ГОСТ 34935-2023. Межгосударственный стандарт. Освещение наружное объектов железнодорожного транспорта. Нормы и методы контроля
5 Нормы освещения
5.1 При проектировании естественного, искусственного и совмещенного освещения для компенсации спада освещенности в процессе эксплуатации следует вводить коэффициент эксплуатации MF, принимаемый по таблице 2.
Таблица 2
Значения коэффициента эксплуатации MF
Территории и искусственные сооружения | MF | Число чисток ОП в год, не менее | |
Территории с воздушной средой, содержащей большое количество пыли (более 1 мг/м3) | Сортировочные и грузовые станции, склады сыпучих и навалочных грузов, площадки для экипировки электровозов и тепловозов, позиции очистки полувагонов и крытых грузовых вагонов в ПТО, подземные железнодорожные тоннели | 0,67 | 4 |
Территории с воздушной средой, содержащей малое количество пыли (менее 1 мг/м3) | Остальные железнодорожные объекты | 2 | |
Примечания 1 Значения коэффициентов эксплуатации приведены для любых ОП. 2 Коэффициент эксплуатации при применении светодиодных ОП следует умножать на коэффициент 1,05. |
Минимальное значение освещенности при вводе в эксплуатацию новых осветительных установок рассчитывают с учетом коэффициента эксплуатации. При этом ОП должны подвергаться чистке не реже одного раза в год при степени защиты IP от пыли не менее 5, и не реже двух раз в год при степени защиты не менее 3.
5.2 Нормы освещенности должны быть не ниже значений, установленных в таблицах 3 - 15.
При необходимости по решению владельца инфраструктуры допускается увеличение минимальных значений освещенности в обоснованных случаях и на основе расчетов оптимальной осветительной установки.
При выполнении на одном рабочем месте (объекте) работ разной сложности с разными значениями нормируемой освещенности необходимо проектировать освещение по более высокому значению нормируемой освещенности и предусматривать возможность снижения уровня освещенности до меньшего нормируемого значения.
5.3 Нормы освещенности на железнодорожных объектах, где в соответствии с технологическим процессом может находиться подвижной состав, должны соответствовать заданным значениям в междупутьях и на путях при отсутствии подвижного состава, а также в междупутьях при наличии подвижного состава на смежных путях.
5.4 Нормы освещенности открытых территорий пассажирских и пассажирских технических станций должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 3.
Таблица 3
Нормы освещенности открытых территорий пассажирских
и пассажирских технических станций
Объекты, сооружения, зоны, площадки | Освещенность, лк, не менее | Плоскость нормирования освещенности | Уровень нормируемой поверхности |
1 Пути (парки) приема и отправления поездов пассажирских и пассажирских технических станций | 5 | Горизонтальная | На уровне поверхности междупутья (балластного слоя) |
2 Посты (островки) безопасности для осмотрщиков вагонов, принимающих поезда сходу | 5 | Горизонтальная | На уровне поверхности междупутья (балластного слоя), площадки |
50 <1> | Вертикальная | От уровня верха головок рельсов до 1,5 м по боковому очертанию габарита 1-T (по ГОСТ 9238) | |
3 Пути осмотра и технического обслуживания пассажирских поездов в пунктах формирования и оборота | 5 <2> | Горизонтальная | На уровне поверхности междупутья (балластного слоя) |
4 Пути безотцепочного ремонта, снабжения вагонов топливом, заправки водой, внутренней уборки и экипировки вагонов | 5 <2> | Горизонтальная | На уровне поверхности междупутья (балластного слоя), площадки |
5 Стрелочные горловины в местах работы дежурных стрелочных постов (островков) | 10 <3> | Горизонтальная | На уровне верха головок рельсов |
6 Пути и стрелочные горловины, маневровые зоны пассажирских и пассажирских технических станций | 10 <3> | Горизонтальная | На уровне поверхности междупутья (балластного слоя) |
7 Пути (парки) отстоя сформированных пассажирских составов и отдельных вагонов | 2 <4> | Горизонтальная | На уровне поверхности междупутья (балластного слоя) |
8 Специализированные ремонтные пути в пунктах формирования оборота и ПТО | 10 <2> | Горизонтальная | На уровне поверхности междупутья (балластного слоя), площадки |
9 Смотровые канавы на открытых путях | 10 | Горизонтальная | На полу смотровой канавы |
30 <2>, <5> | Горизонтальная, вертикальная или наклонная | На уровне различно ориентированных рабочих поверхностей подвагонного оборудования | |
10 Пути наружной обмывки подвижного состава, предназначенного для осуществления перевозок в пассажирском движении | 10 <3> | Горизонтальная | На уровне поверхности междупутья, площадки, платформы |
Вертикальная | По высоте боковой стенки вагона | ||
<1> Норма освещенности должна быть обеспечена боковым освещением, при котором световой поток ОП направлен на боковые стенки вагонов. <2> Для обеспечения нормы освещенности труднодоступных мест необходимы дополнительные переносные светильники с питанием от независимого (автономного) источника на напряжение до 12 В. <3> Для осветительных установок, находящихся в эксплуатации, до их реконструкции допускается норма освещенности не менее 5 лк. <4> Норма освещенности при условии отсутствия работ по ТО и ТР. <5> Светильники по типу светораспределения в зоне слепимости должны соответствовать требованиям, установленным в национальных стандартах и нормативных документах, действующих на территории государства, принявшего стандарт <*>. |
--------------------------------
<*> В Российской Федерации действует ГОСТ Р 54350-2015 "Приборы осветительные. Светотехнические требования и методы испытаний".
5.5 Нормы освещенности открытых территорий грузовых станций должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 4.
Таблица 4
Нормы освещенности открытых территорий грузовых станций
Объекты, сооружения, зоны, площадки | Освещенность, лк, не менее | Плоскость нормирования освещенности | Уровень нормируемой поверхности |
1 Приемо-отправочные и сортировочные пути (парки) и горловины, вытяжные и подъездные пути, пути для проведения осмотра и ТО подвижного состава | 5 | Горизонтальная | На уровне поверхности междупутья (балластного слоя) |
2 Выставочные пути для отстоя вагонов, ожидающих подачи на грузовые пункты | 2 <1>, <2> | Горизонтальная | На уровне поверхности междупутья (балластного слоя) |
3 Открытые механизированные склады | 10 | Горизонтальная | На уровне земли (настила) |
4 Погрузочно-выгрузочные пути, площадки (грузовые фронты) | 10 <3> | Горизонтальная | На уровне земли (настила) |
5 Погрузочно-разгрузочные эстакады | 20 | Горизонтальная | На уровне настила эстакады |
6 Повышенный путь (выгрузочная эстакада) | 10 <1> | Горизонтальная | На уровне верха головок рельсов и настила эстакады или основания повышенного пути (при отсутствии эстакады) |
7 Весовые пути и вагонные весы (при погрузке и выгрузке навалочных и насыпных грузов) | 10 | Вертикальная | Вдоль оси пути против весовой будки на уровне от 1 до 3 м от уровня верха головок рельсов |
5 | Горизонтальная | На уровне поверхности междупутья (балластного слоя) | |
8 Склады и базы нефтепродуктов, резервуарные парки | 10 <4>, <5>, <6> | Горизонтальная | На уровне земли |
9 Железнодорожная сливо-наливная эстакада | 20 <4>, <5> | Горизонтальная | На уровне настила эстакады, переходного трапа |
10 Погрузочно-выгрузочные пути перевалочных станций, осуществляющих перегрузку из вагонов узкой колеи в вагоны широкой колеи | 10 <1> | Горизонтальная | На уровне поверхности междупутья (балластного слоя) |
11 Контейнерные площадки, терминалы | 10 <6>, <7>, <8> | Горизонтальная | На уровне земли, площадки |
12 Открытые склады тяжеловесных грузов, негабаритных, длинномерных и крупногабаритных грузов | 10 | Горизонтальная | На уровне земли, площадки |
13 Зона работы грузоподъемного крана | 20 <8> | Горизонтальная | На верхней поверхности груза |
10 | Вертикальная | Со стороны машиниста на уровне крюков крана во всех его положениях | |
14 Грузовые платформы и рампы грузовых складов | 20 | Горизонтальная | На поверхности платформы, пола склада |
15 Внутри полувагонов, находящихся под перегрузкой и очисткой | 10 | Горизонтальная | На уровне пола полувагона |
16 Склады сыпучих и навалочных грузов | 10 | Горизонтальная | На уровне земли (настила) |
17 Зона работы экскаватора | 5 | Горизонтальная | На уровне земли (грунта) |
10 | Вертикальная | Со стороны машиниста по высоте выгрузки | |
18 Места механизированного рыхления и выгрузки смерзшихся грузов | 10 | Горизонтальная | По высоте грузов |
19 Пункты перелива горючих и смазочных материалов и масел | 10 <4> | Горизонтальная | На уровне сливного и наливного устройств |
20 Автопроезды и проходы в местах производства погрузочно-разгрузочных работ | 5 <9> | Горизонтальная | На уровне дорожного покрытия, прохода |
21 Остальная территория грузовых дворов и районов | 1 | Горизонтальная | На уровне земли |
<1> Для проектируемых и реконструируемых объектов. <2> Норма освещенности при условии отсутствия работ по ТО и ТР. <3> Для осветительных установок, находящихся в эксплуатации, до их реконструкции допускается норма освещенности не менее 5 лк. <4> Уровень взрывозащиты или степень защиты оболочками ОП выбирают в зависимости от класса пожароопасных и взрывоопасных зон в соответствии с ГОСТ 14254. <5> При контроле состояния и уровня налива железнодорожных цистерн применяют аккумуляторные фонари во взрывозащищенном исполнении. <6> Необходимо предусматривать охранное освещение на период отсутствия проведения работ. <7> Норма освещенности без учета освещенности от ОП, установленных на кранах и машинах. <8> Норму освещенности подкрановой зоны обеспечивают ОП, установленные на кранах. <9> При наибольшей интенсивности движения в обоих направлениях от 50 до 150 ед. ч 20 лк; от 10 до 50 ед. ч - 10 лк. |
5.6 Нормы освещенности открытых территорий сортировочных участковых, промежуточных и других станций должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 5.
Таблица 5
Нормы освещенности открытых территорий сортировочных
участковых, промежуточных и других станций
Объекты, сооружения, зоны, площадки | Освещенность, лк, не менее | Плоскость нормирования освещенности | Уровень нормируемой поверхности |
1 Пути и горловины парков приема и отправления, сортировочные и вытяжные пути станций, пути для проведения осмотра и ТО подвижного состава | 5 | Горизонтальная | На уровне поверхности междупутья (балластного слоя) |
2 Пути надвига состава на сортировочную горку, тормозные позиции на подгорочных путях (вагонные замедлители, башмаконакладыватели и башмакосбрасыватели) на расстоянии от 250 до 300 м от первой разделительной стрелки, хвостовая горловина сортировочного парка, ремонтные пути | 10 | Горизонтальная | На уровне верха головок рельсов |
3 Участок (зона) расцепки вагонов | 10 <1> | Горизонтальная | На уровне площадки по длине участка (зоны) от 50 до 80 м |
10 <1> | Вертикальная | Вдоль оси пути со стороны составителя поездов (расцепщика) на автосцепке (1 м от поверхности площадки) по длине участка (зоны) от 50 до 80 м при наличии подвижного состава на путях | |
4 Вершина и спускная часть сортировочной горки | 10 | Вертикальная | Вдоль оси пути на уровне 3 м от уровня верха головок рельсов |
Горизонтальная | На уровне верха головок рельсов | ||
5 Горловины сортировочных парков [в местах работы составительских бригад, регулировщиков скоростей вагонов и дежурных стрелочных постов (островков)] | 10 | Горизонтальная | На уровне верха головок рельсов |
6 Пути и горловины промежуточных станций, имеющих погрузочно-выгрузочные сооружения и устройства для проведения грузовой и коммерческой работы | 5 <2> | Горизонтальная | На уровне поверхности междупутья (балластного слоя) в зоне проведения работ |
7 Пути транзитных парков | 5 <2>, <3> | Горизонтальная | На уровне поверхности междупутья (балластного слоя) |
8 Пути и горловины, маневровые зоны разъездов, обгонных пунктов и промежуточных станций (при отсутствии грузовых и пассажирских операций и работ) | 1 | Горизонтальная | На уровне поверхности междупутья (балластного слоя) |
<1> Решение о необходимости применения нормы освещенности в зоне расцепки длиной более 80 м или ко всему пути надвига, с учетом наличия подвижного состава на путях, принимает владелец инфраструктуры или путей необщего пользования. <2> Допускается снижение нормы освещенности до 2 лк (кроме горловин и стрелок) в период отсутствия работ на отдельных участках железнодорожных станций. Необходимость снижения освещенности определяет владелец инфраструктуры или путей необщего пользования. <3> Допускается норма освещенности не менее 3 лк до реконструкции систем освещения. |
5.7 Нормы освещенности открытых территорий пунктов коммерческого осмотра поездов и вагонов должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 6.
Таблица 6
Нормы освещенности открытых территорий пунктов
коммерческого осмотра поездов и вагонов
Объекты, сооружения, зоны, площадки | Освещенность, лк, не менее | Плоскость нормирования освещенности | Уровень нормируемой поверхности |
1 Пути коммерческого осмотра | 5 | Горизонтальная | На уровне поверхности междупутья (балластного слоя) |
50 <1> | Вертикальная | На запорно-пломбировочном устройстве | |
2 Смотровые вышки для коммерческого осмотра грузовых вагонов, оборудованные прожекторным освещением и телевизионными камерами | 50 | Горизонтальная | На уровне верха груза |
Вертикальная | По высоте боковой стенки грузового вагона | ||
<1> Для обеспечения нормы освещенности необходимы дополнительные переносные светильники с питанием от независимого (автономного) источника на напряжение до 12 В. |
5.8 Нормы освещенности открытых территорий пунктов экипировки электровозов и тепловозов и экипировочных устройств на открытых путях должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 7.
Таблица 7
Нормы освещенности открытых территорий пунктов экипировки
электровозов и тепловозов и экипировочных устройств
на открытых путях
Объекты, сооружения, зоны, площадки | Освещенность, лк, не менее | Плоскость нормирования освещенности | Уровень нормируемой поверхности |
1 Площадки для экипировки электровозов и осмотра токоприемников, крышевого оборудования и др. | 50 | Горизонтальная | На уровне настила площадки и крышевом оборудовании |
2 Площадки для экипировки тепловозов, обслуживания и осмотра пескораздаточных бункеров | 10 | На уровне настила площадки | |
3 Междупутье | 10 | Горизонтальная | На уровне поверхности междупутья (балластного слоя) |
4 Служебные лестницы и сходы | 5 <1> | На ступенях | |
<1> Для осветительных установок, находящихся в эксплуатации, до их реконструкции допускается норма освещенности не менее 3 лк. |
5.9 Нормы освещенности открытых территорий ПТО для подготовки грузовых вагонов к перевозкам должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 8.
Таблица 8
Нормы освещенности открытых территорий участков
текущего отцепочного ремонта и пунктов подготовки
грузовых вагонов к перевозкам
Объекты, сооружения, зоны, площадки | Освещенность, лк, не менее | Плоскость нормирования освещенности | Уровень нормируемой поверхности |
1 Пути приема и осмотра грузовых вагонов на участках текущего отцепочного ремонта и пунктах подготовки вагонов | 10 <1> | Горизонтальная | На уровне поверхности междупутья (балластного слоя) |
2 Позиция очистки грузовых вагонов от остатков перевозимых грузов | 10 | Горизонтальная | |
3 Пути технического обслуживания грузовых вагонов без отцепки в объеме ТО | 10 <1> | Горизонтальная | |
4 Пути текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов в объеме ТР-1 | 20 <1> | Горизонтальная | То же, а также на уровне площадки |
5 Специализированные пути для текущего отцепочного ремонта в объеме ТР-2, оборудованные комплексом вагоноремонтных машин и установок | 20 | Горизонтальная | То же, или настила эстакады |
6 Участок механизированной разборки исключенных из инвентаря грузовых вагонов | 10 | Горизонтальная | На уровне поверхности междупутья (балластного слоя) |
7 Тупик для смены колесных пар | 10 | Горизонтальная | |
8 Колесный парк | 5 <1>, <2> | Горизонтальная | На уровне поверхности междупутья (балластного слоя) |
9 Зона работы грузоподъемного крана | 20 <3> | Горизонтальная | На уровне поверхности междупутья (балластного слоя) |
10 Позиции наружной обмывки, грубой очистки и сушки грузовых вагонов в ПТО для подготовки грузовых вагонов к перевозкам | 10 | Горизонтальная | На уровне поверхности междупутья (балластного слоя), площадки или настила эстакады |
11 Позиции сухой очистки, внутренней промывки крытых грузовых вагонов | 20 | Горизонтальная | На уровне поверхности междупутья (балластного слоя), площадки или настила эстакады |
12 Пути отстоя грузовых вагонов; позиции накопления для постановки грузовых вагонов в ремонт | 2 <4> | Горизонтальная | На уровне земли |
13 Места сварочных работ на путях текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов в объеме ТР-1 и ТР-2 | 50 <5> | Горизонтальная и вертикальная | На уровне рабочих поверхностей |
<1> Для обеспечения нормы освещенности труднодоступных мест необходимы дополнительные переносные светильники с питанием от независимого (автономного) источника на напряжение до 12 В. <2> Допускается освещенность не менее 2 лк до реконструкции систем освещения. <3> Норму освещенности подкрановой зоны обеспечивают ОП, установленные на кранах. <4> Норма освещенности - при условии отсутствия работ по ТО и ТР. <5> Для обеспечения нормы освещенности необходимы дополнительные переносные светильники с питанием от независимого (автономного) источника на напряжение до 12 В. |
5.10 Нормы освещенности открытых территорий промывочно-пропарочных станций и пунктов налива нефтепродуктов должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 9.
Примечание - Названия структурных подразделений определены в нормативных документах, действующих на территории государства, принявшего стандарт <*>.
--------------------------------
<*> В Российской Федерации действует термин "промывочно-пропарочная станция".
Таблица 9
Нормы освещенности открытых территорий
промывочно-пропарочных станций и пунктов налива
нефтепродуктов
Объекты, сооружения, зоны, площадки | Освещенность, лк, не менее | Плоскость нормирования освещенности | Уровень нормируемой поверхности |
1 Сливо-наливные эстакады | 20 <1>, <2> | Горизонтальная | На поверхности настила эстакады и люка цистерны |
2 Пульты механизмов | 50 <1> | Горизонтальная, вертикальная или наклонная | На приборах |
3 Нефтеловушки для сливных стоков, отстойные пруды | 2 <1> | Горизонтальная | На уровне поверхности сливных стоков, отстойных прудов |
<1> Уровень взрывозащиты или степень защиты оболочками ОП выбирают в зависимости от класса пожароопасных и взрывоопасных зон в соответствии с ГОСТ 14254. <2> При контроле состояния и уровня налива железнодорожных цистерн применяют аккумуляторные фонари во взрывозащищенном исполнении. |
5.11 Нормы освещенности открытых территорий и площадок дезинфекционно-промывочных станций и пунктов должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 10.
Примечание - Названия структурных подразделений определены в нормативных документах, действующих на территории государства, принявшего стандарт <*>.
--------------------------------
<*> В Российской Федерации действует термин "дезинфекционно-промывочные станции и пункты".
Таблица 10
Нормы освещенности открытых территорий и площадок
дезинфекционно-промывочных станций и пунктов
Объекты, сооружения, зоны, площадки | Освещенность, лк, не менее | Плоскость нормирования освещенности | Уровень нормируемой поверхности |
1 Обмывочные площадки грузовых вагонов и подвижного состава | 20 | Горизонтальная | На уровне поверхности площадки, платформы |
2 Пульты механизмов | 50 | Горизонтальная, вертикальная или наклонная | На приборах |
3 Платформы дезинфекционно-промывочных станций | 20 | Горизонтальная | На поверхности платформы |
4 Площадка биотермического обезвреживания навоза и других отходов, площадки иловые, выгрузки и хранения навоза | 2 | Горизонтальная | На уровне земли |
5.12 Нормы освещенности открытых территорий грузовых и рефрижераторных вагонных депо и ремонтных вагонных депо должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 11.
Примечание - Названия структурных подразделений определены в нормативных документах, действующих на территории государства, принявшего стандарт <**>.
--------------------------------
<**> В Российской Федерации действуют термины "рефрижераторное ремонтное депо" и "ремонтное вагонное депо".
Таблица 11
Нормы освещенности открытых территорий грузовых
и рефрижераторных вагонных депо и ремонтных вагонных депо
Объекты, сооружения, зоны, площадки | Освещенность, лк, не менее | Плоскость нормирования освещенности | Уровень нормируемой поверхности |
1 Ремонтный путь цеха текущего ремонта | 30 <1> | Горизонтальная | На уровне поверхности междупутья (балластного слоя) |
2 Места сварочных работ | 50 <2> | Горизонтальная или вертикальная | На уровне рабочих поверхностей |
3 Эстакада для промывки вагонов | 20 | Горизонтальная | На уровне настила эстакады |
4 Площадка для пропарки топливных баков | 10 | Горизонтальная | На уровне земли |
5 Пункты экипировки и деэкипировки вагонов | 10 | Горизонтальная | На уровне земли или настила эстакады |
6 Хранилища горюче-смазочных материалов, пункты экипировки маслом | 10 | Горизонтальная | На уровне земли или настила эстакады |
7 Площадка для разделки вагонов на металлолом | 20 | Горизонтальная | На уровне земли или настила эстакады |
Вертикальная | По высоте боковой стенки вагона | ||
8 Пути приема и отправления (без технического обслуживания и ремонта) | 5 | Горизонтальная | На уровне поверхности междупутья (балластного слоя) |
<1> Для обеспечения нормы освещенности труднодоступных мест необходимы дополнительные переносные светильники с питанием от независимого (автономного) источника на напряжение до 12 В. <2> Для обеспечения нормы освещенности необходимы дополнительные переносные светильники с питанием от независимого (автономного) источника на напряжение до 12 В. |
5.13 Нормы освещенности искусственных и инженерных сооружений и устройств железнодорожного транспорта должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 12.
Таблица 12
Нормы освещенности искусственных и инженерных сооружений
и устройств железнодорожного транспорта
Объекты, сооружения, зоны, площадки | Освещенность, лк, не менее | Плоскость нормирования освещенности | Уровень нормируемой поверхности |
1 Железнодорожные тоннели <11> | 1 <1>, <2> | Горизонтальная | На уровне верха головок рельсов и в сервисных штольнях на уровне пола |
2 Большие железнодорожные мосты и путепроводы | 1 | Горизонтальная | На уровне верха головок рельсов, настила моста |
3 Пешеходные мосты над железнодорожными путями | 5 <3>, <12> | Горизонтальная | На поверхности настила моста и ступенях лестниц моста |
4 Железнодорожные переезды <4> | 5 | Горизонтальная | На уровне настила переезда в границах переезда <5> со стороны автомобильной дороги |
5 Пост безопасности на охраняемом переезде, оборудованном прожекторной установкой <6> | 50 <7> | Вертикальная | От уровня верха головок рельсов до 1 м со стороны поста |
6 Пассажирские платформы станций и остановочных пунктов с повышенной интенсивностью пассажиропотока (более 2 млн человек в год) и телевизионным обзором | 10 <8>, <12> | Горизонтальная | На поверхности платформы |
7 Пассажирские платформы станций и остановочных пунктов с интенсивным размером пассажиропотока (от 0,7 до 2 млн человек в год) | 5 <8>, <12> | Горизонтальная | На поверхности платформы |
8 Пассажирские платформы станций и остановочных пунктов со средним размером пассажиропотока (от 100 до 700 тыс. человек в год) | 5 <3>, <8>, <12> | Горизонтальная | На поверхности платформы |
9 Пассажирские платформы станций и остановочных пунктов с малым размером пассажиропотока (до 100 тыс. человек в год) | 5 <8>, <12>, <13> | Горизонтальная | На поверхности платформы |
10 Кассовый павильон, терминалы по продаже железнодорожных билетов (билетопечатающие автоматы) | 50 <9> | Горизонтальная | Снаружи помещения кассового павильона на поверхности прилавка расчетного окна, на купюро- и картоприемниках терминалов |
11 Воинские платформы, площадки | 5 | Горизонтальная | На поверхности платформы, площадки |
12 Пешеходные переходы через железнодорожные пути в одном уровне с верхом головок рельсов 1, 2 и 3 категорий | 5 <10> | Горизонтальная | На уровне настила пешеходного перехода |
13 Пешеходные тоннели и переходы <11> под железнодорожными путями | 75 <12> | Горизонтальная | На полу |
14 Лестницы и пандусы пешеходных тоннелей <11> | 40 <12> | Горизонтальная | На площадках, ступенях |
15 Лестницы и пандусы пассажирских платформ и пешеходных мостов станций и остановочных пунктов | 5 <3> | Горизонтальная | На площадках, ступенях |
<1> Норма освещенности для железнодорожных тоннелей длиной более 200 м на прямых и более 100 м на кривых участках железнодорожных линий. <2> Необходимо предусматривать систему резервного освещения. <3> Допускается норма освещенности 3 лк для систем освещения, находящихся в эксплуатации, до их реконструкции. <4> Электрическое освещение должны иметь все железнодорожные переезды I, II и III категорий, а также IV категории при наличии продольных линий электроснабжения или других постоянных источников электроснабжения. Категории переездов и освещенность переездов, находящихся в эксплуатации до их реконструкции, определяют в нормативных документах, действующих на территории государства, принявшего стандарт <*>. <5> Границы железнодорожного переезда со стороны автомобильной дороги - до шлагбаумов или, при отсутствии шлагбаумов, на расстоянии 10 м от ближайшего рельса. <6> Решение об оборудовании охраняемых переездов прожекторными установками для осмотра проходящих поездов в необходимых случаях принимает владелец инфраструктуры или железнодорожных путей необщего пользования. <7> Прожекторную установку включают на время прохода поезда. Конструкция прожектора должна предусматривать регулировку направления светового потока в горизонтальной и вертикальной плоскостях. <8> Допускается отключение рабочего освещения пассажирских платформ на период отсутствия движения поездов с посадкой-высадкой пассажиров. <9> Норма освещенности должна быть обеспечена установкой дополнительного светильника местного освещения. <10> Норма освещенности не распространяется на служебные проходы по территориям станций. <11> Необходимо предусматривать систему освещения путей эвакуации. <12> Нормируют среднюю освещенность. <13> Допускается норма освещенности 2 лк для систем освещения, находящихся в эксплуатации, до их реконструкции. |
--------------------------------
<*> В Российской Федерации действуют "Условия эксплуатации железнодорожных переездов", утвержденные Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2015 г. N 237.
5.14 Нормы освещенности остальных открытых территорий объектов железнодорожного транспорта должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 13.
Таблица 13
Нормы освещенности остальных открытых территорий объектов
железнодорожного транспорта
Объекты, сооружения, зоны, площадки | Освещенность, лк, не менее | Плоскость нормирования освещенности | Уровень нормируемой поверхности |
1 Территории станций с телевизионным обзором (в границах действия системы видеонаблюдения) | 10 <1> | Горизонтальная | На уровне земли |
2 Поворотные круги и треугольники, въезды в депо и цехи заводов | 5 | Горизонтальная | На уровне земли |
3 Пути отстоя моторвагонных поездов, локомотивов, вагонов и прочего подвижного состава всех назначений | 2 <2> | Горизонтальная | На уровне земли |
4 Главные открытые проходы, проезды, дороги на территориях депо, заводов, материальных складов, промывочно-пропарочных станций, дезинфекционно-промывочных станций, карьеров и других объектов | 2 | Горизонтальная | На уровне покрытия дороги, прохода, проезда |
5 Отдельные стрелочные переводы | 5 | Горизонтальная | На уровне верха головок рельсов |
6 Служебные проходы | 5 | Горизонтальная | На уровне земли, настила |
7 Пути для осмотра и технического обслуживания подвижного состава | 5 | Горизонтальная | На уровне поверхности междупутья (балластного слоя) |
8 Санитарные тупики | 2 <5> | Горизонтальная | На уровне поверхности междупутья (балластного слоя) |
9 Соединительные пути к железнодорожным путям необщего пользования и путям, переданным в ведение других служб и организаций | 1 <3> | Горизонтальная | На уровне верха головок рельсов по оси пути |
10 Негабаритные места (неустранимые) на путях общего и необщего пользования на станциях | 3 | Горизонтальная | На уровне поверхности междупутья (балластного слоя) |
11 Железнодорожные пути для ликвидации аварийных ситуаций | 10 <4> | Горизонтальная | На уровне поверхности междупутья (балластного слоя) |
<1> Допускается снижение освещенности в зависимости от рабочего диапазона освещенности применяемых камер. <2> Норма освещенности при условии отсутствия работ по ТО и ТР. <3> Освещение соединительных путей обеспечивает владелец этих путей. Допускается использование составителем поездов в момент проведения маневров переносных светильников (фонарей) с питанием от независимого (автономного) источника на напряжение до 12 В. <4> Норма освещенности при выполнении работ по ликвидации аварийной ситуации, норма может быть обеспечена переносными осветительными установками. <5> При выполнении карантинных мероприятий. |
5.15 Нормы освещенности открытых территорий тяговой подстанции должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 14.
Таблица 14
Нормы освещенности открытых территорий тяговой подстанции
Объекты, сооружения, зоны, площадки | Освещенность, лк, не менее | Плоскость нормирования освещенности | Уровень нормируемой поверхности |
1 Контакты главных цепей контактных коммутационных аппаратов напряжением выше 1000 В, указатели коммутационного положения выключателей напряжением выше 1000 В и их приводов, газовые реле и маслоуказатели масляных трансформаторов (силовых и измерительных) | 30 <1> | Вертикальная | На рабочих поверхностях |
2 Кран для взятия пробы масла трансформатора, лестница для подъема на трансформатор | 5 <1> | Горизонтальная | На уровне земли, ступенях лестницы |
3 Проходы между оборудованием | 5 <1> | Горизонтальная | На уровне земли, ступенях лестницы |
4 Остальная территория тяговой подстанции | 1 <1> | Горизонтальная | На уровне земли, ступенях лестницы |
<1> Допускается отключение освещения на период отсутствия работ на открытой территории необслуживаемой тяговой подстанции, оборудованной видеонаблюдением. |
5.16 Охранное освещение вдоль границ заводских и складских территорий, зон тоннелей и мостов, подходов к тоннелям, мостам и другим искусственным сооружениям должно обеспечивать норму освещенности не менее 0,5 лк в горизонтальной плоскости на уровне земли; вертикальной - на уровне 0,5 м от земли на одной стороне вертикальной плоскости (ограждения, стены), перпендикулярной к линии границы или стены.
5.17 Нормы освещенности рабочих мест и участков при выполнении ремонтно-путевых и строительно-монтажных работ должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 15.
Таблица 15
Нормы освещенности рабочих мест и участков при выполнении
плановых ремонтно-путевых и строительно-монтажных работ
Виды работ, рабочие места, участки | Освещенность, лк, не менее | Плоскость нормирования освещенности | Уровень нормируемой поверхности |
1 Капитальный ремонт переездов | 30 | Горизонтальная | На уровне земли |
2 Участки работы дрезин, а также грузоподъемных кранов по погрузке и выгрузке материалов верхнего строения пути, оборудования, проводов и деталей устройств СЦБ и контактной сети | 20 | Горизонтальная | На уровне земли |
3 Замена рельсов, стрелочных переводов или их частей, разборка и укладка путевой рельсошпальной решетки | 30 | Горизонтальная | На уровне земли |
4 Места сварки рельсов в пути передвижными сварочными машинами и других сварочных работ | 50 | Горизонтальная | На уровне верха головок рельсов и на обрабатываемой поверхности |
5 Участки реконструкции и ремонта инженерных сооружений | 30 | Горизонтальная | На уровне земли |
6 Ремонтные работы в тоннелях: осмотр и обмер обделки; удаление слабых камней; расшивка швов; перекладка деформированных частей обделки; замена рельсов, шпал; очистка дренажных лотков | 50 | Горизонтальная и вертикальная | На различно ориентированной рабочей поверхности |
7 Рабочие места по монтажу цепной и поперечной контактных подвесок, компенсирующих устройств, регулировки контактного провода, фиксаторов и фиксирующих тросов, армировки опор при электрификации путей, смены проводов, тросов, волновода и групповых заземлений. Осмотр и смена частей контактной подвески, деталей армировки, установка вставок в контактный провод и тросы | 50 | Горизонтальная | На уровне контактного провода |
8 Установка опор контактной сети, фундаментов и светофорных мачт механизированным способом и вручную | 10 | Горизонтальная | На уровне земли |
9 Места установки релейных шкафов проходных светофоров, дросселей, участки демонтажа оборудования устройств СЦБ | 30 | Горизонтальная | На уровне земли |
10 Площадки базы путевой машинной станции | 5 | Горизонтальная | На уровне земли |
11 Позиции разборки рельсовых звеньев на звеноразборочной поточной линии | 30 <1> | Горизонтальная | На уровне верха роликовых платформ |
12 Зоны работы звеньевого путеукладчика | 30 <1> | Горизонтальная | На уровне верха балластной призмы или земляного полотна и платформы путеукладчика |
13 Подъемка, выправка, рихтовка и стабилизация пути; укладка и стыковка звеньев; очистка и вырезка щебня | 50 | Горизонтальная | В зоне проведения работ |
14 Контроль хода производственного процесса, выполняемого специальным подвижным составом | 10 | Горизонтальная | На уровне поверхности междупутья рядом со специальным подвижным составом |
<1> Норма освещенности проектируемых и реконструируемых осветительных установок.
Примечание - На период производства работ норму освещенности обеспечивают необходимым количеством для выполнения работ передвижными осветительными устройствами с питанием от автономных или стационарных источников питания, а также светильниками, установленными на специальном железнодорожном подвижном составе. |
5.18 Равномерность распределения освещенности при рабочем освещении на объектах, сооружениях, устройствах и площадках должна быть не менее значений, приведенных в таблице 16.
Таблица 16
Равномерность распределения освещенности на объектах,
сооружениях, устройствах, площадках
Объекты, сооружения, устройства и площадки | Равномерность освещенности, не менее |
Железнодорожные пути, площадки, дороги и проезды, железнодорожные тоннели, мосты и другие открытые территории объектов | 1:15 |
Пассажирские платформы, погрузочно-разгрузочные и сливо-наливные эстакады | 1:8 <1> |
Грузовые и воинские платформы, пешеходные переходы через железнодорожные пути в одном уровне с верхом головок рельсов 1 категории, "посты (островки) безопасности" для осмотрщиков вагонов, принимающих поезда с ходу, пешеходные мосты | 1:5 <1> |
Пешеходные переходы через железнодорожные пути в одном уровне с верхом головок рельсов 2 и 3 категорий | 1:10 <1> |
<1> Допускается равномерность 1:15 для систем освещения, находящихся в эксплуатации, до их реконструкции. |
5.19 Нормы резервного освещения установлены в национальных стандартах и нормативных документах, действующих на территории государства, принявшего стандарт <*>.
--------------------------------
<*> В Российской Федерации действует ГОСТ Р 55842-2013 (ИСО 30061:2007) "Освещение аварийное. Классификация и нормы" (пункт 5.2).
5.20 Нормы освещенности, равномерности освещенности и требования к качеству дежурного освещения установлены в национальных стандартах и нормативных документах <**>.
--------------------------------
<**> В Российской Федерации нормы освещенности, равномерности освещенности и требования к качеству дежурного освещения не нормируют.
5.21 Для ограничения слепящего действия на уровне глаз наблюдателя (машиниста) показатель ослепленности P не должен превышать следующие значения;
- 800 для нормы освещенности 1 и 2 лк;
- 700 для нормы освещенности 3 лк;
- 500 для нормы освещенности 5 и 10 лк.
Примечание - Для норм освещенности 3, 5 и 10 лк требование распространяется на проектируемые и реконструируемые системы освещения.
5.22 Нормы освещения рабочих мест и объектов, не перечисленных в таблицах 3 - 15, устанавливают по аналогичным видам выполняемых работ на объектах, приведенных в этих таблицах.
Примечание - Для норм освещенности 3, 5 и 10 лк требование распространяется на проектируемые и реконструируемые системы освещения.
5.23 Для ограничения слепящего действия ОП наружного освещения железнодорожных и подземных пешеходных тоннелей и переходов, мостов и путепроводов, пассажирских и грузовых платформ защитный угол должен быть:
а) для ОП с высотой установки ОП над уровнем земли не менее указанной в таблице 17 - менее 15°;
б) для ОП с высотой установки ОП над уровнем земли не менее 3,5 м - 15° и более.
Таблица 17
Наименьшая высота установки светильников по условиям
ограничения слепящего действия
Светораспределение ОП | Наибольший световой поток ламп в ОП, установленных на одной опоре, лм | Наименьшая высота установки ОП, м |
Полуширокое | Менее 6000 | 7,0 |
От 6000 до 10000 | 7,5 | |
Св. 10000 до 20000 | 8,0 | |
Св. 20000 до 30000 | 9,0 | |
Св. 30000 до 40000 | 10,0 | |
Св. 40000 | 11,5 | |
Широкое | Менее 6000 | 7,5 |
От 6000 до 10000 | 8,5 | |
Св. 10000 до 20000 | 9,5 | |
Св. 20000 до 30000 | 10,5 | |
Св. 30000 до 40000 | 11,5 | |
Св. 40000 | 13,0 |
Допускается не ограничивать высоту подвеса ОП с защитным углом 15° и более (или с рассеивателями из молочного стекла без отражателей) на площадках для прохода людей или обслуживания технологического (или инженерного) оборудования, а также у входа в здание.
5.24 Значения максимальной силы света светильников наружного освещения в зависимости от типа светораспределения в зоне слепимости для любой меридиональной плоскости, приведенные к световому потоку светильника 1 клм, должны быть не более указанных в таблице 18, абсолютное значение силы света должно быть не более 1 ккд.
Примечание - Тип светораспределения в зоне слепимости определяют максимальными значениями силы света в меридиональной плоскости под углами 80° и 90° к оптической оси светильника, приведенными к световому потоку светильника 1 клм для положения светильника, когда его оптическая ось направлена вниз перпендикулярно к земле.
Таблица 18
Значения максимальной силы света светильников наружного
освещения в зависимости от типа светораспределения
Тип светораспределения в зоне слепимости | Сила света, кд/клм, не более, для угла | |
80° | 90° | |
Полностью ограниченное | 120 | 0 |
Ограниченное | 25 | |
Полуограниченное | 250 | 50 |
Неограниченное | Не нормируют |
5.25 Отношение осевой силы света Iмакс, кд, одного прожектора или наклонно расположенного ОП с типом кривой силы света, аналогичной кривой силы света прожектора, к квадрату высоты установки этих приборов H, м, в зависимости от нормируемой освещенности не должно превышать значений, указанных в таблице 19.
Таблица 19
Отношение осевой силы света к квадрату высоты установки
Нормируемая освещенность, лк | 0,5 | 1 | 2 | 3 | 5 | 10 | 20 | 30 | 50 |
Iмакс/H2 | 100 | 150 | 250 | 300 | 400 | 700 | 1400 | 2100 | 3500 |
Примечание - При совпадении направлений осевых сил света нескольких световых приборов допустимые значения Iмакс/H2 каждого прибора определяют путем деления табличного значения на число этих световых приборов. |
