ГОСТ Р ИСО 21388-2023. Национальный стандарт Российской Федерации. Акустика. Менеджмент услуг по слухопротезированию
4.2 Требования к образованию
4.2.1 Общие положения
Компетентность предоставляющих услуги лиц в значительной степени определяет качество этих услуг и поэтому должна быть подтверждена соответствующим образованием, полученным в авторизованном образовательном учреждении, а также наличием практических навыков в данной области деятельности. Для постоянного поддержания требуемого уровня компетентности специалисту необходимо регулярно проходить программу дополнительного обучения.
В общем случае делегирование права оказания услуг персоналу без надлежащего образования не допускается. Такой персонал может оказывать помощь в выполнении какой-либо части работ по слухопротезированию, однако общая ответственность за качество выполненных работ должна быть возложена на специалиста, образование которого соответствует требованиям по 4.2.2.
Для облегчения получения практических навыков в состав персонала могут быть включены стажеры, проходящие обучение по соответствующей образовательной программе. Деятельность стажеров должна находиться под контролем квалифицированного специалиста, непосредственно наблюдающего за выполнением стажером полученного задания и несущего общую ответственность за качество его выполнения.
4.2.2 Требования к специалистам
Минимальным требованием к специалисту, способному выполнять работы на всех стадиях менеджмента услуг по слухопротезированию, является наличие среднего специального образования [пятый уровень согласно Международной стандартной классификации образования (МСКО)]. Предпочтительно образование шестого уровня или выше (высшее, бакалавриат или специалитет).
Рекомендуется, чтобы образовательная программа включала в себя следующие академические темы: основы математики и физики (включая акустику), анатомию и физиологию, психологию и лингвистику, аудиологию, технологию слуховых аппаратов, программы реабилитации по слуху, подбор и настройку слуховых аппаратов.
Рекомендуется, чтобы в ходе практического обучения были получены навыки взаимодействия с пациентами, аудиометрических измерений, применения ушных вкладышей, программирования слуховых аппаратов, верификации и валидации настройки слуховых аппаратов, модификации и ремонта слуховых аппаратов.
Рекомендуемые минимальные компетенции специалиста по слухопротезированию и программе его обучения приведены в приложениях A и B соответственно.
Для подтверждения способности к самостоятельной деятельности специалист по слуховым аппаратам должен подтвердить свою компетентность в ходе специально организованной проверки (испытаний).
Примечание - Требования настоящего стандарта к компетенциям и обучению специалиста по слухопротезированию могут быть выше устанавливаемых национальным законодательством.
4.2.3 Поддержание уровня компетентности и практических навыков
Специалист по слухопротезированию должен поддерживать свой уровень компетентности и улучшать практические навыки работы посредством прохождения дополнительного обучения. Рекомендуется, чтобы программа такого обучения включала в себя не менее 20 академических часов.
Допускается прохождение дополнительного обучения в разных формах: в ходе специально организованных курсов, в том числе проводимых изготовителем слуховых аппаратов, дистанционного обучения, участия в конференциях, вебинарах и пр.
