БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 70716-2023. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Безопасность движения пешеходов. Общие требования

8 Обеспечение безопасности движения пешеходов в жилой застройке

 

8.1 Безопасность пешеходов на территориях, не обозначенных знаками "Жилая зона". Успокоение движения

 

8.1.1 Общие требования

Для обеспечения безопасности движения пешеходов на территориях жилой застройки (не обозначенных знаками 5.21 "Жилая зона" или 5.39 "Велосипедная зона") применяют следующие методы успокоения движения:

- устройство приподнятых пересечений;

- устройство кольцевых пересечений;

- сокращение числа полос движения или уменьшение их ширины;

- канализирование движения на пересечениях, в том числе с помощью перекрытия сквозного движения.

Указанные меры обеспечения безопасности дорожного движения при необходимости допускается применять и на территориях, обозначенных знаками 5.21 "Жилая зона" или 5.39 "Велосипедная зона".

8.1.2 Устройство приподнятых пересечений

8.1.2.1 Приподнятые пересечения рекомендуется устраивать при отсутствии на них светофорного регулирования на магистральных улицах районного значения, улицах и дорогах местного значения в рамках работ по реконструкции, капитальному ремонту или ремонту пересечения.

8.1.2.2 На подъездах к приподнятому пересечению при помощи знаков 3.24 должно быть введено ограничение скорости не более 40 км/ч.

8.1.2.3 Технические параметры приподнятого пересечения для улиц определяют по таблице 5 в зависимости от ограничения максимальной скорости.

 

Таблица 5

 

Технические параметры приподнятого пересечения для улиц

 

Максимально допустимая скорость движения, указываемая на знаке, км/ч

Длина наклонного участка, м

Максимальная высота пересечения, м

20

1,0 - 1,15 (1,5 - 2,0)

0,08

30

1,0 - 1,40 (2,0 - 2,5)

40

1,75 - 2,25 (4,0 - 4,5)

Примечание - В скобках указаны значения для улиц, по которым осуществляется регулярное движение безрельсовых маршрутных транспортных средств.

 

Горизонтальная площадка должна занимать всю площадь пересечения.

Поперечный уклон приподнятого пересечения должен обеспечивать водоотвод от центра пересечения.

8.1.2.4 Для предупреждения водителей о приближении к приподнятому пересечению следует применять дорожный знак 1.17 "Искусственная неровность". Перед наклонными участками следует наносить разметку 1.25.

Пешеходные переходы размещают на горизонтальной площадке пересечения.

Для дополнительного информирования участников дорожного движения рекомендуется применять дорожную разметку 1.24.1 и 1.24.2, дублирующую знаки 1.17 "Искусственная неровность" и 3.24 "Ограничение максимальной скорости" соответственно.

8.1.2.5 На горизонтальной площадке и наклонных участках пересечения рекомендуется устраивать цветные покрытия противоскольжения по ГОСТ 32753. На пересечениях улиц с двумя полосами движения в жилой застройке допускается применять материалы, по цвету и структуре отличающиеся от покрытия пересекающихся дорог (например, плитка, брусчатка).

8.1.3 Устройство кольцевых пересечений

8.1.3.1 Кольцевые пересечения рекомендуется устраивать на нерегулируемых пересечениях улиц в жилых районах.

При устройстве кольцевых пересечений по СП 396.1325800 на территориях, не обозначенных знаками 5.21 "Жилая зона", их обустраивают пешеходными переходами и техническими средствами организации движения по ГОСТ Р 52289 (см. приложение Б, рисунок Б.16 настоящего стандарта).

8.1.3.2 В жилой застройке расчетную скорость движения на участке въезда на кольцевое пересечение принимают не более 30 км/ч, на мини-кольцевое пересечение - не более 15 км/ч.

На существующих пересечениях в одном уровне в стесненных условиях на улицах и дорогах местного значения допускается устройство мини-кольцевых пересечений с радиусом центрального островка от 2 до 5 м (приложение Б, рисунок Б.17). При этом при четырех примыкающих направлениях диаметр центрального островка мини-кольцевых пересечений рекомендуется устраивать не менее 4,0 м (приложение Б, рисунок Б.18). При трех примыкающих направлениях его диаметр может быть уменьшен до 2,0 - 3,0 м.

8.1.3.3 Пути движения пешеходов и велосипедные дорожки следует предусматривать за пределами кольцевых пересечений.

При интенсивном движении транспортных средств и пешеходов рекомендуется вводить на кольцевом пересечении светофорное регулирование по ГОСТ Р 52289.

Для обеспечения защиты пешеходов на пешеходных переходах, расположенных на въездах на кольцевые пересечения и пересекающих направляющие островки, необходимо на направляющих островках устраивать островки безопасности на расстоянии не менее 6,0 м от границы полосы движения на кольцевом пересечении (приложение Б, рисунок Б.19). Островки безопасности обустраивают наземными тактильными указателями по ГОСТ Р 52875.

8.1.4 Уменьшение ширины проезжей части с сокращением числа полос движения или уменьшением их ширины

8.1.4.1 Успокоение движения с помощью сокращения числа полос движения или уменьшения их ширины осуществляют для снижения скорости транспортного потока и повышения безопасности и комфорта движения пешеходов.

8.1.4.2 Сокращение числа полос движения или уменьшение их ширины рекомендуется применять на магистральных улицах районного значения, улицах районного и местного значения с четырьмя полосами движения на подъездах к нерегулируемым пешеходным переходам, расположенным на перегонах, а также на участках улично-дорожной сети, обозначенных знаком 5.31 "Зона с ограничением максимальной скорости".

При этом ширина полосы движения для магистральных улиц районного значения должна быть не менее 3,25 м, для улиц районного и местного значения - не менее 3,0 м, коэффициент загрузки улицы не должен превышать 0,8.

Ширина проезжей части, оставшейся после уменьшения или сокращения числа полос движения, должна обеспечивать пропускную способность улицы в соответствии с требованиями СП 396.1325800.2018 (пункт 5.5.12).

8.1.4.3 На улицах с четырьмя полосами за счет уменьшения ширины проезжей части могут быть уширены тротуары, устроены велополосы, выделена дополнительная полоса для поворота налево (приложение Б, рисунок Б.20).

8.1.4.4 Сужение проезжей части может осуществляться с помощью устройства парковочных мест по краям проезжей части. При этом парковочные места допускается размещать как на проезжей части, так и с частичным использованием тротуара.

В таких случаях для обеспечения видимости пешеходов в зоне пешеходного перехода дополнительно устраивают локальные сужения проезжей части путем уширения тротуара на ширину парковочного места (приложение Б, рисунок Б.21). При этом расстояние от ближайшего по ходу движения парковочного места до границы пешеходного перехода должно быть не менее 5 м.

8.1.4.5 При невозможности уширения тротуаров в зоне пешеходного перехода расстояние от ближайшего по ходу движения парковочного места до границы пешеходного перехода должно составлять не менее 10 м (приложение Б, рисунок Б.22). При этом необходимо соблюдать требования по 5.5.4.1.

8.1.4.6 На улицах местного значения с двумя полосами движения допускается устройство парковочных мест с частичным использованием тротуара (приложение Б, рисунок Б.23) при соблюдении требований к минимальной ширине пешеходной части тротуара и полос движения по СП 42.13330.

При такой организации движения следует обеспечивать ширину проезжей части не менее 3,0 м. Ширина незанятого парковкой тротуара должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 52766, СП 42.13330, СП 396.1325800.

8.1.4.7 Для успокоения движения в зоне пешеходного перехода уменьшение ширины проезжей части рекомендуется осуществлять с помощью устройства газонов и зеленых насаждений, при этом необходимо обеспечивать треугольник видимости для условий "пешеход - транспорт" по 5.5.4.1 (приложение Б, рисунок Б.24).

8.1.5 Канализирование движения на пересечениях

8.1.5.1 Канализирование движения пешеходов и транспортных средств на пересечениях улиц осуществляют с использованием направляющих островков, устроенных по ГОСТ Р 52766, возвышающихся над проезжей частью, или выполненных дорожной разметкой. При строительстве и реконструкции пересечений улиц направляющие островки устраивают в соответствии с СП 396.1325800.

8.1.5.2 Направляющие островки устраивают в случаях, когда ширина проезжей части и интенсивность транспортного потока не позволяют пешеходам перейти проезжую часть за время одной пешеходной фазы светофора. При этом в пределах направляющих островков устраивают островки для ожидания пешеходов при переходе ими проезжей части (приложение Б, рисунок Б.25).

8.1.5.3 Направляющие островки рекомендуется устраивать на регулируемых пересечениях улиц магистрального и районного значения с четырьмя и более полосами движения. Островки могут устраиваться как по оси проезжей части, так и для выделения правой полосы движения для поворота направо.

8.1.5.4 Ширина направляющего островка, по которому осуществляется движение пешеходов, должна составлять не менее 2,0 м. Расстояние от направляющих островков каплевидной формы до створа пересекаемого направления движения следует принимать не более 2,0 м. Радиус закругления кромок направляющих островков при отсутствии движения вдоль них следует принимать не менее 0,5 м.

8.1.5.5 Для повышения безопасности пешеходов, переходящих дорогу по пешеходным переходам, расположенным на пересечении и подъездах к нему, допускается перекрывать прямое (сквозное) движение транспортных средств на пересечении и пропускать по нему пешеходов по диагонали [приложение Б, рисунок Б.26 а), б)].

Перекрытие сквозного движения рекомендуется устраивать для ликвидации мест концентрации ДТП и профилактики ДТП, связанных с наездом на пешеходов, а также для профилактики ДТП других видов на нерегулируемых пересечениях.

8.1.5.6 Перекрытие сквозного движения на пересечениях рекомендуется устраивать на участках улично-дорожной сети с двумя полосами движения, обозначенных знаком 5.31 "Зона с ограничением максимальной скорости", и/или с ограничением максимальной скорости менее 50 км/ч в исторических центрах городов, а также в случаях, когда есть необходимость исключить транзитное движение транспорта через жилые районы или улицы с интенсивным движением пешеходов.

При этом следует обеспечивать возможность проезда к объектам, находящимся на перекрытом направлении движения, в том числе для автомобилей специальных служб.

8.1.5.7 Для перекрытия сквозного движения на пересечении допускается предусматривать:

- устройство приподнятого над проезжей частью и ограниченного бордюрным камнем островка, по которому допускается движение пешеходов при обеспечении ширины прохода не менее 2,0 м [приложение Б, рисунок Б.26 а)];

- установку делиниаторов с дорожными пластинами или с сигнальными столбиками [приложение Б, рисунок Б.26 б)];

- устройство крестообразного направляющего островка в центре пересечения, приподнятого над проезжей частью [приложение Б, рисунок Б.26 в)];

- установку парапетного ограждения перпендикулярно перекрываемому для сквозного проезда направлению движения [приложение Б, рисунок Б.26 г)];

- устройство направляющих островков, выделяющих полосу для правого поворота и перекрывающих движение в прямом направлении, выделенных с помощью разметки и сигнальных столбиков [приложение Б, рисунок Б.26 д)].

8.1.5.8 Для возможности пропуска грузовых и маршрутных транспортных средств на пересечениях с перекрытым сквозным движением следует обеспечивать минимальную ширину полосы движения не менее 3,5 м. При отсутствии движения через пересечение грузовых и маршрутных транспортных средств минимальная ширина полосы должна быть не менее 3,0 м.

TOC