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Передача в рамках межведомственного информационного взаимодействия документов и (или) информации, их раскрытие, в том числе ознакомление с ними в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляются с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
Статья 279. Оформление результатов осуществления федерального государственного надзора в области использования атомной энергии
По результатам осуществления федерального государственного надзора в области использования атомной энергии оформляются:
акт проверки (инспекции);
запись о проведении мероприятия по контролю в журнале постоянного государственного надзора;
предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий) с указанием сроков устранения.
В случае выявления нарушений принимаются меры административного воздействия в целях пресечения нарушений, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Порядок ознакомления проверяемого юридического лица с результатами проверок (инспекций) и мероприятий по контролю при осуществлении постоянного государственного надзора устанавливается положением о надзоре.
Статья 2710. Ограничения при проведении проверки (инспекции)
Должностные лица уполномоченного органа государственного регулирования безопасности при проведении проверок (инспекций) не вправе:
проверять соблюдение обязательных требований, если проверка соблюдения таких требований не относится к полномочиям уполномоченного органа государственного регулирования безопасности, территориального органа уполномоченного органа государственного регулирования безопасности;
проверять соблюдение обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами, не опубликованными в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
распространять информацию, полученную в результате проведения проверки (инспекции), составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
превышать установленные сроки проведения проверки (инспекции);
осуществлять выдачу проверяемым юридическим лицам предписаний или предложений о проведении за их счет проверок (инспекций) или мероприятий по контролю;
требовать представления документов и (или) информации, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации, в том числе разрешительных документов, ранее представленных проверяемым юридическим лицом в уполномоченный орган государственного регулирования безопасности или имеющихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций;
требовать представления информации, которая находится в государственных или муниципальных информационных системах и реестрах;
требовать представления документов, которые не являются предметом проверки (инспекции);
проводить проверку (инспекцию) в случае отсутствия при проведении проверки (инспекции) проверяемого юридического лица (сотрудников и (или) представителей проверяемого юридического лица), за исключением случаев, если оценка соблюдения обязательных требований может быть осуществлена без присутствия проверяемого юридического лица (сотрудников и (или) представителей проверяемого юридического лица) при проведении проверки (инспекции), а проверяемое юридическое лицо было надлежащим образом уведомлено о проведении проверки (инспекции);
проводить проверки (инспекции), не предусмотренные распоряжением руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа государственного регулирования безопасности или руководителя (заместителя руководителя) территориального органа уполномоченного органа государственного регулирования безопасности;
препятствовать осуществлению проверяемым юридическим лицом, присутствующим при проведении проверки (инспекции), фотосъемки, аудио- и видеозаписи, если совершение указанных действий не запрещено федеральными законами и указанные действия не создают препятствий для проведения такой проверки (инспекции);
проверять соблюдение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР, а также соблюдение требований нормативных документов, обязательность применения которых не предусмотрена законодательством Российской Федерации;
проводить исследования, испытания, экспертизы с нарушением порядка, установленного положением о надзоре.
Статья 2711. Меры, принимаемые должностными лицами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии
В случае выявления при проведении проверки (инспекции) либо мероприятия по контролю нарушений проверяемым юридическим лицом обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий) должностные лица уполномоченного органа государственного регулирования безопасности в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:
выдать проверяемому юридическому лицу предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий) с указанием сроков устранения;
принять меры административного воздействия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в целях пресечения выявленных нарушений обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий), а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности;
принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий);
направить в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий), для решения вопроса о возбуждении уголовных дел при наличии признаков преступлений и (или) о возбуждении дел об административных правонарушениях при наличии признаков административных правонарушений.
В случае, если при проведении проверки (инспекции) либо мероприятия по контролю установлено, что деятельность проверяемого юридического лица представляет непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера либо влечет причинение такого вреда и возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, уполномоченный орган государственного регулирования безопасности:
приостанавливает либо аннулирует выданные разрешения (лицензии) в порядке, установленном в соответствии с частью девятой статьи 26 настоящего Федерального закона;
прекращает действие разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии, выданных работникам объектов использования атомной энергии в порядке, установленном указанным уполномоченным органом;
обеспечивает незамедлительное представление в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций информации об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера, выявленной при проведении проверки (инспекции), в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 2712. Обязанности и ответственность должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии
Должностные лица уполномоченного органа государственного регулирования безопасности при проведении проверок (инспекций) обязаны:
своевременно и в полной мере осуществлять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий);
соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы проверяемого юридического лица;
проводить проверку (инспекцию) на основании распоряжения руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа государственного регулирования безопасности или руководителя (заместителя руководителя) территориального органа уполномоченного органа государственного регулирования безопасности о проведении проверки (инспекции);
проводить проверку (инспекцию) только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку (инспекцию) только при предъявлении служебных удостоверений;
не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю проверяемого юридического лица присутствовать при проведении проверки (инспекции) и давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки (инспекции);
знакомить руководителя или уполномоченного представителя проверяемого юридического лица с результатами проверки (инспекции);
знакомить руководителя или уполномоченного представителя проверяемого юридического лица с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия;
соблюдать сроки проведения проверки (инспекции), установленные настоящим Федеральным законом;
предоставлять проверяемому юридическому лицу информацию, которая относится к предмету проверки (инспекции).
Должностные лица уполномоченного органа государственного регулирования безопасности в случае ненадлежащего исполнения ими функций, служебных обязанностей, совершения противоправных действий (бездействия) при осуществлении федерального государственного надзора в области использования атомной энергии несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 2713. Недействительность результатов проверки (инспекции), проведенной с грубым нарушением требований настоящего Федерального закона
Результаты проверки (инспекции), проведенной уполномоченным органом государственного регулирования безопасности с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок (инспекций), не могут являться доказательством нарушения проверяемым юридическим лицом обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий) и подлежат отмене уполномоченным органом государственного регулирования безопасности или судом на основании заявления проверяемого юридического лица.
К грубым нарушениям установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок (инспекций) относятся:
отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки (инспекции);
проведение проверки (инспекции) без распоряжения руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа государственного регулирования безопасности или руководителя (заместителя руководителя) территориального органа уполномоченного органа государственного регулирования безопасности;
непредставление проверяемому юридическому лицу акта проверки (инспекции);
проведение плановой проверки (инспекции), не включенной в план проверок;
отсутствие согласования с органом прокуратуры проведения проверки (инспекции) в случае, если такое согласование является обязательным;
нарушение требования об уведомлении о проведении проверки (инспекции) в случае, если такое уведомление является обязательным;
нарушение периодичности проведения плановых проверок (инспекций);
нарушение сроков проведения проверки (инспекции);
проведение проверки (инспекции) без внесения сведений о ней в единый реестр проверок;
нарушение ограничений, установленных абзацем десятым статьи 2710 настоящего Федерального закона.
Статья 2714. Права и обязанности проверяемого юридического лица при осуществлении в отношении его федерального государственного надзора в области использования атомной энергии
Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель проверяемого юридического лица при проведении проверки (инспекции) имеет право:
непосредственно присутствовать при проведении проверки (инспекции), давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки (инспекции);
знакомиться с документами и (или) информацией, полученными уполномоченным органом государственного регулирования безопасности в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация;
представлять документы и (или) информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в уполномоченный орган государственного регулирования безопасности по собственной инициативе;
знакомиться с результатами проверки (инспекции) и указывать в акте проверки (инспекции) о своем ознакомлении с результатами проверки (инспекции).
При проведении проверок (инспекций) проверяемое юридическое лицо обязано:
обеспечить присутствие руководителя или уполномоченного представителя проверяемого юридического лица, ответственных за организацию и проведение мероприятий по соблюдению обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий);
предоставить должностным лицам уполномоченного органа государственного регулирования безопасности, проводящим выездную проверку (инспекцию), возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки (инспекции);
обеспечить должностным лицам уполномоченного органа государственного регулирования безопасности, проводящим выездную проверку (инспекцию), при предъявлении ими служебных удостоверений доступ на территорию, на которой расположены объекты использования атомной энергии, в используемые проверяемым юридическим лицом при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии здания, строения, сооружения, помещения, к используемым проверяемым юридическим лицом техническим средствам, оборудованию, материалам.
Проверяемое юридическое лицо, в отношении которого установлен режим постоянного государственного надзора, обязано предоставлять уполномоченным лицам беспрепятственный доступ в здания, строения, сооружения, помещения, к элементам, системам, техническим средствам, оборудованию, материалам объектов использования атомной энергии, а также к документам и средствам контроля безопасности таких объектов.
Статья 2715. Защита прав проверяемых юридических лиц при осуществлении федерального государственного надзора в области использования атомной энергии
Защита прав проверяемых юридических лиц при осуществлении федерального государственного надзора в области использования атомной энергии осуществляется в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 2716. Права и обязанности уполномоченного органа государственного регулирования безопасности при осуществлении федерального государственного надзора в области использования атомной энергии
Уполномоченный орган государственного регулирования безопасности, его должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, запрашивают и получают на основании мотивированных письменных запросов от проверяемых юридических лиц документы и (или) информацию, необходимые для проведения проверок (инспекций) и мероприятий по контролю.
Должностные лица уполномоченного органа государственного регулирования безопасности при проведении выездных проверок (инспекций) при предъявлении ими служебных удостоверений и копии распоряжения о назначении проверки (инспекции) руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа государственного регулирования безопасности или руководителя (заместителя руководителя) территориального органа уполномоченного органа государственного регулирования безопасности беспрепятственно посещают для проведения проверки (инспекции) объекты использования атомной энергии и используемые проверяемыми юридическими лицами при осуществлении их деятельности здания, строения, сооружения, помещения, проводят их обследование и обследование используемых при осуществлении такой деятельности технических средств, оборудования, материалов, а также исследования, испытания, экспертизы и другие мероприятия по контролю.
Уполномоченные лица при предъявлении ими служебных удостоверений беспрепятственно посещают объекты использования атомной энергии и проводят обследование зданий, строений, сооружений, помещений, технических средств, оборудования, материалов, а также исследования, испытания, экспертизы и другие мероприятия по контролю.
Уполномоченный орган государственного регулирования безопасности может быть привлечен судом к участию в деле либо вправе вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по иску о возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью людей, животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу вследствие нарушения обязательных требований.
Статья 2717. Обжалование решений уполномоченного органа государственного регулирования безопасности, действий (бездействия) его должностных лиц
Проверяемые юридические лица, в отношении которых уполномоченным органом государственного регулирования безопасности либо его должностными лицами приняты решения или совершены действия (бездействие) в рамках осуществления федерального государственного надзора в области использования атомной энергии, вправе обжаловать такие решения, действия (бездействие).
Судебное обжалование решений уполномоченного органа государственного регулирования безопасности, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после досудебного обжалования таких решений, действий (бездействия), за исключением судебного обжалования таких решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности.
Порядок досудебного обжалования решений уполномоченного органа государственного регулирования безопасности, действий (бездействия) его должностных лиц, в том числе порядок и сроки подачи жалобы, требования к форме и содержанию жалобы, порядок рассмотрения жалобы уполномоченным органом государственного регулирования безопасности, основания для отказа в рассмотрении жалобы, а также виды решений, принимаемых по результатам рассмотрения жалобы, устанавливаются положением о надзоре.";
6) статью 34 дополнить частью шестой следующего содержания:
"Эксплуатирующая организация формирует и поддерживает культуру безопасности в соответствии с требованиями норм и правил в области использования атомной энергии.";
7) в части третьей статьи 36 слова "Порядок разработки и утверждения таких планов устанавливается" заменить словами "Требования к структуре и содержанию таких планов устанавливаются";
8) часть первую статьи 371 изложить в следующей редакции:
"Организации научно-технической поддержки уполномоченного органа государственного регулирования безопасности осуществляют:
научно-техническое обеспечение государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, в том числе выполнение и координацию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, формирование и ведение фонда федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, а также предоставление сведений, содержащихся в указанном фонде;
проведение исследований, испытаний, экспертиз, включая экспертизу безопасности (экспертизу обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии, а также предварительного анализа безопасности в отношении планируемых к реализации научно-технических и проектных решений в целях внедрения инновационных технологий в области использования атомной энергии;
разработку проектов нормативных правовых актов и иных документов в области использования атомной энергии, подготовку предложений, направленных на совершенствование государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии;
направление по решению уполномоченного органа государственного регулирования безопасности своих специалистов для участия в проведении проверок (инспекций) при осуществлении федерального государственного надзора в области использования атомной энергии;
участие по решению уполномоченного органа государственного регулирования безопасности в систематическом наблюдении за соблюдением обязательных требований, условий действия разрешений (лицензий) при осуществлении проверяемыми юридическими лицами их деятельности.";
9) в части первой статьи 40 слова "правил Морского регистра" заменить словами "изданных в установленном порядке в соответствии с пунктом 2 статьи 24 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации правил классификации и постройки судов, технического наблюдения за постройкой судов, правил технического наблюдения за изготовлением материалов и изделий для судов".
Статья 2
Внести в Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 52, ст. 6249; 2009, № 18, ст. 2140; № 29, ст. 3601; № 52, ст. 6441; 2010, № 17, ст. 1988; № 31, ст. 4160, 4193; 2011, № 17, ст. 2310; № 30, ст. 4590; № 48, ст. 6728; 2012, № 26, ст. 3446; 2013, № 9, ст. 874; № 27, ст. 3477; № 30, ст. 4041; № 52, ст. 6961, 6979, 6981; 2014, № 26, ст. 3366; № 30, ст. 4220, 4235, 4243; № 42, ст. 5615; № 48, ст. 6659; 2015, № 1, ст. 72, 85; № 18, ст. 2614; № 27, ст. 3950; № 29, ст. 4339, 4362; № 48, ст. 6707; 2016, № 11, ст. 1495; № 27, ст. 4160, 4164, 4194, 4210; 2017, № 9, ст. 1276; № 18, ст. 2673; № 31, ст. 4742; № 49, ст. 7304; 2018, № 1, ст. 26, 27; № 32, ст. 5116; № 45, ст. 6841; 2019, № 12, ст. 1231; № 23, ст. 2905; № 31, ст. 4415, 4469; № 52, ст. 7794; 2020, № 29, ст. 4504; № 50, ст. 8074; 2021, № 24, ст. 4188; 2022, № 29, ст. 5238; 2024, № 29, ст. 4100; № 33, ст. 5006) следующие изменения:
1) в статье 1:
а) часть 31 дополнить пунктом 25 следующего содержания:
"25) федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии.";
б) пункт 13 части 4 признать утратившим силу;
2) в статье 131:
а) пункт 3 части 11 признать утратившим силу;
б) в части 12 слова "объектов использования атомной энергии, а также перечень" исключить;
3) в подпункте "ж" пункта 1 части 1 статьи 263 слова "федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии," исключить.
Статья 3
Признать утратившими силу:
1) пункт 2 статьи 13 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 30, ст. 4590);
2) пункт 7 статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 331-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст. 6732);
3) пункт 2 статьи 7 Федерального закона от 25 июня 2012 года № 93-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 26, ст. 3446).
Статья 4
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 15 декабря 2025 года.
2. Плановые проверки (инспекции), проведение которых в рамках осуществления федерального государственного надзора в области использования атомной энергии было запланировано на 2025 и 2026 годы, подлежат проведению в соответствии с ежегодными планами проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2025 и 2026 годы, утвержденными в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
3. Организация, проведение и оформление результатов проверок (инспекций) и мероприятий по контролю за обеспечением безопасности на объектах использования атомной энергии при осуществлении постоянного государственного надзора, начатых до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, осуществляются в соответствии с положениями нормативных правовых актов, действовавших на день начала этих проверок (инспекций).
Президент Российской Федерации В.Путин
Москва, Кремль
21 апреля 2025 года
№ 98-ФЗ
Ссылки
- Федеральный закон от 25.06.2012 № 93-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
- Федеральный закон от 21.11.2011 № 331-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
- Федеральный закон от 18.07.2011 № 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
- Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
- Федеральный закон от 21.11.1995 № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии"