БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ 34935-2023. Межгосударственный стандарт. Освещение наружное объектов железнодорожного транспорта. Нормы и методы контроля

4 Классификация и общие требования к видам освещения

 

4.1 Наружное освещение классифицируют по следующим видам:

- рабочее (общее и местное);

- аварийное (резервное и эвакуационное);

- охранное;

- дежурное.

4.2 Рабочее освещение в зависимости от путевого развития и конфигурации освещаемой территории проектируют в виде системы:

- общего освещения по освещаемой территории (на ригелях жестких поперечин, опорах и осветительных мачтах малой и средней высоты, гибких поперечинах);

- высокомачтовой (заливающего света), при которой ОП устанавливают на опорах или осветительных мачтах высотой более 16 м, находящихся на значительных расстояниях друг от друга (на горочных и стрелочных горловинах сортировочных парков и других территориях станций);

- комбинированной, состоящей из систем общего освещения и высокомачтовой.

4.3 На территориях, где норма освещенности для отдельного участка (рабочего места) выше нормы освещенности системы общего освещения, следует применять систему комбинированного освещения.

Примечание - Местное освещение включают на время выполнения соответствующих работ с помощью отдельных ОП, расположенных недалеко от рабочего места.

 

4.4 В железнодорожных тоннелях следует предусматривать резервное освещение, обеспечивающее норму освещенности на уровне головок рельсов и в сервисных штольнях не менее 1 лк.

4.5 Для аварийного освещения следует применять:

а) ОП со светодиодами;

б) разрядные лампы высокого давления при условии их мгновенного или быстрого повторного зажигания как в горячем состоянии после кратковременного отключения, так и в холодном состоянии;

в) ОП с лампами накаливания - при невозможности использования других ОП.

Индекс цветопередачи Ra применяемых ОП для аварийного освещения должен быть не менее 40.

4.6 Слепящее действие светильников аварийного освещения ограничивается предельными значениями силы света.

Для горизонтальных путей эвакуации сила света светильников аварийного освещения ограничивается в нижней полусфере в пределах углов от 60° до 90° относительно вертикали и при всех азимутальных углах согласно рисунку 1, при которых ее значения не должны превышать предельных значений, приведенных в таблице 1.

 

ГОСТ 34935-2023. Межгосударственный стандарт. Освещение наружное объектов железнодорожного транспорта. Нормы и методы контроля

 

1 - зоны, где максимальная сила света не должна

превышать значений таблицы 1

 

Рисунок 1 - Ограничение слепящего действия на путях

эвакуации, расположенных на одном уровне

 

Таблица 1

 

Ограничение силы света светильников аварийного освещения

 

Высота установки светильников аварийного освещения h, м

Сила света светильников аварийного освещения, кд, не более

Освещение путей эвакуации и антипаническое освещение

Освещение зон повышенной опасности

h < 2,5

500

1000

2,5 < h < 3,0

900

1800

3,0 < h < 3,5

1600

3200

3,5 < h < 4,0

2500

5000

4,0 < h < 4,5

3500

7000

h > 4,5

5000

10000

 

Для путей эвакуации, расположенных на разных уровнях и в местах производства работ вне зданий, сила света светильников аварийного освещения ограничивается в нижней полусфере, и при любых вертикальных и азимутальных углах ее значения не должны превышать предельных значений, приведенных в таблице 1.

4.7 Для путей эвакуации шириной до 2 м горизонтальная освещенность на полу по оси прохода должна быть не менее 1 лк, при этом на полу в полосе шириной не менее 50% ширины прохода, симметрично расположенной относительно центральной линии, должна быть освещенность не менее 0,5 лк.

Примечание - Более широкие проходы можно рассматривать как сумму двухметровых полос или применять для них нормы освещения больших площадей (антипанического освещения).

 

Освещение путей эвакуации после нарушения питания рабочего освещения должно обеспечивать нормируемое значение освещенности не более чем через 10 с.

Индекс цветопередачи Ra применяемых ОП для аварийного освещения должен быть не менее 40.

4.8 Резервное освещение следует предусматривать, если по условиям технологического процесса или ситуации требуется нормальное продолжение работы при нарушении питания рабочего освещения.

Резервное освещение не должно использоваться для целей эвакуационного освещения. Если резервное освещение проектируется так, чтобы быть использованным для целей эвакуационного освещения, то оно должно удовлетворять соответствующим требованиям, установленным выше для эвакуационного освещения.

Нормы освещенности резервного освещения - не менее 30% нормируемой освещенности для общего рабочего освещения. Равномерность освещенности, определяемая как отношение минимальной освещенности к максимальной, должна быть не менее 1:40.

Продолжительность работы резервного освещения постоянная, до восстановления питания рабочего освещения.

Режим включения резервного освещения - 50% нормируемой освещенности не более чем через 15 с после нарушения питания рабочего освещения и 100% нормируемой освещенности не более чем через 60 с, если иное не установлено специальными нормами или соответствующим обоснованием.

4.9 Охранное освещение предусматривают в тех случаях, когда в течение продолжительного ночного времени работы можно не производить или требуется охрана участка производства работ и/или охрана коммерческих грузов.

4.10 Охранное освещение (при отсутствии специальных технических средств охраны) должно быть предусмотрено вдоль границ территорий, охраняемых в ночное время. Освещенность должна быть не менее 0,5 лк на уровне земли в горизонтальной плоскости или на уровне 0,5 м от земли на одной стороне вертикальной плоскости, перпендикулярной к линии границы.

При использовании для охраны специальных технических средств освещенность следует принимать по заданию на проектирование.

Для охранного освещения используют любые ОП, за исключением случаев, когда охранное освещение находится в выключенном состоянии и автоматически включается от действия охранной сигнализации или других технических средств. В таких случаях следует применять:

- ОП со светодиодами;

- компактные люминесцентные лампы, работающие при отрицательных температурах;

- разрядные лампы высокого давления при условии их мгновенного зажигания и быстрого повторного зажигания как в горячем состоянии, после кратковременного отключения, так и в холодном состоянии быстрого пуска;

- лампы накаливания при невозможности использования других ОП.

4.11 Область применения, значения освещенности, равномерность и требования к качеству для дежурного освещения не нормируются.

При проектировании остановочного пункта в случае, когда заданием на проектирование предусматривается возможность отключения рабочего освещения пассажирских платформ, должно предусматриваться дежурное освещение. Дежурное освещение выполняют возле входа в пассажирские здания (павильоны), площадки возле билетных касс (терминала самообслуживания), мест размещения информации для потребителей услуг железнодорожного транспорта (расписание движения поездов, время работы билетных касс) и др. Включение и отключение дежурного освещения в темное время суток может осуществляться автоматически или вручную.

 

4.12 Общие требования к управлению рабочим освещением

 

4.12.1 Допускается временное снижение уровня освещенности до 1 лк на объектах железнодорожного транспорта в период отсутствия проведения работ, эксплуатационного персонала и пассажиров.

4.12.2 В парках станций может быть применено управление освещением, осуществляющее включение светильников в отдельных междупутьях на участках, где находится подвижной состав и (или) ведутся работы, а также отключение или снижение светового потока светильников там, где отсутствует подвижной состав и (или) работы не проводят. Возможно применение систем паркового (попутного, порайонного) освещения в зависимости от места, в котором производится работа.

4.12.3 Допускается временное отключение освещения путей и стрелочных переводов на станциях и малодеятельных участках железных дорог, платформ остановочных пунктов, а также отдельных позиций и участков открытых территорий ПТО, пунктов экипировки, грузовых дворов, эксплуатационных и ремонтных депо и тому подобного в период полного отсутствия проведения каких-либо работ и движения подвижного состава (маневровых работ, осмотра и ремонта подвижного состава, погрузки и выгрузки грузов, посадки и высадки пассажиров и др.), за исключением объектов и участков, указанных в 4.12.4.

Освещение может быть отключено только при условии отсутствия людей в зонах отключения освещения. По решению владельца инфраструктуры допускается полное отключение освещения платформ при отсутствии посадки/высадки пассажиров в темное время суток.

4.12.4 Не допускается снижение уровня освещенности ниже нормируемого значения и отключение освещения на объектах и участках, где могут находиться люди и существует опасность травмирования, в том числе:

- в служебных проходах;

- на пешеходных переходах через железнодорожные пути в одном уровне;

- на пешеходных мостах;

- на пешеходных тоннелях и переходах под железнодорожными путями;

- на железнодорожных переездах, а также на других объектах и участках на усмотрение владельца инфраструктуры.

4.12.5 Решение о временном снижении уровня освещенности или отключении освещения в зависимости от наличия или отсутствия работ на объектах железнодорожного транспорта с перечислением конкретных мест принимает владелец инфраструктуры, с учетом требований документов, регламентирующих взаимоотношения между эксплуатирующими и обслуживающими системы освещения организациями.

4.12.6 Решение о внедрении системы управления освещением на железнодорожных объектах принимает владелец инфраструктуры.

4.13 Общие требования к осветительным установкам - в соответствии с приложением А.