БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ 20793-2023. Межгосударственный стандарт. Тракторы и машины сельскохозяйственные. Техническое обслуживание

Приложение Б

(рекомендуемое)

 

ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ И УВЕЛИЧЕНИЯ

ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО РЕСУРСА АГРЕГАТОВ ТРАКТОРОВ

И МАШИН ТРИБОТЕХНИЧЕСКИМИ СОСТАВАМИ

 

Б.1 Основные работы для определения технического состояния тракторов и машин при ресурсном диагностировании

Б.1.1 Перед исчерпанием нормативного эксплуатационного ресурса агрегатов тракторов и машин при соответствующих ТО-3 тракторов, ТО-2 машин следует проводить их ресурсное диагностирование.

Для определения остаточного ресурса, а также необходимости ремонта или возможности безразборного восстановления работоспособности неаварийных агрегатов триботехническими составами составные части тракторов, машин диагностируют в основном, встроенными, внешними средствами, а дополнительно органолептически по следующим параметрам:

- системы смазки и состояния картерного масла - органолептически по "капельной пробе масла", инструментально-стационарными спектральными системами, прибором ФЧМ-П, давлению масла нормальной вязкости в прогретой смазочной системе на минимальной частоте вращения коленчатого вала, по загрязненности масляных фильтров и реактивной масляной центрифуге, звуку и длительности ее вращения от остановки двигателя, осадку/шламу в масляном поддоне, выделению паров воды из сапуна или маслозаливной горловины, влажности поверхностей крышек клапанных коробок и т.п.;

- цилиндро-поршневой группы (ЦПГ) двигателя - по длительности пуска двигателя, расходу моторного масла на угар, расходу картерных газов, по цвету и интенсивности дыма отработавших газов, их цвету (бело-голубой, голубой, синий, серый, черный), наличию в них капель масла, частиц сажи; компрессии, вакууму остаточному, вакууму полному в цилиндрах, по концентрации продуктов износа ее деталей спектральным анализом масла стационарными спектральными системами или прибором ФЧМ-П. Остаточный ресурс двигателя обобщенно определяют по значениям расхода картерных газов, а отдельных цилиндров - по значениям вакуума остаточного и компрессии с помощью графика их взаимосвязи в соответствии с приложением Е;

- кривошипно-шатунного механизма двигателя - по давлению масла нормальной вязкости в прогретой смазочной системе на минимальной частоте вращения коленчатого вала, а также по стукам в коренных и шатунных подшипниках на минимальной и средней частотах вращения коленчатого вала холостого хода по концентрации продуктов износа его деталей спектральным анализом масла стационарными спектральными системами или прибором ФЧМ-П;

- цилиндро-поршневой группы (ЦПГ) и кривошипно-шатунного механизма двигателя - по показателям "капельной пробы" моторного масла на бумаге фильтровальной лабораторной в соответствии с приложением А, наличию металлических частиц в срезе осадка в роторе фильтра центробежной очистки масла с учетом времени его выбега после остановки дизеля, спектральным и другим инструментальным анализам моторного масла на наличие в нем загрязнений, воды, продуктов износа; загрязненности масляных фильтров, наличию осадка/шлама в масляном картере, по металлическим частицам на магните в сливной пробке по наличию следов воды на отпечатке выхода отработавших газов;

- системы воздухоподачи - по показателям дымности и температуры отработавших газов, разрежению за воздухоочистителем и показаниям индикатора загрязненности воздушных фильтров, давлению наддувочного воздуха, стабильности и интенсивности характерного звука работы турбокомпрессора, длительности его выбега после остановки двигателя; по снижению мощности двигателя;

- топливной системы - по снижению мощности двигателя, перерасходу топлива, характерным стукам при работе форсунок и вибрациям топливопроводов к ним, по показателям дымности отработавших газов и наличию в них частиц сажи, давлению топлива перед топливным насосом высокого давления; загрязненности топливных фильтров;

- механизм газораспределения двигателя - по характерным стукам, дымности и температуре отработавших газов;

- главной муфты сцепления и муфт поворота - по качественным признакам их работы, свободному и полному ходу их органов управления, запаху от перегрева фрикционных накладок;

- пускового двигателя - по качественным признакам его работы, показателям "капельной пробы" масла на бумаге фильтровальной лабораторной в соответствии с приложением А, спектральным и другим инструментальным анализам масла на наличие в нем загрязнений и продуктов износа;

- механической КП, главной передачи, других агрегатов силовой передачи:

а) по линейным и угловым зазорам в соединениях их составных частей, смещениям деталей под нагрузкой,

б) по показателям "капельной пробы" трансмиссионного масла на бумаге фильтровальной лабораторной в соответствии с приложением А,

в) по данным спектрального и другого инструментального анализа масла на наличие в нем загрязнений и продуктов износа,

г) по стукам в агрегатах и нагреву их подшипниковых опор, наличию металлических частиц на сливных пробках;

- гидравлической системы КП:

а) по параметрам давления масла,

б) по показателям "капельной пробы" масла на бумаге фильтровальной лабораторной в соответствии с приложением А,

в) по данным спектрального и другого инструментального анализа масла на наличие в нем загрязнений и продуктов износа,

г) по качественным признакам работы КП;

д) по загрязненности маслофильтров;

е) по металлическим частицам на сливной пробке;

- гидравлических систем рулевого управления, навесного оборудования, привода ВОМ:

а) по качественным признакам работы агрегатов, нагреву, вспениванию масла,

б) по показателям "капельной пробы" масла на бумаге фильтровальной лабораторной в соответствии с приложением А на наличие в масле загрязнений и продуктов износа;

в) по загрязненности маслофильтров;

г) по подаче масла их насосов,

- гидравлических систем трансмиссии комбайнов:

а) по параметрам рабочего давления,

б) по величинам утечек рабочей жидкости,

в) по нагреву насоса и мотора,

г) по показателям "капельной пробы" рабочей жидкости на бумаге фильтровальной лабораторной в соответствии с приложением А на наличие в нем загрязнений и продуктов износа;

д) по загрязненности масляных фильтров;

- агрегатов электрооборудования - по параметрам напряжения и силы тока, нагреву в работе и по другим качественным признакам;

- подшипниковых узлов ходовой части трактора, машины - по стукам в работе, осевым и радиальным зазорам, нагреву в работе, протечкам смазки и другим качественным признакам;

- гусеничных цепей и шин колес по износу рабочих поверхностей и повреждениям.

Б.1.2 Экспресс-оценку остаточного ресурса цилиндропоршневой группы тракторных и комбайновых двигателей проводят в соответствии с приложением Е.

Б.1.3 Определение технического состояния импортных тракторов, машин может включать другие работы согласно положениям РЭ на эти машины, в т.ч. согласно данным, получаемым с помощью бортовых систем контроля.

Б.2 Увеличение ресурса агрегатов машин триботехническими составами

Б.2.1 Для увеличения в послегарантийном периоде доремонтного, а также послеремонтного эксплуатационного ресурса агрегатов тракторов, машин при ТО-3 и текущем ремонте тракторов, ТО-2 самоходных машин вводят в картерные масла их агрегатов профилактические триботехнические составы в соответствии с приложением Ж.

Б.2.2 При исчерпании эксплуатационного ресурса агрегатов по результатам их ресурсного диагностирования для повышения работоспособности и продления срока службы неаварийных агрегатов вводят в их масла ремонтно-восстановительные триботехнические составы в соответствии с приложением Ж.