ГОСТ 33465-2023. Межгосударственный стандарт. Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Протоколы обмена данными устройства/системы вызова экстренных оперативных служб с инфраструктурой системы экстренного реагирования при авариях
7 Сервис экстренного реагирования при аварии протокола уровня поддержки услуг
7.1 Назначение сервиса экстренного реагирования при аварии
Сервис экстренного реагирования предназначен для обеспечения возможности реализации системой функционала по оказанию базовой услуги, предоставляемой системой. В ППУ этот сервис определен как EGTS_ECALL_SERVICE и имеет код 10.
7.2 Минимально необходимый набор функций УСВ для использования услуги EGTS_ECALL_SERVICE
Для использования АС вызова экстренных оперативных служб сервиса EGTS_ECALL_SERVICE в УСВ должен быть реализован следующий набор функций:
- поддержка сервиса обработки команд EGTS_COMMANDS_SERVICE, указанного в 6.7.3;
- поддержка команд EGTS_ECALL_REQ, EGTS_ECALL_MSD_REQ, отправляемых оператором системы через SMS, и передача соответствующих ответов и подтверждений на них;
- передача данных профиля ускорения через СПРС (подзапись EGTS_SR_ACCEL_DATA);
- передача данных траектории движения ТС при ДТП через СПРС (подзапись EGTS_SR_TRACK_DATA);
- обработка команд установки параметров УСВ, отправляемых оператором системы через СПРС и SMS, и передача соответствующих подтверждений на них.
7.3 Состав и описание подзаписей сервиса EGTS_ECALL_SERVICE
Для осуществления взаимодействия в рамках сервиса EGTS_ECALL_SERVICE используется несколько подзаписей, описание и код которых представлены в таблице 44.
Таблица 44
Список подзаписей сервиса EGTS_ECALL_SERVICE
Код | Название | Описание |
0 | EGTS_SR_RECORD_RESPONSE | Подзапись применяется для осуществления подтверждения записи ППУ из пакета типа EGTS_PT_APPDATA |
20 | EGTS_SR_ACCEL_DATA | Подзапись предназначена для передачи на ТП данных профиля ускорения УСВ |
40 | EGTS_SR_RAW_MSD_DATA | Подзапись используется УСВ для передачи МНД на ТП в исходном виде |
62 | EGTS_SR_TRACK_DATA | Подзапись применяется для передачи данных о траектории движения ТС при ДТП на ТП |
7.3.1 Подзапись EGTS_SR_RECORD_RESPONSE
Данная подзапись имеет такую же структуру, как указано в 6.7.2.1.
7.3.2 Подзапись EGTS_SR_ACCEL_DATA
Структура подзаписи представлена в таблице 45.
Таблица 45
Структура подзаписи EGTS_SR_ACCEL_DATA
сервиса EGTS_ECALL_SERVICE
Бит 7 | Бит 6 | Бит 5 | Бит 4 | Бит 3 | Бит 2 | Бит 1 | Бит 0 | Тип | Тип данных | Размер, байт |
SA (StructuresAmount) | M | BYTE | 1 | |||||||
ATM (AbsoluteTime) | M | UINT | 4 | |||||||
ADS1 (Accelerometer Data Structure 1) | M | BINARY | 8 | |||||||
ADS2 (Accelerometer Data Structure 2) | O | BINARY | 8 | |||||||
... | ... | ... | ... | |||||||
ADS255 (Accelerometer Data Structure 255) | O | BINARY | 8 |
В таблице 45 параметры (поля) имеют следующие назначения:
- SA - число передаваемых структур данных показаний акселерометра;
- ATM - время проведения измерений первой передаваемой структуры показаний акселерометра (число секунд с 00:00:00 01.01.2010 UTC).
Примечание - Для передачи требуемого числа отсчетов акселерометра можно использовать несколько идущих одна за другой подзаписей EGTS_SR_ACCEL_DATA, каждая из которых содержит различное время начала отсчета (поле "ATM");
- ADS1 ... ADS255 - структуры данных показаний акселерометра. Формат структуры представлен в таблице 46.
В составе подзаписи EGTS_SR_ACCEL_DATA должна передаваться хотя бы одна структура ADS.
Таблица 46
Формат структуры данных показаний акселерометра подзаписи
EGTS_SR_ACCEL_DATA сервиса EGTS_ECALL_SERVICE
Бит 7 | Бит 6 | Бит 5 | Бит 4 | Бит 3 | Бит 2 | Бит 1 | Бит 0 | Тип | Тип данных | Размер, байт |
RTM (RelativeTime) | M | USHORT | 2 | |||||||
XAAV (X Axis Acceleration Value) | M | SHORT | 2 | |||||||
YAAV (Y Axis Acceleration Value) | M | SHORT | 2 | |||||||
ZAAV (Z Axis Acceleration Value) | M | SHORT | 2 |
В таблице 46 параметры (поля) имеют следующие назначения:
- RTM - приращение ко времени измерения предыдущей записи (для первой записи приращение к полю ATM) в миллисекундах (мс);
- XAAV - значение линейного ускорения по оси X; 0,1 м/с2;
- YAAV - значение линейного ускорения по оси Y; 0,1 м/с2;
- ZAAV - значение линейного ускорения по оси Z; 0,1 м/с2. Разрешающая способность полей ускорения должна быть не более 0,1 м/с2 (0,01 g).
7.3.3 Подзапись EGTS_SR_RAW_MSD_DATA
Структура подзаписи EGTS_SR_RAW_MSD_DATA представлена в таблице 47.
Таблица 47
Формат подзаписи EGTS_SR_RAW_MSD_DATA
сервиса EGTS_ECALL_SERVICE
Бит 7 | Бит 6 | Бит 5 | Бит 4 | Бит 3 | Бит 2 | Бит 1 | Бит 0 | Тип | Тип данных | Размер, байт |
FM (Format) | M | BYTE | 1 | |||||||
MSD (Minimal Set of Data) | M | BINARY | 0...116 |
В таблице 47 параметры (поля) имеют следующие назначения:
- FM - формат данных, содержащихся в поле MSD данной подзаписи. Данной версией документа определены следующие возможные значения данного поля:
а) 0 - формат неизвестен;
б) 1 - правила кодировки пакета в соответствии с ГОСТ 33464.
Не указанные в настоящем стандарте значения поля FM должны дополнительно согласовываться между производителем УСВ и оператором системы;
- MSD - минимальный набор данных.
Примечание - Подзапись EGTS_SR_RAW_MSD_DATA сервиса EGTS_ECALL_SERVICE используется УСВ также для передачи на ТП сообщения "Отмена реагирования". В этом случае поле "Message Identifier" должно иметь значение 0 (см. ГОСТ 33464-2023, приложение В, таблица В.1).
7.3.4 Подзапись EGTS_SR_TRACK_DATA
Структура подзаписи EGTS_SR_TRACK_DATA представлена в таблице 48.
Таблица 48
Структура подзаписи EGTS_SR_TRACK_DATA
сервиса EGTS_ECALL_SERVICE
Бит 7 | Бит 6 | Бит 5 | Бит 4 | Бит 3 | Бит 2 | Бит 1 | Бит 0 | Тип | Тип данных | Размер, байт |
SA (Structures Amount) | M | BYTE | 1 | |||||||
ATM (Absolute Time) | M | UINT | 4 | |||||||
TDS1 (Track Data Structure 1) | M | BINARY | 1...12 | |||||||
TDS2 (Track Data Structure 2) | O | BINARY | 1...12 | |||||||
... | ... | ... | ... | |||||||
TDS255 (Track Data Structure 255) | O | BINARY | 1...12 |
В таблице 48 параметры (поля) имеют следующие назначения:
- SA - число передаваемых точек траектории движения ТС;
- ATM - опорное время проведения измерений (число секунд с 00:00:00 01.01.2010 UTC). Используется в качестве начального времени для первой передаваемой структуры с точностью 1 с. Более точное время измерения определяется с учетом поля RTM-структуры информации об отдельной точке траектории движения;
- TDS1 ... TDS255 - структуры данных, содержащие параметры отдельной точки траектории движения ТС. Формат структуры представлен в таблице 49.
Таблица 49
Формат структуры данных отдельной точки траектории движения
ТС подзаписи EGTS_SR_TRACK_DATA сервиса EGTS_ECALL_SERVICE
Бит 7 | Бит 6 | Бит 5 | Бит 4 | Бит 3 | Бит 2 | Бит 1 | Бит 0 | Тип | Тип данных | Размер, байт |
TNDE | LOHS | LAHS | RTM (Relative Time) | M | BYTE | 1 | ||||
LAT (Latitude) | O | UINT | 4 | |||||||
LONG (Longitude) | O | UINT | 4 | |||||||
SPDL (Speed Low Bits) | O | USHORT | 2 | |||||||
DIRH | SPDH (Speed Hi Bits) | |||||||||
DIR (Direction) | O | BYTE | 1 |
В составе подзаписи EGTS_SR_TRACK_DATA должна передаваться хотя бы одна структура TDS.
В таблице 49 параметры (поля) имеют следующие назначения:
- TNDE (Track Node Data Exist) - битовый флаг, определяющий наличие компонентов данных о точке траектории движения в данной структуре TDS (поля LAT, LONG, SPDL, DIRH, SPDH, DIR):
а) 1 - данные передаются,
б) 0 - данные не передаются (для указанного времени не удалось получить достоверные координаты и информацию о скорости с требуемой точностью. Или координаты не валидны, или определены с неудовлетворительной точностью). Поля LAT, LONG, SPDL, DIRH, SPDH, DIR не передаются в составе данной структуры, и ее размер составляет 1 байт;
- LOHS - битовый флаг определяет полушарие долготы:
а) 0 - восточная долгота,
б) 1 - западная долгота;
- LAHS - битовый флаг определяет полушарие широты:
а) 0 - северная широта,
б) 1 - южная широта;
- RTM - приращение ко времени измерения предыдущей записи (для первой записи приращение к полю ATM) - 0,1 с. Определяет время проведения измерения параметров данной точки траектории. Максимально возможное значение приращения составляет 3,2 с;
- LAT - широта по модулю, градусы (WGS 84)/90·0xFFFFFFFF и взята целая часть;
- LONG - долгота по модулю, градусы (WGS 84)/180·0xFFFFFFFF и взята целая часть;
- SPDL, SPDH - младшие (SPDL) и старшие (SPDH) биты параметра скорости (используется 15 бит). Измеряется в 0,01 км/ч. Максимальное значение скорости, передаваемое в данном поле, составляет 327,67 км/ч;
- DIRH (Direction the Highest bit) - старший бит (8) параметра DIR;
- DIR - направление движения ТС, выраженное в градусах, относительно севера по часовой стрелке (дополнительно старший бит находится в поле DIRH). Значение параметра направления должно быть в пределах от 0 до 359.
7.4 Использование сервиса EGTS_COMMANDS_SERVICE
Описание, состав и форматы подзаписей сервиса EGTS_COMMANDS_SERVICE, используемого в целях оказания базовой услуги, приведены в 6.7.3.
7.5 Список и описание команд, параметров и подтверждений при использовании сервиса EGTS_ECALL_SERVICE
7.5.1 Список и описание команд УСВ и подтверждений, необходимых для реализации базовой услуги, а также список параметров УСВ представлены в таблицах 50 и 51.
Таблица 50
Список команд для УСВ
Название команды | Код | Тип, число и предельное значение параметра | Описание |
EGTS_ECALL_REQ | 0x0112 | BYTE/0,1 | Команда на осуществление экстренного вызова с УСВ. Используется только через SMS. Команда содержит один параметр, который определяет тип события: 0 - ручной вызов; 1 - автоматический вызов |
EGTS_ECALL_MSD_REQ | 0x0113 | BINARY (MID INT, TRANSPORT BYTE) | Команда на осуществление повторной передачи МНД. Используется только через SMS. Команда содержит два параметра: - MID - идентификатор сообщения запрашиваемого МНД. Если параметр MID = 0, то отправляется новое сообщение; - TRANSPORT - тип используемого УСВ канала при отправке МНД: 0 - любой, на усмотрение УСВ, 2 - через SMS. Примечание - При получении данной команды с параметром TRANSPORT=2 отправка подтверждающей подзаписи EGTS_SR_COMMAND_DATA с кодом подтверждения CC_OK в поле CCT (Command Confirmation Type) не является обязательной |
EGTS_ACCEL_DATA | 0x0114 | - | Команда на осуществление передачи данных профиля ускорения. Используется только через SMS |
EGTS_TRACK_DATA | 0x0115 | - | Команда на осуществление передачи данных траектории движения. Используется только через SMS |
EGTS_ECALL_DEREGISTRATION | 0x0116 | - | Команда на осуществление дерегистрации УСВ в сети ПРТС |
Таблица 51
Список параметров УСВ
Имя параметра | Код | Тип параметра | Значение по умолчанию | Описание | Применимость <1> | Возможность изменения <2> |
Установки общего назначения | ||||||
EGTS_ECALL_TEST_NUMBER | 0x020D | STRING | "" | Телефонный номер для тестовых звонков в системе экстренного реагирования при авариях | ДО, ШСЭ, ШСД | Да |
Конфигурация и конфигурационные данные услуг. Базовая услуга системы экстренного реагирования при авариях | ||||||
EGTS_ECALL_ON | 0x0210 | BOOLEAN | TRUE | Возможность осуществления экстренного вызова | ДО, ШСЭ, ШСД | Да |
EGTS_ECALL_CRASH_SIGNAL_INTERNAL | 0x0211 | BOOLEAN | TRUE | Если для определения события аварии используется встроенный в УСВ измеритель ускорения | ДО | Да |
EGTS_ECALL_CRASH_SIGNAL_EXTERNAL | 0x0212 | BOOLEAN | TRUE | Если для определения события аварии используется внешний по отношению к УСВ датчик в автомобиле, например, датчик срабатывания подушки (подушек) безопасности или других систем пассивной безопасности | ДО | Да |
EGTS_ECALL_SOS_BUTTON_TIME | 0x0213 | INT | 200 | Длительность, в течение которой должна быть нажата кнопка "Экстренный вызов", для инициации экстренного вызова независимо от состояния линии зажигания, мс | ДО | Да |
EGTS_ECALL_NO_AUTOMATIC_TRIGGERING | 0x0214 | BOOLEAN | FALSE | Процедура инициализации режима "Экстренный вызов" в автоматическом режиме отключена | ДО, ШСЭ, ШСД | Да |
EGTS_ASI15_TRESHOLD | 0x0215 | FLOAT | 0.7 | Порог срабатывания датчика автоматической идентификации события ДТП в значения индекса возможного ущерба ASI15 | ДО | Да |
EGTS_ECALL_MODE_PIN | 0x0216 | INT/0...8 | 0 | Линия, сигнализирующая, что система находится в режиме "ЭРА": - NONE - нет сигнализации режима; - X - PIN_X активная линия, когда система находится в данном режиме | ДО | Да |
EGTS_ECALL_CCFT | 0x0217 | INT | 60 | Длительность счетчика автоматического прекращения звонка, мин | ДО, ШСЭ, ШСД | Да |
EGTS_ECALL_INVITATION_SIGNAL_DURATION | 0x0218 | INT | 2000 | Длительность сигнала INVITATION, мс | ДО, ШСЭ, ШСД | Да |
EGTS_ECALL_SEND_MSG_PERIOD | 0x0219 | INT | 5000 | Период сообщения SEND MSG, мс | ДО, ШСЭ, ШСД | Да |
EGTS_ECALL_AL_ACK_PERIOD | 0x021A | INT | 5000 | Период AL-ACK, мс | ДО, ШСЭ, ШСД | Да |
EGTS_ECALL_MSD_MAX_TRANSMISSION_TIME | 0x021B | INT | 20 | Максимальная длительность передачи МНД, с | ДО, ШСЭ, ШСД | Да |
EGTS_ECALL_NAD_DEREGISTRATION_TIMER | 0x021D | INT | 8 | Время, по истечении которого GSM или UMTS модуль прекращает регистрацию в сети, ч | ДО, ШСЭ, ШСД | Да |
EGTS_ECALL_DIAL_DURATION | 0x021E | INT | 5 | Общая продолжительность дозвона при инициации экстренного вызова, мин | ДО, ШСЭ, ШСД | Да |
EGTS_ECALL_AUTO_DIAL_ATTEMPTS | 0x021F | INT | 10 | Число попыток дозвона при автоматически инициированном вызове. Значение не может быть установлено в 0 | ДО, ШСЭ, ШСД | Да |
EGTS_ECALL_MANUAL_DIAL_ATTEMPTS | 0x0220 | INT | 10 | Число попыток дозвона при экстренном вызове, инициированном вручную. Значение не может устанавливаться в 0 | ДО, ШСЭ, ШСД | Да |
EGTS_ECALL_MANUAL_CAN_CANCEL | 0x0222 | BOOLEAN | TRUE | TRUE - экстренный вызов, инициированный вручную, может быть прекращен со стороны пользователя | ДО, ШСЭ, ШСД | Да |
EGTS_ECALL_MANUAL_CAN_CANCEL | 0x0222 | BOOLEAN | TRUE | TRUE - экстренный вызов, инициированный вручную, может быть прекращен со стороны пользователя | ДО, ШСЭ, ШСД | Да |
EGTS_ECALL_SMS_FALLBACK_NUMBER | 0x0223 | STRING | "112" | Номер, по которому УСВ посылает SMS с минимальным набором данных по запросу от оператора системы | ДО, ШСЭ, ШСД | Да |
Запись профиля ускорения при ДТП | ||||||
IGNITION_OFF_FOLLOW_UP_TIME1 | 0x0224 | INT | 120 | Промежуток времени, в течение которого осуществляется запись профиля ускорения при ДТП при выключенном зажигании, мин | ДО | Да |
IGNITION_OFF_FOLLOW_UP_TIME2 | 0x0225 | INT | 240 | Промежуток времени, в течение которого осуществляется определение события аварии при выключенном зажигании, мин | ДО | Да |
EGTS_CRASH_RECORD_TIME | 0x251 | INT/0...250 | 250 | Время записи информации о профиле ускорения при ДТП, мс | ДО | Да |
EGTS_CRASH_RECORD_RESOLUTION | 0x0252 | INT/1...5 | 1 | Продолжительность одного отсчета при записи профиля ускорения при ДТП, мс | ДО | Да |
EGTS_CRASH_PRE_RECORD_TIME | 0x0253 | INT/0...20000 | 20000 | Время записи информации о профиле ускорения до того, как событие ДТП наступило, мс | ДО | Да |
EGTS_CRASH_PRE_RECORD_RESOLUTION | 0x0254 | INT/5...100 | 5 | Продолжительность одного отсчета при записи профиля ускорения до того, как событие ДТП наступило, мс | ДО | Да |
Запись траектории движения при ДТП | ||||||
EGTS_TRACK_RECORD_TIME | 0x025A | INT/0...180 | 10 | Время записи информации о траектории движения ТС при наступлении события ДТП, с. Установка значения данного параметра, равного 0, означает, что запись данных о траектории движения при ДТП не производится | ДО | Да |
EGTS_TRACK_PRE_RECORD_TIME | 0x025B | INT/0...600 | 20 | Время записи информации о траектории движения ТС до того, как событие ДТП наступило, с. Установка значения данного параметра, равного 0, означает, что запись данных о траектории движения до того как событие ДТП наступило, не производится | ДО | Да |
EGTS_TRACK_RECORD_RESOLUTION | 0x025C | INT/1...30 | 10 | Продолжительность одного отсчета при записи траектории движения ТС, 100 мс | ДО | Да |
Параметры ТС | ||||||
EGTS_VEHICLE_VIN | 0x0311 | STRING | "" | VIN в соответствии с [1] (приложение 7) или иной уникальный идентификатор ТС | ДО, ШСЭ, ШСД | Да |
EGTS_VEHICLE_PROPULSION_STORAGE_TYPE | 0x0313 | INT | 0 | Тип энергоносителя ТС. Может быть установлено более одного бита, если установлены носители нескольких типов. Если все биты 0, то тип не задан: а) бит 31-6: не используется; б) бит 5: 1 - водород; в) бит 4: 1 - электричество (более 42 В и 100 А/ч); г) бит 3: 1 - жидкий пропан (LPG); д) бит 2: 1 - сжиженный природный газ (CNG); е) бит 1: 1 - дизель; ж) бит 0: 1 - бензин | ДО, ШСЭ, ШСД | Да |
EGTS_VEHICLE_TYPE | 0x0312 | UINT | 0 | Тип ТС: 1 - пассажирский (M1); 2 - автобус (M2); 3 - автобус (M3); 4 - легкая грузовая машина (N1); 5 - тяжелая грузовая машина (N2); 6 - тяжелая грузовая машина (N3); 7 - мотоцикл (L1e); 8 - мотоцикл (L2e); 9 - мотоцикл (L3e); 10 - мотоцикл (L4e); 11 - мотоцикл (L5e); 12 - мотоцикл (L6e); 13 - мотоцикл (L7e); 20 - маломерное судно некоммерческого использования; 21 - маломерное судно коммерческого использования; 22 - 64 - зарезервировано для судов иных типов | ДО, ШСЭ, ШСД | Да |
EGTS_VEHICLE__VSRM | 0x0314 | STRING | "" | Государственный регистрационный знак (номер) ТС | ДО, ШСЭ, ШСД | Да |
EGTS_VEHICLE__VM | 0x0315 | STRING | "" | Модель ТС | ДО, ШСЭ, ШСД | Да |
EGTS_VEHICLE__VB | 0x0316 | STRING | "" | Марка ТС | ДО, ШСЭ, ШСД | Да |
EGTS_VEHICLE__VOTIN | 0x0317 | STRING | "" | ИНН собственника ТС | ДО, ШСЭ, ШСД | Да |
EGTS_VEHICLE__VOPSRN | 0x0318 | STRING | "" | ОГРН собственника ТС | ДО, ШСЭ, ШСД | Да |
EGTS_VEHICLE__VON | 0x0319 | STRING | "" | Наименование организации - собственника ТС | ДО, ШСЭ, ШСД | Да |
<1> ДО - для УСВ, исполненной в конфигурации дополнительного оборудования; ШСЭ - для УСВ, исполненной в конфигурации штатного оборудования и предназначенной для реализации только базовой услуги системой; ШСД - для УСВ, исполненной в конфигурации штатного оборудования и предназначенной для реализации дополнительных услуг, кроме базовой. <2> "Да" означает, что установленное начальное значение параметра УСВ может изменяться после начальной установки УСВ, "Нет" - что установленные начальные значения не подлежат изменению в процессе применения УСВ. |
7.5.2 Параметры УСВ, перечисленные в подразделах "Запись профиля ускорения при ДТП" и "Запись траектории движения при ДТП" (см. таблицу 50), необязательны, если указанные функции не реализованы в УСВ.
7.5.3 В УСВ, установленных на ТС в конфигурации штатного оборудования, помимо параметров, указанных в 6.7.3.2, должна быть реализована поддержка следующих параметров:
- EGTS_ECALL_TEST_NUMBER;
- EGTS_ECALL_SIGNAL_INTERNAL;
- EGTS_ECALL_SIGNAL_EXTERNAL;
- EGTS_ECALL_SOS_BUTTON_TIME;
- EGTS_ECALL_CCFT;
- EGTS_ECALL_INVITATION_SIGNAL_DURATION;
- EGTS_ECALL_SEND_MSG_PERIOD;
- EGTS_ECALL_AL_ACK_PERIOD;
- EGTS_ECALL_MSD_MAX_TRANSMISSION_TIME;
- EGTS_ECALL_NAD_DEREGISTRATION_TIMER;
- EGTS_ECALL_DIAL_DURATION;
- EGTS_ECALL_AUTO_DIAL_ATTEMPTS;
- EGTS_ECALL_MANUAL_DIAL_ATTEMPTS;
- EGTS_ECALL_MANUAL_CAN_CANCEL;
- EGTS_ECALL_SMS_FALLBACK_NUMBER;
- EGTS_CRASH_RECORD_TIME;
- EGTS_CRASH_RECORD_RESOLUTION;
- EGTS_CRASH_PRE_RECORD_TIME;
- EGTS_CRASH_PRE_RECORD_RESOLUTION;
- EGTS_TRACK_RECORD_TIME;
- EGTS_TRACK_RECORD_RESOLUTION;
- EGTS_TRACK_PRE_RECORD_TIME;
- EGTS_VEHICLE_VIN;
- EGTS_VEHICLE_TYPE;
- EGTS_VEHICLE_PROPULSION_STORAGE_TYPE.
