ГОСТ 20793-2023. Межгосударственный стандарт. Тракторы и машины сельскохозяйственные. Техническое обслуживание
Приложение А
(обязательное)
МЕТОДИКА ЭКСПРЕСС-КОНТРОЛЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОЧИХ СВОЙСТВ
МОТОРНЫХ МАСЕЛ ПО "КАПЕЛЬНОЙ ПРОБЕ" НА БУМАГЕ
ФИЛЬТРОВАЛЬНОЙ ЛАБОРАТОРНОЙ
Методика основана на визуальной оценке масляного пятна после распространения капли масла на бумаге фильтровальной лабораторной по ГОСТ 12026. В методике учтены рекомендации ГОСТ 28365, а также стандартов, действующих в государствах - участниках Соглашения.
А.1 Последовательность работ
А.1.1 После остановки прогретого двигателя берут порцию картерного масла и оценивают масло на цвет (белесый, серый, черный), на прозрачность, однородность, наличие взвеси, осадка, воды. Капельной пробой испытывать чрезмерно загрязненное, обводненное, вспененное, расслаивающееся масло не целесообразно. Такое масло подлежит удалению из двигателя, а система смазки двигателя подлежит тщательной промывке.
А.1.2 Квадрат фильтровальной бумаги размером 60x60 мм кладут в теплом помещении периферией на горизонтальную подставку (кольцо диаметром 50 мм) так, чтобы масляное пятно при растекании на бумаге ничего не касалось.
Третью каплю горячей (или теплой) пробы масла с медной проволоки диаметром 3 мм в теплом помещении с высоты 3 - 5 см наносят на центр фильтровальной бумаги.
А.1.3 После расплывания масла на бумаге в течение 10 - 15 мин на масляном пятне (рисунок А.1) оценивают:
- d3 - максимальный диаметр внешнего кольца чистого масла (рисунок А.1, пятна 1, 2);
- d2 - наружный диаметр кольца загрязненного масла или кольца зоны диффузии (проникновения) загрязнений масла в фильтровальную бумагу (рисунок А.1, пятна 3 - 6);
- d1 - диаметр ядра масляного пятна, окаймленного узким кольцом (краевой зоной) загрязнений, которые крупнее пор фильтровальной бумаги и в нее не проникают (рисунок А.1, пятна 2 - 5).
Примечания
1 Чистое масло дает пятно (рисунок А.1, пятно 1), испаряющееся, исчезающее с бумаги через 2 - 5 дней.
2 Высоко- и среднещелочные масла образуют на фильтровальной бумаге "водяные знаки" (рисунок А.1, пятна 1, 2) в результате реакции щелочных присадок масла с основой фильтровальной бумаги; степень отчетливости "водяных знаков" соответствует степени запаса щелочных и других рабочих свойств масла.
3 После непродолжительной работы масла и накопления в нем загрязнений более 0,05% внешнее кольцо чистого масла на масляном пятне (рисунок А.1, пятна 3 - 5) не образуется.
4 Вместе с бумагой фильтровальной лабораторной дополнительно можно использовать ее неплотные аналоги, белую и черную ситцевую ткань. На них отдельно выявляют: на плотной бумаге - степень обводнения масла, на белой ткани - степень загрязнения и коагуляции частиц масел, на черной ткани выявляют наличие светлых частиц износа.
А.1.4 Оценивая изменение диаметров d3, d2 и d1 масляного пятна, исчезновение наружного кольца чистого масла, интенсивность потемнения пятна, слияние зоны диффузии загрязнений с ядром, отклонение формы масляного пятна от круга, характеризуют следующие показатели масла:
- диспергирующе-стабилизирующие (ДСС) или моющие свойства по степени уменьшения наружного диаметра пятна d3, так как ухудшение ДСС обусловливает образование все более крупных частиц (коагуляцию) загрязнений масла, которые не могут проникать в поры фильтровальной бумаги на большие расстояния; при полной потере ДСС и превращении масла в шлам капля масла по бумаге не распространяется, масло - брак, а двигатель может быть в аварийном состоянии;
- загрязнение масла, по мере потемнения и почернения масляного пятна;
- обводнение, если в самом начале распространения капли масла по бумаге из нее выходят узкие струйки воды, а после полного образования масляного пятна оно имеет неровную периферию, с подтеками.
Примечание - Значительное обводнение масла проявляется только в самом начале распространения капли по бумаге, а при незначительном обводнении вода из горячего масла быстро испаряется;
- перегрев масла и двигателя, если масляное пятно приобретает нехарактерный для свежего масла желтый, светло-коричневый или коричневый оттенок.
Динамика размера, формы и цвета масляных пятен "капельной пробы" по мере безаварийной работы двигателя приведена на рисунке А.1.
1 - практически свежее масло; 2 - классическая "капельная
проба" с наружным кольцом чистого масла, с внутренним
кольцом незначительно загрязненного масла (зона диффузии),
со светло-серым ядром и "водяными знаками";
3, 4 - отсутствие внешнего кольца чистого масла, уменьшение
диаметра пятна из-за укрупнения механических примесей
вследствие уменьшения ДСС; 5 - неровная форма ядра и всего
пятна из-за обводнения масла; пятна 4 и 5 - предельное
состояние масла; 6 - "свертывание капельной пробы",
т.е. капля по фильтровальной бумаге не распространяется
из-за образования шлама при длительном обводнении масла
Рисунок А.1 - Характеристика масляных пятен
Масло, дающее пятно 6, может представлять золотистую расслаивающуюся жидкость с донным шламом, обусловливающую аварию двигателя; если масляное пятно имеет нехарактерный для свежего масла желтый, коричневый или темно-коричневый цвет, то это свидетельствует о значительной окисленности масла вследствие аварийного перегрева двигателя.
Количественная характеристика пятен 1 - 6 рисунка А.1 приведена в таблице А.1.
Таблица А.1
Характеристика оптической плотности и размеров масляных
пятен "капельной пробы" моторного масла
N пятна | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Примерная оптическая плотность зоны диффузии пятна по индикатору загрязненности жидкостей (ИЗЖ), % | 0,22 | 0,60 | 1,60 | 2,40 | 3,20 | 4,00 |
Примерный относительный диаметр d3 пятна, % | 100 | 90 | 80 | 65 | 45 | 10 |
Примерная оценка "капельной пробы", баллы | 1 | 1,5 - 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
На рисунке А.2 приведено обозначение структурных компонентов масляного пятна.
1 - ядро (центр) (Я); 2 - краевая зона или кольцо вокруг
ядра (К), d1; 3 - зона диффузии загрязненного масла (Г), d2;
4 - зона диффузии чистого масла (Ч), d3
Рисунок А.2 - Обозначение структурных компонентов
масляного пятна
Показатели к балльной оценке масла по "капельной пробе" приведены в таблицах А.2 и А.3.
Таблица А.2
Показатели для балльной оценки масел с присадками
по "капельной пробе"
Части пятна | Характеристика частей масляного пятна по номерам пятен для балльной оценки масла по "капельной пробе" | |||||
1; 1 балл | 2; 2 балла | 3; 3 балла | 4; 4 балла | 5; 5 баллов | 6; 6 баллов | |
Я | Светлое | Темно-серое | Черное | Густо-черное | Густо-черное, мазеобразное с крупинками механических примесей | Капля не расплывается, растекается только вода |
К | Отсутствует | Темно-серое | Темно-черное | Ядро и кольцо слитны | Ядро не просматривается | - |
Г | Отсутствует | Серое или темно-серое | Черное | |||
Ч | Пятно светлое и исчезает через 2 - 5 дней | Светлое | Светлое, исчезающее | Отсутствует | Отсутствует |
Таблица А.3
Показатели к оценке работоспособности моторных масел
по "капельной пробе"
Показатели масла | Способ экспресс-определения | Значения показателей для масел | ||
Свежего | Рабочего | Брак | ||
Моюще-диспергирующие свойства | Определяют отношение диаметров колец: внутреннего кольца к ядру; внешнего кольца к внутреннему. Нормальные значения 1,5 ... 1,2 | См. пятна 1, 2 | См. пятна 3, 4 | См. пятна 5, 6 |
Обводненность | Наличие рваных краев пятна, потрескивание или вспенивание, бурление масла от 95 °C до 180 °C | Нет | Нет | 10 тресков на 1 мл масла; пена или бурление |
Загрязненность | Цвет масляного пятна | Светлый | Серый | Черный с отблеском |
Разжижение | Температура вспышки масла при медленном нагреве от 160 °C | 205 - 240 °C | 175 °C | 165 °C |
Перегрев ДВС | Отклонение цвета масляного пятна от бесцветного, серого или черного | - | Без окраски | Желтый, светло-коричневый |
А.1.5 По мере работы масла цвет его пятна от светлого переходит к светло-серому, серому, темному, черному, густо-черному и непрерывно уменьшается в диаметре; при потере ДСС частицы примесей коагулируются, увеличиваются в размере и мало проникают в поры бумаги, а капля масляного шлама по бумаге не распространяется; степень отчетливости "водяных знаков" на бумаге примерно соответствует степени запаса рабочих свойств масла.
