БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 70822-2023. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги профессиональной уборки - клининговые услуги. Уборка в дошкольных образовательных организациях. Общие требования и требования безопасности

4 Общие положения

 

4.1 Услуги профессиональной уборки в дошкольных образовательных организациях (ДОО) должны соответствовать [1] - [11], ГОСТ Р 51870, а также требованиям действующего законодательства и настоящего стандарта.

4.2 Исполнители должны иметь в наличии официально изданные санитарно-эпидемиологические правила, осуществлять профессиональное обучение работников (в части гигиенических требований) (см. [2] и ГОСТ Р 51870).

4.3 Основные технологические процессы профессиональной уборки в ДОО связаны с предоставлением услуг:

- по санитарному содержанию помещений, связанных с пребыванием детей и образовательными процессами;

- по санитарному содержанию помещений медицинского назначения;

- по санитарному содержанию комплекса помещений по организации питания;

- по санитарному содержанию и внешнему благоустройству собственных территорий организации.

4.4 Услуги профессиональной уборки по содержанию помещений медицинского назначения должны соответствовать ГОСТ Р 58393.

Содержание помещений по организации питания должны соответствовать санитарным требованиям [7], прачечных - [[8] (подраздел 8.3)], мест (помещений) для хранения белья (чистого, грязного) - [[8] (пункт 8.3.8)].

4.5 Исполнителями работ по санитарному содержанию помещений ДОО и прилегающей собственной территории могут быть профессиональные уборочные компании (клининговые компании) или персонал ДОО, который должен владеть технологиями профессиональной уборки.

Вид проводимой дезинфекции в ДОО и выбор дезинфицирующих средств должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям [9].

Дезинсекцию и дератизацию в ДОО проводят юридические лица и индивидуальные предприниматели, занимающиеся дезинфекционной деятельностью.

4.6 Исполнители работ по санитарному содержанию помещений ДОО и прилегающей собственной территории обязаны работать в режиме ДОО, в том числе и круглосуточно.

4.7 Исполнителей обеспечивают помещениями либо местами для персонала (бытовые, административные), хранения инвентаря, оборудования, расходных материалов, химических средств, а также стирки текстильных (протирочных) материалов для уборки и дезинфекции, исключающие несанкционированный доступ посторонних.

4.8 Исполнители должны работать на основании соответствующего договора (контракта, технического задания), включающего перечень видов и объем работ в соответствии с ГОСТ Р 51870 и периодичность их выполнения [10]. Для каждого типа помещений различного функционального назначения и всех зон прилегающей территории разрабатывают (составляют) технологическую документацию, включающую графики проведения ежедневной и генеральной уборок, виды и объемы работ, используемые средства, методы, оборудование и инвентарь, необходимые средства индивидуальной защиты, а также иную документацию необходимую для оказания качественных и безопасных услуг (выполнения работ).

4.9 Выбор технологического процесса уборки и дезинфекции в ДОО определяют видом работ (ежедневная, интенсивная и/или генеральная уборки, профилактическая или текущая дезинфекция), видом и интенсивностью образования загрязнений, а также регулируют санитарно-эпидемиологическими требованиями [9].

4.10 Влажную уборку основных и вспомогательных помещений выполняют в отсутствии детей при открытых окнах или фрамугах, если позволяют погодные условия [11].

Оборудование и аппаратуру ДОО очищают и дезинфицируют в соответствии с рекомендациями производителя.

Способ уборки полов должен отвечать санитарно-гигиеническим условиям пребывания детей, правилам пожарной безопасности, соответствовать материалам и устройству пола.

4.11 Уборку в групповых помещениях и спортивных залах выполняют не реже двух раз в день. Спортивный, гимнастический, хореографический, музыкальный залы после каждого занятия необходимо проветривать, если позволяют погодные условия [11].

Уборку спальных помещений следует проводить после дневного и/или ночного сна.

Смену постельного белья и полотенец осуществляют по мере загрязнения, но не реже одного раза в семь дней.

Постельные принадлежности (матрацы, подушки, одеяла) проветривают непосредственно в спальнях или на специальных площадках хозяйственной зоны во время каждой генеральной уборки.

Постельные принадлежности подвергают химической чистке или дезинфекционной обработке один раз в год.

4.12 Столы в групповых помещениях промывают горячей водой с моющим средством до и после каждого приема пищи или обрабатывают другими способами влажно-тепловой обработки при температуре контакта на поверхности обработки не ниже 65 °C.

4.13 Стулья, пеленальные столы, манежи и другое оборудование, а также подкладочные клеенки, клеенчатые нагрудники после использования моют горячей водой с моющим средством; нагрудники из ткани - стирают. Стулья, пеленальные столы, манежи и другое оборудование дезинфицируют после очистки.

4.14 Игрушки моют в специально выделенных, промаркированных емкостях ежедневно в конце рабочего дня, а в группах для детей младенческого и раннего возраста - два раза в день.

Приобретенные игрушки (за исключением мягконабивных) перед использованием детьми моют проточной водой с моющим средством, разрешенным для использования в ДОО.

Пенолатексные, ворсованные игрушки и мягконабивные игрушки обрабатывают согласно инструкции производителя.

Кукольную одежду стирают по мере загрязнения с использованием детского мыла и проглаживают.

Игрушки, используемые на прогулке, обрабатывают и хранят отдельно от игрушек, используемых в группе, в специально отведенных местах.

4.15 Ежедневную уборку туалетов, умывальных, душевых, буфетов проводят с использованием моющих и дезинфицирующих средств независимо от эпидемической ситуации. Дезинфицирующими средствами обрабатывают предварительно очищенные поверхности.

Санитарно-техническое оборудование подлежит ежедневному обеззараживанию. Сидения унитазов с двух сторон, ручки сливных бачков и ручки дверей очищают ежедневно с моющим средством, разрешенным для применения в организациях для детей.

Индивидуальные горшки моют после каждого использования при помощи щеток и моющих средств, дезинфицируют в конце рабочего дня.

Ванны, раковины, унитазы чистят дважды в день и/или по мере загрязнения щетками с использованием моющих и дезинфицирующих средств.

Индивидуальные мочалки для тела после использования замачивают в дезинфекционном растворе, промывают проточной водой, просушивают и хранят в индивидуальных чистых мешках.

Контроль наличия и пополнение санитарно-гигиенических расходных материалов (мыло, антисептики, туалетная бумага, бумажные салфетки, полотенца и одноразовые сиденья) необходимо выполнять при каждой уборке.

Дверные ручки и затворы дверей, поручни, выключатели, вентили водопроводных кранов, смесителей, скамьи в спортивных залах и в раздевалках, кнопки, телефонные аппараты, клавиатуры, компьютерные мыши, сенсорные экраны и прочие поверхности, с которыми часто контактируют руки, ежедневно обрабатывают с использованием дезинфицирующих средств, отдельно выделенным протирочным материалом.

Чистку и дезинфекцию ванны бассейна выполняют после полного слива воды.

Дезинфекцию помещений выполняют после уборки в конце рабочего дня эксплуатации помещения, части здания, здания в отсутствии детей.

4.16 Для уборки санузлов предусматривают отдельный комплект уборочного инвентаря. Возможно использование одного держателя мопов для всех видов помещений, поверхностей и работ, за исключением санузлов.

Применение губок и других пористых материалов для санитарной обработки сантехнического оборудования не допускается.

Совместное хранение уборочного инвентаря для туалета с уборочным инвентарем иного назначения не допускается.

4.17 Профилактическую дезинфекцию санузлов и мест приема пищи выполняют по бактерицидному режиму, в остальных случаях по режиму инфекции с учетом санитарно-эпидемиологических требований [9].

4.18 Ковровые покрытия ежедневно очищают с использованием пылесоса, не реже одного раза в месяц ковровые покрытия подвергают влажной очистке.

4.19 Установки с дозированным розливом воды (кулеры) следует очищать с периодичностью, предусмотренной инструкцией по эксплуатации, но не реже одного раза в семь дней. Внутреннюю мойку кулера с применением дезинфицирующего средства следует проводить не реже одного раза в три месяца.

4.20 Оборудование обеззараживания воздуха очищают и дезинфицируют в соответствии с инструкцией по эксплуатации.

4.21 Очистку и дезинфекцию систем кондиционирования и воздуховодов выполняют один раз в год перед началом их использования.

Очистку и дезинфекцию приточных и вытяжных решеток и диффузоров выполняют один раз в месяц во время генеральной уборки.

4.22 Внутреннее пространство радиаторов отопления очищают два раза в год во время генеральной уборки или перед началом и по окончании отопительного сезона.

4.23 Уборку прилегающей (собственной) территории (далее - территория) проводят ежедневно или по мере необходимости в отсутствии детей.

Ежегодно, в весенний период и/или по санитарно-эпидемиологическим показаниям в песочницах, на игровых площадках проводят полную замену песка. Песок должен соответствовать гигиеническим нормативам [11]. Рекомендуется применять просеянный, мытый речной песок без примесей зерен гравия, ила и глины.

Использование химических реагентов для очистки территории от снега не допускается.

Скопление снега у наружных стен зданий и сооружений подлежит регулярной уборке во избежание попеременного намокания и замораживания.

Удаление снеговой массы с крыш и покрытий зданий проводят при достижении величины снежного покрова:

- от 5 до 10 см - во время оттепелей;

- до 20 см - в морозную погоду.

Остекление световых фонарей очищают от снега сразу после сильного снегопада.

4.24 Примерный перечень и периодичность выполнения основных работ и услуг по санитарному содержанию внутренних помещений, связанных с пребыванием детей и образовательными процессами, приведен в приложении А, по санитарному содержанию и внешнему благоустройству территорий, прилегающих к ДОО - в приложении Б.

4.25 Оборудование, инвентарь, расходные материалы и химические средства, используемые при выполнении работ по санитарному содержанию ДОО, подлежащие обязательному подтверждению соответствия, должны иметь сертификат соответствия или декларацию о соответствии, разрешение на применение в Российской Федерации.

4.26 Для проведения уборки и дезинфекции ДОО должны обеспечиваться моющими и дезинфицирующими средствами, средствами контроля (в том числе химическими индикаторами), расходными материалами на регулярной основе и в достаточном количестве, иметь неснижаемый запас для обеспечения бесперебойного содержания объекта в соответствии с нормативными документами и технической документацией. В организациях должен быть не менее, чем месячный запас разнообразных моющих и дезинфицирующих средств различного химического состава и назначения в соответствии с расчетной потребностью.