Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21.11.2024 № 7323-8 ГД "Об информации Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш.Хуснуллина, Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации И.Э.Файзуллина и временно исполняющего обязанности Министра энергетики Российской Федерации Е.П.Грабчака о состоянии коммунальной инфраструктуры и повышении качества оказываемых жилищно-коммунальных услуг"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Об информации Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш.Хуснуллина, Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации И.Э.Файзуллина и временно исполняющего обязанности Министра энергетики Российской Федерации Е.П.Грабчака о состоянии коммунальной инфраструктуры и повышении качества оказываемых жилищно-коммунальных услуг
Заслушав и обсудив в рамках "правительственного часа" 23 октября 2024 года информацию Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш.Хуснуллина, Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации И.Э.Файзуллина и временно исполняющего обязанности Министра энергетики Российской Федерации Е.П.Грабчака о состоянии коммунальной инфраструктуры и повышении качества оказываемых жилищно-коммунальных услуг, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять к сведению информацию Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш.Хуснуллина, Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации И.Э.Файзуллина и временно исполняющего обязанности Министра энергетики Российской Федерации Е.П.Грабчака по вопросам состояния коммунальной инфраструктуры и повышения качества оказываемых жилищно-коммунальных услуг.
2. Принять к сведению выступления аудитора Счетной палаты Российской Федерации Н.А.Труновой, председателя Комитета Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству С.А.Пахомова, председателя Комитета Государственной Думы по энергетике Н.Г.Шульгинова, председателя Комитета Государственной Думы по контролю О.В.Морозова.
3. Отметить:
высокую степень износа коммунальной инфраструктуры практически во всех субъектах Российской Федерации;
отсутствие комплексной государственной программы модернизации коммунальной инфраструктуры;
неэффективность методов тарифного регулирования для своевременного обновления коммунальной инфраструктуры;
низкий объем инвестиций в модернизацию коммунальной инфраструктуры;
недостаточно активный переход муниципальных образований в ценовые зоны теплоснабжения, целевые показатели которого определены в Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года;
недостаточные темпы замены лифтового оборудования в многоквартирных домах, находящегося в эксплуатации двадцать пять и более лет.
4. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
1) разработать и утвердить комплексную программу модернизации коммунальной инфраструктуры, предусматривающую в том числе мероприятия по модернизации и развитию тепловых сетей, принадлежащих субъектам электроэнергетики;
2) обеспечить интеграцию мастер-планов развития городов в законодательство Российской Федерации о градостроительной деятельности;
3) обеспечить внесение в Государственную Думу законопроектов, направленных:
на совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере жилищно-коммунального хозяйства в целях формирования эффективных правовых механизмов, способствующих повышению качества предоставляемых гражданам жилищно-коммунальных услуг;
на повышение ответственности за ненадлежащее обеспечение подготовки к отопительному периоду и отсутствие утвержденных (актуализированных) схем водоотведения, водо- и теплоснабжения муниципальных образований;
4) оценить причины низкого темпа внедрения модели "альтернативной котельной" в субъектах Российской Федерации и проинформировать Государственную Думу о результатах такой оценки;
5) проработать вопрос внесения изменений в законодательство о теплоснабжении, касающихся:
целесообразности корректировки критериев отнесения муниципальных образований к ценовым зонам теплоснабжения, в том числе разработки дополнительных критериев, которые будут способствовать активному переходу муниципальных образований в ценовые зоны теплоснабжения;
определения порядка взаимодействия единых теплоснабжающих организаций, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, собственников объектов теплоснабжения, не соответствующих критериям отнесения к теплосетевым организациям;
6) проработать вопрос исключения из сферы действия Федерального закона от 31 июля 2020 года № 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" отношений, связанных с установлением и оценкой применения обязательных требований в сфере жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения надежности и безопасности функционирования объектов электроэнергетики и теплоснабжения;
7) совместно с исполнительными органами субъектов Российской Федерации провести анализ установленных нормативов потребления коммунальных услуг и подготовить предложения о необходимости их пересмотра исходя из принципа их соответствия фактическому потреблению по разным категориям многоквартирных домов (в том числе с учетом природно-климатических и иных условий, влияющих на объем потребления услуг, данных о фактическом потреблении коммунальных услуг в многоквартирных домах, оборудованных общедомовыми приборами учета);
8) проанализировать эффективность имеющихся инструментов привлечения инвестиций в модернизацию коммунальной инфраструктуры и проработать дополнительные меры по их привлечению, в том числе путем установления долгосрочных тарифов на коммунальные ресурсы, а также при необходимости подготовить изменения в законодательство, в том числе в части усиления контроля за осуществлением инвестиционных расходов;
9) провести мониторинг действующих мер государственной поддержки, направленных на создание, модернизацию и реконструкцию коммунальной инфраструктуры в рамках реализации инвестиционных проектов, в том числе осуществляемых с учетом механизмов регулирования преференциальных режимов осуществления предпринимательской деятельности (особые экономические зоны, территории опережающего развития, индустриальные парки);
10) рассмотреть возможность внесения изменений в законодательство Российской Федерации о концессионных соглашениях, предусматривающих возможность формирования и ведения реестра недобросовестных концессионеров в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также возможность формирования единого реестра заключенных концессионных соглашений в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
11) проработать и представить в Государственную Думу предложения о законодательном регулировании процедуры "технологического управления" объектами коммунальной инфраструктуры при возникновении чрезвычайных ситуаций и механизма "подхвата" аварийных объектов теплоснабжения едиными теплоснабжающими организациями по модели системообразующих территориальных сетевых организаций в электроэнергетике;
12) продолжить дальнейшую разработку, реализацию и финансирование программ повышения надежности объектов электросетевого комплекса в субъектах Российской Федерации, а также обеспечить разработку и финансирование программ повышения надежности объектов теплоснабжения в субъектах Российской Федерации с высокими показателями физического износа источников тепловой энергии и тепловых сетей;
13) представить в Государственную Думу предложения о наделении региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами полномочиями по созданию и содержанию контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов, а также предложения о пересмотре видов отходов, которые относятся к твердым коммунальным отходам и вывоз которых относится к полномочиям регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами;
14) рассмотреть возможность предоставления исполнительным органам субъектов Российской Федерации права принимать решение об изменении предельного уровня оплаты коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению для населения в случае строительства (реконструкции) объектов коммунальной инфраструктуры, определив при этом порядок принятия и согласования такого решения;
15) обеспечить проведение инвентаризации коммунальной инфраструктуры с обязательным аккумулированием сведений:
о степени износа коммунальной инфраструктуры;
о протяженности сетей коммунальной инфраструктуры с износом до 50 процентов и более 50 процентов;
о правообладателях систем и сетей коммунальной инфраструктуры (по каждому из видов коммунальной инфраструктуры);
о фактах соответствия (несоответствия) фактического местоположения объектов и сетей коммунальной инфраструктуры данным, содержащимся в схемах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения;
16) рассмотреть возможность внесения в законодательство Российской Федерации положений, устанавливающих обязанность монтажа, замены, технического обслуживания и ремонта лифтового оборудования и устройств безопасности лифтов в многоквартирных домах исключительно профессиональными организациями;
17) обеспечить реализацию плана рекомендаций, направленных на решение ключевых проблемных вопросов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденного заместителем Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации А.В.Гордеевым 3 октября 2024 года;
18) проработать вопрос и представить предложения об обязательности применения правил проектирования тепловых сетей и котельных установок с 1 декабря 2024 года;
19) проработать вопрос приоритетного обеспечения теплоснабжения от источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, жилых объектов и объектов социальной инфраструктуры в муниципальных образованиях, в которых расположены тепловые электрические станции;
20) обеспечить принятие без проведения процедуры оценки регулирующего воздействия правовых актов:
предусматривающих проведение в период 2028 - 2030 годов дополнительного отбора проектов модернизации тепловых электрических станций с применением газотурбинных установок отечественного производства, обеспечивающего приоритетный отбор проектов модернизации источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки тепловой и электрической энергии;
необходимых для реализации Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (в редакции Федерального закона от 8 августа 2024 года № 311-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), включая новые правила технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок;
21) рассмотреть вопрос о целесообразности закрепления в составе платы за технологическое присоединение к сетям коммунальной инфраструктуры, за исключением электрических сетей, инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры в данной сфере, в виде доли от средней стоимости строительства таких сетей, сложившейся в субъекте Российской Федерации;
22) разработать и утвердить план мероприятий ("дорожную карту") по подготовке нормативных правовых актов, направленных на решение ключевых проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства и повышение качества жилищно-коммунальных услуг;
23) доработать комплексную государственную программу Российской Федерации "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности" в части формирования мероприятий, направленных на повышение энергоэффективности отраслей экономики, стимулирование когенерации, перевод котельных на экономичные виды топлива, снижение потерь электрической и тепловой энергии, воды, применение экологичных и высокоэнергоэффективных строительных материалов в сферах строительства и жилищно-коммунального хозяйства, стимулирование собственников помещений в многоквартирных домах к проведению мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирных домов, популяризацию энергосбережения и определения источников их финансирования;
24) представить предложения о повышении ответственности за бездоговорное потребление коммунальных ресурсов (услуг) и совершенствовании порядка компенсации расходов ресурсоснабжающих организаций в связи с самовольным подключением к сетям инженерно-технического обеспечения и безучетным потреблением коммунальных ресурсов;
25) проанализировать региональные полномочия и полномочия органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства в целях обеспечения согласованности принимаемых решений и распределения ответственности за обеспечение качества предоставляемых коммунальных услуг, а также увеличения инвестиционного потенциала отрасли;
26) представить предложения о совершенствовании управления многоквартирными домами, в том числе в части установления единых стандартов управления многоквартирными домами и дифференцированного минимального размера платы за содержание жилого помещения, уточнения лицензионных требований к деятельности по управлению многоквартирными домами и усиления государственного регулирования в данной сфере;
27) представить предложения о совершенствовании регулирования проведения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, в том числе в части приоритетного проведения работ, способствующих продлению срока эксплуатации основных конструктивных элементов, установления дифференцированного размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
5. Рекомендовать высшим исполнительным органам субъектов Российской Федерации;
1) при формировании бюджетов субъектов Российской Федерации с высоким уровнем износа объектов коммунальной инфраструктуры на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов рассмотреть возможность приоритетного направления средств на мероприятия по модернизации коммунальной инфраструктуры:
2) принять меры, направленные:
на усиление контроля за выполнением инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоотведения, водо- и теплоснабжения, в том числе за достижением плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов водоотведения, водо- и теплоснабжения в результате реализации таких программ;
на недопущение роста задолженности в сфере жилищно-коммунального хозяйства и ее ликвидацию;
на повышение эффективности мер социальной поддержки граждан в части оплаты жилого помещения и коммунальных услуг с учетом критериев адресности и нуждаемости;
3) обеспечить проведение на постоянной основе мониторинга разработки, утверждения (актуализации) схем теплоснабжения муниципальных образований с численностью населения менее чем 500 тысяч человек (за исключением отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения), схем водоснабжения и водоотведения;
4) проработать вопрос установления дифференцированного размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме исходя из типов многоквартирных домов и их технической оснащенности.
6. Правительству Российской Федерации до 1 февраля 2025 года направить в Государственную Думу информацию о результатах реализации рекомендаций и предложений, предусмотренных пунктом 4 настоящего Постановления.
7. Комитету Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Комитету Государственной Думы по энергетике и Комитету Государственной Думы по контролю в период весенней сессии Государственной Думы 2025 года рассмотреть на совместном заседании предварительные итоги реализации рекомендаций и предложений, содержащихся в настоящем Постановлении.
8. Комитету Государственной Думы по контролю инициировать проведение в субъектах Российской Федерации мониторинга хода исполнения концессионных соглашений в сфере жилищно-коммунального хозяйства, разработать совместно со Счетной палатой Российской Федерации и направить депутатам Государственной Думы опросный лист для проведения мониторинга, в том числе по каждому муниципальному образованию соответствующего субъекта Российской Федерации.
9. Депутатам Государственной Думы обеспечить мониторинг хода исполнения концессионных соглашений в сфере жилищно-коммунального хозяйства в своих избирательных округах и направить информацию для обобщения в Комитет Государственной Думы по контролю.
10. Направить настоящее Постановление Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, в Правительство Российской Федерации, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство энергетики Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, законодательные и высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации.
11. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации В.В.Володин
Москва
21 ноября 2024 года
№ 7323-8 ГД
Ссылки