БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 70716-2023. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Безопасность движения пешеходов. Общие требования

5.5 Нерегулируемые пешеходные переходы. Способы повышения безопасности движения пешеходов

 

5.5.1 Снижение скорости движения транспортных средств у нерегулируемых пешеходных переходов

5.5.1.1 Максимальную скорость транспортных средств у нерегулируемых пешеходных переходов рекомендуется ограничивать до значений, не превышающих:

- 20 км/ч внутри микрорайонов (с помощью знака 5.21 "Жилая зона");

- 30 км/ч на улицах и дорогах местного значения (по СП 42.13330);

- 30 или 40 км/ч на магистральных улицах регулируемого движения, на магистральных улицах районного значения и на межмагистральных территориях;

- 50 км/ч на участках дорог категорий II - V, проходящих через населенные пункты;

- 70 км/ч на дорогах категорий II - V вне населенных пунктов.

5.5.1.2 При ограничении скорости движения в границах населенных пунктов до 40 км/ч и менее на дорогах и улицах с числом полос для движения менее четырех перед нерегулируемыми пешеходными переходами следует применять искусственные неровности (ИН) или совмещать пешеходные переходы с ИН с учетом их характеристик по 5.5.3 и 5.5.2 соответственно.

5.5.2 Размещение пешеходного перехода на искусственной неровности (приподнятый пешеходный переход)

5.5.2.1 Наземный нерегулируемый пешеходный переход может быть размещен на монолитной или сборно-разборной трапециевидной ИН (приложение Б, рисунок Б.5) вблизи детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений, детских площадок на улицах местного значения в жилых районах городов с обеспечением прохода пешеходов по центральной горизонтальной площадке ИН шириной не менее 4,5 м.

При этом выход пешеходов на наклонный участок возвышающегося пешеходного перехода рекомендуется ограничивать с помощью устройства газонов, посадки кустарника высотой не более 0,5 м на подходах к пешеходному переходу или установки ограничивающих пешеходных ограждений на тротуаре высотой не более 0,8 по ГОСТ Р 52289 с разрывом на ширину пешеходного перехода.

5.5.2.2 Сборно-разборные ИН по физико-механическим показателям материалов должны соответствовать требованиям ГОСТ 32964.

Коэффициент сцепления поверхности ИН должен соответствовать требованиям ГОСТ Р 50597 для покрытий проезжей части.

Горизонтальные площадки сборно-разборных и монолитных ИН, совмещенных с наземными нерегулируемыми пешеходными переходами, должны иметь разметку 1.14.1, фотоколориметрические характеристики которой должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 51256. При этом расстояние от границы разметки до границы горизонтальной площадки ИН должно быть не менее 0,25 м.

5.5.2.3 Размеры трапециевидных ИН при совмещении их с пешеходным переходом выбирают в соответствии по таблицей 2.

 

Таблица 2

 

Размеры ИН при совмещении с пешеходным переходом

 

Длина, м

Максимальная высота гребня, м

горизонтальной площадки

наклонного участка

Не менее 4,5

2,25

0,07

 

5.5.2.4 Пешеходные переходы, совмещенные с ИН, должны быть обустроены дорожными знаками по ГОСТ Р 52290, дорожной разметкой по ГОСТ Р 51256 в соответствии с правилами их применения по ГОСТ Р 52289, а участок тротуара у пешеходного перехода понижен до уровня пешеходного перехода на ИН.

 

5.5.3 Принудительное снижение скорости движения транспортных средств в зонах пешеходных переходов с помощью устройства искусственных неровностей. Применение шумовых полос

 

5.5.3.1 ИН перед нерегулируемыми пешеходными переходами устраивают в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52605 и ГОСТ 33151. Конструкция ИН должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 52605 и ГОСТ 32964.

Перед пешеходными переходами рекомендуется применять сборно-разборные искусственные неровности.

Пешеходные переходы с ИН на подъездах к ним должны быть обустроены дорожными знаками и разметкой в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289.

5.5.3.2 ИН допускается применять в местах концентрации ДТП с участием пешеходов на пешеходных переходах, а также для успокоения движения транспортных средств в зонах, обозначенных знаком 5.31 "Зона с ограничением максимальной скорости".

Обустройство пешеходных переходов ИН рекомендуется осуществлять, в первую очередь, при ликвидации мест концентрации ДТП и для профилактики ДТП при размещении переходов:

- на магистральных улицах районного значения и улицах и дорогах местного значения (по СП 42.13330) с двумя полосами движения;

- у границ нерегулируемых пересечений;

- вблизи детских площадок, на улицах местного значения в жилых районах.

5.5.3.3 ИН устраивают за 10 - 15 м до наземных нерегулируемых пешеходных переходов (приложение Б, рисунок Б.6).

5.5.3.4 На дорогах и улицах, на которых осуществляется движение безрельсовых маршрутных транспортных средств, предпочтительно применять ИН типа Б по ГОСТ 32964 (см. приложение Б, рисунок Б.7 настоящего стандарта).

5.5.3.5 В случаях, не предусмотренных 5.5.3.2, допускается перед пешеходными переходами применять поперечные шумовые полосы. При этом уровень шума не должен превышать допустимых значений по [3].

Параметры поперечных шумовых полос в зависимости от значения снижения скорости определяют по ГОСТ Р 52766 и ГОСТ 33025. Правила их применения должны соответствовать ГОСТ Р 52766 и ГОСТ 33151.

5.5.4 Улучшение видимости пешеходов и пешеходных переходов

5.5.4.1 На пешеходных переходах дорог и улиц в одном уровне с проезжей частью должна быть обеспечена видимость пешехода в зонах треугольников видимости для условий "пешеход - транспорт" по ГОСТ Р 50597-2017 (подраздел 7.1).

Размеры катетов треугольника видимости для условий "пешеход - транспорт" для улиц при скоростях движения транспортных средств, не оговоренных ГОСТ Р 50597, определяют по СП 396.1325800. Для дорог минимальное расстояние видимости для остановки определяют по СП 34.13330, минимальное расстояние боковой видимости пешехода Sбок, м, определяют по формуле

 

ГОСТ Р 70716-2023. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Безопасность движения пешеходов. Общие требования, (3)

 

где Vпеш - расчетная скорость движения пешехода по пешеходному переходу, равная 4,2 км/ч (1,17 м/с);

Vавт - расчетная скорость движения транспортного средства, км/ч;

Sост - расчетное расстояние видимости из условия остановки перед препятствием, м.

В зоне треугольника видимости:

- тротуары должны иметь освещение по ГОСТ Р 55706;

- остановка и стоянка автомобилей транспортных средств должны быть запрещены.

В условиях сложившейся капитальной застройки, не позволяющей обеспечить необходимые треугольники видимости, безопасное движение пешеходов следует обеспечивать техническими средствами организации дорожного движения по ГОСТ Р 52289, а также иными средствами и способами согласно настоящему стандарту.

Отступление от соблюдения требований к треугольникам видимости допускается в случаях сужения проезжей части по 8.1.4.4.

5.5.4.2 Пешеходный переход рекомендуется располагать за границей нерегулируемого перекрестка на второстепенной улице или дороге, в направлении которой разрешен поворот направо.

5.5.4.3 Видимость пешеходов и пешеходных переходов в темное время суток на существующих дорогах и улицах обеспечивают с помощью устройства искусственного освещения для дорог по ГОСТ 32944, ГОСТ 33176 и ГОСТ Р 52766, для улиц - по ГОСТ Р 55706, ГОСТ Р 52766 и ГОСТ Р 55844.

Параметры освещения дорог должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52766 и ГОСТ 33176, улиц - требованиям ГОСТ Р 52766, ГОСТ Р 55706 и ГОСТ Р 55844.

5.5.4.4 Опоры стационарного электрического освещения должны соответствовать требованиям ГОСТ 32947.

Для улучшения видимости пешеходов на пешеходном переходе со стороны приближающихся транспортных средств рекомендуется размещать опоры искусственного освещения со смещением относительно границ пешеходного перехода на расстояние от 2 до 4 м навстречу движению (приложение Б, рисунок Б.8).

5.5.4.5 Для улучшения видимости пешеходов и повышения освещенности покрытия пешеходного перехода рекомендуется на нерегулируемых пешеходных переходах дорог и улиц применять дополнительные источники освещения в виде светильников с цветовой температурой от 3000 до 5500 К, размещаемых на отдельных или имеющихся опорах освещения или стойках. Дополнительные источники освещения не должны вызывать ослепления участников дорожного движения.

5.5.4.6 На нерегулируемых пешеходных переходах в одном уровне с проезжей частью, расположенных на аварийно-опасных или на потенциально аварийно-опасных участках дорог и улиц допускается применять световую проекцию горизонтальной дорожной разметки 1.14.1, 1.14.2 и желтого заполнения (при его наличии) по ГОСТ Р 51256, которая должна полностью совпадать с контурами линий разметки и желтого заполнения, соответствовать им по цвету и не ослеплять пешеходов и водителей (приложение Б, рисунок Б.9).

Освещение тротуаров или пешеходных дорожек непосредственно у пешеходного перехода со световой проекцией на расстоянии не менее ширины пешеходной части тротуара должно соответствовать требованиям по освещенности пешеходных переходов для улиц по ГОСТ Р 55706-2013 (пункт 5.3.2) и ГОСТ Р 55844-2013 (пункт 4.2), для дорог по ГОСТ 33176-2014 (пункт 4.9). При этом на неосвещаемых участках дорог и улиц световую проекцию белого цвета следует применять также для освещения тротуаров или пешеходных дорожек на расстоянии не менее 1,5 м от пешеходного перехода.

5.5.5 Обустройство пешеходных переходов светодиодными маячками

5.5.5.1 Для дополнительного обозначения пешеходного перехода допускается применение сигнальных светодиодных маячков (далее - маячков) вместо световозвращателей типа КД3.

Маячки должны соответствовать требованиям ГОСТ 32866 по стойкости к механическим воздействиям и стойкости к статическому воздействию жидкостей и климатическим факторам.

Маячки могут работать как в мигающем, так и в постоянном режиме, в темное время суток или круглосуточно. Частота мигания маячка должна быть равной частоте мигания дорожных светофоров по ГОСТ Р 52289.

5.5.5.2 Сила света маячка в темное время суток должна быть в диапазоне от 0,3 кд до 5 кд включительно. При работе маячков в дневное время суток их сила света должна быть не менее 17 кд. Свечение маячков не должно ослеплять водителей транспортных средств.

Коэффициент яркости должен соответствовать коэффициенту яркости для дорожных знаков с внутренним освещением по ГОСТ Р 52290 для белого и желтого цветов соответственно.

5.5.5.3 Расстояние видимости работающих маячков должно быть не менее 300 м. Не допускается наличие видимых разрушений и деформаций более 25% площади маячка.

Корпус маячка должен быть квадратным или круглым с размером стороны или диаметром от 120 до 160 мм.

5.5.5.4 Маячки применяют аналогично световозвращателям типа КД3 по ГОСТ 33151. Маячки устанавливаются в покрытие проезжей части с обеих сторон от разметки пешеходного перехода.

Допускается применение маячков белого или желтого цветов. Маячки одного цвета устанавливают в начале и в конце каждой линии разметки пешеходного перехода по ее оси.

При совместном применении маячков со светофорами Т.7 их мигание должно быть синхронным.

TOC