ГОСТ 20793-2023. Межгосударственный стандарт. Тракторы и машины сельскохозяйственные. Техническое обслуживание
6.2 Требования безопасности к органам управления при техническом обслуживании тракторов и машин
6.2.1 Органы управления тракторов, машин должны быть исправными и безопасными для оператора трактора, машины и соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.019.
Органы управления тракторов, машин не должны допускать запуск пусковых и основных двигателей при включенной передаче трактора, машины.
6.2.2 Включение в работу узлов и агрегатов тракторов, машин должно быть плавным, без заеданий органов управления, без рывков и стука в узлах и агрегатах. Муфта сцепления двигателя должна легко и полностью выключаться, а при нормальном включении обеспечивать плавное начало движения трактора, машины.
Буксование главной муфты сцепления в установившемся режиме работы трактора, машины при полной нагрузке, при максимальном крутящем моменте двигателей не допускается.
6.2.3 Гидростатические трансмиссии самоходных машин должны обеспечивать их равномерное движение, соответствующее управляющему действию и величине сопротивления движению машин.
6.2.4 Свободный ход рычагов управления тракторов, машин должен соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.120.
6.2.5 После регулирования пальцы рычагов управления тракторов, машин должны быть зашплинтованы, резьбовые соединения надежно законтрены, а открытые резьбы покрыты консистентной смазкой.
6.2.6 Тормозные системы тракторов, машин должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.019, контролируемым органами государственного надзора.
6.2.7 Движение тракторов и самоходных машин без воздействия оператора на органы управления должно быть прямолинейным.
При воздействиях на органы управления поворотом способами, указанными в РЭ, тракторы и машины должны изменять направление движения в соответствии с приемом и мерой воздействия на органы управления поворотом.
6.2.8 При включенной главной муфте сцепления при полном включении рабочей тормозной системы тракторы и машины должны останавливаться.
При плавном включении рабочей тормозной системы торможение должно плавно возрастать.
6.2.9 Рабочее давление воздуха в тормозных системах должно соответствовать нормам, предусмотренным в РЭ тракторов, машин.
6.2.10 Свободный ход органов управления тормозной системы должен соответствовать нормам, установленным в РЭ тракторов, машин.
6.2.11 Подушки педалей тормозов должны находиться в одной плоскости. Допустимое отклонение - не более 3 мм.
6.2.12 Переключение всех передач, включение ВОМ (при его выключенной муфте сцепления), включение и выключение механизма блокировки межколесного дифференциала должно происходить без заеданий и заклинивания.
6.2.13 Самопроизвольное выключение и включение КП не допускается.
6.2.14 Шум работы зубчатых колес КП на всех передачах должен быть ровным, без резких, выделяющихся из общего тона, шумов и металлического стука.
6.2.15 Управление двигателями должно обеспечивать полное выключение подачи топлива, максимальную подачу и фиксацию органа управления подачей в любом заданном положении.
6.2.16 Органы управления подачей топлива должны перемещаться свободно; зависание педалей, застопоривание рукояток в промежуточном положении не допускается. При максимальной подаче топлива органы управления должны опираться на ограничители.
6.2.17 Люфт поворота рулевых колес при работающих двигателях не должен превышать 25° по ГОСТ 12.2.019.
Осевой люфт рулевого колеса не допускается.
6.2.18 Вал рулевого управления должен вращаться свободно. Заедание его карданного вала не допускается.
6.2.19 Неисправности усилителя рулевого управления трактора, машины не допускаются.
6.2.20 Ослабление крепления органов рулевого управления, изгибы, трещины, повреждения резьбы, поломки или отсутствие шплинтов деталей рулевого управления, отсутствие соответствующих пыльников не допускаются.
6.2.21 Шаровые шарниры рулевой трапеции должны обеспечивать свободное поворачивание колес во всех направлениях без люфта. Схождение управляемых колес должно соответствовать нормам, установленным в РЭ тракторов, машин.
6.2.22 Все механизмы гидравлических систем тракторов, машин должны легко включаться и выключаться.
6.2.23 Запорные устройства рукавов высокого давления не должны иметь подтеканий рабочих жидкостей.
6.2.24 Изменение скорости движения тракторов, машин, частоты вращения рабочих органов, работа гидроусилителя рулевого управления, автоматического регулятора загрузки и силового регулятора, подъем и опускание навесного оборудования должны быть плавными, без рывков.
6.2.25 Шины колес должны иметь высоту протектора не менее значений, указанных в индивидуальных РЭ тракторов, машин.
Местные повреждения (пробоины, порезы, разрывы), обнажающие корд, расслоение протектора и боковин шин колес не допускаются.
Отсутствие болтов, гаек крепления, трещины, погнутости, вмятины и сквозная коррозия дисков и ободов колес не допускаются.
6.2.26 Давление воздуха в шинах колес должно соответствовать нормам, установленным в индивидуальных РЭ тракторов, машин.
6.2.27 Поворотные цапфы управляемых колес должны поворачиваться свободно, без заеданий.
