БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р ИСО 4210-2-2023. Национальный стандарт Российской Федерации. Велосипеды. Требования безопасности для велосипедов. Часть 2. Требования к городским, трекинговым (гибридным), подростковым, горным и гоночным велосипедам

4.7 Рулевое управление

 

4.7.1 Рукоятки руля. Размеры

Размеры руля по концам рукояток должны находиться в диапазоне от 350 до 1000 мм, за исключением случаев, когда национальное законодательство предписывает иные значения.

Регулируют высоту руля до наивысшего положения, а седла - до самого низкого положения для нормальной посадки велосипедиста при движении, как указано изготовителем [раздел 5, перечисление c)]. Измеряют вертикальное расстояние от центра и верхней части рукоятки руля до точки, где поверхность седла пересекается осью подседельного штыря (см. рисунок 3). Этот размер не должен превышать 400 мм.

 

ГОСТ Р ИСО 4210-2-2023. Национальный стандарт Российской Федерации. Велосипеды. Требования безопасности для велосипедов. Часть 2. Требования к городским, трекинговым (гибридным), подростковым, горным и гоночным велосипедам

 

Рисунок 3 - Вертикальное расстояние от центра

и верхней части рукоятки руля до поверхности седла

 

4.7.2 Рукоятки и заглушки на концах руля

Концы руля снабжают рукоятками или концевыми заглушками. При испытании по методу, описанному в ИСО 4210-5:2014 (пункты 4.1.1 и 4.1.2), рукоятки или заглушки должны выдерживать указанные усилия снятия.

4.7.3 Шток руля. Метка минимальной допустимой глубины закрепления или механический ограничитель

Шток руля снабжают одним из двух следующих альтернативных средств обеспечения безопасной глубины погружения в шток вилки:

a) постоянной поперечной меткой длиной не менее наружного диаметра штока, которая четко указывает минимальную глубину погружения штока руля в шток вилки. Метка должна находиться на расстоянии, не менее чем в 2,5 раза превышающем наружный диаметр штока руля от нижней части штока, и ниже метки должна, по меньшей мере на протяжении длины, равной одному диаметру штока, продолжаться цилиндрическая поверхность материала штока руля;

b) механическим ограничителем, предотвращающим полное извлечение штока руля из штока вилки, и при этом в момент упора в штоке вилки должна оставаться часть штока руля длиной меньше указанной в перечислении a).

4.7.4 Соединение штока руля со штоком вилки. Требования к фиксации

Размер g (см. рисунок 4) от верха штока руля до верхней поверхности держателя руля при их соединении с помощью стяжных болтов - не более 5 мм.

Верхняя часть штока руля, к которой с помощью стяжных болтов крепится держатель руля, не должна иметь наружную резьбу.

Размер g должен обеспечивать необходимую регулировку рулевого управления.

Примечание - Для штоков руля, изготовленных из алюминиевых сплавов или композитных материалов, следует исключить наличие внутренних устройств, которые могли бы повредить внутреннюю поверхность штока руля.

 

ГОСТ Р ИСО 4210-2-2023. Национальный стандарт Российской Федерации. Велосипеды. Требования безопасности для велосипедов. Часть 2. Требования к городским, трекинговым (гибридным), подростковым, горным и гоночным велосипедам

 

g - размер от верха штока руля до верхней поверхности

держателя руля; 1 - держатель руля; 2 - верхнее продолжение

штока руля; 3 - дистанционные кольца; 4 - рулевая колонка;

5 - головная труба рамы

 

Рисунок 4 - Соединение штока руля и держателя руля

 

4.7.5 Стабильность рулевого управления

Необходимо, чтобы рулевое управление обеспечивало свободный поворот руля по меньшей мере на угол ГОСТ Р ИСО 4210-2-2023. Национальный стандарт Российской Федерации. Велосипеды. Требования безопасности для велосипедов. Часть 2. Требования к городским, трекинговым (гибридным), подростковым, горным и гоночным велосипедам по обе стороны от прямого положения и не имеющего заеданий, затрудненного перемещения или люфта в подшипниках при правильной регулировке. Значения угла ГОСТ Р ИСО 4210-2-2023. Национальный стандарт Российской Федерации. Велосипеды. Требования безопасности для велосипедов. Часть 2. Требования к городским, трекинговым (гибридным), подростковым, горным и гоночным велосипедам приведены в таблице 4.

Минимум 25% от общей массы велосипеда и велосипедиста должны приходиться на переднее колесо, когда велосипедист держится за рулевые ручки и сидит в седле, причем и седло и велосипедист находятся в крайнем заднем положении.

Примечание - Рекомендации по геометрии рулевого управления приведены в приложении A.

 

Таблица 4

 

Значения углов поворота руля

 

Значения угла в градусах

 

Тип велосипеда

Городские и трекинговые (гибридные) велосипеды

Подростковые велосипеды

Горные велосипеды

Гоночные велосипеды

Угол поворота руля ГОСТ Р ИСО 4210-2-2023. Национальный стандарт Российской Федерации. Велосипеды. Требования безопасности для велосипедов. Часть 2. Требования к городским, трекинговым (гибридным), подростковым, горным и гоночным велосипедам

60

60

30

30

 

4.7.6 Рулевое управление. Испытания на прочность и безопасность

4.7.6.1 Держатель руля. Испытание на изгиб от поперечной вертикальной силы

4.7.6.1.1 Общие положения

Данные испытания предназначены для изготовителей, не производящих сам стержень руля.

4.7.6.1.2 Требования

При испытаниях по методу, описанному в ИСО 4210-5:2014 (подраздел 4.2), недопустимы трещины, изломы держателя руля, а также остаточная деформация, превышающая 10 мм в точках приложения испытательной нагрузки в направлении приложения этой нагрузки. Держатели руля могут оказать влияние на повреждение при испытаниях самого руля, но руль обычно не влияет на повреждение при испытаниях держателя руля. По этой причине руль следует всегда испытывать в сборе с держателем, однако держатели руля допускается испытывать с использованием полнотелого стержня вместо реального руля.

4.7.6.2 Руль с держателем в сборе. Испытания на изгиб от поперечной вертикальной силы

4.7.6.2.1 Общие положения

Данные испытания предназначены для изготовителей, производящих руль вместе с держателем, или для изготовителей велосипеда.

4.7.6.2.2 Требования

При испытаниях по методу, описанному в ИСО 4210-5:2014 (подраздел 4.3), недопустимы трещины, изломы руля, держателя руля и зажимного болта, а также остаточная деформация в точках приложения испытательной нагрузки, превышающей 15 мм.

4.7.6.3 Руль-держатель. Испытания на изгиб от продольной изгибающей силы

4.7.6.3.1 Общие требования

Проводят испытания в два этапа с использованием тех же узлов в соответствии со следующими предписаниями.

4.7.6.3.2 Требования для этапа испытаний 1

При испытаниях по методу, описанному в ИСО 4210-5:2014 (пункт 4.4.1), недопустимы трещины, изломы, а также остаточная деформация в точках приложения испытательной нагрузки в направлении действия испытательной нагрузки, превышающая 10 мм.

4.7.6.3.3 Требования для этапа испытаний 2

При испытаниях по методу, описанному в ИСО 4210-5:2014 (пункт 4.4.2), недопустимы трещины и изломы.

4.7.6.4 Руль по отношению к держателю руля. Испытание на надежность соединения при скручивании

При испытаниях по методу, описанному в ИСО 4210-5:2014 (подраздел 4.5), недопустимо проворачивание руля по отношению к держателю руля.

4.7.6.5 Руль по отношению к штоку вилки. Испытание на надежность соединения при скручивании

При испытаниях по методу, описанному в ИСО 4210-5:2014 (подраздел 4.6), недопустимо проворачивание держателя руля по отношению к штоку вилки.

4.7.6.6 Рулевые окончания по отношению к рулю. Испытание на надежность соединения при скручивании

При испытаниях по методу, описанному в ИСО 4210-5:2014 (подраздел 4.7), недопустимо проворачивание рулевых окончаний по отношению к рулю.

4.7.6.7 Аэродинамические элементы по отношению к рулю. Испытание на надежность соединения при скручивании

В том случае, когда на руле могут быть установлены аэродинамические элементы, соединение аэродинамических элементов/руля/держателя руля должно выдерживать нижеописанное испытание на надежность соединения.

При испытаниях по методу, описанному в ИСО 4210-5:2014 (подраздел 4.8), недопустимы перемещения аэродинамических элементов по отношению к рулю и руля по отношению к держателю руля.

4.7.7 Руль с держателем в сборе. Испытания на усталостную прочность

4.7.7.1 Общие требования

Держатель руля может влиять на разрушения при испытании руля, и по этой причине руль всегда следует испытывать закрепленным в держателе, однако допускается испытание держателя с использованием полнотелого стержня вместо реального руля и с рукоятками руля или рулевыми окончаниями, размеры которых соответствуют рукояткам руля или рулевым окончаниям, предназначенным для данного держателя руля.

Когда испытания на усталостную прочность проводят только для держателя руля, изготовитель держателя указывает тип и размеры руля, для которого предназначен держатель, при этом испытания проводят для наихудшей комбинации этих деталей.

Проводят испытания в два этапа с использованием тех же узлов.

4.7.7.2 Требования для этапов испытаний 1 и 2

При испытаниях по методу, описанному в ИСО 4210-5:2014 (пункты 4.9.1 и 4.9.2), недопустимы трещины, изломы в любом месте руля, держателя руля или разрушение любых болтов крепления.

Для рулей и держателей руля из композитных материалов текущая величина амплитуды перемещения в точках приложения испытательной нагрузки не превышает исходную величину амплитуды в начале испытаний более чем на 20%.

TOC