ГОСТ 20793-2023. Межгосударственный стандарт. Тракторы и машины сельскохозяйственные. Техническое обслуживание
Приложение В
(рекомендуемое)
МЕТОДИКА НАЗНАЧЕНИЯ РАБОТ ТЕКУЩЕГО РЕМОНТА ТРАКТОРОВ
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ
В.1 Текущий ремонт, назначаемый по результатам диагностирования по изложенной ниже методике, предназначен для максимально возможной реализации эксплуатационного ресурса тракторов между капитальными их ремонтами.
В методике используются показатели:
- степень изношенности трактора, оцениваемая как сумма средневзвешенных нормированных остаточных ресурсов
его базовых агрегатов;
- коэффициент весомости агрегата (элемента) в технико-экономическом балансе трактора, учитывающий экономику последствий ресурсного отказа агрегата; значения
устанавливают расчетным путем по формуле (В.1); при этом соблюдается условие:
.
, (В.1)
где Si - балансовая стоимость i-го агрегата трактора и затраты на его обслуживание в доремонтный период;
- суммарная стоимость агрегатов и затраты на их обслуживание в доремонтный период.
Рекомендуемые значения коэффициентов весомости приведены в таблицах В.1 - В.3.
Tостi - остаточный ресурс i-го агрегата (элемента) трактора;
T0i - исходный ресурс нового агрегата (элемента) трактора;
n - количество агрегатов, учитываемых при оценке изношенности трактора (принимают не менее 4 - 5, наиболее полно представляющих трактор как систему);
q - степень восстановления эксплуатационного ресурса агрегатов трактора при их капитальном ремонте в конкретных условиях его проведения (q = 0,6; 0,8; 1,0);
CN - показатель риска потери продукции при простое трактора в полевых работах (CN = 24 - низкая, CN = 33 - средняя, CN = 44 - высокая урожайность).
Таблица В.1
Рекомендуемые значения коэффициентов весомости агрегатов
тракторов БЕЛАРУС и их аналогов
Агрегат | Двигатель | КП | Передний ведущий мост | Муфта сцепления с корпусом | Задний мост | Раздаточная коробка с карданным валом |
0,45 | 0,20 | 0,05 | 0,10 | 0,15 | 0,05 |
Таблица В.2
Рекомендуемые значения коэффициентов весомости агрегатов
тракторов КИРОВЕЦ и их аналогов
Агрегат | Двигатель ЯМЗ-238НД5 | КП | Передний ведущий мост | Задний ведущий мост | Карданные валы с промежуточными опорами |
0,25 | 0,50 | 0,10 | 0,10 | 0,05 |
Таблица В.3
Рекомендуемые значения коэффициентов весомости агрегатов
гусеничных тракторов
Агрегат | Д | КП | Задний мост | Конечные передачи | Ведущие колеса и гусеничные цепи |
0,37 | 0,07 | 0,13 | 0,20 | 0,23 |
Обоснование проводится по результатам ресурсного диагностирования тракторов при ТО-3 или при отказе агрегатов по величине средневзвешенного показателя изношенности трактора :
. (В.2)
В.2 Последовательность работ при определении показателя изношенности трактора
1. Определяют остаточные Tостi и номинальные T0i ресурсы основных агрегатов трактора.
2. С учетом весовых коэффициентов каждого агрегата по выражению (В.2) рассчитывают средневзвешенный нормированный показатель изношенности трактора
.
3. Численное значение изношенности , а также значения q и CN являются входом в диаграмму предельных значений изношенности трактора, представленной на рисунке В.1.
Рисунок В.1 - Области допустимых предельных значений
изношенности тракторов
Если рассчитанное значение изношенности будет принадлежать области "A" диаграммы, то наиболее эффективен полнокомплектный ремонт трактора.
В остальных случаях его работоспособность целесообразно восстанавливать текущим ремонтом.
При этом, если соответствует области "B", текущий ремонт целесообразно осуществлять капитально отремонтированными агрегатами.
В области "D" текущий ремонт целесообразен как капитально отремонтированными, так и новыми агрегатами.
Если показатель изношенности соответствует области "C", текущий ремонт трактора рекомендуется осуществлять только новыми агрегатами.
