БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27.11.2024 № 530-СФ "О национальном проекте "Инфраструктура для жизни"

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

О национальном проекте "Инфраструктура для жизни"

 

Заслушав информацию Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш.Хуснуллина о национальном проекте "Инфраструктура для жизни", Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Национальный проект "Инфраструктура для жизни" (далее также - Национальный проект) разработан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года".

Начало реализации Национального проекта запланировано на 1 января 2025 года. Основной его целью является обеспечение граждан социально значимой инфраструктурой нового качества.

Национальный проект состоит из 12 федеральных проектов, представляющих собой продолжение ранее действовавших национальных проектов и государственных программ Российской Федерации, обеспечивает преемственность государственной политики в сферах дорожного строительства, жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения безопасности дорожного движения, развития пассажирского транспорта общего пользования.

Особое внимание в Национальном проекте уделяется модернизации коммунальной инфраструктуры и улучшению качества предоставляемых коммунальных услуг, в том числе за счет строительства и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки.

Включенные в Национальный проект системные меры направлены на приведение в нормативное состояние опорной сети автомобильных дорог, автомобильных дорог федерального и регионального значения, включая дорожную сеть городских агломераций и малых городов, дороги военных городков.

В части обеспечения безопасности дорожного движения Национальный проект ориентирован на повышение степени защищенности участников дорожного движения от дорожно-транспортных происшествий и их последствий, уровня материально-технического оснащения контрольно-надзорных органов и аварийно-спасательных служб, совершенствование деятельности по организации дорожного движения и модернизации дорожной инфраструктуры, развитие информационных технологий, проведение воспитательной работы, в том числе среди несовершеннолетних участников дорожного движения и их родителей, а также на повышение уровня технической безопасности транспортных средств и совершенствование системы оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш.Хуснуллина о национальном проекте "Инфраструктура для жизни".

2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) осуществлять реализацию Национального проекта в соответствии с параметрами, обеспечивающими выполнение целевых показателей и задач, характеризующих достижение национальной цели развития Российской Федерации "Комфортная и безопасная среда для жизни";

2) завершить до конца 2024 года формирование перечня опорных населенных пунктов;

3) разработать дополнительные меры по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в условиях действия высокой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации;

4) подготовить предложения по привлечению дополнительных источников финансирования мероприятий по модернизации коммунальной инфраструктуры в рамках реализации Национального проекта;

5) проработать вопросы о нормировании транспортной и пешеходной доступности объектов социальной инфраструктуры в населенных пунктах с учетом развития в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях системы общественного транспорта, а также об обеспеченности населения объектами социальной инфраструктуры;

6) продолжить работу по формированию проектов развития автомобильных дорог, в том числе в части строительства искусственных дорожных сооружений, включая путепроводы, с привлечением внебюджетных источников финансирования;

7) рассмотреть вопрос об увеличении за счет федерального бюджета объемов финансовой поддержки мероприятий по обновлению общественного транспорта;

8) обеспечить при планировании мероприятий по обновлению общественного транспорта приоритетное приобретение автобусов, исходя из объемов финансовой поддержки за счет федерального бюджета и с учетом стоимости автобусов в базовой комплектации;

9) проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации до конца 2025 года:

о ходе реализации Плана мероприятий ("дорожной карты") по развитию лифтовой отрасли в Российской Федерации;

о распределении средств федерального бюджета на реализацию в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях мероприятий по разработке мастер-планов развития крупных и малых городов, городских агломераций;

10) обеспечить нормативно-правовое регулирование в части:

продления действия временных норм в области градостроительной деятельности, в том числе для реализации проектов с привлечением средств граждан - участников долевого строительства, а также временных норм, предусматривающих обязательное авансирование государственных контрактов и возможность перечисления подрядчиком авансовых платежей поставщикам строительных материалов и оборудования на расчетные счета в кредитных организациях;

закрепления понятия "мастер-план" в законодательстве Российской Федерации о градостроительной деятельности;

установления возможности передачи в залог прав по договору аренды земельных участков, предоставленных для реализации решений о комплексном развитии территорий;

включения в границы подлежащей комплексному развитию территории городов объектов индивидуального жилищного строительства, домов блокированной застройки, садовых домов;

закрепления требований по включению в разделы проектной документации по строительству и модернизации автомобильных дорог положений об использовании золошлаковых материалов;

11) разработать предложения по использованию альтернативных механизмов приобретения жилья, в том числе в части развития системы жилищных накопительных сбережений, совершенствования деятельности жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативов, создания механизмов предоставления застройщиками рассрочки под залог жилого помещения;

12) разработать инструменты поддержки строительства наемных домов, жилые помещения в которых предоставляются гражданам по договорам найма жилого помещения жилищного фонда социального использования и договорам найма жилого помещения;

13) предусмотреть регуляторные меры стимулирования застройщиков к сдаче жилых помещений с отделкой;

14) продолжить работу по сокращению продолжительности инвестиционно-строительного цикла, в том числе за счет следующих мероприятий федерального проекта "Новый ритм строительства":

разработка и применение типовой проектной документации объектов капитального строительства социального назначения;

обеспечение функционирования подсистем единой государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности "Стройкомплекс.РФ";

перевод нормативно-технических документов в машиночитаемый и машинопонимаемый форматы;

проведение научно-исследовательских работ;

актуализация действующей и внедрение новой нормативно-технической документации;

обеспечение функционирования центра компетенций бережливого проектирования и строительства;

15) разработать комплекс мер по поддержке строительной отрасли;

16) рассмотреть вопрос о внесении изменений в нормативные правовые акты в части установления возможности привлечения публично-правовой компании "Единый заказчик в сфере строительства" к осуществлению функций по обеспечению строительства и реконструкции объектов государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности);

17) рассмотреть вопрос о внесении изменений в Федеральный закон "О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и на прилегающих территориях" в части исключения требований об улучшении экономических характеристик объектов основных средств и (или) появлении у них новых экономических характеристик при проведении технического перевооружения, дооборудования, в том числе реконструкции, капитального ремонта и иных видов работ;

18) обеспечить направление бюджетных средств в объеме 150 млн рублей, образовавшихся в результате экономии при реализации государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года № 696, в резервный фонд Правительства Российской Федерации с последующим перераспределением указанного объема бюджетных ассигнований публично-правовой компании "Единый заказчик в сфере строительства" на осуществление проектных и изыскательских работ и капитального ремонта государственного бюджетного учреждения общеобразовательной организации Запорожской области "Орловская средняя общеобразовательная школа № 62" Мелитопольского района Запорожской области;

19) рассмотреть вопрос о возможности включения в Национальный проект мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов, благоустройству дворовых и общественных территорий, строительству и ремонту сетей водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения на территориях военных городков;

20) рассмотреть вопрос о формировании системы мониторинга влияния реализованных проектов - победителей Всероссийского конкурса по формированию лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях на социально-экономическое развитие городов.

3. Рекомендовать Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации во взаимодействии с публично-правовой компанией "Фонд развития территорий", акционерным обществом "ДОМ.РФ":

1) обеспечить своевременную подготовку нормативных правовых актов и методических рекомендаций для реализации в субъектах Российской Федерации соответствующих федеральных проектов, входящих в состав Национального проекта;

2) обеспечить нормативно-правовое регулирование в части закрепления порядка разработки, согласования и утверждения мастер-планов развития крупных и малых городов, городских агломераций;

3) рассмотреть при доработке проекта правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий по модернизации коммунальной инфраструктуры в рамках федерального проекта "Модернизация коммунальной инфраструктуры" вопрос о привлечении внебюджетных источников финансирования в размере не менее 20 процентов общего объема финансирования федерального проекта, реализуемого на территории субъекта Российской Федерации;

4) рассмотреть вопрос о строительстве очистных сооружений в городе Кызыле Республики Тыва.

4. Рекомендовать Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации во взаимодействии с публично-правовой компанией "Единый заказчик в сфере строительства" проинформировать Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре в мае 2024 года о ходе проведения капитального ремонта государственного бюджетного учреждения общеобразовательной организации Запорожской области "Орловская средняя общеобразовательная школа № 62" Мелитопольского района Запорожской области.

5. Рекомендовать Министерству транспорта Российской Федерации совместно с Федеральным дорожным агентством:

1) разработать предложения по снижению затрат на приведение в нормативное состояние и поддержание в нормативном состоянии автомобильных дорог, в том числе посредством повышения энергетической эффективности, ресурсосбережения и производительности труда в дорожном хозяйстве;

2) рассмотреть возможность включения в план дорожных работ и обеспечения финансирования мероприятия по реконструкции автомобильной дороги М-5 "Урал" до 2030 года;

3) рассмотреть вопрос о выделении дополнительного финансирования на мероприятия по строительству и реконструкции мостов для субъектов Российской Федерации с речной сетью высокой плотности в рамках федерального проекта "Региональная и местная дорожная сеть".

6. Рекомендовать Министерству финансов Российской Федерации, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерству транспорта Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации принять меры по своевременному доведению бюджетных ассигнований до субъектов Российской Федерации в целях реализации соответствующих федеральных проектов, входящих в состав Национального проекта.

7. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления:

1) предусмотреть направление средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию Национального проекта в объеме, необходимом для выполнения целевых показателей и задач, характеризующих достижение национальной цели развития Российской Федерации "Комфортная и безопасная среда для жизни";

2) обеспечить в части, относящейся к полномочиям субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, реализацию программы развития опорных населенных пунктов;

3) обеспечить проведение мероприятий по определению состава объектов улично-дорожной сети опорных населенных пунктов, их балансовой принадлежности и осуществлению инструментальной диагностики этих объектов;

4) предусмотреть увязку программ социальной газификации, строительства и реконструкции (модернизации) транспортной, социальной и коммунальной инфраструктур с документами градостроительного планирования и зонирования, предусматривающими зоны застройки территорий индивидуальными жилыми домами;

5) принять дополнительные меры по подготовке кадров для дорожно-строительной отрасли.

8. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период осенней сессии 2025 года о ходе реализации рекомендаций, содержащихся в настоящем постановлении.

9. Комитету Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера проинформировать палату в период осенней сессии 2025 года о реализации настоящего постановления.

10. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера.

11. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

Председатель Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации                              В.И.Матвиенко

 

Москва

27 ноября 2024 года

№ 530-СФ

 

Ссылки

 

TOC