БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ 19245-2023. Межгосударственный стандарт. Коляски детские. Общие технические условия

8 Методы контроля и испытаний

 

8.1 Условия испытаний

8.1.1 Испытания образцов проводят в помещении с относительной влажностью воздуха от 45% до 70%, и температурой от 15 °C до 30 °C.

8.1.2 Перед испытанием фурнитуру в коляске подтягивают в соответствии с инструкцией по сборке. Образец для испытаний должен иметь полную готовность, быть в состоянии, доступном для реализации на рынке и использования потребителем.

8.1.3 Климатические условия выдерживания текстильных материалов перед проведением испытаний - в соответствии с требованиями стандартов на методы испытаний.

Климатические условия проведения испытаний на температурные воздействия и испытания текстильных материалов - по ГОСТ 10681.

8.2 Средства измерения

8.2.1 К средствам измерения относятся следующие.

Динамометр с погрешностью измерения нагрузки +/- 5% по ГОСТ 13837.

Линейка измерительная металлическая с ценой деления 1 мм по ГОСТ 427, предельная погрешность измерения размеров не более 0,5 мм.

Штангенциркуль по ГОСТ 166.

Рулетка измерительная металлическая с ценой деления 1 мм по ГОСТ 7502.

Секундомер механический или электронный с ценой деления не более 0,2 с и погрешностью синхронизации не более +/- 1 с по ГОСТ 23350.

Весы с погрешностью измерения массы +/- 0,5% по ГОСТ OIML R 76-1.

Угломер с нониусом по ГОСТ 5378.

8.2.2 Испытательные массы должны соответствовать указанным в 8.2.3 - 8.2.5.

Испытательные массы могут быть снабжены дополнительными ручками для переноски, если центр тяжести не изменяется, масса остается в пределах допусков и процедура испытаний не изменяется.

8.2.3 Испытательная масса А

Испытательная масса А представляет собой жесткий цилиндр диаметром (160 +/- 5) мм и высотой (300 +/- 5) мм, имеющий массу (9 +/- 0,1) кг и с центром тяжести в центре цилиндра. Все ребра должны иметь радиус (5 +/- 1) мм. Должны быть предусмотрены две точки крепления, расположенные на расстоянии (150 +/- 2,5) мм от основания и на 180° друг к другу по окружности, как показано на рисунке 4.

 

ГОСТ 19245-2023. Межгосударственный стандарт. Коляски детские. Общие технические условия

 

1 - радиус: (5 +/- 1) мм; 2 - две точки крепления

 

Рисунок 4 - Испытательная масса А

 

8.2.4 Испытательная масса Б

Пробная масса Б представляет собой жесткий цилиндр диаметром (200 +/- 5) мм и высотой (300 +/- 5) мм, имеющий массу (15 + 0,1) кг и с центром тяжести в центре цилиндра. Все ребра должны иметь радиус (5 +/- 1) мм. Должны быть предусмотрены две точки крепления, расположенные на расстоянии (150 +/- 2,5) мм от основания и на 180° друг к другу по окружности (см. рисунок 5).

 

ГОСТ 19245-2023. Межгосударственный стандарт. Коляски детские. Общие технические условия

 

1 - радиус: (5 +/- 1) мм; 2 - две точки крепления

 

Рисунок 5 - Испытательная масса B

 

8.2.5 Испытательная масса В

Масса для испытаний В представляет собой жесткую пластину длиной (600 +/- 5) мм и шириной (180 +/- 5) мм, имеющую минимальную толщину 5 мм и массу (9 +/- 0,1) кг, шарнирно закрепленную вдоль центральной линии (см. рисунок 6).

Допуск на размеры составляет +/- 0,5 мм.

 

ГОСТ 19245-2023. Межгосударственный стандарт. Коляски детские. Общие технические условия

 

1 - шарнирная ось

 

Рисунок 6 - Испытательная масса В

 

8.3 Методы контроля

8.3.1 Соответствие колясок конструкторской документации (5.1) проверяют визуально, по документации пооперационного контроля и/или по сборочному чертежу. Наличие тормозной и блокировочной систем (5.6) проверяют визуально.

8.3.2 Основные параметры и размеры (4.3, 4.4, 5.2, 6.5) проверяют с учетом типа коляски и назначения (для ребенка какого возраста она предназначена).

Массу коляски определяют без дополнительных легкосъемных элементов на весах с погрешностью не более +/- 25 г в интервале 5 - 25 кг.

Размеры следует проверять универсальными средствами измерений, предельные погрешности которых при измерении линейных размеров - не более 1 мм, угловых размеров - не более 1°.

8.4 Проведение испытаний

8.4.1 Тяговое усилие (5.3) следует проверять на ровной чистой горизонтальной плоскости. На конце шнура, закрепленного к ручке коляски и пропущенного через блок, прикрепляют груз 1,5 кг. Шнур располагают параллельно опорной плоскости и продольной оси коляски. Параллельность проверяют визуально. Если при приложенной нагрузке коляска начала движение, то результаты испытания считаются положительными.

В качестве альтернативы можно использовать динамометр по ГОСТ 13837.

8.4.2 Проверку прочности посадки шинки на обод колеса (6.13) следует проводить на бетонной или асфальтовой площадке.

В середине площадки закрепляют гибкую или жесткую вращающуюся тягу, другой ее конец - в середине между осями колес за элемент, связывающий оси. Расстояние от колес, обращенных к тяге, до оси тяги (длина тяги) - 0,9 - 1,0 м.

Коляску с расположенным в кузове грузом 10 кг и закрепленную за тягу передвигают по окружности вперед и назад со скоростью 0,7 - 0,9 м/с (2,5 - 3,0 км/ч).

При движении по радиусу шинки не должны соскакивать с обода колеса.

Примечание - При средней скорости 0,8 м/с коляске необходимо сделать 7,5 оборотов (кругов) в минуту последовательно в каждом из направлений: вперед, назад. Далее, развернув коляску на 180°, повторяют испытания.

 

Прочность посадки шинки следует проверять визуально.

8.4.3 Легкосъемность комплектующих узлов и деталей (5.4) проверяют установкой и съемом их на коляску без какого-либо вспомогательного инструмента.

8.4.4 Тип коляски (4.1), наличие основных элементов (4.2), правильность условного обозначения (4.3, 4.4), травмобезопасность узлов, деталей, отделки (отсутствие заусенцев, острых кромок и т.д.) (6.14), наличие эксплуатационной документации и комплект поставки (5.5), наличие маркировки на коляске и на упаковке (9.2; 9.3), требования к материалам (6.12; 6.19), наличие двойной блокировки (6.4), наличие ограничителя хода ручки не далее ее вертикального положения и наличие фиксатора для удержания в сложенном положении открытой коляски (6.5), прочность посадки шинки (6.13), возможность установки световозвращающих и сигнальных элементов (6.16) следует проверять визуально на образце и по нормативно-технической и конструкторской документации.

Водонепроницаемость обивки закрытого кузова (6.12) исходя из материала проверяют по ГОСТ 413 или ГОСТ 22944.

8.4.5 Для проверки продольной устойчивости (6.1) коляску с заторможенными колесами (колесом) устанавливают на горизонтальной плоскости (в открытый кузов помещают равномерно распределенный груз 10 кг) и поочередно подвешивают груз:

для колясок с закрытым кузовом - 10 кг на верхней кромке люльки со стороны ручки и со стороны капюшона;

для колясок с открытым кузовом - 5 кг на крайних точках спинки и подножки (если спинка и подножка с изменяемыми углами наклона, то их устанавливают в наиболее горизонтальном положении).

При проверке коляска не должна опрокидываться.

8.4.6 Для проверки поперечной устойчивости (6.2) коляску с заторможенными колесами (колесом) устанавливают на плоскости с уклоном 10° так, чтобы оси колес были расположены вдоль уклона (в открытый кузов помещают равномерно распределенный груз 10 кг, для многоместных колясок груз размещается в каждом из кузовов), и подвешивают со стороны, расположенной ниже по уклону, груз:

- для колясок с закрытым кузовом - 10 кг к верху боковины кузова на расстоянии 0,5 L1;

- для колясок с открытым кузовом - 5 кг на расстоянии 120 мм от верха боковины кузова или кромки бокового ограничителя.

Поверхность оборудования для испытания должна быть покрыта шкуркой шлифовальной зернистостью 8 и мельче по ГОСТ 5009 или ГОСТ 6456.

Использование валиков в качестве средства жесткой плоской поверхности недопустимо.

Для испытания используют стержень, который закрепляют на любом участке боковины открытого кузова (если верх боковины расположен под углом по отношению к сиденью, то стержень закрепляют на участке, равном высоте 150 - 200 мм от сиденья). Длина стержня должна обеспечить его закрепление на боковине так, чтобы осталось плечо не менее 120 мм от боковины с внешней стороны кузова.

При проверке коляска не должна опрокидываться.

После испытания не должно быть каких-либо дефектов, связанных с температурным воздействием [трещин, хрупкости материала, нарушений лакокрасочного покрытия, дефектов (трещин и разрывов) материала, из которого изготовлена коляска, и т.д.].

8.4.7 Срабатывание блокирующих устройств (6.3; 6.4) проверяют приложением усилия на рукоятке через динамометр растяжения.

Шнур зажимом крепят на рукоятку испытываемого предохранительного устройства на коляске, другим концом прикрепляют к динамометру, который находится в руках испытателя, или закрепляют в приспособлении в положении, указанном в паспорте на динамометр. Если направление усилий должно быть вертикальным, то шнур пропускают через блок, позволяющий применять динамометр в нужном положении. При необходимости коляску при испытании закрепляют на плоскости. К динамометру прикладывают усилие, необходимое для срабатывания предохранительного устройства. В момент срабатывания устройства отмечают показания динамометра.

Проверку на срабатывание проводят три раза.

Если при нагрузке предохранительное устройство срабатывало в пределах 29,4 - 78,4 Н, то испытания считают положительными.

8.4.8 При испытании тормоза (6.7) коляску с равномерно распределенным в кузове грузом 15 кг ставят на тормоз и устанавливают на плоскости с уклоном не менее 10°. Наклонная плоскость должна быть покрыта шкуркой шлифовальной зернистостью 8 и мельче по ГОСТ 5009 или ГОСТ 6456.

Испытания следует проводить при заторможенных колесах (колесе) в двух положениях: в нижней и в верхней части уклона.

При испытании колеса не должны прокручиваться, а коляска не должна сползать юзом по наклонной плоскости.

8.4.9 При испытании корпуса коляски, прогулочного блока с функцией переноски, ручки или точек крепления ручек (6.6) с равномерно распределенным грузом 30 кг необходимо подвесить корпус детской коляски или сиденье за ручку (ручки) на 30 мин, после чего не должно быть повреждений корпуса коляски, прогулочного блока с функцией переноски, ручки или точек крепления ручек.

8.4.10 Прочность ремней безопасности и замка, соединяющего эти ремни (6.9), следует проверять при закрытом положении на замок.

Груз массой 15 кг прикрепляют за ремень сбоку от замка. Под нагрузкой ремни следует выдерживать в течение (60 +/- 2) с. Направление нагрузки - противоположное плоскости спинки открытого кузова, а в закрытом кузове - противоположное его передней стенке.

При испытании замок не должен открываться.

После испытания на ремнях или ручках и в местах их крепления не должно быть повреждений.

8.4.11 Прочность ручек для переноски и точек крепления ручек кузовов коляски

Помещают испытательную массу C в геометрический центр корпуса детской коляски и равномерно нагружают корпус детской коляски до полной массы 38 кг или до общей массы 38 кг на ребенка, если она рассчитана более чем на одного ребенка.

Равномерно загружают съемное сиденье до общей массы 38 кг или до общей массы 38 кг на ребенка, если предназначен более чем для одного ребенка.

Подвешивают корпус детской коляски или сиденье за ручку (ручки) на 30 мин.

8.4.12 Прочность подножки (6.9) испытывают при крайнем нижнем ее положении (геометрический центр, край, или наиболее уязвимое место), на упор подножки помещают груз 20 кг и выдерживают 3 мин.

После испытания подножка не должна иметь остаточной деформации или поломок в местах ее крепления.

8.4.13 Температурные воздействия на коляску (9.1), эксплуатацию коляски при низких температурах проверяют в климатической камере типа тепло-холод или аналогичной. Коляску устанавливают в рабочем положении с закрепленным в кузове грузом 10 кг. При температуре минус 45 °C или температуре, указанной в технических условиях, техническом описании, коляска должна находиться 20 - 30 мин.

После температурного воздействия коляску устанавливают на горизонтальную плоскость в помещении с нормальными климатическими условиями (НКУ): температура (25 +/- 10) °C, относительная влажность воздуха 45% - 80%. Ручку управления коляской поочередно, нажимая вниз или поднимая вверх на 10 - 15 см, произвольно отпускают так, чтобы приподнятая пара колес ударялась об опорную плоскость. Повторяют это 10 циклов (при необходимости эти испытания проводят дополнительно до температурного воздействия).

После испытания не должно быть каких-либо дефектов, связанных с температурным воздействием (трещины, хрупкость материала и т.д.).

Соответствие коляски требованиям хранения определяется по истечении 1 ч, когда коляска находилась после морозильной камеры в комнате. Коляску следует однократно сложить и разложить, в том числе кузов (если он складной) и капюшон.

После однократного складывания и раскладывания коляски не должно быть каких-либо дефектов на материале.

8.4.14 Испытания разрывной нагрузки внешней обивки кузова проводят по ГОСТ 3813, ГОСТ 8847, ГОСТ 17316, ГОСТ 30303.

Испытания устойчивости окраски текстильного материала к воздействию сухого и мокрого трения проводят по ГОСТ 9733.27.

8.4.15 Длину шнуров, лент или деталей измеряют от точки крепления на транспортном средстве до свободного конца шнуров, лент или деталей под действием растягивающей силы 25 Н.

Окружной размер петли измеряют от точки крепления на транспортном средстве одного конца до точки крепления другого конца под действием растягивающей силы 25 Н.

Если шнуры, ленты или детали не находятся в пределах люльки, измерение проводят от края вокруг внутренней верхней поверхности, поддерживающей ребенка.

8.4.16 Испытание на прочность и долговечность устройств крепления всех видов кузовов детских колясок

Устанавливают кузов коляски на шасси, используя крепежные устройства, и испытывают на долговечность, запирая и отпирая его 200 раз.

Испытательную массу А помещают на дно детской коляски, внутренняя длина кузова которой не более 800 мм.

Испытательную массу Б помещают на дно детской коляски, внутренняя длина кузова которой превышает 800 мм.

Тестовые массы закрепляют в центральном положении сиденья.

Если детская коляска многоместная, то используют количество тестовых грузов по количеству предполагаемых детей, по одному грузу для каждого кузова.

Детскую коляску прикрепляют колесами или осями к жесткой платформе, которая может быть ориентирована по оси, параллельной земле.

Медленно поворачивают коляску с испытательной массой на угол 100° к горизонтали, как по часовой стрелке, так и против часовой стрелки, сохранив данное положение в течение 5 мин в каждом направлении.

 

ГОСТ 19245-2023. Межгосударственный стандарт. Коляски детские. Общие технические условия

 

Рисунок 7 - Испытание на прочность и долговечность

устройств крепления всех видов кузовов детских колясок

 

8.4.17 Метод испытаний на динамическую прочность

Располагают соответствующие испытательные массы следующим образом:

- располагают испытательные массы в кузове детской коляски в зависимости от его длины (масса А - для кузовов не более 800 мм, масса Б - для кузовов более 800 мм);

- в прогулочном блоке устанавливают спинку в максимально вертикальное положение. Испытательную массу Б располагают по центру сиденья, плотно прилегая к месту стыка спинки и сиденья. При необходимости испытательную массу фиксируют.

Если детская коляска многоместная, то используют количество тестовых грузов по количеству предполагаемых детей, по одному грузу для каждого кузова.

Располагают детскую коляску, как показано на рисунке 8. Отпускают коляску и дают ей свободно скатиться вниз по склону к жесткому упору из стали, высота которого равна высоте оси колес.

 

ГОСТ 19245-2023. Межгосударственный стандарт. Коляски детские. Общие технические условия

 

1 - жесткая и плоская поверхность; 2 - упор из стали;

3 - высота упора не менее высоты оси колес

 

Рисунок 8 - Испытание на динамическую прочность

 

Проводят испытание следующим образом:

- по три раза для каждого вида кузова коляски;

- по пять раз с прогулочным блоком для каждой ориентации в соответствии с инструкциями производителя.

Проверяют после испытаний целостность креплений коляски.

Во время испытания необходимо предотвратить опрокидывание детской коляски.