БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р ИСО 4210-2-2023. Национальный стандарт Российской Федерации. Велосипеды. Требования безопасности для велосипедов. Часть 2. Требования к городским, трекинговым (гибридным), подростковым, горным и гоночным велосипедам

4.6 Тормоза

 

4.6.1 Тормозные системы

Велосипед оснащают как минимум двумя независимо управляемыми тормозными системами. По крайней мере одна должна воздействовать на переднее колесо и одна на заднее колесо. Тормозные системы должны работать независимо друг от друга и отвечать требованиям к торможению, приведенным в 4.6.8.

Не допускается применение тормозных колодок, содержащих асбест.

4.6.2 Тормоза с ручным управлением

4.6.2.1 Положение тормозной ручки

Тормозные ручки передних и задних тормозов следует располагать в соответствии с законодательством или обычаями и практикой страны, в которой продается велосипед. Изготовитель велосипеда указывает в инструкциях изготовителя, какие рычаги управляют передними и задними тормозами [см. также раздел 5, перечисление b)].

4.6.2.2 Размеры тормозной ручки на рукоятке руля

a) Тормозная ручка, относящаяся к типу A или типу B.

Размер d, измеренный между внешней поверхностью тормозной ручки в области, предназначенной для контакта с пальцами велосипедиста и внешней поверхностью руля или любой другой поверхностью охвата, должен сохраняться при измерении в области протяженностью не менее 40 мм, как показано на рисунке 2 a), b), и соответствовать следующим условиям:

- на велосипедах, на которых минимальная предполагаемая высота седла составляет 635 мм или более, размер d - не более 90 мм;

- на велосипедах, на которых минимальная предполагаемая высота седла меньше 635 мм, размер d - не более 75 мм.

Соответствие устанавливают методом, подробно изложенным в ИСО 4210-4:2014 (пункт 4.1.1). Диапазон регулировки тормозной ручки должен позволять выдерживать эти размеры.

Примечание - См. раздел 5, перечисление c), относительно минимальной предполагаемой высоты седла.

 

b) Тормозная ручка, относящаяся к типу C.

Необходимо обеспечить возможность установки измерительного устройства, приведенного в ИСО 4210-4:2014 (рисунок 3) над тормозной ручкой (или дублирующей ручкой тормоза) и рукояткой руля или любой другой поверхностью охвата по меньшей мере в одном положении между точками B и C [см. рисунок 2 c)], не вызывая при этом перемещения тормозной ручки к рулю. Размер d - не более 100 мм.

Соответствие определяют методом, описанным в ИСО 4210-4:2014 (пункт 4.1.2). Диапазон регулировки тормозной ручки должен позволять выдерживать эти размеры.

 

Размеры в миллиметрах

 

ГОСТ Р ИСО 4210-2-2023. Национальный стандарт Российской Федерации. Велосипеды. Требования безопасности для велосипедов. Часть 2. Требования к городским, трекинговым (гибридным), подростковым, горным и гоночным велосипедам

 

1 - ось тормозной ручки; a - расстояние между крайней точкой

тормозной ручки, используемой при контакте с пальцами

велосипедиста и концом тормозной ручки; B - точка

на середине размера L (L/2); C - точка на расстоянии 20 мм

(в случае удлинения тормозной ручки - на расстоянии 15 мм)

от конца тормозной ручки; d - размер от поверхности охвата

тормозной ручки до поверхности охвата рукоятки руля;

L - размер от оси тормозной ручки до ее конца

 

Рисунок 2 - Размеры рукоятки руля и тормозной ручки

 

4.6.3 Сборка тормозов и требования к тормозному тросику

Зажимные болты тормозных тросиков не должны разъединять ни одну из нитей тросика при сборке в соответствии с инструкциями изготовителя. В случае неисправности или обрыва тросика никакая часть тормозного механизма не должна препятствовать вращению колеса.

Конец тормозного тросика следует защищать колпачком, который выдерживает силу снятия не менее 20 Н или обрабатывается иным образом для предотвращения распутывания тросика.

Примечание - См. 4.3 в отношении крепежа.

 

4.6.4 Тормозная колодка и тормозная накладка в сборе с тормозной колодкой. Проверка надежности соединения

Фрикционный материал надежно прикрепляют к держателю, опорной пластине или колодке для исключения какого-либо отказа тормозной системы или любого ее компонента из-за ненадежного соединения. Тормоз должен отвечать характеристикам по 4.6.8 при испытании по методу, указанному в ИСО 4210-4:2014 (подраздел 4.3).

4.6.5 Регулировка тормозов

Каждый тормоз оснащают механизмом регулировки, ручным или автоматическим.

Каждый тормоз должен иметь возможность регулировки с использованием инструмента или без него до эффективного рабочего положения до тех пор, пока фрикционный материал не будет изношен до требуемой замены, как рекомендовано в инструкциях изготовителя. Кроме того, при правильной настройке фрикционный материал не должен контактировать ни с чем, кроме предполагаемой тормозной поверхности.

Тормозные колодки велосипеда с приводом тормозных механизмов с помощью штоков и тяг не должны соприкасаться с ободом колес, когда угол поворота рулевых рукояток составляет 60°. Кроме того, следует исключить изгиб или скручивание штоков привода после того, как рукоятки возвращаются в центральное положение.

4.6.6 Тормозные системы с ручным приводом. Прочностные испытания

При испытании по методу, описанному в ИСО 4210-4:2014, пункт 4.4, не должно быть связанных с этим поломок тормозной системы или любого ее компонента.

4.6.7 Тормозные системы с обратным усилием на педалях. Прочностные испытания

4.6.7.1 Общие положения

Если установлена тормозная система с обратным усилием на педалях, тормоз приводится велосипедистом в действие приложением усилия к педали в направлении, противоположном направлению приводного усилия. Тормозной механизм должен функционировать независимо от используемой передачи (передач) или регулировок. Разница между угловым положением шатуна педали, при котором усилие прикладывают для движения велосипеда, и угловым положением шатуна педали, в котором усилие прикладывают для торможения, не должна превышать 60°.

Измерение проводят при положении шатуна в каждой позиции, с усилием на педали не менее 250 Н. Усилие поддерживают в течение 1 мин в каждом положении.

4.6.7.2 Общие требования

При испытаниях по ИСО 4210-4:2014 (подраздел 4.5), не должно быть связанных с этим поломок тормозной системы или любого ее компонента.

4.6.8 Тормозные характеристики

4.6.8.1 Общие положения

Для определения эффективности торможения указаны два метода испытаний. Опыт показывает, что любой из них подходит для использования. Первый метод испытаний - это испытание на специальной тестовой дорожке, при котором тормозное расстояние измеряется напрямую, а прогрессивные характеристики тормозов самоочевидны. Альтернативный метод испытаний - это испытание с помощью испытательного стенда, в котором измеряется тормозная сила, из которой рассчитываются значения эффективности торможения. Прогрессивные характеристики тормоза определяются измерениями линейности. Окончательный упрощенный дорожный тест предназначен для проверки характеристик плавности, безопасности, остановки.

Для любого используемого метода необходимо соблюдать требования 4.6.8.1.1 или 4.6.8.1.2.

Примечание - См. ИСО 4210-4:2014 [подпункт 4.6.5.7, перечисление h)], метод испытаний - упрощенный дорожный тест.

 

4.6.8.1.1 Испытания на тестовой дорожке

При испытаниях в соответствии с ИСО 4210-4:2014 (пункт 4.6.3) велосипед должен соответствовать требованиям, указанным в таблице 2.

 

Таблица 2

 

Скорости и тормозной путь при испытаниях тормозов

 

Тип велосипеда

Состояние покрытия

Скорость, км/ч

Используемые тормоза

Максимальный скорректированный тормозной путь, м

Городские и трекинговые (гибридные) велосипеды

Сухое

25

Передние и задние

7

Только задние

15

Влажное

16

Передние и задние

5

Только задние

10

Подростковые велосипеды

Сухое

25

Передние и задние

7

Только задние

5

Влажное

16

Передние и задние

5

Только задние

10

Горные велосипеды

Сухое

25

Передние и задние

6

Только задние

10

Влажное

16

Передние и задние

5

Только задние

10

Гоночные велосипеды

Сухое

25

Передние и задние

6

Только задние

12

Влажное

16

Передние и задние

5

Только задние

10

 

4.6.8.1.2 Испытания на стенде

При испытании в соответствии с ИСО 4210-4:2014 (пункт 4.6.5) велосипед должен соответствовать требованиям, приведенным в таблице 3.

 

Таблица 3

 

Расчетные значения эффективности торможения

 

Тип велосипеда

Состояние покрытия

Используемые тормоза

Минимально допустимое значение эффективности торможения Bp, Н

Городские и трекинговые (гибридные) велосипеды

Сухое

Только передние

340

Только задние

220

Влажное

Только передние

220

Только задние

140

Подростковые велосипеды

Сухое

Только передние

204

Только задние

132

Влажное

Только передние

132

Только задние

84

Горные велосипеды

Сухое

Только передние

425

Только задние

280

Влажное

Только передние

220

Только задние

140

Гоночные велосипеды

Сухое

Только передние

425

Только задние

260

Влажное

Только передние

220

Только задние

140

 

4.6.8.2 Характеристики плавной безопасной остановки

Велосипед должен демонстрировать плавные характеристики безопасной остановки в зависимости от его предполагаемого использования и возможного пользователя.

a) Для дорожного теста плавность и безопасность характеристик остановки определяют как остановку на требуемом расстоянии без какого-либо из следующих последствий:

1) чрезмерных рывков при торможении;

2) блокировки переднего колеса;

3) опрокидывания велосипеда (неуправляемый подъем заднего колеса);

4) потери контроля велосипедистом;

5) чрезмерного бокового заноса, заставляющего велосипедиста опираться ногой о землю, чтобы сохранить контроль.

При определенных типах тормозной системы, возможно, не удастся полностью избежать скольжения заднего колеса во время торможения; это считается приемлемым при условии, что в результате последствия, описанные в перечислениях 4) или 5) выше, не возникают. Тормозные системы с обратным усилием на педалях должны также соответствовать требованиям линейности по ИСО 4210-4:2014 (пункт 4.6.4).

b) Для стендового испытания плавные характеристики безопасной остановки определяются соблюдением требований к линейности, указанных в ИСО 4210-4:2014 (подпункт 4.6.5.3), и простым дорожным тестом, описанным в ИСО 4210-4:2014 [подпункт 4.6.5.7, перечисление h)].

4.6.8.3 Отношение значений эффективности торможения на влажном и сухом покрытии.

Для городских, трекинговых (гибридных), подростковых и горных велосипедов для обеспечения безопасного торможения как на влажном, так и на сухом покрытии отношение значений эффективности торможения на влажном/сухом покрытии должно быть больше, чем 4:10. Метод расчета данного отношения для дорожного теста приведен в ИСО 4210-4:2014 [подпункт 4.6.3.11, перечисление c)], для стендовых испытаний - в ИСО 4210-4:2014 [подпункт 4.6.5.7, перечисление g)].

Примечание - 4.6.8.3 не применяется к гоночным велосипедам.

 

4.6.9 Тормоза. Испытания на устойчивость к нагреву

4.6.9.1 Общие требования

Данные испытания применяют ко всем дисковым и втулочным тормозам, а также к ободным тормозам, но только в том случае, когда известно или предполагается применение при изготовлении термопластичных материалов.

Каждый тормоз велосипеда испытывают отдельно, но, если передние и задние тормоза идентичны по конструкции, испытания допускается проводить только для одного из них.

4.6.9.2 Требования

На протяжении всего испытания, описанного в ИСО 4210-4:2014 (подраздел 4.7), тормозная ручка не должна касаться рукоятки руля, рабочее усилие - превышать 180 Н, а тормозная сила - выходить за рамки диапазона от 60 до 115 Н. Сразу после проведения испытания, описанного в ИСО 4210-4:2014 (подраздел 4.7), тормоза должны обеспечивать не менее 60% эффективности торможения, зафиксированной при максимальной тормозной силе, используемой во время испытаний на эффективность торможения по ИСО 4210-4:2014 [подпункт 4.6.5.7, перечисления c) 1) и c) 2)].

TOC