БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 03.04.2025 № 8141-8 ГД "Об информации Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н.Чернышенко, Министра здравоохранения Российской Федерации М.А.Мурашко, Министра науки и высшего образования Российской Федерации В.Н.Фалькова, Министра просвещения Российской Федерации С.С.Кравцова, статс-секретаря – заместителя Министра труда и социальной защиты Российской Федерации А.Н.Пудова о кадровом обеспечении медицинских и образовательных организаций"

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Об информации Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н.Чернышенко, Министра здравоохранения Российской Федерации М.А.Мурашко, Министра науки и высшего образования Российской Федерации В.Н.Фалькова, Министра просвещения Российской Федерации С.С.Кравцова, статс-секретаря - заместителя Министра труда и социальной защиты Российской Федерации А.Н.Пудова о кадровом обеспечении медицинских и образовательных организаций

 

Заслушав и обсудив в рамках "правительственного часа" 5 марта 2025 года информацию Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н.Чернышенко, Министра здравоохранения Российской Федерац ии М.А.Мурашко, Министра науки и высшего образования Российской Федерации В.Н.Фалькова, Министра просвещения Российской Федерации С.С.Кравцова, статс-секретаря - заместителя Министра труда и социальной защиты Российской Федерации А.Н.Пудова о кадровом обеспечении медицинских и образовательных организаций, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н.Чернышенко, Министра здравоохранения Российской Федерации М.А.Мурашко, Министра науки и высшего образования Российской Федерации В.Н.Фалькова, Министра просвещения Российской Федерации С.С.Кравцова, статс-секретаря - заместителя Министра труда и социальной защиты Российской Федерации А.Н.Пудова о кадровом обеспечении медицинских и образовательных организаций.

2. Принять к сведению выступления заместителя Председателя Счетной палаты Российской Федерации Г.С.Изотовой, председателя Комитета Государственной Думы по контролю О.В.Морозова, председателя Комитета Государственной Думы по охране здоровья С.Д.Леонова, председателя Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию С.В.Кабышева, председателя Комитета Государственной Думы по просвещению И.В.Белых.

3. Поддержать приоритетное рассмотрение Государственной Думой проекта федерального закона № 838058-8 "О внесении изменения в статью 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

4. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) проработать вопрос о совершенствовании медицинского образования, в том числе:

об установлении требования о профессиональной переподготовке медицинских работников исключительно в государственных образовательных и научных организациях;

об обеспечении приобретения обучающимися необходимого уровня знаний, умений, навыков и квалификации, позволяющих им под руководством наставников занимать должности медицинских работников и осуществлять медицинскую деятельность;

о дополнительном финансировании государственных образовательных организаций высшего образования, реализующих профессиональные образовательные программы медицинского образования и фармацевтического образования, и государственных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, с учетом их потребностей и возложенных на них задач;

2) принять меры с учетом расположения научно-образовательных кластеров, способствующие равномерному развитию образовательных организаций на территориях субъектов Российской Федерации, осуществляющих подготовку профессиональных кадров в сфере охраны здоровья и в сфере образования, в целях соблюдения территориальной близости места прохождения обучения и места осуществления профессиональной деятельности;

3) проработать вопрос об установлении единых требований к минимальному количеству баллов единого государственного экзамена по общеобразовательным предметам, соответствующим специальности или направлению подготовки, по которым проводится прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета;

4) в целях восполнения дефицита кадров в образовательных организациях проработать и внести предложения по установлению механизма получения обучающимися в профильных образовательных организациях высшего образования второй специальности - педагогической;

5) проработать вопрос о совершенствовании механизма целевого обучения в сфере охраны здоровья и в сфере образования, в том числе:

об установлении обязательства для лица, заключившего договор о целевом обучении по программе специалитета, в случае продолжения им обучения по программе ординатуры в срок, установленный для осуществления трудовой деятельности договором о целевом обучении по программе специалитета, по поступлению на такое обучение только на места в пределах установленной квоты на целевое обучение и при условии заключения нового договора о целевом обучении с тем же заказчиком целевого обучения, с которым был заключен договор о целевом обучении по программе специалитета;

о повышении ответственности лица, заключившего договор о целевом обучении, за неисполнение обязательства по осуществлению трудовой деятельности, предусмотренной таким договором;

об определении существенным условием договора о целевом обучении обязательства заказчика целевого обучения по сопровождению лица в период прохождения практической подготовки наставником из числа работников медицинской организации или образовательной организации, в которые будет трудоустроено лицо;

об усилении работы по информированию обучающихся образовательных организаций о предложениях заказчиков целевого обучения, размещенных на Единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России";

о привлечении руководителей медицинских и образовательных организаций к участию в популяризации целевого обучения и расширении мер поддержки лиц, заключивших договоры о целевом обучении, в период их обучения и при трудоустройстве;

6) принять меры по повышению эффективности обеспечения медицинских организаций государственной системы здравоохранения квалифицированными кадрами, в том числе:

проработать вопрос о наделении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, полномочиями по установлению контрольных цифр приема на обучение по программам ординатуры за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и предельных объемов подготовки на обучение по программам ординатуры за счет средств физических и (или) юридических лиц;

проработать вопрос об увеличении финансирования программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер", уделив особое внимание медицинским работникам, переезжающим в регионы Дальневосточного федерального округа, районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, а также в Арктическую зону Российской Федерации и на территории новых субъектов Российской Федерации;

7) проработать вопрос о формировании государственной системы прогнозирования, планирования и обеспечения гарантированной занятости в сфере охраны здоровья и в сфере образования с учетом соблюдения принципа равных возможностей получения доступной и качественной медицинской помощи и образования на всей территории Российской Федерации, а также:

о совершенствовании правовых механизмов, обеспечивающих увеличение численности и закрепление медицинских работников и педагогических работников в соответствующих государственных и муниципальных организациях, которые испытывают потребность в кадровых ресурсах, в том числе находятся в отдаленных районах и сельской местности, и предусматривающих комплексную оценку необходимости применения модели обязательного трудоустройства выпускников на определенный период времени после завершения обучения в соответствующие государственные и муниципальные организации при условии предоставления таким выпускникам выбора конкретного места трудоустройства и необходимых социальных, трудовых и жилищных гарантий;

об обеспечении взаимодействия прогнозирования кадровой потребности и системы распределения контрольных цифр приема на обучение по медицинским и педагогическим специальностям и направлениям подготовки;

8) инициировать деятельность по формированию единой модели сбора статистических данных в сфере охраны здоровья и в сфере образования, а также по разработке единой объективной методики определения дефицита кадров в отраслях бюджетной сферы с привлечением представителей Счетной палаты Российской Федерации;

9) совместно с высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

расширить перечень реализуемых мер социальной поддержки, включая повышение стипендии для студентов, аспирантов и оплаты труда профессорско-преподавательского состава, осуществляющего деятельность по подготовке медицинских работников и педагогических работников, с учетом лучших региональных практик;

принять меры, направленные на повышение роли и престижа профессий медицинского работника и педагогического работника, повышение уровня их социальных и трудовых гарантий, создание благоприятных условий для осуществления медицинской деятельности и педагогической деятельности, а также на поддержку молодых специалистов и их семей, с учетом лучших региональных практик;

принять меры по обеспечению жильем медицинских и фармацевтических работников, педагогических работников, в том числе проработать вопрос о реализации льготного ипотечного кредитования с определением единой процентной ставки.

5. Рекомендовать Министерству здравоохранения Российской Федерации:

1) совершенствовать нормативное правовое регулирование организации практической подготовки обучающихся образовательных организаций высшего образования, реализующих профессиональные образовательные программы медицинского образования, в том числе на клинических базах, включая обеспечение таких организаций кадаверным биологическим материалом;

2) проработать вопрос о создании единого информационного ресурса по организационно-методической поддержке медицинских работников в части размещения актуальных образовательных модулей по военно-специальным и тактико-специальным дисциплинам с учетом необходимых компетенций для оказания медицинской помощи в условиях проведения специальной военной операции;

3) установить порядок и правила мониторинга трудоустройства лиц, завершивших обучение по основным профессиональным образовательным программам медицинского образования;

4) совместно с Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения:

рассмотреть вопрос о разработке дополнительных требований к уровню владения русским языком для иностранных граждан при прохождении ими аккредитации и получении допуска к осуществлению медицинской деятельности на территории Российской Федерации;

проработать меры, направленные на усиление контроля за предоставлением медицинскими организациями, в первую очередь организациями частной системы здравоохранения, информации о медицинских работниках в федеральный регистр медицинских и фармацевтических работников;

5) совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерством культуры Российской Федерации обеспечить создание информационного контента, направленного на повышение роли и престижа профессий медицинского работника и педагогического работника в обществе;

6) совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и Министерством просвещения Российской Федерации проработать вопрос об установлении стимулирующих мер для руководителей государственных образовательных организаций высшего образования, реализующих профессиональные образовательные программы медицинского образования и фармацевтического образования, в зависимости от уровня трудоустройства их выпускников;

7) совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации проработать вопрос о формировании предусмотренных федеральным проектом "Медицинские кадры" национального проекта "Продолжительная и активная жизнь" механизмов замещения вакантных должностей медицинских работников, включая привлечение работников из другой местности.

6. Рекомендовать Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации, Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и Министерством просвещения Российской Федерации:

1) разработать и апробировать в пилотных регионах новую отраслевую систему оплаты труда медицинских работников и педагогических работников;

2) представить в Государственную Думу результаты апробации новой отраслевой системы оплаты труда медицинских работников и педагогических работников.

7. Рекомендовать Министерству просвещения Российской Федерации:

1) при рассмотрении психолого-педагогических классов (групп) как самостоятельного профиля и основы для целевого обучения предусмотреть проведение профильного экзамена по итогам освоения образовательной программы среднего общего образования и учет его результатов при поступлении на обучение по образовательным программам по педагогическим направлениям подготовки, специальностям;

2) совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации проработать вопрос о наделении правом на первоочередное зачисление на обучение по программам среднего профессионального медицинского образования лиц, заключивших договоры на целевое обучение на этапе поступления в образовательную организацию среднего профессионального медицинского образования;

3) совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять комплексные меры по ликвидации дефицита педагогических работников, имеющих необходимую квалификацию для работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;

4) совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации принять меры, направленные на сокращение дефицита преподавателей математического и общего естественно-научного учебного цикла, в том числе на реализацию возможности получения дополнительной квалификации обучающимися профильных образовательных организаций высшего образования.

8. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечить обсуждение положений проекта федерального закона о совершенствовании системы высшего образования, а также сроков перехода на новую систему высшего образования с участием Государственной Думы, ведущих образовательных организаций высшего образования и работодателей.

9. Рекомендовать высшим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

1) обеспечить межведомственное и межсекторальное взаимодействие между образовательными организациями среднего профессионального медицинского образования, образовательными организациями высшего образования, реализующими профессиональные образовательные программы медицинского образования, и региональными медицинскими организациями в целях повышения качества медицинского образования и эффективности кадровой политики в системах регионального здравоохранения;

2) совместно с Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации продолжить работу по развитию профильных классов в школах с углубленным изучением химии, биологии и организации профориентационной работы с обучающимися для ознакомления их с медицинскими профессиями.

10. Поручить Комитету Государственной Думы по охране здоровья, Комитету Государственной Думы по науке и высшему образованию, Комитету Государственной Думы по просвещению совместно с Комитетом Государственной Думы по контролю:

в рамках парламентского контроля достижения национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", осуществлять контроль за достижением ключевых показателей соответствующих национальных проектов и государственных программ Российской Федерации, за корректировкой таких показателей и методиками их расчета, а также контроль финансового обеспечения данных государственных программ Российской Федерации с учетом предложений (рекомендаций) Счетной палаты Российской Федерации;

осуществлять мониторинг практики применения Федерального закона от 14 апреля 2023 года № 124-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации";

осуществлять контроль за реализацией настоящего Постановления.

11. Направить настоящее Постановление Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, в Правительство Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации.

12. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации                              В.В.Володин

 

Москва

3 апреля 2025 года

№ 8141-8 ГД

 

Ссылки

 

TOC