БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ 34986-2023. Межгосударственный стандарт. Тракторы сельскохозяйственные и лесохозяйственные. Утилизация. Порядок проведения

5 Технические требования проведения процессов утилизации

 

5.1 Места и площадки для размещения тракторов, выведенных из эксплуатации и подлежащих утилизации, должны отвечать следующим требованиям:

- площадка должна иметь бетонированное покрытие, иметь систему отвода и сбора ливневых вод и по периметру иметь отбортовку границ площадки с целью гарантированного отведения ливневых вод в систему ливневой канализации;

- площадка должна быть оснащена средствами предотвращения утечки жидкостей, отстойниками и очистными установками для обезжиривания стоков.

5.2 Процессы утилизации, связанные с заготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома черных и цветных металлов, должны соответствовать требованиям ГОСТ 1639, ГОСТ 30775, а также требованиям нормативно-правовых актов и нормативных документов по обращению с отходами <2>.

--------------------------------

<2> В Российской Федерации действуют: Постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2022 г. N 980 "О некоторых вопросах лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, а также обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения", ГОСТ Р 52108-2003 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Основные положения", ГОСТ Р 53692-2009 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов".

 

5.3 Требования и технологии осушения и демонтажа утилизируемых тракторов

 

Перед осушением трактор подвергается наружной мойке с использованием моечного оборудования. Используются очистители, подающие моющий раствор под высоким давлением. Мойку проводят на специально оборудованной и обвалованной площадке с целью недопущения попадания раствора в ливнестоки. Мелкие и средние предприятия могут применять мобильные моечные установки.

Поступившие на участок осушения и демонтажа тракторы осушаются с применением установок для откачки масла/антифриза.

После осушения с трактора снимаются детали, обязательные для демонтажа, которые необходимо утилизировать на специализированных предприятиях. В перечень обязательных для демонтажа компонентов входят: аккумуляторные батареи; масляные фильтры; баки для жидкого топлива; баки для сжатого газа; шины; каталитические нейтрализаторы; сажевые фильтры; все компоненты, содержащие ртуть; другие компоненты, декларируемые изготовителем.

После осушения проводят снятие с трактора агрегатов и их очистку. Очищенные агрегаты подвергаются разборке с использованием безопасных технологий и специализированного оборудования.

Для демонтажа крупных сельскохозяйственных машинно-тракторных агрегатов используют оборудование: краны, прессы, стенды.

Первичный сбор отработанных масел должен осуществляться раздельно от других отходов в специально предназначенные герметически закрываемые емкости.

Не допускается повторное использование каталитических нейтрализаторов, сажевых фильтров, глушителей, извлекаемых из утилизируемого трактора.

На ремонтных предприятиях запрещается ликвидация отходов, образующихся в результате демонтажа тракторов, в частности свинца, ртути, кадмия, хрома и других тяжелых металлов. Их следует собирать и направлять на специализированные предприятия для обезвреживания и/или переработки.

 

5.4 Требования к дефектации тракторов и их элементов

 

Дефектация является составной частью технологических процессов утилизации. Она включает выполнение трех групп операций:

- непосредственно дефектации для определения качественного состояния деталей и узлов разобранного трактора;

- определение принадлежности конкретной детали к определенной группе: годных без ремонта, подлежащих восстановлению, подлежащих переработке;

- накопления информации о результатах контроля и сортировки с целью использования ее для оперативного управления производством и разработки коэффициентов сменности и ремонта.

В процессе контроля технического состояния тракторов и их сборочных единиц все детали следует сортировать на пять групп и маркировать соответствующей краской:

- годные - зеленой;

- годные при сопряжении с новыми - желтой;

- подлежащие ремонту на данном предприятии - белой;

- ремонтируемые или восстанавливаемые на ремонтном предприятии - синей;

- негодные или выбракованные - красной.

Детали, годные и годные при сопряжении с новыми, транспортируют в комплектовочное отделение или на склад.

Детали, подлежащие ремонту, отправляют на склад ремонтируемых деталей.

Ремонтируемые или восстанавливаемые детали отправляют на участки по ремонту или восстановлению ремонтного предприятия с целью их реновации.

Бракованные детали сдают на металлолом или частично используют как материал для изготовления других деталей.

Утилизацию отходов, не попадающих в указанные пять групп по дефектации деталей и узлов (шины, аккумуляторы и другие), следует проводить на специализированных предприятиях по утилизации отходов.

Рабочие места дефектовщиков оснащаются следующей документацией: техническими требованиями на контроль (картами дефектации) и сортировку деталей, паспортами рабочих мест, средствами измерений, выпиской с обязанностями дефектовщика и правилами по технике безопасности, инструкциями по правилам пользования сложным оборудованием и приспособлениями.

Дефектацию проводят на основании требований настоящего стандарта.

 

5.5 Требования к передвижным машинам по утилизации тракторов

 

Для оптимального решения задачи по проведению утилизации тракторов в отдаленных агрохозяйствах (150 - 200 км) от специализированных предприятий по рециклированию отходов утилизации рекомендуется использовать передвижные машины по утилизации тракторов.

Пример использования передвижной машины по утилизации тракторов с основными техническими показателями и условиями проведения утилизационных работ приведен в приложении Е.