БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 70716-2023. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Безопасность движения пешеходов. Общие требования

5.4 Регулируемые пешеходные переходы. Оптимизация работы светофоров

 

5.4.1 Требования к регулированию движения пешеходов

5.4.1.1 Регулируемые пешеходные переходы устраивают при наличии условий для введения на них светофорного регулирования по ГОСТ Р 52289.

5.4.1.2 Светофорное регулирование с применением вызывной фазы для движения пешеходов на наземном пешеходном переходе следует вводить по ГОСТ Р 52289.

5.4.1.3 Минимальное время горения разрешающего сигнала светофора для пешеходов tпеш, с, рассчитывают по формуле

 

ГОСТ Р 70716-2023. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Безопасность движения пешеходов. Общие требования, (1)

 

где B - ширина проезжей части, м;

Vп - расчетная скорость движения пешехода по СП 396.1325800, равная 1,17 м/с. Допускается использовать Vп = 1,3 м/с - до перерасчета цикла светофорного регулирования, равное 0,7 - 0,9 м/с (по ГОСТ Р 59432) - в случаях расположения пешеходных переходов на дорогах у объектов притяжения маломобильных групп населения.

Допускается продлевать время горения разрешающего сигнала при применении систем автоматического обнаружения пешеходов в зоне пешеходных переходов, расположенных, в том числе, у медицинских и других социальных учреждений.

5.4.1.4 На регулируемых пешеходных переходах без ТВП, расположенных на перегонах дорог и улиц, время ожидания пешеходами разрешающего сигнала светофора tож не должно превышать:

- 60 с при интенсивности движения транспортных средств не более 700 ед./ч на полосу движения;

- 90 с при интенсивности движения транспортных средств более 700 ед./ч на полосу движения.

На таких пешеходных переходах применяют табло обратного отсчета времени горения красного и зеленого сигналов пешеходных светофоров по ГОСТ Р 52289. Табло обратного отсчета времени должно соответствовать ГОСТ Р 51671.

5.4.1.5 На регулируемых пешеходных переходах применяют звуковые и тактильные сигналы для лиц с нарушением функций зрения и лиц с нарушением функций зрения и слуха по ГОСТ Р ИСО 23600 в местах по ГОСТ Р 52289-2019 (пункт 7.5.3). В таких местах также рекомендуется применять системы радиоинформирования и звукового ориентирования по ГОСТ Р 59431 и ГОСТ Р 59812.

5.4.1.6 Если интенсивность движения пешеходов в часы пик составляет не менее 150 пеш./ч по каждому из трех и более направлений в зоне пересечения, в цикле светофорного регулирования рекомендуется выделять фазу для пешеходов.

5.4.1.7 На регулируемых перекрестках при наличии в циклах всех программ светофорного регулирования выделенной фазы для одновременного перехода пешеходами проезжих частей допускается устраивать диагональные пешеходные переходы.

Диагональные пешеходные переходы должны быть оборудованы пешеходными светофорами П.1 или П.2 по ГОСТ Р 52282 и разметкой 1.14.3.

5.4.1.8 В случае, если расчетная ширина пешеходного перехода составляет 6 м и более, обязательно должна применяться разметка 1.14.2.

5.4.2 Оптимизация работы светофоров на регулируемых пешеходных переходах с помощью табло вызывного пешеходного и систем автоматического обнаружения пешеходов

5.4.2.1 ТВП применяют при светофорном регулировании на пешеходном переходе по ГОСТ Р 52289 для сокращения времени задержек транспортных средств и пешеходов.

5.4.2.2 ТВП рекомендуется применять в местах концентрации ДТП и на потенциальных аварийно-опасных участках, расположенных на регулируемых пешеходных переходах, где в качестве причины ДТП зафиксирован выход пешехода на пешеходный переход при запрещающем для него сигнале светофора.

5.4.2.3 При размещении ТВП должна быть обеспечена видимость приближающегося транспорта для пешеходов, обратившихся лицом к лицевой поверхности ТВП (приложение Б, рисунок Б.1). Кнопку ТВП размещают на высоте от 0,8 до 1,2 м от поверхности тротуара или пешеходной дорожки.

При наличии на переходе с ТВП островка безопасности на его защитном элементе устанавливают дополнительное ТВП.

5.4.2.4 ТВП должны соответствовать ГОСТ 34.401, ГОСТ Р 59432 и стандартам организаций-изготовителей (приложение Б, рисунок Б.2).

При применении ТВП обеспечивают информирование пешеходов о необходимости нажатия на кнопку ТВП для вызова зеленого сигнала пешеходного светофора на самом ТВП с помощью отображения светового сообщения "Нажмите", установки совместно с ТВП специальной таблички с соответствующим текстовым сообщением или иным способом.

5.4.2.5 В случае совместной работы светофоров П.1 или П.2 со светофорами Т.9 по ГОСТ Р 52282 [см. приложение Б, рисунок Б.3 б) настоящего стандарта] на ТВП могут быть предусмотрены сигналы, аналогичные красному и зеленому сигналам светофоров уменьшенного размера [приложение Б, рисунок Б.3 а)].

До нажатия пешеходом кнопки ТВП эти сигналы должны находиться в отключенном состоянии, а при нажатии на кнопку должен загораться сигнал, соответствующий красному сигналу пешеходного светофора.

5.4.2.6 Коэффициент яркости ГОСТ Р 70716-2023. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Безопасность движения пешеходов. Общие требования для зеленого сигнала должен быть не менее 10%, для красного цвета - не менее 7%.

5.4.2.7 На светофорном объекте без табло обратного отсчета времени ТВП следует применять с таймером, отображающим время, оставшееся до включения зеленого сигнала пешеходного светофора.

5.4.2.8 На пешеходных переходах, расположенных на перегонах улиц, промежуточный такт перед пешеходной фазой цикла светофорного регулирования по ГОСТ Р 52289 должен начинаться не более чем через 30 с после нажатия кнопки ТВП. Если это время не может быть обеспечено при расчете светофорного цикла, должно быть введено программное регулирование (без ТВП).

5.4.2.9 При бесконфликтном светофорном регулировании для динамического изменения длительности фаз могут применяться системы автоматического обнаружения пешеходов. При этом должен обеспечиваться режим работы светофорной сигнализации, аналогичный ее режиму работы при наличии вызывной фазы для движения пешеходов.

5.4.3 Обеспечение безопасности пешеходов при конфликтном регулировании

5.4.3.1 Движение пешеходов и поворачивающих транспортных средств, пересекающих направление движения пешеходов в одной фазе светофорного цикла при конфликтном регулировании, допускается при условиях, установленных ГОСТ Р 52289, в случаях если необходимо:

- сократить время ожидания пешеходов;

- увеличить пропускную способность регулируемых пересечений за счет сокращения времени задержек транспортных средств при излишнем времени ожидания разрешающего сигнала светофора на пешеходных переходах с выраженной неравномерностью пешеходного потока низкой интенсивности.

5.4.3.2 При конфликтном регулировании применяют информационные световые секции по ГОСТ Р 52289 (см. приложение Б, рисунок Б.4 настоящего стандарта).

5.4.3.3 При применении конфликтного регулирования должна быть обеспечена видимость пешеходного перехода для водителей поворачивающих транспортных средств от линии разметки 1.12.

5.4.3.4 При конфликтном регулировании длительность пешеходной фазы должна состоять из времени горения разрешающего сигнала для пешеходов до включения разрешающего сигнала для транспортных средств (бесконфликтный этап) и после включения этого сигнала (конфликтный этап).

Разрешающий сигнал светофора для пешеходов должен включаться раньше разрешающего сигнала для поворачивающих транспортных средств на время от 5 до 10 с (длительность бесконфликтного этапа).

Длительность бесконфликтного этапа для пропуска пешеходов TпешБ, с, рассчитывают по формуле

 

ГОСТ Р 70716-2023. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Безопасность движения пешеходов. Общие требования, (2)

 

где Lпер - длина пешеходного перехода, м;

Vп - расчетная скорость движения пешехода по 5.3.1.3.

При наличии островка безопасности на пешеходном переходе за Lпер принимают расстояние между краем проезжей части, которую пересекает пешеход, и ближайшей к нему границей островка.

Если расчетное значение по формуле (2) выходит за границы интервала 5 - 10 с, принимают ближайшее значение границы интервала (5 или 10 с).

5.4.3.5 При конфликтном регулировании следует предусматривать возможность увеличения цикла светофорного регулирования до 120 с и более для перехода на бесконфликтное регулирование.

TOC