ГОСТ Р ИСО 4210-2-2023. Национальный стандарт Российской Федерации. Велосипеды. Требования безопасности для велосипедов. Часть 2. Требования к городским, трекинговым (гибридным), подростковым, горным и гоночным велосипедам
4.10 Колеса и узел колесо/шина
4.10.1 Узел колесо/шина. Радиальное и боковое биение
При измерениях по методу, описанному в ИСО 4210-7:2014 (подраздел 4.1), биение не должно превышать предельных значений, указанных в таблице 7.
Таблица 7
Узел колесо/шина. Радиальное и боковое биение
Тип велосипеда | Городские и трекинговые (гибридные) велосипеды | Подростковые велосипеды | Горные велосипеды | Гоночные велосипеды | |
Радиальное и боковое биение, мм | при наличии ободного тормоза | 1 | 1 | 1 | 0,7 |
при отсутствии ободного тормоза | 2 | 2 | 2 |
4.10.2 Узел колесо/шина. Зазоры
Необходимо, чтобы регулировка колесного узла велосипеда обеспечивала зазоры между шиной и любым элементом рамы или вилки или передним брызговиком и его крепежными болтами не менее значений зазоров, указанных в таблице 8.
Таблица 8
Узел колесо/шина. Зазоры
Тип велосипеда | Городские и трекинговые (гибридные) велосипеды | Подростковые велосипеды | Горные велосипеды | Гоночные велосипеды |
Зазор, мм | 6 | 6 | 6 | 4 |
Примечание - В том случае, когда велосипед имеет раму или вилку, оборудованные упругими элементами, значения зазоров, приведенные в таблице 8 применяют к элементам подвески в сжатом виде. Значения зазоров для рамы или вилки под нагрузкой указаны в ИСО 4210-6:2014 (приложение C, подпункт 4.9.3.1).
4.10.3 Узел колесо/шина. Статические испытания на прочность
При испытаниях по методу, описанному в ИСО 4210-7:2014 (подраздел 4.2), недопустимы изломы какой-либо части колеса, а также остаточная деформация, измеренная в точке приложения испытательной нагрузки к ободу, не должна превышать значений, указанных в таблице 9.
Таблица 9
Значения остаточной деформации
Тип велосипеда | Городские и трекинговые (гибридные) велосипеды | Подростковые велосипеды | Горные велосипеды | Гоночные велосипеды |
Остаточная деформация, мм | 1,5 | 1,5 | 1 | 1 |
4.10.4 Колеса. Средства фиксации
4.10.4.1 Общие требования
Безопасность фиксации колеса обеспечивается комбинацией конструкций колеса, устройства фиксации и пазов в раме для закрепления оси колеса. Колеса следует закрепить в раме и вилке велосипеда таким образом, чтобы после установки и регулировки в соответствии с инструкцией изготовителя обеспечивалось соответствие 4.10.4.2, 4.10.4.3 и 4.10.5.
Момент откручивания колесных гаек должен составлять как минимум 70% от момента их затяжки, рекомендованного изготовителем.
При использовании быстросъемного крепления оно должно отвечать требованиям 4.10.5.
4.10.4.2 Фиксация колеса при затянутых средствах фиксации
При испытаниях по методу, описанному в ИСО 4210-7:2014 (подраздел 4.3), недопустимо относительное перемещение между осью и передней вилкой/рамой.
4.10.4.3 Фиксация переднего колеса при незатянутых средствах фиксации
Велосипед оснащают дополнительным средством фиксации, которое удерживает переднее колесо в пазах вилки, даже когда основное средство фиксации находится в незатянутом (незапертом) состоянии.
Если применены резьбовые оси и гайки, в условиях, когда гайки отвинчены не менее чем на 360° от положения затяжки пальцами без помощи инструмента, а тормозная система отсоединена или отпущена, колесо не отсоединяют от передней вилки в течение 1 мин при радиальном усилии 100 Н, направленном наружу в сторону выведения оси из пазов передней вилки.
Если применены крепления для быстрого съема, в условиях, когда рычаг такого крепления полностью отпущен, а тормозная система отсоединена или отпущена, колесо не отсоединяют от передней вилки в течение 1 мин при радиальном усилии 100 Н, направленном наружу в сторону выведения оси из пазов передней вилки.
4.10.5 Колеса. Крепления для быстрого съема. Функциональные характеристики
Любые крепления для быстрого съема имеют следующие функциональные характеристики:
a) они регулируются, чтобы обеспечивать плотность затяжки;
b) их форма и маркировка ясно указывают на то, в каком положении находится крепление - в отпущенном или затянутом;
c) при регулировке рычага усилие, требуемое для затяжки правильно отрегулированного рычага, не превышает 200 Н; при этом в креплении для быстрого съема недопустима остаточная деформация;
d) усилие разжатия затянутого крепления для быстрого съема не превышает 50 Н;
e) крепление для быстрого съема, приводимое в действие рычагом, выдерживает без разрушений и остаточной деформации усилие затяжки не менее 250 Н, прилагаемое при условии регулировки, при которой рычаг еще не доводится до упора при данном усилии;
f) фиксация колеса при полностью зажатом креплении для быстрого съема отвечает требованиям 4.10.4.4;
g) фиксация переднего колеса при полностью разжатом креплении для быстрого съема отвечает требованиям 4.10.4.3.
Усилие, прилагаемое к рычагу, как указано в перечислениях c), d) и e), прикладывают на расстоянии 5 мм от конца рычага.