ГОСТ Р 70893-2023. Национальный стандарт Российской Федерации. Тренажерные устройства имитации полета. Тренажерные устройства имитации полета вертолета. Методы оценки соответствия
5 Оценка имитации характеристик динамики полета
5.1 Изменение угловой скорости разворота в зависимости от перемещения педалей или угла поворота носового колеса
5.1.1 Цель: Оценка параметров движения тренажера вертолета во время руления по земле для проверки реакции тренажера на управляющие воздействия в обоих направлениях.
5.1.2 Условия полета: На земле.
5.1.3 Выполнение: Убеждение, что на пути движения отсутствуют какие-либо препятствия.
Необходимо убедиться в отсутствии выраженного неестественного момента перехода от неподвижного состояния к началу движения, далее ввести коррекцию в крайнее правое положение, установить частоту вращения НВ согласно РЛЭ, увеличить общий шаг. Отклонением педалей путевого управления нужно последовательно выполнить развороты вертолета при различных углах поворота носового колеса. Угол поворота должен увеличиваться медленно, затем удерживаться постоянным в каждом положении до достижения постоянной угловой скорости разворота. Не следует использовать колесные тормоза.
Необходимо убедиться, что указатель поворота правильно реагирует на повороты вертолета (при правом повороте стрелка отклоняется вправо, при левом - влево), а указатели курса индицируют разворот.
Допуски, установленные на контролируемые параметры, приведены в таблице 5.
5.1.4 Минимальный перечень регистрируемых параметров:
- путевая скорость;
- угловая скорость разворота;
- курсовой угол;
- угол поворота носовой стойки;
- другие углы разворота шасси (если применимо);
- общий шаг НВ;
- продольное отклонение РЦШ;
- положение педалей путевого управления;
- поперечное отклонение РЦШ;
- скорость и направление ветра.
Таблица 5
Допуски при изменении угловой скорости разворота
Типы АТр | Параметр | Величина допуска |
III - V и уровень S | Угловая скорость разворота | +/- 10% или +/- 2 град/с |
I - II и уровни R и G | Оценки не проводят |
5.2 Руление
5.2.1 Цель: Оценка параметров движения тренажера вертолета во время руления по земле для характерных значений путевой скорости, барометрической высоты и в соответствии с направлением движения.
5.2.2 Условия полета: На земле.
5.2.3 Выполнение: Убеждение, что на пути руления отсутствуют какие-либо препятствия.
Необходимо убедиться в отсутствии выраженного неестественного момента перехода от неподвижного состояния к началу движения, далее ввести коррекцию в крайнее правое положение, установить частоту вращения НВ согласно РЛЭ, увеличить общий шаг. Плавно отклоняя рычаг управления от себя, следует перейти к поступательному движению. Регулировать скорость руления после страгивания с места нужно рычагом управления, рычагом общего шага и тормозами колес.
Необходимо убедиться, что указатель поворота правильно реагирует на повороты вертолета (при правом повороте стрелка отклоняется вправо, при левом - влево), а указатели курса индицируют разворот. Скорость руления зависит от состояния грунта, направления ветра и препятствий, соответствующее предельное значение указано в РЛЭ.
Чтобы остановить вертолет в процессе руления, необходимо уменьшить мощность двигателей до минимальной, плавно взять рычаг управления на себя до положения, близкого к нейтральному, и использовать тормоза.
Допуски, установленные на контролируемые параметры, приведены в таблице 6.
5.2.4 Минимальный перечень регистрируемых параметров:
- путевая скорость;
- барометрическая высота;
- курсовой угол;
- общий шаг НВ;
- крутящий момент;
- положение педалей путевого управления;
- продольное отклонение РЦШ;
- скорость и направление ветра;
- поперечное отклонение РЦШ;
- путевая скорость;
- барометрическая высота.
Таблица 6
Допуски при рулении
Типы АТр | Параметр | Величина допуска |
III - V и уровень S | Крутящий момент | +/- 3% |
Продольное отклонение РЦШ | +/- 5% | |
Поперечное отклонение РЦШ | +/- 5% | |
Положение педалей путевого управления | +/- 5% | |
Общий шаг НВ | +/- 5% | |
I - II и уровни R и G | Оценки не проводят |
5.3 Взлет со всеми работающими двигателями
5.3.1 Цель: Оценка параметров движения тренажера вертолета при выполнении взлета с разгоном в зоне влияния земной поверхности со всеми работающими двигателями.
5.3.2 Условия полета: Висение.
5.3.3 Выполнение: Вертикальный отрыв от земли и зависание на высоте 1 м (с уточнением в РЛЭ имитируемого вертолета). Отклонением рычага управления от себя создание угла тангажа на пикирование 5 - 6 градусов и перевод вертолета в разгон скорости. Одновременно с этим плавное увеличение общего шага НВ. Выдерживание угла тангажа до достижения скорости и высоты минимум 60 м над уровнем земли.
Допуски, установленные на контролируемые параметры, приведены в таблице 7.
5.3.4 Минимальный перечень регистрируемых параметров:
- путевая скорость;
- барометрическая высота;
- курсовой угол;
- общий шаг НВ;
- крутящий момент;
- положение педалей путевого управления;
- продольное отклонение РЦШ;
- скорость и направление ветра;
- поперечное отклонение РЦШ;
- путевая скорость;
- барометрическая высота.
Таблица 7
Допуски при взлете со всеми работающими двигателями
Типы АТр | Параметр | Величина допуска |
III - V и уровень S | Воздушная скорость | +/- 5,6 км/ч (+/- 3 уз) |
Высота | +/- 6,1 м | |
Крутящий момент | +/- 3% | |
Частота вращения НВ | +/- 1,5% | |
Угол тангажа | +/- 1,5° | |
Угол крена | +/- 2° | |
II - V и уровень S | Курсовой угол | +/- 2° |
Продольное отклонение РЦШ | +/- 10% | |
Поперечное отклонение РЦШ | +/- 10% | |
Положение педалей путевого управления | +/- 10% | |
Общий шаг НВ | +/- 10% | |
I - II и уровень R | Воздушная скорость | +/- 5,6 км/ч (+/- 3 уз) |
Высота | +/- 6,1 м | |
Крутящий момент | +/- 3% | |
Частота вращения НВ | +/- 1,5% | |
Угол тангажа | +/- 2,5° | |
Угол крена | +/- 2° | |
Курсовой угол | +/- 2° | |
Уровень G | Оценки не проводят |
5.4 Продолженный взлет при отказе одного двигателя
5.4.1 Цель: Оценка параметров движения тренажера вертолета при выполнении взлета при отказе одного двигателя.
5.4.2 Условия полета: Висение.
5.4.3 Выполнение: Для выполнения продолженного взлета при отказе одного двигателя после критической точки необходимо уменьшить общий шаг для сохранения оборотов НВ и одновременно начать разгон путем энергичного отклонения рычага управления от себя. При достижении угла тангажа 15 - 20° и скорости 45 - 50 км/ч следует уменьшить угол тангажа на 5 - 10°. Соответствующие значения нужно уточнить в РЛЭ имитируемого вертолета. На скорости 60 - 65 км/ч следует перевести вертолет в набор высоты с вертикальной скоростью 0,5 м/с и разогнать до значения наивыгоднейшей скорости, далее набрать высоту и продолжить полет с одним работающим двигателем.
Допуски, установленные на контролируемые параметры, приведены в таблице 8.
5.4.4 Минимальный перечень регистрируемых параметров:
- воздушная скорость;
- барометрическая высота;
- скороподъемность;
- угол тангажа;
- угол крена;
- курсовой угол;
- крутящий момент;
- частота вращения НВ;
- общий шаг НВ;
- продольное отклонение РЦШ;
- положение педалей путевого управления;
- поперечное отклонение РЦШ;
- скорость и направление ветра.
Таблица 8
Допуски при продолженном взлете при отказе одного двигателя
Типы АТр | Параметр | Величина допуска |
III - V и уровень S | Воздушная скорость | +/- 5,6 км/ч (+/- 3 уз) |
Высота | +/- 6,1 м | |
Крутящий момент | +/- 3% | |
Частота вращения НВ | +/- 1,5% | |
Угол тангажа | +/- 1,5° | |
Угол крена | +/- 2° | |
Курсовой угол | +/- 2° | |
Продольное отклонение РЦШ | +/- 10% | |
Поперечное отклонение РЦШ | +/- 10% | |
Положение педалей путевого управления | +/- 10% | |
Общий шаг НВ | +/- 10% | |
I - II и уровень R | Воздушная скорость | +/- 5,6 км/ч (+/- 3 уз) |
Высота | +/- 6,1 м | |
Крутящий момент | +/- 3% | |
Частота вращения НВ | +/- 1,5% | |
Угол тангажа | +/- 2,5° | |
Угол крена | +/- 2° | |
Курсовой угол | +/- 2° | |
Уровень G | Оценки не проводят |
Примечание - Данное испытание соответствует открытой зоне категории A: выполнение взлета при отказе одного двигателя после точки принятия решения о взлете.
5.5 Прерванный взлет при отказе одного двигателя
5.5.1 Цель: Оценка параметров движения тренажера вертолета при выполнении прерванного взлета.
5.5.2 Условия полета: Висение.
5.5.3 Выполнение: В случае отказа одного двигателя на взлете до достижения критической точки необходимо выполнить посадку. Для этого нужно энергично уменьшить общий шаг до 6 - 7°. После начала снижения плавным увеличением шага следует поддерживать частоту вращения НВ. На высоте нужно выполнить "подрыв" (резко увеличить) общего шага, затем выполнить посадку. Значения соответствующих параметров необходимо уточнить в РЛЭ имитируемого вертолета.
Допуски, установленные на контролируемые параметры, приведены в таблице 9.
5.5.4 Минимальный перечень регистрируемых параметров:
- воздушная скорость;
- барометрическая высота;
- взлетная дистанция;
- угол тангажа;
- угол крена;
- курсовой угол;
- крутящий момент;
- частота вращения НВ;
- общий шаг НВ;
- продольное отклонение РЦШ;
- положение педалей путевого управления;
- поперечное отклонение РЦШ;
- скорость и направление ветра.
Таблица 9
Допуски при прерванном взлете при отказе одного двигателя
Типы АТр | Параметр | Величина допуска |
III - V и уровень S | Воздушная скорость | +/- 5,6 км/ч (+/- 3 уз) |
Высота | +/- 6,1 м | |
Крутящий момент | +/- 3% | |
Частота вращения НВ | +/- 1,5% | |
Угол тангажа | +/- 1,5° | |
Угол крена | +/- 2° | |
Курсовой угол | +/- 2° | |
Продольное отклонение РЦШ | +/- 10% | |
Поперечное отклонение РЦШ | +/- 10% | |
Положение педалей путевого управления | +/- 10% | |
Общий шаг НВ | +/- 10% | |
Взлетная дистанция | +/- 7,5% или +/- 30 м | |
I - II и уровень R | Воздушная скорость | +/- 5,6 км/ч (+/- 3 уз) |
Высота | +/- 6,1 м | |
Крутящий момент | +/- 3% | |
Частота вращения НВ | +/- 1,5% | |
Угол тангажа | +/- 2,5° | |
Угол крена | +/- 2° | |
Курсовой угол | +/- 2° | |
Взлетная дистанция | +/- 7,5% или +/- 30 м | |
Уровень G | Оценки не проводят |
Примечание - Данное испытание соответствует открытой зоне категории A: выполнение взлета при отказе одного двигателя после точки принятия решения о взлете.
5.6 Отрыв от земли и переход в режим висения
5.6.1 Цель: Оценка параметров движения тренажера вертолета при выполнении взлета, начиная с работы на земле с рычагом общего шага на нижнем упоре до установившегося висения в зоне влияния земной поверхности.
5.6.2 Условия полета: На земле, с включенной или выключенной системой обеспечения устойчивости.
5.6.3 Выполнение: Необходимо установить частоту вращения НВ, плавным движением рычага "шаг-газ" выполнить отрыв вертолета от земли и набрать заданную высоту висения. Следует удерживать вертолет от разворотов и кренов, не допуская падения частоты вращения НВ. Значения соответствующих параметров необходимо уточнить в РЛЭ имитируемого вертолета.
Допуски, установленные на контролируемые параметры, приведены в таблице 10.
5.6.4 Минимальный перечень регистрируемых параметров:
- воздушная скорость;
- барометрическая высота;
- взлетная дистанция;
- угол тангажа;
- угол крена;
- курсовой угол;
- крутящий момент;
- частота вращения НВ;
- общий шаг НВ;
- продольное отклонение РЦШ;
- положение педалей путевого управления;
- поперечное отклонение РЦШ;
- скорость и направление ветра.
Таблица 10
Допуски при отрыве от земли и переходе в режим висения
Типы АТр | Параметр | Величина допуска |
III - V и уровень S | Крутящий момент | +/- 5% |
Угол тангажа | +/- 2° | |
Угол крена | +/- 2° | |
Курсовой угол | +/- 2° | |
Продольное отклонение РЦШ | +/- 10% | |
Поперечное отклонение РЦШ | +/- 10% | |
Положение педалей путевого управления | +/- 10% | |
Общий шаг НВ | +/- 10% | |
I - II и уровни R и G | Оценки не проводят |
5.7 Режим висения
5.7.1 Цель: Оценка параметров движения тренажера вертолета на режиме висения в/вне зоне(ы) влияния земной поверхности.
5.7.2 Условия полета: В зоне влияния земной поверхности. Вне зоны влияния земной поверхности. С включенной и выключенной системой обеспечения устойчивости.
5.7.3 Выполнение: Для выполнения вертикального взлета и висения необходимо:
- установить рукоятку коррекции в крайнее правое положение;
- развернуть вертолет против ветра;
- плавным движением рычага "шаг-газ" вверх отделить вертолет от земли и набрать заданную высоту висения, удерживая вертолет от разворотов и кренов, не допуская падения частоты вращения НВ ниже установленного в РЛЭ значения. Необходимо помнить, что достижение взлетной мощности двигателями определяется уменьшением частоты вращения НВ на несколько процентов при взятии рычага "шаг-газ" вверх и частотой вращения турбокомпрессоров двигателей, соответствующей взлетному режиму при данной температуре окружающего воздуха.
Если при отрыве от земли вертолет имеет стремление к смещению вперед и влево, это смещение необходимо парировать соответствующими отклонениями рычагов управления, а возникающие при этом небольшие усилия на рычагах управления снять частыми короткими нажатиями на кнопку триммера.
Допуски, установленные на контролируемые параметры, приведены в таблице 11.
5.7.4 Минимальный перечень регистрируемых параметров:
- вертикальная скорость;
- барометрическая высота;
- угол бокового скольжения;
- угол тангажа;
- угол крена;
- курсовой угол;
- крутящий момент;
- частота вращения НВ;
- общий шаг НВ;
- продольное отклонение РЦШ;
- положение педалей путевого управления;
- поперечное отклонение РЦШ;
- скорость и направление ветра.
Таблица 11
Допуски при режиме висения
Типы АТр | Параметр | Величина допуска |
I - V и уровни S и R | Крутящий момент | +/- 3% |
Угол тангажа | +/- 1,5° | |
Угол крена | +/- 1,5° | |
Продольное отклонение РЦШ | +/- 5% | |
Поперечное отклонение РЦШ | +/- 5% | |
Положение педалей путевого управления | +/- 5% | |
Общий шаг НВ | +/- 5% | |
Уровень G | Крутящий момент | +/- 3% |
Общий шаг НВ | +/- 5% |
Испытания проводят для 4 режимов:
10%, 30% и 70% высоты от диаметра НВ при наличии влияния земной поверхности; Более 150% высоты от диаметра НВ вне зоны влияния земной поверхности.
5.8 Вертикальный набор высоты
5.8.1 Цель: Определение балансировочных характеристик тренажера вертолета на режиме вертикального набора высоты с облегченной и максимальной взлетными массами.
5.8.2 Условия полета: Вне зоны влияния земной поверхности, с включенной и выключенной системой обеспечения устойчивости.
5.8.3 Выполнение: Перевод вертолета в режим установившегося вертикального набора высоты на взлетном режиме работы двигателей (значение частоты вращения указано в РЛЭ). Выдерживание режима не менее 20 с.
Допуски, установленные на контролируемые параметры, приведены в таблице 12.
5.8.4 Минимальный перечень регистрируемых параметров:
- Вертикальная скорость;
- Барометрическая высота;
- Угол тангажа;
- Курсовой угол;
- Угол крена;
- Частота вращения НВ;
- Крутящий момент;
- Продольное отклонение РЦШ;
- Общий шаг НВ;
- Поперечное отклонение РЦШ;
- Положение педалей путевого управления;
- Скорость и направление ветра.
Таблица 12
Допуски при вертикальном наборе высоты
Типы АТр | Параметр | Величина допуска |
I - V и уровни S и R | Вертикальная скорость | +/- 0,5 м/с или +/- 10% |
Положение педалей путевого управления | +/- 5% | |
Общий шаг НВ | +/- 5% | |
Уровень G | Оценки не проводят |
Примечание - Испытания проводят для 4 режимов. Могут быть представлены векторы мгновенного состояния.
5.9 Горизонтальный полет. Летно-технические характеристики и балансировочные положения рычагов управления полетом
5.9.1 Цель: Определение балансировочных характеристик тренажера вертолета в горизонтальном прямолинейном полете.
5.9.2 Условия полета: Установившийся крейсерский режим полета, с включенной или выключенной системой обеспечения устойчивости.
5.9.3 Выполнение: Горизонтальный прямолинейный полет при отсутствии бокового скольжения. Выдерживание режима не менее 20 с.
Допуски, установленные на контролируемые параметры, приведены в таблице 13.
5.9.4 Минимальный перечень регистрируемых параметров:
- воздушная скорость;
- барометрическая высота;
- угол тангажа;
- угол крена;
- угол бокового скольжения;
- крутящий момент;
- общий шаг НВ;
- продольное отклонение РЦШ;
- положение педалей путевого управления;
- поперечное отклонение РЦШ;
- скорость и направление ветра;
Таблица 13
Допуски при горизонтальном полете
Типы АТр | Параметр | Величина допуска |
I - V и уровни S, R, G | Крутящий момент | +/- 3% |
Угол тангажа | +/- 1,5° | |
Угол бокового скольжения | +/- 2° | |
Продольное отклонение РЦШ | +/- 5% | |
Поперечное отклонение РЦШ | +/- 5% | |
Положение педалей путевого управления | +/- 5% | |
Общий шаг НВ | +/- 5% |
Примечание - Испытания проводят для двух комбинаций полетной массы и центровки. Для каждой комбинации необходимо несколько значений скоростей от выгоднейшей до максимально допустимой скорости в диапазоне режимов полета. Могут быть представлены векторы мгновенного состояния.
5.10 Набор высоты. Летно-технические характеристики и балансировочные положения рычагов управления полетом
5.10.1 Цель: Определение балансировочных характеристик тренажера вертолета в режиме набора высоты на выгоднейшей скорости со всеми работающими двигателями и с одним неработающим двигателем.
5.10.2 Условия полета: Все двигатели работают. Один двигатель не работает. Система обеспечения устойчивости включена или выключена. Система обеспечения устойчивости включена и выключена.
5.10.3 Выполнение: Перевод вертолета в режим установившегося набора высоты без скольжения. Выдержка режима в течение 20 с. Допуски, установленные на контролируемые параметры, приведены в таблице 14.
5.10.4 Минимальный перечень регистрируемых параметров:
- воздушная скорость;
- вертикальная скорость;
- угол тангажа;
- барометрическая высота;
- угол бокового скольжения;
- угол крена;
- общий шаг НВ;
- частота вращения НВ;
- положение педалей путевого управления;
- продольное отклонение РЦШ;
- поперечное отклонение РЦШ;
- скорость и направление ветра.
Таблица 14
Допуски при наборе высоты
Типы АТр | Параметр | Величина допуска |
I - V и уровни S, R, G | Вертикальная скорость | +/- 0,5 м/с или +/- 10% |
Воздушная скорость | +/- 5,6 км/ч (+/- 3 уз) | |
Угол тангажа | +/- 1,5° | |
Угол бокового скольжения | +/- 2° | |
Продольное отклонение РЦШ | +/- 5% | |
Поперечное отклонение РЦШ | +/- 5% | |
Положение педалей путевого управления | +/- 5% | |
Общий шаг НВ | +/- 5% |
Примечание - Испытания проводят для двух комбинаций полетной массы и центровки. Могут быть представлены векторы мгновенного состояния.
5.11 Снижение. Летно-технические характеристики и балансировочные положения рычагов управления
5.11.1 Цель: Определение характеристик тренажера вертолета в режиме снижения. Во время испытания необходимо продемонстрировать значительную скорость при нормальной скорости захода на посадку.
5.11.2 Условия полета: Снижение с работающим двигателем, с включенной или выключенной системой обеспечения устойчивости.
5.11.3 Выполнение: Для выполнения снижения с работающими двигателями необходимо:
- установить заданную скорость снижения;
- установить общий шаг НВ соответственно заданной вертикальной скорости снижения.
Рекомендуемая скорость снижения на высотах менее 2 000 м составляет 120 - 180 км/ч по прибору, вертикальная скорость снижения 3 - 5 м/с.
При уменьшении общего шага с одновременным гашением поступательной скорости следует обращать особое внимание на выдерживание частоты вращения НВ в рабочем диапазоне.
Если скорость снижения самопроизвольно увеличивается, необходимо уменьшить ее плавным увеличением общего шага НВ. Если при этом запас мощности окажется недостаточным, необходимо перейти на полет с поступательной скоростью.
Вертикальное снижение с высоты 10 м до земли выполняют постепенным уменьшением вертикальной скорости снижения с таким расчетом, чтобы к моменту приземления она была не более 0,1 м/с. Допуски, установленные на контролируемые параметры, приведены в таблице 15. Значения соответствующих параметров необходимо уточнить в РЛЭ имитируемого вертолета.
5.11.4 Минимальный перечень регистрируемых параметров:
- воздушная скорость;
- барометрическая высота;
- угол тангажа;
- угол крена;
- угол бокового скольжения;
- крутящий момент;
- общий шаг НВ;
- частота вращения НВ;
- положение педалей путевого управления;
- продольное отклонение РЦШ;
- поперечное отклонение РЦШ;
- скорость и направление ветра.
Таблица 15
Допуски при снижении
Типы АТр | Параметр | Величина допуска |
I - V и уровни S, R, G | Крутящий момент | +/- 3% |
Воздушная скорость | +/- 5,6 км/ч (+/- 3 уз) | |
Угол тангажа | +/- 1,5° | |
Угол бокового скольжения | +/- 2° | |
Продольное отклонение РЦШ | +/- 5% | |
Поперечное отклонение РЦШ | +/- 5% | |
Положение педалей путевого управления | +/- 5% | |
Общий шаг НВ | +/- 5% |
Примечание - Могут быть представлены векторы мгновенного состояния. Испытание проводят для двух комбинаций полетной массы и центровки.
5.12 Летно-технические характеристики авторотации и балансировочные положения рычагов управления полетом
5.12.1 Цель: Определение характеристик тренажера вертолета на авторотации (в режиме самовращения несущего винта (РСНВ)).
5.12.2 Условия полета: Установившееся снижение, с включенной или выключенной системой обеспечения устойчивости, с включенной и выключенной системой обеспечения устойчивости.
5.12.3 Выполнение: При переходе на РСНВ необходимо:
- установить необходимую скорость горизонтального полета;
- уменьшить общий шаг НВ до минимального значения;
- после перехода на режим самовращения частоту вращения НВ сохранять в заданных пределах изменением положения рычага "шаг-газ". Рекомендуемая частота вращения НВ указана в РЛЭ;
- парировать соответствующими отклонениями рычагов управления стремление вертолета развернуться вправо и опустить носовую часть.
Допуски, установленные на контролируемые параметры, приведены в таблице 16.
5.12.4 Минимальный перечень регистрируемых параметров:
- вертикальная скорость;
- барометрическая высота;
- угол тангажа;
- угол крена;
- угол бокового скольжения;
- крутящий момент;
- общий шаг НВ;
- частота вращения НВ;
- положение педалей путевого управления;
- продольное отклонение РЦШ;
- поперечное отклонение РЦШ;
- скорость и направление ветра.
Таблица 16
Допуски на авторотацию и балансировочные положения
рычагов управления полетом
Типы АТр | Параметр | Величина допуска |
I - V и уровни S, R, G | Вертикальная скорость | +/- 0,5 м/с или +/- 10% |
Частота вращения НВ | +/- 1,5% | |
Угол тангажа | +/- 1,5° | |
Угол бокового скольжения | +/- 2° | |
Продольное отклонение РЦШ | +/- 5% | |
Поперечное отклонение РЦШ | +/- 5% | |
Положение педалей путевого управления | +/- 5% | |
Общий шаг НВ | +/- 5% |
Примечание - Могут быть представлены векторы мгновенного состояния.
Испытание проводят для двух комбинаций полетной массы и центровки.
Допуск на частоту вращения НВ используется только в том случае, если рычаг общего шага полностью опущен (находится на нижнем упоре).
Скорость варьируется от минимального значения вертикальной скорости снижения до, как минимум, скорости наибольшей дальности или до максимально разрешенной скорости полета с неработающим двигателем.
5.13 Вход в режим авторотации (РСНВ)
5.13.1 Цель: Оценка параметров движения тренажера вертолета при быстром уменьшении мощности двигателя вплоть до полетного малого газа.
5.13.2 Условия полета: Крейсерский режим полета и набор высоты, с включенной и выключенной системой обеспечения устойчивости.
5.13.3 Выполнение: Перевод вертолета в установившийся набор высоты с вертикальной скоростью, выдерживание режима в течение 10 с; перевод вертолета в режим авторотации (РСНВ), выдерживая при этом курс. Выполнение установившегося снижения в режиме авторотации в течение не менее 5 с. Допуски, установленные на контролируемые параметры, приведены таблице 17. Значения соответствующих параметров полета необходимо уточнить в РЛЭ имитируемого вертолета.
5.13.4 Минимальный перечень регистрируемых параметров:
- воздушная скорость;
- вертикальная скорость;
- угол тангажа;
- барометрическая высота;
- угол бокового скольжения;
- угол крена;
- курсовой угол;
- крутящий момент;
- общий шаг НВ;
- частота вращения НВ;
- положение педалей путевого управления;
- продольное отклонение РЦШ;
- поперечное отклонение РЦШ;
- скорость и направление ветра.
Таблица 17
Допуски при входе в режим авторотации
Типы АТр | Параметр | Величина допуска |
III - V и уровень S | Воздушная скорость | +/- 9,3 км/ч (+/- 5 уз) |
Высота | +/- 6,1 м | |
Крутящий момент | +/- 3% | |
Частота вращения НВ | +/- 3% | |
Угол тангажа | +/- 2° | |
Угол крена | +/- 3° | |
Курсовой угол | +/- 5° | |
Продольное отклонение РЦШ | +/- 10% | |
Поперечное отклонение РЦШ | +/- 10% | |
Положение педалей путевого управления | +/- 10% | |
Общий шаг НВ | +/- 10% | |
I - II и уровень R | Воздушная скорость | +/- 9,3 км/ч (+/- 5 уз) |
Высота | +/- 6,1 м | |
Крутящий момент | +/- 3% | |
Частота вращения НВ | +/- 3% | |
Угол тангажа | +/- 2° | |
Угол крена | +/- 3° | |
Курсовой угол | +/- 5° | |
Уровень G | Оценки не проводят |
Необходимо фиксировать изменения параметров по времени от момента резкого уменьшения мощности двигателей до малого газа и вплоть до достижения установившихся значений скорости снижения на РСНВ и частоты вращения НВ.
Для режима горизонтального полета должны быть получены данные по всему диапазону допустимых скоростей полета, а для режима набора высоты - для скорости максимальной скороподъемности при максимальной мощности двигателей или вблизи этого значения.
5.14 Посадка со всеми работающими двигателями
5.14.1 Цель: Оценка параметров движения тренажера вертолета при выполнении схемы захода на посадку и посадки до режима висения в зоне влияния земной поверхности.
5.14.2 Условия полета: Заход на посадку до режима висения, с включенной и выключенной системой обеспечения устойчивости.
5.14.3 Выполнение: Уменьшение вертикальной и поступательной скоростей полета на высоте 40 - 50 м относительно места приземления. Плавное увеличение общего шага, не допуская падения частоты вращения H, чтобы на скорости менее 40 км/ч по прибору вертикальная скорость снижения составляла не более 1,5 - 2 м/с. С высоты 10 м плавным перемещением органов управления окончательное погашение поступательной и вертикальной скорости вертолета с расчетом, чтобы провести зависание в зоне влияния воздушной подушки. Допуски, установленные на контролируемые параметры, приведены в таблице 18. Значения соответствующих параметров полета необходимо уточнить в РЛЭ имитируемого вертолета.
5.14.4 Минимальный перечень регистрируемых параметров:
- воздушная скорость;
- вертикальная скорость;
- угол тангажа;
- барометрическая высота;
- угол бокового скольжения;
- угол крена;
- курсовой угол;
- крутящий момент;
- общий шаг НВ;
- частота вращения НВ;
- положение педалей путевого управления;
- продольное отклонение РЦШ;
- поперечное отклонение РЦШ;
- скорость и направление ветра.
Таблица 18
Допуски при посадке со всеми работающими двигателями
Типы АТр | Параметр | Величина допуска |
III - V и уровень S | Воздушная скорость | +/- 9,3 км/ч (+/- 5 уз) |
Высота | +/- 6,1 м | |
Крутящий момент | +/- 3% | |
Частота вращения НВ | +/- 3% | |
Угол тангажа | +/- 2° | |
Угол крена | +/- 3° | |
Курсовой угол | +/- 5° | |
Продольное отклонение РЦШ | +/- 10% | |
Поперечное отклонение РЦШ | +/- 10% | |
Положение педалей путевого управления | +/- 10% | |
Общий шаг НВ | +/- 10% | |
I - II и уровень R | Воздушная скорость | +/- 9,3 км/ч (+/- 5 уз) |
Высота | +/- 6,1 м | |
Крутящий момент | +/- 3% | |
Частота вращения НВ | +/- 3% | |
Угол тангажа | +/- 2° | |
Угол крена | +/- 3° | |
Курсовой угол | +/- 5° | |
Уровень G | Оценки не проводят |
5.15 Посадка с одним неработающим двигателем
5.15.1 Цель: Оценка параметров движения тренажера вертолета при выполнении схемы захода на посадку и посадки с одним неработающим двигателем.
5.15.2 Условия полета: Заход на посадку и посадка, с включенной и выключенной системой обеспечения устойчивости.
5.15.3 Выполнение: Снижение на выбранную площадку на скорости 100 - 120 км/ч, развороты - с углом крена не более 15°. Начиная с высоты 100 м - снижение на скорости 80 км/ч (при ветре у земли не более 5 м/с) или 80 - 120 км/ч (при ветре более 5 м/с) и с вертикальной скоростью 2 - 4 м/с.
Уменьшение поступательной и вертикальной скоростей следует начинать с высоты 40 - 50 м с таким расчетом, чтобы на высоте 10 - 15 м мощность двигателя была взлетной, а поступательная скорость относительно земли составляла 15 - 20 км/ч. Необходимо плавно увеличить общий шаг НВ, не допуская падения частоты вращения НВ.
По мере приближения к земле нужно увеличивать шаг более энергично с таким расчетом, чтобы на высоте 0,5 - 1 м он был близок к максимальному. Вертолет при этом приземляется с небольшими вертикальной и поступательной скоростями. На высоте 5 - 10 м от земли до колес шасси рычаг циклического шага следует отдать от себя, чтобы придать вертолету необходимый посадочный угол и избежать касания земли хвостовой опорой.
После приземления вертолета, при поднятом вверх рычаге общего шага, для торможения вертолета на пробеге необходимо слегка взять на себя от нейтрального положения рычаг циклического шага, использовать тормоза колес.
После остановки вертолета необходимо установить рычаг циклического шага в нейтральное положение, вывести коррекцию влево с одновременным плавным сбросом общего шага. Допуски, установленные на контролируемые параметры, приведены в таблице 19. Значения соответствующих параметров необходимо уточнить в РЛЭ имитируемого вертолета.
5.15.4 Минимальный перечень регистрируемых параметров:
- воздушная скорость;
- вертикальная скорость;
- угол тангажа;
- барометрическая высота;
- угол бокового скольжения;
- угол крена;
- курсовой угол;
- крутящий момент;
- общий шаг НВ;
- частота вращения НВ;
- положение педалей путевого управления;
- продольное отклонение РЦШ;
- поперечное отклонение РЦШ;
- скорость и направление ветра.
Таблица 19
Допуски при посадке с одним неработающим двигателем
Типы АТр | Параметр | Величина допуска |
III - V и уровень S | Воздушная скорость | +/- 9,3 км/ч (+/- 5 уз) |
Высота | +/- 6,1 м | |
Крутящий момент | +/- 3% | |
Частота вращения НВ | +/- 3% | |
Угол тангажа | +/- 2° | |
Угол крена | +/- 3° | |
Курсовой угол | +/- 5° | |
Продольное отклонение РЦШ | +/- 10% | |
Поперечное отклонение РЦШ | +/- 10% | |
Положение педалей путевого управления | +/- 10% | |
Общий шаг НВ | +/- 10% | |
I - II и уровень R | Воздушная скорость | +/- 9,3 км/ч (+/- 5 уз) |
Высота | +/- 6,1 м | |
Крутящий момент | +/- 3% | |
Частота вращения НВ | +/- 3% | |
Угол тангажа | +/- 2° | |
Угол крена | +/- 3° | |
Курсовой угол | +/- 5° | |
Уровень G | Оценки не проводят |
Примечание - Испытание прекращают, когда все опоры шасси находятся на земле.
5.16 Прерванная посадка/уход на второй круг
5.16.1 Цель: Оценка параметров движения тренажера вертолета при выполнении схемы захода на посадку и ухода на второй круг.
5.16.2 Условия полета: Заход на посадку, с включенной и выключенной системой обеспечения устойчивости.
5.16.3 Выполнение: Уменьшение вертикальной и поступательной скоростей полета на высоте 40 - 50 м относительно места приземления. Плавное увеличение общего шага, не допуская снижения частоты вращения НВ, чтобы на скорости менее 40 км/ч по прибору вертикальная скорость снижения составляла не более 1,5 - 2 м/с. С высоты 10 м плавным перемещением органов управления окончательное погашение поступательной и вертикальной скорости вертолета с расчетом, чтобы провести зависание в зоне влияния воздушной подушки. Вертикальную скорость снижения необходимо уменьшить по мере приближения к земле с таким расчетом, чтобы к моменту приземления она не превышала значения 0,1 - 0,2 м/с.
Для ухода на второй круг необходимо увеличить общий шаг НВ, отклонением рычага управления от себя разогнать вертолет до необходимой поступательной скорости и перейти в набор высоты. Допуски, установленные на контролируемые параметры, приведены в таблице 20. Значения соответствующих параметров необходимо уточнить в РЛЭ имитируемого вертолета.
5.16.4 Минимальный перечень регистрируемых параметров:
- воздушная скорость;
- вертикальная скорость;
- угол тангажа;
- барометрическая высота;
- угол бокового скольжения;
- угол крена;
- курсовой угол;
- крутящий момент;
- общий шаг НВ;
- частота вращения НВ;
- положение педалей путевого управления;
- продольное отклонение РЦШ;
- поперечное отклонение РЦШ;
- скорость и направление ветра.
Таблица 20
Допуски при прерванной посадке/уходе на второй круг
Типы АТр | Параметр | Величина допуска |
III - V и уровень S | Воздушная скорость | +/- 5,6 км/ч (+/- 3 уз) |
Высота | +/- 6,1 м | |
Крутящий момент | +/- 3% | |
Частота вращения НВ | +/- 1,5% | |
Угол тангажа | +/- 1,5° | |
Угол крена | +/- 2° | |
Курсовой угол | +/- 2° | |
Продольное отклонение РЦШ | +/- 10% | |
Поперечное отклонение РЦШ | +/- 10% | |
Положение педалей путевого управления | +/- 10% | |
Общий шаг НВ | +/- 10% | |
I - II и уровень R | Воздушная скорость | +/- 5,6 км/ч (+/- 3 уз) |
Высота | +/- 6,1 м | |
Крутящий момент | +/- 3% | |
Частота вращения НВ | +/- 1,5% | |
Угол тангажа | +/- 2,5° | |
Угол крена | +/- 2° | |
Курсовой угол | +/- 2° | |
Уровень G | Оценки не проводят |
5.17 Посадка на режиме авторотации (РСНВ)
5.17.1 Цель: Оценка изменения по времени параметров полета тренажера вертолета в процессе захода на посадку и посадки с выключенными двигателями на режиме авторотации (РСНВ).
5.17.2 Условия полета: Заход на посадку и касание.
5.17.3 Выполнение: Горизонтальный полет для расчета захода на посадку. Перевод вертолета на режим авторотации (РСНВ). Выдерживание частоты вращения НВ. Выключение двигателей. С высоты ~ 120 м отклонением рычага управления на себя начало постепенного уменьшения поступательной скорости. С высоты ~ 40 м движением рычага "шаг-газ" увеличение шага НВ, чтобы к моменту касания шасси земли шаг НВ был максимальным, а вертикальная скорость была погашена до 0,1 - 0,2 м/с. На высоте ~ 4 м задание вертолету посадочного угла тангажа. Посадка. Допуски, установленные на контролируемые параметры, приведены в таблице 21. Значения соответствующих параметров необходимо уточнить в РЛЭ имитируемого вертолета.
5.17.4 Минимальный перечень регистрируемых параметров:
- воздушная скорость;
- вертикальная скорость;
- угол тангажа;
- барометрическая высота;
- угол бокового скольжения;
- угол крена;
- курсовой угол;
- крутящий момент;
- общий шаг НВ;
- частота вращения НВ;
- положение педалей путевого управления;
- продольное отклонение РЦШ;
- поперечное отклонение РЦШ;
- скорость и направление ветра.
Таблица 21
Допуски при посадке на режиме авторотации
Типы АТр | Параметр | Величина допуска |
III - V и уровень S | Воздушная скорость | +/- 5,6 км/ч (+/- 3 уз) |
Крутящий момент | +/- 3% | |
Частота вращения НВ | +/- 3% | |
Высота | +/- 6,1 м | |
Угол тангажа | +/- 2° | |
Угол крена | +/- 2° | |
Курсовой угол | +/- 5° | |
Продольное отклонение РЦШ | +/- 10% | |
Поперечное отклонение РЦШ | +/- 10% | |
Положение педалей путевого управления | +/- 10% | |
Общий шаг НВ | +/- 10% | |
I - II и уровни R и G | Оценки не проводят |
5.18 Переход от режима висения к снижению до точки приземления
5.18.1 Цель: Оценка параметров движения тренажера вертолета от висения в зоне влияния земной поверхности до касания, завершающегося полностью опущенным положением рычага управления общего шага.
5.18.2 Условия полета: Висение в зоне влияния земной поверхности, с включенной или выключенной системой обеспечения устойчивости, с включенной и выключенной системой обеспечения устойчивости.
5.18.3 Выполнение: Зависание. Вертикальную скорость снижения необходимо уменьшить по мере приближения к земле с таким расчетом, чтобы к моменту приземления она не превышала значения 0,1 - 0,2 м/с. Перед приземлением не допускать боковые перемещения вертолета. Перед остановкой вертолета у земли необходимо отклонением рычага от себя и вправо парировать стремление вертолета к резкой остановке с поднятием "носа", разворотам и кренению влево. Невыполнение этого требования может привести к движению вертолета назад или грубой посадке. Допуски, установленные на контролируемые параметры, приведены в таблице 22. Значения соответствующих параметров необходимо уточнить в РЛЭ имитируемого вертолета.
5.18.4 Минимальный перечень регистрируемых параметров:
- вертикальная скорость;
- барометрическая высота;
- угол тангажа;
- угол крена;
- угол бокового скольжения;
- крутящий момент;
- курсовой угол;
- частота вращения НВ;
- общий шаг НВ;
- продольное отклонение РЦШ;
- положение педалей путевого управления;
- поперечное отклонение РЦШ;
- скорость и направление ветра.
Таблица 22
Допуски. Переход от режима висения
к снижению до точки приземления
Типы АТр | Параметр | Величина допуска |
III - V и уровень S | Крутящий момент | +/- 5% |
Угол тангажа | +/- 2° | |
Угол крена | +/- 2° | |
Курсовой угол | +/- 3° | |
Продольное отклонение РЦШ | +/- 10% | |
Поперечное отклонение РЦШ | +/- 10% | |
Положение педалей путевого управления | +/- 10% | |
Общий шаг НВ | +/- 10% | |
I - II и уровни R и G | Оценки не проводят |
5.19 Ускорение в режиме горизонтального полета
5.19.1 Цель: Регистрация скоординированного ускорения тренажера вертолета в режиме горизонтального полета, вызванного однократным увеличением мощности в начале выполнения маневра (не непрерывное увеличение).
5.19.2 Условия полета: Крейсерский режим полета, с включенной или выключенной системой обеспечения устойчивости.
5.19.3 Выполнение: В режиме горизонтального полета отклонением рычага управления от себя создание угла тангажа на пикирование 5 - 6 градусов и перевод вертолета в разгон скорости. Допуски, установленные на контролируемые параметры, приведены в таблице 23.
5.19.4 Минимальный перечень регистрируемых параметров:
- воздушная скорость;
- барометрическая высота;
- угол крена;
- угол тангажа;
- курсовой угол;
- крутящий момент;
- общий шаг НВ;
- продольное отклонение РЦШ;
- положение педалей путевого управления;
- поперечное отклонение РЦШ;
- скорость и направление ветра.
Таблица 23
Допуски при ускорении в режиме горизонтального полета
Типы АТр | Параметр | Величина допуска |
III - V и уровень S | Воздушная скорость | +/- 5,6 км/ч (+/- 3 уз) |
Крутящий момент | +/- 3% | |
Угол тангажа | +/- 2° | |
Угол крена | +/- 2° | |
Курсовой угол | +/- 2° | |
Продольное отклонение РЦШ | +/- 10% | |
Поперечное отклонение РЦШ | +/- 10% | |
Положение педалей путевого управления | +/- 10% | |
Общий шаг НВ | +/- 10% | |
I - II и уровень R | Воздушная скорость | +/- 5,6 км/ч (+/- 3 уз) |
Крутящий момент | +/- 3% | |
Угол тангажа | +/- 2° | |
Угол крена | +/- 2° | |
Курсовой угол | +/- 2° | |
Уровень G | Оценки не проводят |
