БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 70741-2023. Национальный стандарт Российской Федерации. Система защиты от фальсификаций и контрафакта. Предотвращение оборота фальсифицированных, контрафактных и повторно используемых материалов. Общие положения

4 Общие положения

 

4.1 Организация, осуществляющая разработку, производство материала, изделий авиационной и иной техники гражданского, оборонного и двойного назначения, на любом этапе жизненного цикла продукции (с участием специализированной организации, если привлекается) должна осуществлять деятельность, направленную на предотвращение оборота фальсифицированных, контрафактных, сомнительных, незаконно повторно используемых материалов.

4.2 Деятельность организации по предотвращению оборота фальсифицированных, контрафактных, сомнительных, незаконно повторно используемых материалов, предназначенных для применения на всех стадиях жизненного цикла изделий авиационной и иной техники гражданского, оборонного и двойного назначения, включает:

- регистрацию и защиту прав интеллектуальной собственности (ИС) на продукцию, отнесенную к области определения стандарта, контроль прав ИС на применяемые материалы;

- применение для производства авиационной и иной техники гражданского, оборонного и двойного назначения только материалов, производимых изготовителем, контролирующим ИС на данные материалы или имеющим законные права на использование ИС, применяющим уникальные обозначения материала и физическую маркировку товарных единиц материала в соответствии с ГОСТ Р 70742;

- применение в организации, осуществляющей оборот материала, процессов, направленных на предотвращение приобретения контрафактных, фальсифицированных, незаконно повторно введенных в оборот материалов в соответствии с приведенными в настоящем стандарте требованиями и положениями ГОСТ Р 58634, ГОСТ Р 58635, ГОСТ Р 58637, доведение требований по предотвращению незаконного оборота материала до всех уровней поставщиков материала;

- проведение аудитов всех источников снабжения материалами на предмет соответствия требованиям ГОСТ Р 58634, ГОСТ Р 58635, ГОСТ Р 58637, ГОСТ Р 58876, ГОСТ Р ЕН 9110, ГОСТ Р 58338;

- осуществление процесса закупки материала предпочтительно от изготовителя с правами ИС или уполномоченного им источника снабжения, в том числе изготовителя вторичного рынка с полномочиями от изготовителя с правами ИС, с контролем прослеживаемости до изготовителя с необходимыми правами и полномочиями;

- осуществление при необходимости процесса закупки материала в условиях отсутствия достоверных данных прослеживаемости до изготовителя с правами ИС или уполномоченного им источника снабжения проводить и документировать исчерпывающее исследование прослеживаемых альтернатив закупки материала, включая пересмотр проекта изделия, в котором применяется материал, для применения прослеживаемых материалов от законных обладателей ИС;

- осуществление при необходимости процесса закупки устаревшего материала, снятого с производства изготовителем с правами ИС, с учетом требований ГОСТ Р 27.203 и непосредственно от изготовителя вторичного рынка с полномочиями от изготовителя с правами ИС;

- осуществление при необходимости закупки материала из источников, не имеющих договорных отношений с правообладателями ИС на материал, с учетом рисков такой закупки;

- использование и документирование процессов менеджмента риска получения фальсифицированных, контрафактных, незаконно повторно введенного в оборот материала. Процессы менеджмента риска должны включать оценки соответствия материала установленным требованиям нормативных правовых документов, нормативной и технической документации, договора и прослеживаемости до изготовителя с необходимыми правами ИС или полномочиями;

- представление отчетности по всем случаям выявления контрафактных, фальсифицированных, сомнительных, в том числе незаконно повторно введенных в оборот, материалов;

- установление системы обучения задействованного персонала с учетом рекомендаций, приведенных в таблице 1, для вновь нанятого персонала - проведение обучения указанным в таблице 1 дисциплинам до допуска к работе;

- организацию процессов контроля и испытаний для подтверждения, что применяемые материалы не являются контрафактными, фальсифицированными, сомнительными или незаконно повторно введенными в оборот и что они отвечают требованиям соглашения о поставке.

 

Таблица 1

 

Рекомендации по обучению задействованного персонала

распознаванию контрафактных, фальсифицированных,

сомнительных, незаконно повторно введенных

в оборот материалов

 

Дисциплина или подразделение

Содержание обучения

Период обучения

Рекомендации

Разработка, производство материала, изделий с применением материала

Регистрация и защита объектов ИС, идентификация, маркирование, упаковывание, управление устареванием материала, выявление материала в незаконном обороте

Каждый год

Изменить период обучения на полугодовое (один раз каждые шесть месяцев), если подразделение показало плохую практику предотвращения незаконного оборота материала, контроля деятельности поставщиков и ведения записей

Снабжение, закупки

Прослеживаемость в цепи поставок, различия между источниками поставок, характеристики брокеров, типы дистрибьюторов (с полномочиями от обладателя ИС, без полномочий), изготовители с правами ИС и др. Признаки материала, находящегося в незаконном обороте

Каждый год

Изменить период обучения на полугодовое (один раз каждые шесть месяцев), если подразделение показало плохую практику выявления материала, находящегося в незаконном обороте, контроля деятельности поставщиков и ведения записей

Закупки по субконтрактам

Контроль сети снабжения материалом на предприятиях в рамках кооперации, порядок утверждения и контроля изменений нормативной и технической документации, относящихся к материалам, проводимых изготовителем и потребителем перед их внедрением

Каждый год

Проектирование продукции авиационной, оборонной и иной отрасли промышленности

Анализ долговременной доступности, управление устареванием материала, перепроектирование конструкции изделий с учетом рисков доступности и прослеживаемости материала на весь жизненный цикл изделий. Идентификация и маркирование материалов и продукции

Каждый год

Изменить период обучения на полугодовое (один раз каждые шесть месяцев), если подразделение показало плохую практику выявления материалов, находящихся в незаконном обороте, контроля деятельности поставщиков и ведения записей

Управление программой

Организация снабжения и контроля качества материала, порядок утверждения и аудита источников поставки, анализ рисков при отсутствии прослеживаемости до изготовителя. Управление устареванием для снижения рисков снабжения материалами, находящимися в незаконном обороте

Каждый год

Изменить период обучения на полугодовое (один раз каждые шесть месяцев), если подразделение показало плохую практику выявления материалов, находящихся в незаконном обороте, контроля деятельности поставщиков и ведения записей

Получение и входной контроль материала на предприятии-потребителе. Хранение. Комплектация

Порядок проведения визуального, неразрушающего и разрушающего контроля и испытаний материала, контроль обозначений, маркировки, этикеток, сертификатов соответствия и прослеживаемости, другой документации. Заключение по результатам контроля и испытаний

Каждый год

Качество поставщика

Оценка продукции на предмет наличия материалов, находящихся в незаконном обороте.

Контрольный лист проверки (аудита) поставщика.

Выявление, решение связанных проблем, управление корректирующими действиями

Каждый год

Подразделение производства изделий из материала

Общие навыки распознавания материала, находящегося в незаконном обороте, порядок докладов о любых признаках сомнительных и подтвержденных материалов в незаконном обороте.

Обзор результатов испытаний несоответствующих материалов и выявления низкого уровня характеристик, которые могут быть вызваны причинами, связанными с незаконным оборотом материала

Каждый год

Испытательное подразделение

Распознавание материалов, находящихся в незаконном обороте, анализ причин и последствий связанных с ними отказов

Каждый год

 

4.3 Защита прав ИС, включая права ИС разработчика и изготовителя материала, продукции, для изготовления которой используются материалы, должна начинаться с определения объектов ИС, подлежащих защите. Объектами ИС, относящимися к материалам, являются:

- объекты авторского права (произведения науки, относящиеся к материалам);

- секреты производства материалов (ноу-хау);

- товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, наименования мест происхождения материалов, коммерческие обозначения;

- научные открытия, относящиеся к материалам.

Перечисленные объекты ИС являются охраняемыми по закону результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации.

4.4 Следует иметь в виду, что правовая охрана предоставляется в силу самого факта их создания следующим объектам ИС, связанным с материалами:

- объекты авторского права;

- научные открытия.

После прохождения установленных процедур государственной регистрации и выдачи охранного документа правовая охрана предоставляется объектам патентного права, относящимся к материалам, средствам индивидуализации. Данные на охраняемые объекты ИС размещаются в национальной базе данных по предупреждению и пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности.

4.5 При необходимости данные на объекты ИС регистрируют и размещают в информационных ресурсах Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) - глобальных базах данных по образцам, товарным знакам, патентам.

4.6 Изготовители авиационной и иной техники гражданского, оборонного и двойного назначения, использующие материалы, должны контролировать (с участием специализированной организации, если привлекается) принадлежность первичному источнику поставки (изготовителю) прав ИС на произведенные материалы. Проверка регистрации прав ИС, установление законных правообладателей осуществляется по информационным ресурсам национальной базы данных по предупреждению и пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности и по информационным ресурсам глобальных баз данных ВОИС.

4.7 Изготовители авиационной и иной техники гражданского, оборонного и двойного назначения, использующие материалы, должны применять в своей организации (с участием специализированной организации, если привлекается) процессы, направленные на предотвращение приобретения контрафактных, фальсифицированных, сомнительных и незаконно повторно введенных в оборот материалов, а также поставки таких материалов в составе комплектов запасных частей, принадлежностей и материалов к своей продукции. Данные процессы включают:

- разработку и применение плана гарантирования закупок аутентичных материалов в соответствии с ГОСТ Р 58634;

- анализ потенциальных источников снабжения для определения вероятности доставки контрафактных, фальсифицированных, сомнительных и повторно незаконно введенных в оборот материалов;

- разработку и применение процесса утверждения поставщика, ведение реестра утвержденных поставщиков с указанием области действия, на которую распространяется утверждение, для гарантирования снабжения с наибольшей вероятностью аутентичными и соответствующими материалами;

- управление рисками, включая оценку риска и снижение риска в соответствии с планом гарантирования получения аутентичных материалов, когда прослеживаемость до утвержденного источника поставки в полной мере не достигается или такой источник недоступен;

- предъявление требований противодействия незаконному обороту материалов ко всем источникам поставки материалов и ведение мониторинга соответствия источников поставки указанным требованиям;

- установление документированного процесса предъявления в договоре о закупке требований к качеству материалов, относящихся к фальсифицированным и контрафактным материалам, незаконному повторному использованию материалов;

- установление документированных процессов верификации закупаемых материалов, которые предусматривают возможность выявления фальсифицированных, контрафактных, сомнительных, незаконно повторно используемых материалов до формальной приемки продукции, исследование данных по предшествующим результатам поставки, визуальные осмотры (включая исследования требований к маркировке и состояния маркировки, проверки достоверности данных с обращением в государственную, ведомственные, корпоративные автоматизированные системы прослеживаемости оборота продукции по ГОСТ Р 70740, если они применяются), проведение испытаний, неразрушающего контроля и разрушающих испытаний. Контроль аутентичности материалов должен продолжаться в эксплуатации, до списания и проведения утилизации материалов и изделий, из них изготовленных;

- установление документированных процессов, обеспечивающих контроль излишков и несоответствующих материалов для предотвращения попадания их в сеть снабжения при незаконных действиях, передачи потребителю для организации производства;

- установление документированного процесса движения материалов, в котором предусмотрено раздельное движение материалов с различным статусом вплоть до подтверждения их аутентичности или принадлежности к материалам, находящимся в незаконном обороте;

- изоляция сомнительных материалов до выяснения их статуса, контроль или уничтожение всех подтвержденных фальсифицированных, контрафактных, незаконно повторно введенных в оборот материалов для исключения их использования в составе продукции или повторного ввода в сеть снабжения;

- установление документированного процесса анализа отказов продукции на послепроизводственных стадиях их жизненного цикла на предмет возможной причины отказа, связанной с принадлежностью материалов к фальсифицированным, контрафактным, незаконно повторно введенным в оборот;

- установление документированного процесса отчетности, который должен гарантировать, что все случаи выявления фальсифицированных, контрафактных, незаконно повторно введенных в оборот материалов будут указаны в отчете, представляемом во внутренние подразделения организации, внешним потребителям, отраслевым организациям промышленности, государственным органам, уполномоченным в области контроля оборота материалов, правоохранительным органам.

4.8 Изготовители авиационной и иной техники гражданского, оборонного и двойного назначения, использующие материалы, должны применять в своей организации (с участием специализированной организации, если привлекается) процессы, направленные на проведение аудитов всех источников поставок материалов на соответствие установленным требованиям. Процессы должны гарантировать получение объективной оценки эффективности снижения рисков получения от поставщиков контрафактных, фальсифицированных и повторно незаконно введенных в оборот материалов.

4.9 Изготовители авиационной и иной техники гражданского, оборонного и двойного назначения, использующие материалы, должны установить и применять в своей организации процессы (с участием специализированной организации, если привлекается) прослеживаемости в цепи поставок материалов до изготовителя с правами ИС или изготовителя вторичного рынка в части идентификации наименования, места нахождения, адреса каждой организации-посредника, других данных в цепи поставок от изготовителя материала до источника непосредственной продажи - дистрибьютора, брокера. Если эта прослеживаемость не обеспечивается или документация вызывает подозрения в фальсификации, необходима документированная оценка риска. Процессы должны требовать документированную оценку рисков и план снижения рисков для каждого конкретного типа материала, для каждого случая, когда необходима закупка от иного поставщика, а не от изготовителя с правами ИС или утвержденного поставщика.

4.10 Прослеживаемость материалов, как правило, должна быть подтверждена документом о качестве, сертификатом соответствия, сертификатом прослеживаемости, упаковочным листом или другими средствами отслеживания материала назад до изготовителя, включая государственную, ведомственные автоматизированные системы прослеживаемости оборота материалов в соответствии с ГОСТ Р 70740, базы данных изготовителя и всех посредников в цепи поставок. Достоверность сведений в базе данных поставщика, относящихся к поступлению материалов от изготовителя с правами ИС, изготовителя вторичного рынка с полномочиями от изготовителя с правами ИС или уполномоченного изготовителем дистрибьютора, следует проверять путем обращения к указанному источнику материала с учетом критичности материала для надежности, безопасности, стоимости продукции потребителя материала.

Следует учитывать, что многие дистрибьюторы без полномочий от изготовителя с правами ИС не имеют возможности контролировать прослеживаемость материала до изготовителя. Цепь снабжения может быть длинной, и после определенного участника данные могут быть не доступны. В этом случае материал следует считать "сомнительным", а его запас должен рассматриваться как потенциально контрафактный или фальсифицированный. Потеря прослеживаемости материала до изготовителя также может быть связана со следующими причинами:

- низкая эффективность процессов производственной деятельности и сохранение записей у дистрибьюторов и других участников оборота материала, организованные не в соответствии с требованиями ГОСТ Р 58634;

- продажа излишков запасов участниками оборота материала и возвращение их в цепь снабжения без должного документирования;

- поставщик не утвержден, не имеет полномочий от изготовителя с правами ИС, не прошел сертификацию на соответствие ГОСТ Р 58338, не подвергался аудитам, и поэтому есть основания сомневаться, что материалы были получены напрямую от изготовителей, а выполненные операции хранения, обработки и прослеживаемости позволяют обеспечить качество материалов и доказать их происхождение. Для таких материалов возможно наличие скрытых повреждений от внешних воздействующих факторов и ненадлежащей обработки.

В указанных случаях следует признать потерю прослеживаемости материала, а сами материалы определять как "сомнительные". Непрослеживаемые материалы не могут применяться с расчетом получения тех же показателей надежности, что и прослеживаемые материалы.

4.11 Следует учитывать, что проблема устаревания материалов, применяемых для производства продукции, отнесенной к области определения стандарта, может привести к следующим случаям:

- устаревшие материалы отсутствуют или в ограниченных объемах представлены на рынке, их сложно найти и обеспечить снабжение из надежных источников (от дистрибьюторов, изготовителей вторичного рынка с полномочиями от изготовителя с правами ИС), которые могут прекратить их производство и продажи;

- долгий срок поставки, ограниченные партии поставки.

Указанные ситуации могут привести к существенному росту стоимости материала и привлекательности поставок для изготовителей фальсифицированных, контрафактных, незаконно повторно введенных в оборот материалов. Данные обстоятельства следует учитывать потребителям и изготовителям материалов в рамках мероприятий по управлению устареванием в соответствии с ГОСТ Р 27.203. Может потребоваться заключение соглашения с изготовителем о сохранении производства необходимых партий материала, создание запасов материала на обеспечение производства, ремонтов и технических обслуживании продукции до конца ее жизненного цикла, или решение проблемы устаревания путем перепроектирования продукции и замены материалов на современные. В условиях устаревания материала следует применять более сложные способы выявления фальсифицированных и контрафактных материалов; поскольку возрастает экономическая привлекательность изготовления материалов, находящихся в незаконном обороте, затрудняется их прослеживаемость до изготовителя.

4.12 Следует учитывать, что повторное введение в оборот материалов может быть осуществлено законным и незаконным образом. Переработанные повторно введенные в оборот материалы, имеющие маркировку с наименованием организации, осуществившей переработку, логотип и другое обозначение материала, поступающие с документами о качестве организации, осуществившей переработку, являются материалами, находящимися в законном обороте, если вся информация о переработке и характеристиках материалов достоверна и предоставлена потенциальному потребителю. Также законным является оборот материалов, извлеченных из изделий, если вся информация об источнике поступления и характеристиках материала достоверна и предоставлена потенциальному потребителю. Затраты на верификацию, риски применения таких материалов принимает потенциальный потребитель в случае принятия решения о закупке. Действия поставщика, направленные на сокрытие, искажение данных о повторно введенных в оборот материалах с намерением ввести в заблуждение потенциального потребителя, делают оборот материалов незаконным, а сами материалы должны быть признаны "сомнительными" с последующим выяснением их статуса.

4.13 Изготовители, потребители материала могут использовать внутреннюю практику повторного введения в оборот материала при производстве, ремонте своей продукции на предприятии или находящейся в применении, эксплуатации, используя свои внутренние средства и в контролируемых условиях, которые предполагают контроль прослеживаемости и условий законности повторного введения в оборот материала.