БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ 34935-2023. Межгосударственный стандарт. Освещение наружное объектов железнодорожного транспорта. Нормы и методы контроля

6 Методы контроля

 

6.1 Общие положения

 

6.1.1 Контроль нормируемых параметров освещения проводят расчетными методами на стадии проектирования осветительных установок и инструментальными методами - в условиях эксплуатации и при сдаче-приемке осветительных установок в эксплуатацию.

6.1.2 Измерения освещенности в процессе эксплуатации осветительной установки проводят не реже одного раза в год, в период с октября по ноябрь месяц.

6.1.3 Средства измерений должны быть утвержденного типа и поверены.

6.1.4 Для измерения напряжения в сети следует применять вольтметры класса точности не ниже 1,5 по ГОСТ 8711.

 

6.2 Контроль освещенности

 

6.2.1 Измерения освещенности, обработку и оценку результатов измерений проводят по ГОСТ 24940.

6.2.2 Для измерения освещенности используют средства измерений - люксметры с измерительными преобразователями излучения, имеющими предел допускаемой относительной погрешности не более 10%. Средства измерений должны иметь шкалу с начальным значением измерения 0,1 лк. Требования к средствам измерений линейных расстояний устанавливаются по ГОСТ 427, ГОСТ 7502. Оценивание неопределенности результата измерения, выраженной в виде стандартного отклонения, проводят по ГОСТ 34100.3.

6.2.3 Применяемые средства измерений должны быть поверены/калиброваны, а испытательное оборудование аттестовано. Поверку люксметров осуществляют органы стандартизации и метрологии в соответствии с ГОСТ 8.014 и ГОСТ 8.023.

6.2.4 Перед измерением освещенности следует провести замену перегоревших ламп или светильников (в случае применения светодиодных неразборных светильников) и чистку светильников. Измерение освещенности можно также проводить без предварительной подготовки осветительной установки, что должно быть зафиксировано при оформлении результатов измерений.

В начале и в конце измерений контролируют напряжение на щитках распределительных сетей освещения. Измерения проводят при номинальном напряжении питания светильников.

Измерение освещенности при рабочем и резервном освещении проводят в темное время суток, когда отношение освещенности от естественного освещения к нормируемой искусственной освещенности составляет не более 0,1 в любой точке поверхности, измерение освещенности при эвакуационном освещении - когда значение освещенности от естественного освещения не превышает 0,1 лк.

6.2.5 Освещенность определяют прямыми измерениями. Измерения проводят после стабилизации светового потока осветительной установки.

При комбинированном освещении сначала измеряют освещенность от светильников общего освещения, затем включают светильники местного освещения в их рабочем положении и измеряют суммарную освещенность от светильников общего и местного освещения.

6.2.6 Измерение освещенности проводят в контрольных точках, которые следует располагать в плоскости нормирования освещенности на уровне нормируемой поверхности. При наличии нескольких рабочих поверхностей освещенность измеряют на каждой из них.

Размещение контрольных точек должно быть, по возможности, равномерным. Также необходимо проводить измерения в наиболее темных и светлых местах освещаемой поверхности (при их наличии) между контрольными точками.

6.2.7 Измерение освещенности в парках станций независимо от типа системы освещения (установки ОП на высокомачтовых осветительных установках, прожекторных мачтах, поперечинах, порталах, опорах и др.) следует проводить при занятости смежных путей крытым подвижным составом и при отсутствии подвижного состава на путях. Контрольные точки размещают по оси междупутий и путей с интервалом не более 25 м.

При освещении участка с жестких поперечин рекомендуется располагать контрольные точки в первую очередь под ригелями и посередине между ригелями с установленными светильниками, а остальные точки - с интервалом не более 25 м между ними. Количество точек между каждой парой жестких поперечин должно быть не менее трех в каждом пути и междупутье. Пример расположения контрольных точек при измерении освещенности участка, освещаемого с жестких поперечин, приведен на рисунке 2.

 

ГОСТ 34935-2023. Межгосударственный стандарт. Освещение наружное объектов железнодорожного транспорта. Нормы и методы контроля

 

а) - при отсутствии подвижного состава;

б) - при наличии подвижного состава;

L - расстояние между жесткими поперечинами

 

Рисунок 2 - Схема расположения контрольных точек измерения

освещенности участка, освещаемого с жестких поперечин

 

При отсутствии подвижного состава на путях допускается измерение освещенности на типовых участках парков, например вдоль одного междупутья и пути, если парк освещен одинаковыми светильниками с жестких поперечин и расстояние между ними одинаковое.

6.2.8 Измерение освещенности в горловинах станций и на отдельных стрелочных переводах проводят в двух точках: между остряками и на крестовине стрелочного перевода.

6.2.9 Измерение освещенности в смотровых канавах на открытых путях проводят на полу канавы и на поверхностях подвагонного оборудования подвижного состава, доступных обзору и не экранированных другими элементами подвижного состава.

6.2.10 Измерение освещенности на пассажирских платформах проводят в контрольных точках по всей длине, начиная от торцов платформ. Контрольные точки размещают по оси платформы и у ближнего к железнодорожному пути края боковой платформы или у обоих краев островной платформы равномерно с интервалом не более 15 м, а также непосредственно напротив каждого светильника и посередине между светильниками. Измерения рекомендуется проводить при условии наличия пассажирского подвижного состава на смежных путях. Измерение освещенности на ступенях лестниц, предназначенных для входа/выхода с платформы, проводят не менее чем в трех контрольных точках на каждом лестничном марше.

Пример расположения контрольных точек при измерении освещенности пассажирских платформ приведен на рисунке 3.

 

ГОСТ 34935-2023. Межгосударственный стандарт. Освещение наружное объектов железнодорожного транспорта. Нормы и методы контроля

 

а) - боковая платформа; б) - островная платформа

 

Рисунок 3 - Схема расположения контрольных точек измерения

освещенности на платформах

 

Измерение освещенности на других типах платформ и на эстакадах проводят аналогично.

При освещенности пассажирских платформ с жестких поперечин или мачт освещения контрольные точки следует располагать аналогично по оси платформы и у ближнего к железнодорожному пути края боковой платформы или у обоих краев островной платформы равномерно с интервалом не более 15 м без привязки к установленным светильникам.

6.2.11 Измерение освещенности на железнодорожных мостах и в тоннелях проводят в контрольных точках, расположенных с интервалом не более 20 м на оси пути и на поверхности пола или настила по бокам путей, в том числе напротив каждого светильника и посередине между светильниками.

6.2.12 Измерение освещенности пешеходных мостов проводят в контрольных точках по всей длине вдоль оси настила моста с интервалом не более 15 м, в том числе напротив каждого светильника и посередине между светильниками, а также на ступенях лестниц не менее чем в трех контрольных точках на каждом лестничном марше.

6.2.13 Измерение освещенности пешеходных переходов через железнодорожные пути в одном уровне с верхом головок рельсов проводят в контрольных точках, расположенных вдоль оси настила в точках пересечения его с осями путей и при отсутствии путей - в точках с интервалом не более 10 м.

6.2.14 На железнодорожном переезде контрольные точки размещают в границах переезда по осям каждой полосы автомобильной дороги, как минимум, на границе переезда и в точках пересечения с осями путей.

Пример расположения контрольных точек при измерении освещенности на железнодорожном переезде приведен на рисунке 4.

 

ГОСТ 34935-2023. Межгосударственный стандарт. Освещение наружное объектов железнодорожного транспорта. Нормы и методы контроля

 

Рисунок 4 - Схема расположения контрольных точек измерения

освещенности на переезде

 

6.2.15 При контроле норм освещенности охранного освещения контрольные точки размещают по периметру освещаемой территории. Число контрольных точек при длине контрольного участка до 50 м должно быть не менее пяти в одном междупутье, при длине более 50 м - не менее 10.

6.2.16 Измерение освещенности проводят 1 раз в каждой контрольной точке.

 

6.3 Контроль качественных показателей

 

6.3.1 Равномерность распределения освещенности по территории оценивают на соответствие 5.18 на стадии проектирования и реконструкции - по результатам расчетов, на стадии эксплуатации - по результатам измерений минимального Eмин и максимального Eмакс значений освещенности рабочей зоны (участка).

6.3.2 Проверку соответствия осветительных установок наружного освещения требованиям 5.21 по ограничению слепящего действия ОП проводят на стадии их эксплуатации и реконструкции расчетом показателя ослепленности по методике в соответствии с приложением Б, а требования 5.23 - 5.25 - сравнением полученных проектных данных и параметров проверяемой осветительной установки с требованиями, приведенными в таблицах 17 - 19.

 

6.4 Контроль цветопередачи и коррелированной цветовой температуры осветительных приборов

 

6.4.1 Значения индекса цветопередачи и коррелированной цветовой температуры (А.3, А.6, приложение А) выбирают на стадии проектирования осветительных установок по данным изготовителей источников света и светильников со светодиодами, которые приводят в спецификации к проекту или в эксплуатационных документах.

6.4.2 Определение индекса цветопередачи и коррелированной цветовой температуры проводят по национальным стандартам и нормативным документам, действующим на территории государства, принявшего стандарт <*>.

--------------------------------

<*> В Российской Федерации действует ГОСТ Р 55703-2013 "Источники света электрические. Методы измерений спектральных и цветовых характеристик".

 

6.4.3 Контроль коррелированной цветовой температуры в условиях эксплуатации проводят спектральными приборами при условии отсутствия засветки приемника излучения прибора посторонним светом и отсутствия в поле зрения прибора каких-либо других освещенных цветных объектов.

 

6.5 Оценка и оформление результатов контроля

 

6.5.1 Оценка результатов измерений

Освещенность соответствует нормируемому значению, если измеренное значение удовлетворяет следующим неравенствам:

- при приемке осветительной установки в эксплуатацию: E >= 0,9EнKз,

- при производственном и других видах контроля: E >= Eн,

где E - измеренное значение освещенности,

Eн - нормируемое значение освещенности.

Значение равномерности освещенности соответствует норме, если оно не менее нормируемого значения.

6.5.2 Оформление результатов контроля

После проведения измерений и расчетов оформляют протокол измерений, который должен содержать:

- наименование организации, проводившей измерения;

- сведения о виде и цели измерений;

- наименование объекта освещения;

- сведения об осветительной установке;

- дату проведения измерений;

- условия проведения измерений;

- сведения о методах измерений;

- сведения о средствах измерений;

- наименования определяемых при измерениях параметров;

- нормируемые значения параметров;

- расположение точек измерения на объекте измерений (описание или схема);

- измеренные и рассчитанные значения параметров;

- заключение о соответствии нормируемым значениям.

Рекомендуемая форма протокола измерений приведена в приложении В.