БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ 34935-2023. Межгосударственный стандарт. Освещение наружное объектов железнодорожного транспорта. Нормы и методы контроля

5 Нормы освещения

 

5.1 При проектировании естественного, искусственного и совмещенного освещения для компенсации спада освещенности в процессе эксплуатации следует вводить коэффициент эксплуатации MF, принимаемый по таблице 2.

 

Таблица 2

 

Значения коэффициента эксплуатации MF

 

Территории и искусственные сооружения

MF

Число чисток ОП в год, не менее

Территории с воздушной средой, содержащей большое количество пыли (более 1 мг/м3)

Сортировочные и грузовые станции, склады сыпучих и навалочных грузов, площадки для экипировки электровозов и тепловозов, позиции очистки полувагонов и крытых грузовых вагонов в ПТО, подземные железнодорожные тоннели

0,67

4

Территории с воздушной средой, содержащей малое количество пыли (менее 1 мг/м3)

Остальные железнодорожные объекты

2

Примечания

1 Значения коэффициентов эксплуатации приведены для любых ОП.

2 Коэффициент эксплуатации при применении светодиодных ОП следует умножать на коэффициент 1,05.

 

Минимальное значение освещенности при вводе в эксплуатацию новых осветительных установок рассчитывают с учетом коэффициента эксплуатации. При этом ОП должны подвергаться чистке не реже одного раза в год при степени защиты IP от пыли не менее 5, и не реже двух раз в год при степени защиты не менее 3.

5.2 Нормы освещенности должны быть не ниже значений, установленных в таблицах 3 - 15.

При необходимости по решению владельца инфраструктуры допускается увеличение минимальных значений освещенности в обоснованных случаях и на основе расчетов оптимальной осветительной установки.

При выполнении на одном рабочем месте (объекте) работ разной сложности с разными значениями нормируемой освещенности необходимо проектировать освещение по более высокому значению нормируемой освещенности и предусматривать возможность снижения уровня освещенности до меньшего нормируемого значения.

5.3 Нормы освещенности на железнодорожных объектах, где в соответствии с технологическим процессом может находиться подвижной состав, должны соответствовать заданным значениям в междупутьях и на путях при отсутствии подвижного состава, а также в междупутьях при наличии подвижного состава на смежных путях.

5.4 Нормы освещенности открытых территорий пассажирских и пассажирских технических станций должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 3.

 

Таблица 3

 

Нормы освещенности открытых территорий пассажирских

и пассажирских технических станций

 

Объекты, сооружения, зоны, площадки

Освещенность, лк, не менее

Плоскость нормирования освещенности

Уровень нормируемой поверхности

1 Пути (парки) приема и отправления поездов пассажирских и пассажирских технических станций

5

Горизонтальная

На уровне поверхности междупутья (балластного слоя)

2 Посты (островки) безопасности для осмотрщиков вагонов, принимающих поезда сходу

5

Горизонтальная

На уровне поверхности междупутья (балластного слоя), площадки

50 <1>

Вертикальная

От уровня верха головок рельсов до 1,5 м по боковому очертанию габарита 1-T (по ГОСТ 9238)

3 Пути осмотра и технического обслуживания пассажирских поездов в пунктах формирования и оборота

5 <2>

Горизонтальная

На уровне поверхности междупутья (балластного слоя)

4 Пути безотцепочного ремонта, снабжения вагонов топливом, заправки водой, внутренней уборки и экипировки вагонов

5 <2>

Горизонтальная

На уровне поверхности междупутья (балластного слоя), площадки

5 Стрелочные горловины в местах работы дежурных стрелочных постов (островков)

10 <3>

Горизонтальная

На уровне верха головок рельсов

6 Пути и стрелочные горловины, маневровые зоны пассажирских и пассажирских технических станций

10 <3>

Горизонтальная

На уровне поверхности междупутья (балластного слоя)

7 Пути (парки) отстоя сформированных пассажирских составов и отдельных вагонов

2 <4>

Горизонтальная

На уровне поверхности междупутья (балластного слоя)

8 Специализированные ремонтные пути в пунктах формирования оборота и ПТО

10 <2>

Горизонтальная

На уровне поверхности междупутья (балластного слоя), площадки

9 Смотровые канавы на открытых путях

10

Горизонтальная

На полу смотровой канавы

30 <2>, <5>

Горизонтальная, вертикальная или наклонная

На уровне различно ориентированных рабочих поверхностей подвагонного оборудования

10 Пути наружной обмывки подвижного состава, предназначенного для осуществления перевозок в пассажирском движении

10 <3>

Горизонтальная

На уровне поверхности междупутья, площадки, платформы

Вертикальная

По высоте боковой стенки вагона

<1> Норма освещенности должна быть обеспечена боковым освещением, при котором световой поток ОП направлен на боковые стенки вагонов.

<2> Для обеспечения нормы освещенности труднодоступных мест необходимы дополнительные переносные светильники с питанием от независимого (автономного) источника на напряжение до 12 В.

<3> Для осветительных установок, находящихся в эксплуатации, до их реконструкции допускается норма освещенности не менее 5 лк.

<4> Норма освещенности при условии отсутствия работ по ТО и ТР.

<5> Светильники по типу светораспределения в зоне слепимости должны соответствовать требованиям, установленным в национальных стандартах и нормативных документах, действующих на территории государства, принявшего стандарт <*>.

 

--------------------------------

<*> В Российской Федерации действует ГОСТ Р 54350-2015 "Приборы осветительные. Светотехнические требования и методы испытаний".

 

5.5 Нормы освещенности открытых территорий грузовых станций должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 4.

 

Таблица 4

 

Нормы освещенности открытых территорий грузовых станций

 

Объекты, сооружения, зоны, площадки

Освещенность, лк, не менее

Плоскость нормирования освещенности

Уровень нормируемой поверхности

1 Приемо-отправочные и сортировочные пути (парки) и горловины, вытяжные и подъездные пути, пути для проведения осмотра и ТО подвижного состава

5

Горизонтальная

На уровне поверхности междупутья (балластного слоя)

2 Выставочные пути для отстоя вагонов, ожидающих подачи на грузовые пункты

2 <1>, <2>

Горизонтальная

На уровне поверхности междупутья (балластного слоя)

3 Открытые механизированные склады

10

Горизонтальная

На уровне земли (настила)

4 Погрузочно-выгрузочные пути, площадки (грузовые фронты)

10 <3>

Горизонтальная

На уровне земли (настила)

5 Погрузочно-разгрузочные эстакады

20

Горизонтальная

На уровне настила эстакады

6 Повышенный путь (выгрузочная эстакада)

10 <1>

Горизонтальная

На уровне верха головок рельсов и настила эстакады или основания повышенного пути (при отсутствии эстакады)

7 Весовые пути и вагонные весы (при погрузке и выгрузке навалочных и насыпных грузов)

10

Вертикальная

Вдоль оси пути против весовой будки на уровне от 1 до 3 м от уровня верха головок рельсов

5

Горизонтальная

На уровне поверхности междупутья (балластного слоя)

8 Склады и базы нефтепродуктов, резервуарные парки

10 <4>, <5>, <6>

Горизонтальная

На уровне земли

9 Железнодорожная сливо-наливная эстакада

20 <4>, <5>

Горизонтальная

На уровне настила эстакады, переходного трапа

10 Погрузочно-выгрузочные пути перевалочных станций, осуществляющих перегрузку из вагонов узкой колеи в вагоны широкой колеи

10 <1>

Горизонтальная

На уровне поверхности междупутья (балластного слоя)

11 Контейнерные площадки, терминалы

10 <6>, <7>, <8>

Горизонтальная

На уровне земли, площадки

12 Открытые склады тяжеловесных грузов, негабаритных, длинномерных и крупногабаритных грузов

10

Горизонтальная

На уровне земли, площадки

13 Зона работы грузоподъемного крана

20 <8>

Горизонтальная

На верхней поверхности груза

10

Вертикальная

Со стороны машиниста на уровне крюков крана во всех его положениях

14 Грузовые платформы и рампы грузовых складов

20

Горизонтальная

На поверхности платформы, пола склада

15 Внутри полувагонов, находящихся под перегрузкой и очисткой

10

Горизонтальная

На уровне пола полувагона

16 Склады сыпучих и навалочных грузов

10

Горизонтальная

На уровне земли (настила)

17 Зона работы экскаватора

5

Горизонтальная

На уровне земли (грунта)

10

Вертикальная

Со стороны машиниста по высоте выгрузки

18 Места механизированного рыхления и выгрузки смерзшихся грузов

10

Горизонтальная

По высоте грузов

19 Пункты перелива горючих и смазочных материалов и масел

10 <4>

Горизонтальная

На уровне сливного и наливного устройств

20 Автопроезды и проходы в местах производства погрузочно-разгрузочных работ

5 <9>

Горизонтальная

На уровне дорожного покрытия, прохода

21 Остальная территория грузовых дворов и районов

1

Горизонтальная

На уровне земли

<1> Для проектируемых и реконструируемых объектов.

<2> Норма освещенности при условии отсутствия работ по ТО и ТР.

<3> Для осветительных установок, находящихся в эксплуатации, до их реконструкции допускается норма освещенности не менее 5 лк.

<4> Уровень взрывозащиты или степень защиты оболочками ОП выбирают в зависимости от класса пожароопасных и взрывоопасных зон в соответствии с ГОСТ 14254.

<5> При контроле состояния и уровня налива железнодорожных цистерн применяют аккумуляторные фонари во взрывозащищенном исполнении.

<6> Необходимо предусматривать охранное освещение на период отсутствия проведения работ.

<7> Норма освещенности без учета освещенности от ОП, установленных на кранах и машинах.

<8> Норму освещенности подкрановой зоны обеспечивают ОП, установленные на кранах.

<9> При наибольшей интенсивности движения в обоих направлениях от 50 до 150 ед. ч 20 лк; от 10 до 50 ед. ч - 10 лк.

 

5.6 Нормы освещенности открытых территорий сортировочных участковых, промежуточных и других станций должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 5.

 

Таблица 5

 

Нормы освещенности открытых территорий сортировочных

участковых, промежуточных и других станций

 

Объекты, сооружения, зоны, площадки

Освещенность, лк, не менее

Плоскость нормирования освещенности

Уровень нормируемой поверхности

1 Пути и горловины парков приема и отправления, сортировочные и вытяжные пути станций, пути для проведения осмотра и ТО подвижного состава

5

Горизонтальная

На уровне поверхности междупутья (балластного слоя)

2 Пути надвига состава на сортировочную горку, тормозные позиции на подгорочных путях (вагонные замедлители, башмаконакладыватели и башмакосбрасыватели) на расстоянии от 250 до 300 м от первой разделительной стрелки, хвостовая горловина сортировочного парка, ремонтные пути

10

Горизонтальная

На уровне верха головок рельсов

3 Участок (зона) расцепки вагонов

10 <1>

Горизонтальная

На уровне площадки по длине участка (зоны) от 50 до 80 м

10 <1>

Вертикальная

Вдоль оси пути со стороны составителя поездов (расцепщика) на автосцепке (1 м от поверхности площадки) по длине участка (зоны) от 50 до 80 м при наличии подвижного состава на путях

4 Вершина и спускная часть сортировочной горки

10

Вертикальная

Вдоль оси пути на уровне 3 м от уровня верха головок рельсов

Горизонтальная

На уровне верха головок рельсов

5 Горловины сортировочных парков [в местах работы составительских бригад, регулировщиков скоростей вагонов и дежурных стрелочных постов (островков)]

10

Горизонтальная

На уровне верха головок рельсов

6 Пути и горловины промежуточных станций, имеющих погрузочно-выгрузочные сооружения и устройства для проведения грузовой и коммерческой работы

5 <2>

Горизонтальная

На уровне поверхности междупутья (балластного слоя) в зоне проведения работ

7 Пути транзитных парков

5 <2>, <3>

Горизонтальная

На уровне поверхности междупутья (балластного слоя)

8 Пути и горловины, маневровые зоны разъездов, обгонных пунктов и промежуточных станций (при отсутствии грузовых и пассажирских операций и работ)

1

Горизонтальная

На уровне поверхности междупутья (балластного слоя)

<1> Решение о необходимости применения нормы освещенности в зоне расцепки длиной более 80 м или ко всему пути надвига, с учетом наличия подвижного состава на путях, принимает владелец инфраструктуры или путей необщего пользования.

<2> Допускается снижение нормы освещенности до 2 лк (кроме горловин и стрелок) в период отсутствия работ на отдельных участках железнодорожных станций. Необходимость снижения освещенности определяет владелец инфраструктуры или путей необщего пользования.

<3> Допускается норма освещенности не менее 3 лк до реконструкции систем освещения.

 

5.7 Нормы освещенности открытых территорий пунктов коммерческого осмотра поездов и вагонов должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 6.

 

Таблица 6

 

Нормы освещенности открытых территорий пунктов

коммерческого осмотра поездов и вагонов

 

Объекты, сооружения, зоны, площадки

Освещенность, лк, не менее

Плоскость нормирования освещенности

Уровень нормируемой поверхности

1 Пути коммерческого осмотра

5

Горизонтальная

На уровне поверхности междупутья (балластного слоя)

50 <1>

Вертикальная

На запорно-пломбировочном устройстве

2 Смотровые вышки для коммерческого осмотра грузовых вагонов, оборудованные прожекторным освещением и телевизионными камерами

50

Горизонтальная

На уровне верха груза

Вертикальная

По высоте боковой стенки грузового вагона

<1> Для обеспечения нормы освещенности необходимы дополнительные переносные светильники с питанием от независимого (автономного) источника на напряжение до 12 В.

 

5.8 Нормы освещенности открытых территорий пунктов экипировки электровозов и тепловозов и экипировочных устройств на открытых путях должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 7.

 

Таблица 7

 

Нормы освещенности открытых территорий пунктов экипировки

электровозов и тепловозов и экипировочных устройств

на открытых путях

 

Объекты, сооружения, зоны, площадки

Освещенность, лк, не менее

Плоскость нормирования освещенности

Уровень нормируемой поверхности

1 Площадки для экипировки электровозов и осмотра токоприемников, крышевого оборудования и др.

50

Горизонтальная

На уровне настила площадки и крышевом оборудовании

2 Площадки для экипировки тепловозов, обслуживания и осмотра пескораздаточных бункеров

10

На уровне настила площадки

3 Междупутье

10

Горизонтальная

На уровне поверхности междупутья (балластного слоя)

4 Служебные лестницы и сходы

5 <1>

На ступенях

<1> Для осветительных установок, находящихся в эксплуатации, до их реконструкции допускается норма освещенности не менее 3 лк.

 

5.9 Нормы освещенности открытых территорий ПТО для подготовки грузовых вагонов к перевозкам должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 8.

 

Таблица 8

 

Нормы освещенности открытых территорий участков

текущего отцепочного ремонта и пунктов подготовки

грузовых вагонов к перевозкам

 

Объекты, сооружения, зоны, площадки

Освещенность, лк, не менее

Плоскость нормирования освещенности

Уровень нормируемой поверхности

1 Пути приема и осмотра грузовых вагонов на участках текущего отцепочного ремонта и пунктах подготовки вагонов

10 <1>

Горизонтальная

На уровне поверхности междупутья (балластного слоя)

2 Позиция очистки грузовых вагонов от остатков перевозимых грузов

10

Горизонтальная

3 Пути технического обслуживания грузовых вагонов без отцепки в объеме ТО

10 <1>

Горизонтальная

4 Пути текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов в объеме ТР-1

20 <1>

Горизонтальная

То же, а также на уровне площадки

5 Специализированные пути для текущего отцепочного ремонта в объеме ТР-2, оборудованные комплексом вагоноремонтных машин и установок

20

Горизонтальная

То же, или настила эстакады

6 Участок механизированной разборки исключенных из инвентаря грузовых вагонов

10

Горизонтальная

На уровне поверхности междупутья (балластного слоя)

7 Тупик для смены колесных пар

10

Горизонтальная

8 Колесный парк

5 <1>, <2>

Горизонтальная

На уровне поверхности междупутья (балластного слоя)

9 Зона работы грузоподъемного крана

20 <3>

Горизонтальная

На уровне поверхности междупутья (балластного слоя)

10 Позиции наружной обмывки, грубой очистки и сушки грузовых вагонов в ПТО для подготовки грузовых вагонов к перевозкам

10

Горизонтальная

На уровне поверхности междупутья (балластного слоя), площадки или настила эстакады

11 Позиции сухой очистки, внутренней промывки крытых грузовых вагонов

20

Горизонтальная

На уровне поверхности междупутья (балластного слоя), площадки или настила эстакады

12 Пути отстоя грузовых вагонов; позиции накопления для постановки грузовых вагонов в ремонт

2 <4>

Горизонтальная

На уровне земли

13 Места сварочных работ на путях текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов в объеме ТР-1 и ТР-2

50 <5>

Горизонтальная и вертикальная

На уровне рабочих поверхностей

<1> Для обеспечения нормы освещенности труднодоступных мест необходимы дополнительные переносные светильники с питанием от независимого (автономного) источника на напряжение до 12 В.

<2> Допускается освещенность не менее 2 лк до реконструкции систем освещения.

<3> Норму освещенности подкрановой зоны обеспечивают ОП, установленные на кранах.

<4> Норма освещенности - при условии отсутствия работ по ТО и ТР.

<5> Для обеспечения нормы освещенности необходимы дополнительные переносные светильники с питанием от независимого (автономного) источника на напряжение до 12 В.

 

5.10 Нормы освещенности открытых территорий промывочно-пропарочных станций и пунктов налива нефтепродуктов должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 9.

Примечание - Названия структурных подразделений определены в нормативных документах, действующих на территории государства, принявшего стандарт <*>.

--------------------------------

<*> В Российской Федерации действует термин "промывочно-пропарочная станция".

 

Таблица 9

 

Нормы освещенности открытых территорий

промывочно-пропарочных станций и пунктов налива

нефтепродуктов

 

Объекты, сооружения, зоны, площадки

Освещенность, лк, не менее

Плоскость нормирования освещенности

Уровень нормируемой поверхности

1 Сливо-наливные эстакады

20 <1>, <2>

Горизонтальная

На поверхности настила эстакады и люка цистерны

2 Пульты механизмов

50 <1>

Горизонтальная, вертикальная или наклонная

На приборах

3 Нефтеловушки для сливных стоков, отстойные пруды

2 <1>

Горизонтальная

На уровне поверхности сливных стоков, отстойных прудов

<1> Уровень взрывозащиты или степень защиты оболочками ОП выбирают в зависимости от класса пожароопасных и взрывоопасных зон в соответствии с ГОСТ 14254.

<2> При контроле состояния и уровня налива железнодорожных цистерн применяют аккумуляторные фонари во взрывозащищенном исполнении.

 

5.11 Нормы освещенности открытых территорий и площадок дезинфекционно-промывочных станций и пунктов должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 10.

Примечание - Названия структурных подразделений определены в нормативных документах, действующих на территории государства, принявшего стандарт <*>.

--------------------------------

<*> В Российской Федерации действует термин "дезинфекционно-промывочные станции и пункты".

 

Таблица 10

 

Нормы освещенности открытых территорий и площадок

дезинфекционно-промывочных станций и пунктов

 

Объекты, сооружения, зоны, площадки

Освещенность, лк, не менее

Плоскость нормирования освещенности

Уровень нормируемой поверхности

1 Обмывочные площадки грузовых вагонов и подвижного состава

20

Горизонтальная

На уровне поверхности площадки, платформы

2 Пульты механизмов

50

Горизонтальная, вертикальная или наклонная

На приборах

3 Платформы дезинфекционно-промывочных станций

20

Горизонтальная

На поверхности платформы

4 Площадка биотермического обезвреживания навоза и других отходов, площадки иловые, выгрузки и хранения навоза

2

Горизонтальная

На уровне земли

 

5.12 Нормы освещенности открытых территорий грузовых и рефрижераторных вагонных депо и ремонтных вагонных депо должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 11.

Примечание - Названия структурных подразделений определены в нормативных документах, действующих на территории государства, принявшего стандарт <**>.

--------------------------------

<**> В Российской Федерации действуют термины "рефрижераторное ремонтное депо" и "ремонтное вагонное депо".

 

Таблица 11

 

Нормы освещенности открытых территорий грузовых

и рефрижераторных вагонных депо и ремонтных вагонных депо

 

Объекты, сооружения, зоны, площадки

Освещенность, лк, не менее

Плоскость нормирования освещенности

Уровень нормируемой поверхности

1 Ремонтный путь цеха текущего ремонта

30 <1>

Горизонтальная

На уровне поверхности междупутья (балластного слоя)

2 Места сварочных работ

50 <2>

Горизонтальная или вертикальная

На уровне рабочих поверхностей

3 Эстакада для промывки вагонов

20

Горизонтальная

На уровне настила эстакады

4 Площадка для пропарки топливных баков

10

Горизонтальная

На уровне земли

5 Пункты экипировки и деэкипировки вагонов

10

Горизонтальная

На уровне земли или настила эстакады

6 Хранилища горюче-смазочных материалов, пункты экипировки маслом

10

Горизонтальная

На уровне земли или настила эстакады

7 Площадка для разделки вагонов на металлолом

20

Горизонтальная

На уровне земли или настила эстакады

Вертикальная

По высоте боковой стенки вагона

8 Пути приема и отправления (без технического обслуживания и ремонта)

5

Горизонтальная

На уровне поверхности междупутья (балластного слоя)

<1> Для обеспечения нормы освещенности труднодоступных мест необходимы дополнительные переносные светильники с питанием от независимого (автономного) источника на напряжение до 12 В.

<2> Для обеспечения нормы освещенности необходимы дополнительные переносные светильники с питанием от независимого (автономного) источника на напряжение до 12 В.

 

5.13 Нормы освещенности искусственных и инженерных сооружений и устройств железнодорожного транспорта должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 12.

 

Таблица 12

 

Нормы освещенности искусственных и инженерных сооружений

и устройств железнодорожного транспорта

 

Объекты, сооружения, зоны, площадки

Освещенность, лк, не менее

Плоскость нормирования освещенности

Уровень нормируемой поверхности

1 Железнодорожные тоннели <11>

1 <1>, <2>

Горизонтальная

На уровне верха головок рельсов и в сервисных штольнях на уровне пола

2 Большие железнодорожные мосты и путепроводы

1

Горизонтальная

На уровне верха головок рельсов, настила моста

3 Пешеходные мосты над железнодорожными путями

5 <3>, <12>

Горизонтальная

На поверхности настила моста и ступенях лестниц моста

4 Железнодорожные переезды <4>

5

Горизонтальная

На уровне настила переезда в границах переезда <5> со стороны автомобильной дороги

5 Пост безопасности на охраняемом переезде, оборудованном прожекторной установкой <6>

50 <7>

Вертикальная

От уровня верха головок рельсов до 1 м со стороны поста

6 Пассажирские платформы станций и остановочных пунктов с повышенной интенсивностью пассажиропотока (более 2 млн человек в год) и телевизионным обзором

10 <8>, <12>

Горизонтальная

На поверхности платформы

7 Пассажирские платформы станций и остановочных пунктов с интенсивным размером пассажиропотока (от 0,7 до 2 млн человек в год)

5 <8>, <12>

Горизонтальная

На поверхности платформы

8 Пассажирские платформы станций и остановочных пунктов со средним размером пассажиропотока (от 100 до 700 тыс. человек в год)

5 <3>, <8>, <12>

Горизонтальная

На поверхности платформы

9 Пассажирские платформы станций и остановочных пунктов с малым размером пассажиропотока (до 100 тыс. человек в год)

5 <8>, <12>, <13>

Горизонтальная

На поверхности платформы

10 Кассовый павильон, терминалы по продаже железнодорожных билетов (билетопечатающие автоматы)

50 <9>

Горизонтальная

Снаружи помещения кассового павильона на поверхности прилавка расчетного окна, на купюро- и картоприемниках терминалов

11 Воинские платформы, площадки

5

Горизонтальная

На поверхности платформы, площадки

12 Пешеходные переходы через железнодорожные пути в одном уровне с верхом головок рельсов 1, 2 и 3 категорий

5 <10>

Горизонтальная

На уровне настила пешеходного перехода

13 Пешеходные тоннели и переходы <11> под железнодорожными путями

75 <12>

Горизонтальная

На полу

14 Лестницы и пандусы пешеходных тоннелей <11>

40 <12>

Горизонтальная

На площадках, ступенях

15 Лестницы и пандусы пассажирских платформ и пешеходных мостов станций и остановочных пунктов

5 <3>

Горизонтальная

На площадках, ступенях

<1> Норма освещенности для железнодорожных тоннелей длиной более 200 м на прямых и более 100 м на кривых участках железнодорожных линий.

<2> Необходимо предусматривать систему резервного освещения.

<3> Допускается норма освещенности 3 лк для систем освещения, находящихся в эксплуатации, до их реконструкции.

<4> Электрическое освещение должны иметь все железнодорожные переезды I, II и III категорий, а также IV категории при наличии продольных линий электроснабжения или других постоянных источников электроснабжения. Категории переездов и освещенность переездов, находящихся в эксплуатации до их реконструкции, определяют в нормативных документах, действующих на территории государства, принявшего стандарт <*>.

<5> Границы железнодорожного переезда со стороны автомобильной дороги - до шлагбаумов или, при отсутствии шлагбаумов, на расстоянии 10 м от ближайшего рельса.

<6> Решение об оборудовании охраняемых переездов прожекторными установками для осмотра проходящих поездов в необходимых случаях принимает владелец инфраструктуры или железнодорожных путей необщего пользования.

<7> Прожекторную установку включают на время прохода поезда. Конструкция прожектора должна предусматривать регулировку направления светового потока в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

<8> Допускается отключение рабочего освещения пассажирских платформ на период отсутствия движения поездов с посадкой-высадкой пассажиров.

<9> Норма освещенности должна быть обеспечена установкой дополнительного светильника местного освещения.

<10> Норма освещенности не распространяется на служебные проходы по территориям станций.

<11> Необходимо предусматривать систему освещения путей эвакуации.

<12> Нормируют среднюю освещенность.

<13> Допускается норма освещенности 2 лк для систем освещения, находящихся в эксплуатации, до их реконструкции.

 

--------------------------------

<*> В Российской Федерации действуют "Условия эксплуатации железнодорожных переездов", утвержденные Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2015 г. N 237.

 

5.14 Нормы освещенности остальных открытых территорий объектов железнодорожного транспорта должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 13.

 

Таблица 13

 

Нормы освещенности остальных открытых территорий объектов

железнодорожного транспорта

 

Объекты, сооружения, зоны, площадки

Освещенность, лк, не менее

Плоскость нормирования освещенности

Уровень нормируемой поверхности

1 Территории станций с телевизионным обзором (в границах действия системы видеонаблюдения)

10 <1>

Горизонтальная

На уровне земли

2 Поворотные круги и треугольники, въезды в депо и цехи заводов

5

Горизонтальная

На уровне земли

3 Пути отстоя моторвагонных поездов, локомотивов, вагонов и прочего подвижного состава всех назначений

2 <2>

Горизонтальная

На уровне земли

4 Главные открытые проходы, проезды, дороги на территориях депо, заводов, материальных складов, промывочно-пропарочных станций, дезинфекционно-промывочных станций, карьеров и других объектов

2

Горизонтальная

На уровне покрытия дороги, прохода, проезда

5 Отдельные стрелочные переводы

5

Горизонтальная

На уровне верха головок рельсов

6 Служебные проходы

5

Горизонтальная

На уровне земли, настила

7 Пути для осмотра и технического обслуживания подвижного состава

5

Горизонтальная

На уровне поверхности междупутья (балластного слоя)

8 Санитарные тупики

2 <5>

Горизонтальная

На уровне поверхности междупутья (балластного слоя)

9 Соединительные пути к железнодорожным путям необщего пользования и путям, переданным в ведение других служб и организаций

1 <3>

Горизонтальная

На уровне верха головок рельсов по оси пути

10 Негабаритные места (неустранимые) на путях общего и необщего пользования на станциях

3

Горизонтальная

На уровне поверхности междупутья (балластного слоя)

11 Железнодорожные пути для ликвидации аварийных ситуаций

10 <4>

Горизонтальная

На уровне поверхности междупутья (балластного слоя)

<1> Допускается снижение освещенности в зависимости от рабочего диапазона освещенности применяемых камер.

<2> Норма освещенности при условии отсутствия работ по ТО и ТР.

<3> Освещение соединительных путей обеспечивает владелец этих путей. Допускается использование составителем поездов в момент проведения маневров переносных светильников (фонарей) с питанием от независимого (автономного) источника на напряжение до 12 В.

<4> Норма освещенности при выполнении работ по ликвидации аварийной ситуации, норма может быть обеспечена переносными осветительными установками.

<5> При выполнении карантинных мероприятий.

 

5.15 Нормы освещенности открытых территорий тяговой подстанции должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 14.

 

Таблица 14

 

Нормы освещенности открытых территорий тяговой подстанции

 

Объекты, сооружения, зоны, площадки

Освещенность, лк, не менее

Плоскость нормирования освещенности

Уровень нормируемой поверхности

1 Контакты главных цепей контактных коммутационных аппаратов напряжением выше 1000 В, указатели коммутационного положения выключателей напряжением выше 1000 В и их приводов, газовые реле и маслоуказатели масляных трансформаторов (силовых и измерительных)

30 <1>

Вертикальная

На рабочих поверхностях

2 Кран для взятия пробы масла трансформатора, лестница для подъема на трансформатор

5 <1>

Горизонтальная

На уровне земли, ступенях лестницы

3 Проходы между оборудованием

5 <1>

Горизонтальная

На уровне земли, ступенях лестницы

4 Остальная территория тяговой подстанции

1 <1>

Горизонтальная

На уровне земли, ступенях лестницы

<1> Допускается отключение освещения на период отсутствия работ на открытой территории необслуживаемой тяговой подстанции, оборудованной видеонаблюдением.

 

5.16 Охранное освещение вдоль границ заводских и складских территорий, зон тоннелей и мостов, подходов к тоннелям, мостам и другим искусственным сооружениям должно обеспечивать норму освещенности не менее 0,5 лк в горизонтальной плоскости на уровне земли; вертикальной - на уровне 0,5 м от земли на одной стороне вертикальной плоскости (ограждения, стены), перпендикулярной к линии границы или стены.

5.17 Нормы освещенности рабочих мест и участков при выполнении ремонтно-путевых и строительно-монтажных работ должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 15.

 

Таблица 15

 

Нормы освещенности рабочих мест и участков при выполнении

плановых ремонтно-путевых и строительно-монтажных работ

 

Виды работ, рабочие места, участки

Освещенность, лк, не менее

Плоскость нормирования освещенности

Уровень нормируемой поверхности

1 Капитальный ремонт переездов

30

Горизонтальная

На уровне земли

2 Участки работы дрезин, а также грузоподъемных кранов по погрузке и выгрузке материалов верхнего строения пути, оборудования, проводов и деталей устройств СЦБ и контактной сети

20

Горизонтальная

На уровне земли

3 Замена рельсов, стрелочных переводов или их частей, разборка и укладка путевой рельсошпальной решетки

30

Горизонтальная

На уровне земли

4 Места сварки рельсов в пути передвижными сварочными машинами и других сварочных работ

50

Горизонтальная

На уровне верха головок рельсов и на обрабатываемой поверхности

5 Участки реконструкции и ремонта инженерных сооружений

30

Горизонтальная

На уровне земли

6 Ремонтные работы в тоннелях: осмотр и обмер обделки; удаление слабых камней; расшивка швов; перекладка деформированных частей обделки; замена рельсов, шпал; очистка дренажных лотков

50

Горизонтальная и вертикальная

На различно ориентированной рабочей поверхности

7 Рабочие места по монтажу цепной и поперечной контактных подвесок, компенсирующих устройств, регулировки контактного провода, фиксаторов и фиксирующих тросов, армировки опор при электрификации путей, смены проводов, тросов, волновода и групповых заземлений. Осмотр и смена частей контактной подвески, деталей армировки, установка вставок в контактный провод и тросы

50

Горизонтальная

На уровне контактного провода

8 Установка опор контактной сети, фундаментов и светофорных мачт механизированным способом и вручную

10

Горизонтальная

На уровне земли

9 Места установки релейных шкафов проходных светофоров, дросселей, участки демонтажа оборудования устройств СЦБ

30

Горизонтальная

На уровне земли

10 Площадки базы путевой машинной станции

5

Горизонтальная

На уровне земли

11 Позиции разборки рельсовых звеньев на звеноразборочной поточной линии

30 <1>

Горизонтальная

На уровне верха роликовых платформ

12 Зоны работы звеньевого путеукладчика

30 <1>

Горизонтальная

На уровне верха балластной призмы или земляного полотна и платформы путеукладчика

13 Подъемка, выправка, рихтовка и стабилизация пути; укладка и стыковка звеньев; очистка и вырезка щебня

50

Горизонтальная

В зоне проведения работ

14 Контроль хода производственного процесса, выполняемого специальным подвижным составом

10

Горизонтальная

На уровне поверхности междупутья рядом со специальным подвижным составом

<1> Норма освещенности проектируемых и реконструируемых осветительных установок.

 

Примечание - На период производства работ норму освещенности обеспечивают необходимым количеством для выполнения работ передвижными осветительными устройствами с питанием от автономных или стационарных источников питания, а также светильниками, установленными на специальном железнодорожном подвижном составе.

 

5.18 Равномерность распределения освещенности при рабочем освещении на объектах, сооружениях, устройствах и площадках должна быть не менее значений, приведенных в таблице 16.

 

Таблица 16

 

Равномерность распределения освещенности на объектах,

сооружениях, устройствах, площадках

 

Объекты, сооружения, устройства и площадки

Равномерность освещенности, не менее

Железнодорожные пути, площадки, дороги и проезды, железнодорожные тоннели, мосты и другие открытые территории объектов

1:15

Пассажирские платформы, погрузочно-разгрузочные и сливо-наливные эстакады

1:8 <1>

Грузовые и воинские платформы, пешеходные переходы через железнодорожные пути в одном уровне с верхом головок рельсов 1 категории, "посты (островки) безопасности" для осмотрщиков вагонов, принимающих поезда с ходу, пешеходные мосты

1:5 <1>

Пешеходные переходы через железнодорожные пути в одном уровне с верхом головок рельсов 2 и 3 категорий

1:10 <1>

<1> Допускается равномерность 1:15 для систем освещения, находящихся в эксплуатации, до их реконструкции.

 

5.19 Нормы резервного освещения установлены в национальных стандартах и нормативных документах, действующих на территории государства, принявшего стандарт <*>.

--------------------------------

<*> В Российской Федерации действует ГОСТ Р 55842-2013 (ИСО 30061:2007) "Освещение аварийное. Классификация и нормы" (пункт 5.2).

 

5.20 Нормы освещенности, равномерности освещенности и требования к качеству дежурного освещения установлены в национальных стандартах и нормативных документах <**>.

--------------------------------

<**> В Российской Федерации нормы освещенности, равномерности освещенности и требования к качеству дежурного освещения не нормируют.

 

5.21 Для ограничения слепящего действия на уровне глаз наблюдателя (машиниста) показатель ослепленности P не должен превышать следующие значения;

- 800 для нормы освещенности 1 и 2 лк;

- 700 для нормы освещенности 3 лк;

- 500 для нормы освещенности 5 и 10 лк.

Примечание - Для норм освещенности 3, 5 и 10 лк требование распространяется на проектируемые и реконструируемые системы освещения.

 

5.22 Нормы освещения рабочих мест и объектов, не перечисленных в таблицах 3 - 15, устанавливают по аналогичным видам выполняемых работ на объектах, приведенных в этих таблицах.

Примечание - Для норм освещенности 3, 5 и 10 лк требование распространяется на проектируемые и реконструируемые системы освещения.

 

5.23 Для ограничения слепящего действия ОП наружного освещения железнодорожных и подземных пешеходных тоннелей и переходов, мостов и путепроводов, пассажирских и грузовых платформ защитный угол должен быть:

а) для ОП с высотой установки ОП над уровнем земли не менее указанной в таблице 17 - менее 15°;

б) для ОП с высотой установки ОП над уровнем земли не менее 3,5 м - 15° и более.

 

Таблица 17

 

Наименьшая высота установки светильников по условиям

ограничения слепящего действия

 

Светораспределение ОП

Наибольший световой поток ламп в ОП, установленных на одной опоре, лм

Наименьшая высота установки ОП, м

Полуширокое

Менее 6000

7,0

От 6000 до 10000

7,5

Св. 10000 до 20000

8,0

Св. 20000 до 30000

9,0

Св. 30000 до 40000

10,0

Св. 40000

11,5

Широкое

Менее 6000

7,5

От 6000 до 10000

8,5

Св. 10000 до 20000

9,5

Св. 20000 до 30000

10,5

Св. 30000 до 40000

11,5

Св. 40000

13,0

 

Допускается не ограничивать высоту подвеса ОП с защитным углом 15° и более (или с рассеивателями из молочного стекла без отражателей) на площадках для прохода людей или обслуживания технологического (или инженерного) оборудования, а также у входа в здание.

5.24 Значения максимальной силы света светильников наружного освещения в зависимости от типа светораспределения в зоне слепимости для любой меридиональной плоскости, приведенные к световому потоку светильника 1 клм, должны быть не более указанных в таблице 18, абсолютное значение силы света должно быть не более 1 ккд.

Примечание - Тип светораспределения в зоне слепимости определяют максимальными значениями силы света в меридиональной плоскости под углами 80° и 90° к оптической оси светильника, приведенными к световому потоку светильника 1 клм для положения светильника, когда его оптическая ось направлена вниз перпендикулярно к земле.

 

Таблица 18

 

Значения максимальной силы света светильников наружного

освещения в зависимости от типа светораспределения

 

Тип светораспределения в зоне слепимости

Сила света, кд/клм, не более, для угла

80°

90°

Полностью ограниченное

120

0

Ограниченное

25

Полуограниченное

250

50

Неограниченное

Не нормируют

 

5.25 Отношение осевой силы света Iмакс, кд, одного прожектора или наклонно расположенного ОП с типом кривой силы света, аналогичной кривой силы света прожектора, к квадрату высоты установки этих приборов H, м, в зависимости от нормируемой освещенности не должно превышать значений, указанных в таблице 19.

 

Таблица 19

 

Отношение осевой силы света к квадрату высоты установки

 

Нормируемая освещенность, лк

0,5

1

2

3

5

10

20

30

50

Iмакс/H2

100

150

250

300

400

700

1400

2100

3500

Примечание - При совпадении направлений осевых сил света нескольких световых приборов допустимые значения Iмакс/H2 каждого прибора определяют путем деления табличного значения на число этих световых приборов.