БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ 20793-2023. Межгосударственный стандарт. Тракторы и машины сельскохозяйственные. Техническое обслуживание

Приложение Г

(рекомендуемое)

 

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ РАБОТ ПО ВИДАМ ТЕХНИЧЕСКОГО

ОБСЛУЖИВАНИЯ ТРАКТОРОВ

 

Г.1 Техническое обслуживание тракторов при эксплуатационной обкатке

Г.1.1 При ТО тракторов для подготовки к эксплуатационной обкатке выполняют:

- осмотр и очистку трактора от пыли и грязи;

- удаление консервационных покрытий;

- осмотр и подготовку к работе аккумуляторных батарей;

- проверку уровня масла в составных частях трактора и при необходимости долив до номинального уровня;

- заправку охлаждающей жидкостью и топливом;

- смазку составных частей трактора;

- проверку и при необходимости подтяжку наружных резьбовых и других соединений;

- осмотр, прослушивание и проверку работы двигателя;

- проведение ЕТО двигателя (согласно РЭ на двигатель);

- проверку исправности работы приборов освещения и сигнализации, тормозной системы, рулевого управления и основных систем, и агрегатов трактора по показаниям контрольно-измерительных приборов (КИП) или на проверку работоспособности двигателя, рулевого управления, систем освещения и сигнализации, стеклоочистителя и тормозной системы;

- проверку давления в шинах и крепление колес;

- проверку комплектности, наличия защитных щитков и документации;

- устранение выявленных неисправностей.

Г.1.2 При ТО трактора во время проведения эксплуатационной обкатки выполняют:

- непрерывный контроль за показаниями приборов на приборной панели тракторов;

- проверку внешним осмотром отсутствия протечек топлива, масла и электролита и при необходимости устранение подтеканий;

- проверку уровня масла в поддоне картера двигателя и при необходимости долив до номинального уровня;

- проверку уровня охлаждающей жидкости в радиаторе и при необходимости долив до номинального уровня;

- проверку работоспособности двигателя, рулевого управления, систем освещения и сигнализации, стеклоочистителя и тормозов;

- дополнительно через три смены проверяют и при необходимости регулируют натяжение ремней привода вентилятора и генератора;

- устранение выявленных неисправностей.

Г.1.3 При ТО трактора по окончании эксплуатационной обкатки выполняют:

- осмотр и очистку трактора от пыли и грязи;

- экспресс-контроль моторного масла по "капельной пробе" в соответствии с приложением А для контроля состояния масла и двигателя и при необходимости:

а) очистку центробежного масляного фильтра и долив масла до номинального уровня;

б) очистку центробежного масляного фильтра и смену масла,

в) очистку центробежного масляного фильтра, промывку системы смазки и замену масла,

- проверку и при необходимости регулировку натяжения приводных ремней, момента затяжки шпилек крепления головок цилиндров двигателя, зазоров между клапанами и коромыслами механизма газораспределения двигателя, зазоров в муфте сцепления, механизмов управления трактором, тормозов, давления воздуха в шинах;

- ТО воздухоочистителя и при необходимости восстановление герметичности соединений впускного воздушного тракта;

- слив отстоя из фильтров очистки топлива, масла из тормозных отсеков заднего моста, конденсата из воздушных баллонов;

- проверку состояния, очистку поверхности аккумуляторных батарей, очистку и смазку клемм, очистку наконечников проводов, вентиляционных отверстий в пробках, долив дистиллированной воды;

- смазку составных частей трактора в соответствии с руководством по эксплуатации трактора (машины);

- подтяжку наружных креплений составных частей;

- осмотр и прослушивание в работе составных частей трактора;

- контроль функционирования двигателя, рулевого управления, тормозной системы, органов управления, систем освещения и сигнализации по показаниям штатных приборов и качественным признакам;

- устранение выявленных неисправностей.

Г.2 Техническое обслуживание тракторов при эксплуатации

Г.2.1 При ЕТО выполняют:

- очистку трактора от пыли и грязи;

- проверку осмотром протечек топлива, масла, электролита и при необходимости устранение подтеканий;

- проверку уровня и при необходимости долив масла до номинального уровня; допускается дозаправка двигателя маслом в течение смены;

- проверку уровня охлаждающей жидкости в радиаторе и при необходимости долив до номинального уровня;

- проверку уровня тормозной жидкости;

- проверку состояния шин;

- осмотр элементов гидросистемы;

- осмотр и прослушивание работы двигателя, рулевого управления, систем освещения, сигнализации, стеклоочистителя и тормозов, контроль по штатным приборам и качественным признакам;

- устранение выявленных неисправностей.

Г.2.2 При ТО-1 дополнительно к работам ЕТО выполняют:

- экспресс-контроль моторного масла по "капельной пробе" в соответствии с приложением А для контроля состояния масла и двигателя и при необходимости:

а) очистку центробежного масляного фильтра и долив масла до номинального уровня;

б) очистку центробежного масляного фильтра и смену масла,

в) очистку центробежного масляного фильтра, промывку системы смазки и замену масла,

- проверку масла в составных частях шасси трактора и при необходимости долив до номинального уровня;

- проверку и при необходимости очистку аккумуляторных батарей, вентиляционных отверстий в пробках, смазку клемм и наконечников проводов, долив дистиллированной воды;

- проверку и при необходимости регулировку натяжения приводных ремней;

- проверку давления воздуха в шинах и доведение его до нормы;

- смазку составных частей трактора в соответствии с руководством по эксплуатации трактора (машины);

- проверку работоспособности двигателя, давления масла в главной масляной магистрали прогретого двигателя на минимальной частоте холостого хода;

- проверку в движении работоспособности рулевого управления, систем освещения, сигнализации, стеклоочистителя, тормозов, механизма блокировки запуска двигателя;

- проверку засоренности воздухоочистителя и герметичности соединений впускного воздушного тракта;

- проверку продолжительности вращения ротора турбокомпрессора и центробежной очистки масла после остановки двигателя;

- устранение выявленных неисправностей.

Г.2.3 При ТО-2 дополнительно к работам ТО-1 выполняют:

- проверку и при необходимости регулировку зазоров между клапанами и коромыслами механизма газораспределения двигателя, зазоров в муфте сцепления двигателя и привода ВОМ, муфты сцепления увеличителя крутящего момента, зазоров в тормозе увеличителя крутящего момента, проверку натяжения приводных ремней;

- слив отстоя из фильтров грубой очистки топлива, масла из тормозных отсеков заднего моста, конденсата из воздушных баллонов;

- очистку фильтрующих элементов фильтра системы вентиляции и отопления кабины;

- проверку плотности электролита и при необходимости подзарядку аккумуляторных батарей или долив дистиллированной воды, прочистку дренажных отверстий генератора;

- проверку состояния масла по "капельной пробе" в составных частях шасси трактора в соответствии с приложением А и при необходимости долив масла до номинального уровня, или смену масла, или промывку системы смазки и смену масла;

- проверку и при необходимости регулировку свободного хода, усилия на ободе рулевого колеса, полного хода рычагов и педалей управления, усилия на рычагах и педалях управления движением и торможением, подшипников шкворней переднего моста, осевого зазора подшипников управляемых колес, схождения управляемых колес, натяжения гусениц и шплинтовку их пальцев;

- проверку и при необходимости подтяжку резьбовых и других соединений трактора;

- смазку составных частей трактора в соответствии с руководством по эксплуатации трактора (машины);

- проверку механизма блокировки запуска двигателя прослушиванием и осмотром;

- проверку работоспособности двигателя, давления масла в главной масляной магистрали прогретого двигателя на минимальной частоте холостого хода, засоренности воздухоочистителя и герметичности соединений впускного воздушного тракта прослушиванием и осмотром;

- устранение выявленных неисправностей.

Г.2.4 При ТО-3 дополнительно к работам ТО-2 выполняют:

- экспресс-контроль моторного масла по "капельной пробе" в соответствии с приложением А, для контроля состояния масла и двигателя и при необходимости выполнения соответствующего обслуживания системы смазки;

- проверку давления начала впрыскивания, качества распыления топлива и при необходимости регулировку форсунок, проверку и регулировку угла начала нагнетания топлива;

- проверку и регулировку тепловых зазоров механизма газораспределения двигателя;

- проверку и регулировку муфт сцепления двигателя, пускового устройства двигателя, привода ВОМ, увеличителя крутящего момента, тормоза увеличителя крутящего момента;

- проверку охлаждающей способности и при необходимости промывку системы охлаждения двигателя или долив охлаждающей жидкости до номинального уровня;

- замену фильтрующих элементов фильтра тонкой очистки топлива;

- слив отстоя из фильтров грубой очистки топлива, масла из тормозных отсеков заднего моста, конденсата из воздушных баллонов;

- очистку отверстий в пробках баков основного и пускового двигателей, очистку дренажных отверстий генератора;

- проверку плотности электролита, напряжения на батареях нагрузочной вилкой и при необходимости подзарядку аккумуляторных батарей или замену их заряженными, или долив дистиллированной воды;

- проверку состояния изоляции электропроводки, изолирование поврежденных мест;

- проверку зазоров между электродами свечи пускового двигателя и контактами прерывателя магнето,

- при каждом втором ТО-3 проверку агрегатов гидравлических систем;

- проверку масла в составных частях шасси трактора по "капельной пробе" в соответствии с приложением А и при необходимости смену или долив до номинального уровня;

- проверку и при необходимости регулировку свободного хода и усилия на ободе рулевого колеса, полного хода рычагов и педалей управления, усилия на рычагах и педалях управления движением и торможением, стояночного тормоза, подшипников шкворней управляемого моста, осевого зазора подшипников колес, схождения управляемых колес;

- проверку и при необходимости регулировку зазоров в подшипниках ведущего вала главных передач ведущих мостов;

- проверку подшипников промежуточной опоры карданной передачи, плотности посадки их фланцев;

- проверку состояния и износа шин, при необходимости устранение повреждений и доведение давления воздуха в них до нормы;

- проверку износа ведущих звездочек, износа и натяжения гусеничных цепей, шплинтовки их пальцев, при необходимости их перестановку, замену изношенных траков гусениц и пальцев;

- проверку подшипников направляющих колес и опорных катков, осевого перемещения кареток подвески, подшипников конечных передач;

- проверку и при необходимости подтяжку резьбовых и других соединений трактора;

- смазку составных частей трактора в соответствии с руководством по эксплуатации трактора (машины);

- проверку механизма блокировки запуска двигателя;

- проверку органолептически и инструментально агрегатов тракторов в работе:

а) двигателя на различных режимах, давления масла в главной масляной магистрали прогретого дизеля на минимальной частоте холостого хода; показаний контрольных приборов на соответствие нормам, при необходимости их заменяют; мощности двигателя и часового расхода топлива;

б) работу и при необходимости регулировку реле-регулятора;

в) работу рулевого управления, систем освещения, сигнализации, стеклоочистителя, механизма блокировки запуска двигателя;

г) работоспособности в движении трактора его агрегатов и систем, рабочих и стояночного тормозов;

- проверку при остановленном двигателе:

а) продолжительности вращения роторов турбокомпрессора и центробежного маслоочистителя;

б) герметичности пневмосистемы тормозов;

- устранение выявленных неисправностей.

Перед исчерпанием эксплуатационного ресурса агрегатов трактора проводят ресурсное диагностирование в соответствии с приложением Б.

Г.3 Основные работы при сезонном техническом обслуживании тракторов, машин

Г.3.1 При ТО-ОЗ тракторов выполняют:

- заправку системы охлаждения жидкостью, не замерзающей при низкой температуре;

- подключение индивидуального подогревателя и установку утеплительных чехлов;

- замену масел летних сортов на зимние в соответствии с РЭ тракторов, машин;

- замену дизельного топлива летнего сорта на топливо, рекомендуемое в регионе с его отрицательными температурами согласно требованиям ГОСТ 305;

- отключение радиатора охлаждения смазочной системы двигателя;

- установку винта сезонной регулировки реле-регулятора в положение "З" (зима) при комплектации генератором с регулировочным винтом;

- доводку плотности электролита в аккумуляторных батареях до зимней нормы;

- проверку и восстановление работоспособности средств облегчения пуска двигателя;

- проверку герметичности системы охлаждения, целостности изоляции электропроводки (визуально), зарядного тока генератора, напряжения и тока срабатывания реле-регулятора, работоспособности системы обогрева кабины (опробованием);

- очистку (замену) фильтров пневмосистемы, гидросистемы;

- смазку частей трактора (согласно РЭ);

- регулировку управления стояночным тормозом;

- устранение выявленных неисправностей.

Г.3.2 При ТО-ВЛ тракторов выполняют:

- снятие с трактора утеплительных чехлов;

- включение радиатора смазочной системы двигателя;

- отключение от системы охлаждения индивидуального подогревателя;

- замену масла зимнего сорта на летнее в соответствии с инструкцией по эксплуатации тракторов;

- дозаправку системы питания дизеля топливом летней марки в соответствии с требованиями ГОСТ 305;

- установку винта сезонной регулировки реле-регулятора в положение "Л" (лето) при комплектации генератором с регулировочным винтом;

- доводку плотности электролита в аккумуляторных батареях до летней нормы;

- проверку охлаждающей способности радиатора системы охлаждения, охлаждающей способности радиатора смазочной системы, целостности изоляции электропроводки (визуально), зарядного тока генератора, напряжения и тока срабатывания реле-регулятора;

- при необходимости удаление накипи из системы охлаждения;

- устранение выявленных неисправностей.

При использовании тракторов в южной климатической зоне выполнение сезонного ТО допускается исключать.

Г.4 Основные работы технического обслуживания тракторов в особых условиях эксплуатации

Г.4.1 При ТО трактора, используемого в условиях пустыни и песчаных почв, дополнительно выполняют:

- заправку двигателя маслом и топливного бака закрытым способом;

- через каждые три смены, а при наличии индикатора засоренности - при его срабатывании, обслуживание воздухоочистителя согласно положениям РЭ тракторов;

- через каждые три смены проверку уровня электролита и при необходимости долив дистиллированной воды в аккумуляторные батареи;

- при ТО-1 экспресс-контроль рабочих свойств и загрязненности моторного масла по "капельной пробе" на бумаге фильтровальной лабораторной и, при необходимости, замену масла,

- при ТО-1 проверку и, при необходимости, регулировку натяжения гусениц;

- при ТО-2 промывку сливной пробки топливного бака.

Г.4.2 При ТО трактора, эксплуатируемого при низких температурах, дополнительно выполняют:

- полную заправку баков топливом в конце смены;

- слив конденсата из баллонов пневматической системы;

- контроль и дозаправку системы охлаждения двигателя жидкостью, не замерзающей при низких температурах воздуха.

Г.4.3 При ТО трактора, работающего на каменистом грунте, дополнительно выполняют:

- ежесменно визуальную проверку отсутствия повреждений ходовой системы и защитных устройств трактора, а также сливных пробок картеров двигателя, заднего и переднего мостов, бортовых редукторов ведущих колес. Обнаруженные неисправности устраняют.

Г.4.4 При ТО трактора, оснащенного механической системой топливоподачи, эксплуатируемого в высокогорных условиях, дополнительно:

- изменяют угол начала подачи топлива и производительность топливного насоса двигателя в соответствии с рекомендациями предприятия-изготовителя и средней высотой расположения трактора над уровнем моря - по ГОСТ 18509.

Г.4.5 При ТО трактора, работающего на болотистых почвах, в лесу, дополнительно выполняют:

- ежесменно проверку и при необходимости очистку от грязи наружной поверхности систем охлаждения, смазки и ходовой части трактора;

- очистку трактора от порубочных остатков;

- после преодоления водных или заболоченных участков местности проверяют наличие воды в агрегатах силовой передачи и ходовой системы.

При обнаружении в них воды проводят слив ее отстоя и экспресс-контроль рабочих свойств масла и его обводненности по "капельной пробе" на бумаге фильтровальной лабораторной в соответствии с приложением А, а при отрицательном результате анализа замену масла.