Постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2023 № 249 "Об особенностях применения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области положений законодательства Российской Федерации в сферах теплоснабжения и электроэнергетики и утверждении Правил определения обязательных требований к эксплуатации объектов топливно-энергетического комплекса, расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, а также Правил подготовки планов-графиков по адаптации к применению в отношении объектов топливно-энергетического комплекса, расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, нормативно-правовых и нормативно-технических документов Российской Федерации"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 февраля 2023 г. № 249
МОСКВА
Об особенностях применения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области положений законодательства Российской Федерации в сферах теплоснабжения и электроэнергетики и утверждении Правил определения обязательных требований к эксплуатации объектов топливно-энергетического комплекса, расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, а также Правил подготовки планов-графиков по адаптации к применению в отношении объектов топливно-энергетического комплекса, расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, нормативно-правовых и нормативно-технических документов Российской Федерации
В соответствии с частью 13 статьи 28 и частью 1 статьи 31 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики", частью 13 статьи 28 и частью 1 статьи 31 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики", частью 13 статьи 28 и частью 1 статьи 31 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Запорожской области", частью 13 статьи 28 и частью 1 статьи 31 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Правила определения обязательных требований к эксплуатации объектов топливно-энергетического комплекса, расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области;
Правила подготовки планов-графиков по адаптации к применению в отношении объектов топливно-энергетического комплекса, расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, нормативно-правовых и нормативно-технических документов Российской Федерации.
2. Высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов) Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области (далее - новые субъекты Российской Федерации) создаются штабы по обеспечению безопасности электроснабжения новых субъектов Российской Федерации и обеспечивается их функционирование в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 86 "О штабах по обеспечению безопасности электроснабжения".
Состав штаба по обеспечению безопасности электроснабжения нового субъекта Российской Федерации определяется с учетом фактического наличия на территории нового субъекта Российской Федерации территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
3. До 31 декабря 2024 г. включительно в отношении субъектов электроэнергетики и объектов электроэнергетики, функционирующих на территориях новых субъектов Российской Федерации:
а) оценка готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон, оценка риска нарушения работы субъектов электроэнергетики в сфере электроэнергетики, оказывающих услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства высшим классом номинального напряжения ниже 110 киловольт и соответствующих критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 г. № 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям", и мониторинг риска нарушения работы субъектов электроэнергетики в сфере электроэнергетики, предусмотренные Правилами оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон и проведения мониторинга риска нарушения работы субъектов электроэнергетики в сфере электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2017 г. № 543 "О порядке оценки готовности субъектов электроэнергетики к работе в отопительный сезон и проведения мониторинга риска нарушения работы субъектов электроэнергетики в сфере электроэнергетики", не проводятся;
б) системный оператор электроэнергетических систем России и иные субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике не формируют и не предоставляют в Министерство энергетики Российской Федерации информацию, необходимую для проведения указанных в подпункте "а" настоящего пункта оценок и мониторинга, а также для оценки технического состояния объектов электроэнергетики, в соответствии с перечнем предоставляемой субъектами электроэнергетики информации, формами и порядком ее предоставления, утвержденными Министерством энергетики Российской Федерации.
4. До 31 декабря 2023 г. включительно расследование причин аварий в электроэнергетике на территориях новых субъектов Российской Федерации осуществляется по решению собственников или иных законных владельцев объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, на которых произошла авария, либо эксплуатирующих такие объекты (установки) организаций в установленные ими порядке и сроки.
До 31 декабря 2023 г. включительно расследование причин аварийных ситуаций при теплоснабжении на территориях новых субъектов Российской Федерации осуществляется по решению собственников или иных законных владельцев объектов теплоснабжения и (или) теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии, на которых произошла аварийная ситуация, в установленные ими порядке и сроки.
5. С 1 января 2024 г. по 31 декабря 2025 г. включительно расследование причин аварий в электроэнергетике, произошедших на объектах электроэнергетики и (или) энергопринимающих установках потребителей электрической энергии, расположенных на территориях новых субъектов Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Правилами расследования причин аварий в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2009 г. № 846 "Об утверждении Правил расследования причин аварий в электроэнергетике" (далее - Правила расследования аварий в электроэнергетике), расследование причин аварийных ситуаций при теплоснабжении на источниках тепловой энергии, тепловых сетях и теплопотребляющих установках потребителей тепловой энергии, расположенных на территориях новых субъектов Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Правилами расследования причин аварийных ситуаций при теплоснабжении, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2022 г. № 1014 "О расследовании причин аварийных ситуаций при теплоснабжении" (далее - Правила расследования аварий в теплоснабжении), с учетом следующих особенностей:
а) собственники и иные законные владельцы объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок потребителей электрической энергии либо эксплуатирующие их организации осуществляют расследование причин аварий, указанных в пунктах 4 и 5 Правил расследования аварий в электроэнергетике;
б) собственники и иные законные владельцы объектов теплоснабжения и (или) теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии осуществляют расследование причин аварийных ситуаций, указанных в пунктах 3 и 4 Правил расследования аварий в теплоснабжении;
в) расследование причин аварий и аварийных ситуаций, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта, осуществляется с привлечением по согласованию представителей федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного энергетического надзора, либо его территориального органа (далее - орган федерального государственного энергетического надзора);
г) расследование причин аварий, указанных в пункте 4 Правил расследования аварий в электроэнергетике, и контроль за выполнением определенных по результатам их расследования противоаварийных мероприятий по устранению причин аварии и предотвращению возникновения аварий на объектах электроэнергетики и (или) энергопринимающих установках потребителей электрической энергии органом федерального государственного энергетического надзора не осуществляются;
д) расследование причин аварийных ситуаций, указанных в пункте 3 Правил расследования аварий в теплоснабжении, и контроль за выполнением разработанных по результатам их расследования противоаварийных мероприятий по устранению причин и предотвращению возникновения аварийных ситуаций на объектах органом федерального государственного энергетического надзора не осуществляются.
6. До 31 декабря 2023 г. включительно в отношении работников субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, осуществляющих трудовую деятельность на территориях новых субъектов Российской Федерации:
а) проведение аттестации по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики не требуется;
б) проведение мероприятий по подготовке работников к выполнению трудовых функций в сфере электроэнергетики, связанных с эксплуатацией объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей электрической энергии или с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике, и подтверждению готовности работников к выполнению таких трудовых функций осуществляется по решению субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии и в определенные ими сроки;
в) сроки очередного подтверждения готовности работников к выполнению трудовых функций в сфере электроэнергетики, связанных с эксплуатацией объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей электрической энергии или с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике, наступающие в 2023 году, продлеваются до 1 июня 2024 г.
7. До 31 декабря 2023 г. включительно расчет и утверждение нормативов запасов топлива для тепловых электростанций, расположенных на территориях новых субъектов Российской Федерации, Министерством энергетики Российской Федерации не осуществляется.
Начиная с 2024 года создание и использование тепловыми электростанциями, указанными в абзаце первом настоящего пункта, запасов топлива осуществляется в соответствии с порядком создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива, в том числе в отопительный сезон, утвержденным Министерством энергетики Российской Федерации.
При этом расчет и утверждение нормативов запасов топлива для тепловых электростанций, указанных в абзаце первом настоящего пункта, осуществляется на основании данных, предоставляемых субъектом электроэнергетики в течение 20 рабочих дней со дня поступления соответствующего запроса Министерства энергетики Российской Федерации.
8. До 31 декабря 2023 г. включительно субъекты электроэнергетики, функционирующие на территориях новых субъектов Российской Федерации:
а) не осуществляют предоставление сведений в соответствии с перечнем предоставляемой субъектами электроэнергетики информации, формами и порядком ее предоставления, утвержденными Министерством энергетики Российской Федерации, за исключением сведений о готовности субъектов электроэнергетики к выполнению аварийно-восстановительных работ;
б) не производят расчет индексов технического состояния в соответствии с методикой оценки технического состояния основного технологического оборудования и линий электропередачи электрических станций и электрических сетей, утвержденной Министерством энергетики Российской Федерации;
в) при продлении срока службы (срока эксплуатации) оборудования и линий электропередачи вправе не руководствоваться правилами проведения технического освидетельствования оборудования, зданий и сооружений объектов электроэнергетики, утвержденными Министерством энергетики Российской Федерации;
г) при организации и проведении технического обслуживания и ремонта объектов электроэнергетики вправе не руководствоваться правилами организации технического обслуживания и ремонта объектов электроэнергетики, утвержденными Министерством энергетики Российской Федерации.
9. Настоящее постановление действует до 31 декабря 2027 г. включительно.
Председатель Правительства
Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 16 февраля 2023 г. № 249
ПРАВИЛА
определения обязательных требований к эксплуатации объектов топливно-энергетического комплекса, расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области
1. Настоящие Правила устанавливают порядок определения обязательных требований к эксплуатации объектов топливно-энергетического комплекса, расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области (далее - новые субъекты Российской Федерации), установленных нормативными правовыми актами (документами, включая документы по стандартизации), действовавшими на дату получения разрешений на строительство, модернизацию, реконструкцию таких объектов или разрешений на ввод их в эксплуатацию (аналогичных документов).
2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:
"акт-аналог" - нормативно-правовой или нормативно-технический документ Российской Федерации, устанавливающий обязательные требования, соответствующие обязательным требованиям, установленным исходным актом;
"исходный акт" - нормативный правовой акт (документ, включая документ по стандартизации), устанавливающий обязательные требования к эксплуатации объектов топливно-энергетического комплекса, расположенных на территориях новых субъектов Российской Федерации, действовавший на дату получения разрешений на строительство, модернизацию, реконструкцию объектов топливно-энергетического комплекса или разрешений на ввод их в эксплуатацию (аналогичных документов);
"объект топливно-энергетического комплекса" - объект электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объект нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения;
"обязательные требования" - обязательные требования к эксплуатации объектов топливно-энергетического комплекса, оценка соблюдения которых проводится в рамках федерального государственного энергетического надзора, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
3. Обязательные требования, установленные исходными актами, включаются в перечень, утверждаемый до 31 декабря 2023 г. уполномоченным органом государственной власти нового субъекта Российской Федерации (далее - перечень), на основании анализа исходных актов, проведенного штабом по обеспечению безопасности электроснабжения нового субъекта Российской Федерации, который создан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 86 "О штабах по обеспечению безопасности электроснабжения" (далее - штаб).
Перечень включает следующие сведения в отношении каждого обязательного требования, установленного исходным актом:
текст исходного акта на русском языке;
ссылки на структурные единицы исходного акта;
реквизиты акта-аналога (вид, наименование, дата утверждения (издания, принятия), номер и дата государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации (для нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации);
текст акта-аналога;
ссылки на структурные единицы акта-аналога;
вид государственного контроля (надзора), разрешительной деятельности, в рамках которых обеспечивается оценка соблюдения обязательных требований, установленных исходными актами и актами-аналогами, и которые включены в единый реестр видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля, единый реестр учета лицензий (разрешений), являющиеся подсистемами федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)".
4. Проект перечня подлежит согласованию с Министерством энергетики Российской Федерации и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - согласующие органы) до 1 декабря 2023 г.
5. Штаб направляет проект перечня на согласование в согласующие органы до 1 октября 2023 г.
Проект перечня согласовывается согласующим органом в течение 20 дней со дня его поступления на согласование.
В случае непредставления согласующим органом в 20-дневный срок позиции в отношении направленного ему на согласование проекта перечня проект перечня считается согласованным таким согласующим органом и может быть утвержден уполномоченным органом государственной власти нового субъекта Российской Федерации.
При наличии разногласий между согласующими органами по проекту перечня штаб должен обеспечить их обсуждение с руководителями согласующих органов или по указанию таких руководителей с их заместителями с целью поиска взаимоприемлемого решения.
Неурегулированные разногласия по проекту перечня рассматриваются высшим должностным лицом нового субъекта Российской Федерации с участием руководителей согласующих органов, имеющих разногласия. В отношении указанных разногласий высшим должностным лицом нового субъекта Российской Федерации принимаются соответствующие решения.
6. Перечни подлежат размещению на официальных сайтах уполномоченных органов государственной власти новых субъектов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в табличном виде с возможностью их скачивания для неограниченного круга лиц в формате XLSX и (или) DOCX.
7. Актуализация перечней проводится ежегодно в порядке, предусмотренном для их утверждения.
____________
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 16 февраля 2023 г. № 249
ПРАВИЛА
подготовки планов-графиков по адаптации к применению в отношении объектов топливно-энергетического комплекса, расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, нормативно-правовых и нормативно-технических документов Российской Федерации
1. Настоящие Правила определяют порядок подготовки, в том числе утверждения, планов-графиков по адаптации к применению в отношении объектов топливно-энергетического комплекса, расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области (далее - новые субъекты Российской Федерации), нормативно-правовых и нормативно-технических документов Российской Федерации (далее - планы-графики).
2. Планы-графики утверждаются уполномоченными органами государственной власти новых субъектов Российской Федерации не позднее 30 июня 2024 г. включительно.
План-график формируется до 30 марта 2024 г. включительно штабом по обеспечению безопасности электроснабжения нового субъекта Российской Федерации, который создан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 86 "О штабах по обеспечению безопасности электроснабжения", в разбивке по типам объектов топливно-энергетического комплекса на основании перечней обязательных требований к эксплуатации объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных в соответствии с Правилами определения обязательных требований к эксплуатации объектов топливно-энергетического комплекса, расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2023 г. № 249 "Об особенностях применения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области положений законодательства Российской Федерации в сферах теплоснабжения и электроэнергетики и утверждении Правил определения обязательных требований к эксплуатации объектов топливно-энергетического комплекса, расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, а также Правил подготовки планов-графиков по адаптации к применению в отношении объектов топливно-энергетического комплекса, расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, нормативно-правовых и нормативно-технических документов Российской Федерации".
3. План-график определяет рекомендуемые сроки применения на территории нового субъекта Российской Федерации нормативно-правовых и нормативно-технических документов Российской Федерации в отношении объектов топливно-энергетического комплекса.
4. В план-график включаются мероприятия, необходимые для адаптации к применению в отношении объектов электроэнергетики и объектов теплоснабжения следующих обязательных требований к их эксплуатации:
а) требования к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей электрической энергии при организации и осуществлении эксплуатации объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей электрической энергии и осуществлении функций по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, связанных с планированием и производством переключений на объектах электроэнергетики и в энергопринимающих установках потребителей электрической энергии, управлением электроэнергетическим режимом энергосистемы, предотвращением и ликвидацией аварийных электроэнергетических режимов, а также требования к подготовке работников к выполнению трудовых функций в сфере электроэнергетики, связанных с эксплуатацией объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей электрической энергии или с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике, и подтверждению готовности работников к выполнению таких трудовых функций;
б) требования к безопасному ведению работ на объектах электроэнергетики, установленные правилами по охране труда;
в) требования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
г) особые условия использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики.
____________