БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ 34935-2023. Межгосударственный стандарт. Освещение наружное объектов железнодорожного транспорта. Нормы и методы контроля

3 Термины, определения и сокращения

 

3.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 аварийное освещение: Освещение, предусматриваемое в случае выхода из строя питания рабочего освещения.

3.1.2 антипаническое освещение: Вид эвакуационного освещения для предотвращения паники и безопасного подхода к путям эвакуации.

3.1.3 владелец инфраструктуры (железнодорожного транспорта общего пользования): Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру железнодорожного транспорта общего пользования (далее - инфраструктура) на праве собственности или на ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании договора.

3.1.4 владелец железнодорожного пути необщего пользования: Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие на праве собственности или на ином праве железнодорожный путь необщего пользования, а также здания, строения и сооружения, другие объекты, связанные с выполнением транспортных работ и оказанием услуг железнодорожного транспорта.

3.1.5 дежурное освещение: Энергосберегающее освещение, используемое в нерабочее время.

3.1.6 нерабочее время: Период вне рабочего времени, когда на производственных и других объектах завершены все трудовые процессы и не осуществляется остановка поездов с посадкой-высадкой пассажиров.

3.1.7

 

железнодорожная станция: Пункт, который разделяет железнодорожную линию на перегоны, обеспечивает функционирование инфраструктуры железнодорожного транспорта, имеет путевое развитие, позволяющее выполнять операции по приему, отправлению, обгону поездов, обслуживанию пассажиров и приему, выдаче грузов, багажа и грузобагажа, а при развитых путевых устройствах - выполнять маневровые работы по расформированию и формированию поездов и технических операций с поездами.

[ГОСТ 34530-2019, пункт 2.12.39]

3.1.8

 

железнодорожный переезд: Пересечение в одном уровне автомобильной дороги с железнодорожными путями, оборудованное устройствами, обеспечивающими безопасные условия пропуска подвижного состава железнодорожного транспорта и транспортных средств.

[ГОСТ 34530-2019, пункт 2.7.48]

3.1.9

 

железнодорожный пешеходный переход: Пересечение на одном уровне железнодорожных путей и пешеходной дорожки, оборудованное устройствами, обеспечивающими безопасные условия перехода.

[ГОСТ 34530-2019, пункт 2.7.52]

3.1.10

 

железнодорожный путь необщего пользования: Железнодорожный подъездной путь, примыкающий непосредственно или через другие железнодорожные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или собственных нужд.

[ГОСТ 34530-2019, пункт 2.7.3]

3.1.11

 

железнодорожный путь общего пользования: Железнодорожный путь на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа, грузобагажа, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочных и маневровых работ, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции.

[ГОСТ 34530-2019, пункт 2.7.2]

3.1.12

 

инфраструктура железнодорожного транспорта необщего пользования: Технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути необщего пользования и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.

[ГОСТ 34530-2019, пункт 3.1.5]

3.1.13

 

инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (инфраструктура): Технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы, систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.

[ГОСТ 34530-2019, пункт 3.1.4]

3.1.14 комбинированное освещение: Освещение, при котором к общему освещению добавляют местное.

3.1.15 коэффициент эксплуатации (для естественного освещения) MF, относительные единицы: Эксплуатационный показатель, учитывающий снижение уровня освещения в процессе эксплуатации вследствие загрязнения и старения светопрозрачных заполнений в световых проемах и снижения отражающих свойств поверхностей помещения.

Примечание - Коэффициент учитывает снижение уровня освещения в процессе эксплуатации вследствие загрязнения и старения светопрозрачных заполнений в световых проемах, а также снижения отражающих свойств поверхностей помещения

 

MF = MFЗ·MFП, (1)

 

где MFЗ - коэффициент, учитывающий снижение уровня освещения в процессе эксплуатации вследствие загрязнения и старения светопрозрачных заполнений в световых проемах;

MFП - коэффициент, учитывающий снижение уровня освещения в процессе эксплуатации вследствие снижения отражающих свойств поверхностей помещения.

 

3.1.16 коэффициент эксплуатации (для искусственного освещения) MF, относительные единицы: Коэффициент, равный отношению освещенности или яркости в заданной точке, создаваемой осветительной установкой в конце установленного срока эксплуатации, к освещенности или яркости в той же точке в начале эксплуатации.

Примечание - Коэффициент учитывает снижение освещенности или яркости в процессе эксплуатации осветительной установки вследствие спада светового потока, выхода из строя осветительных приборов и невосстанавливаемого изменения отражающих и пропускающих свойств оптических элементов осветительных приборов, а также загрязнения поверхностей помещения, наружных стен здания или сооружения, проезжей части дороги или тротуара

 

MF = MFСП·MFВИ·MFОП·MFП, (2)

 

где MFСП - коэффициент, учитывающий спад светового потока осветительных приборов;

MFВИ - коэффициент, учитывающий выход из строя осветительных приборов;

MFОП - коэффициент, учитывающий загрязнение и невосстанавливаемое изменение отражающих и пропускающих свойств оптических элементов осветительных приборов;

MFП - коэффициент, учитывающий снижение уровня освещения в процессе эксплуатации вследствие снижения отражающих свойств поверхностей помещения.

 

3.1.17 местное освещение: Освещение рабочего места, являющееся дополнительным к общему освещению и имеющее независимое от него управление.

3.1.18

 

неопределенность (измерения) [uncertainty (of measurement)]: Параметр, относящийся к результату измерения и характеризующий разброс значений, которые могли бы быть обоснованно приписаны измеряемой величине.

[ГОСТ 34100.3-2017/ISO/IEC Guide 98-3:2008, пункт 2.2.3]

3.1.19 общее освещение: Освещение открытых пространств или помещений (общее равномерное освещение) или отдельных их зон (общее локализованное освещение) без учета специальных локальных требований.

3.1.20 объект железнодорожного транспорта; объект ЖТ: Любая единица железнодорожной инфраструктуры и железнодорожного подвижного состава, обеспечивающая выполнение требуемой функции в рамках управления и (или) обеспечения безопасности перевозочного процесса и (или) других технологических процессов на железнодорожном транспорте, которую можно рассматривать в отдельности.

Примечание - В качестве объектов железнодорожного транспорта могут быть рассмотрены система, подсистема, оборудование, устройство, аппаратура, узел, деталь, элемент, которые состоят из технических средств, программного обеспечения или их сочетания и в частных случаях могут также включать людей.

 

3.1.21 осветительный прибор со светодиодами: Осветительный прибор, в котором в качестве источника света используют светодиоды.

3.1.22 освещение зон повышенной опасности: Вид эвакуационного освещения для безопасного завершения потенциально опасного рабочего процесса.

3.1.23

 

освещенность (в точке поверхности) Ev; E, лк = лм·м-2: Отношение светового потока dФv, падающего на элемент поверхности, содержащий рассматриваемую точку, к площади dA этого элемента.

[ГОСТ 8.654-2016, пункт 2.1.33]

3.1.24 пост [островок] безопасности: Оборудованное и обозначенное рабочее место работника, осуществляющего согласно своим должностным (профессиональным) обязанностям визуальный осмотр железнодорожного подвижного состава "с ходу" с целью выявления неисправностей, угрожающих безопасности движения поездов и эксплуатации железнодорожного транспорта.

3.1.25 охранное освещение: Освещение (при отсутствии специальных технических средств охраны), предусматриваемое вдоль границ территорий, охраняемых в ночное время.

3.1.26 показатель ослепленности P: Критерий оценки слепящего действия осветительной установки.

Примечание - Показатель ослепленности определяют выражением

 

P = (S - 1)·103,

 

где S - коэффициент ослепленности, равный отношению пороговых разностей яркости при наличии и отсутствии слепящих осветительных приборов в поле зрения.

 

3.1.27 рабочее наружное освещение: Освещение, обеспечивающее нормируемые осветительные условия (освещенность, качество освещения) для обеспечения безопасности движения поездов, работников железнодорожного транспорта и пассажиров.

3.1.28 рабочая поверхность: Поверхность, на которой проводят работу и нормируют или измеряют освещенность.

3.1.29 равномерность распределения освещенности: Отношение значения минимальной освещенности к значению средней освещенности поверхности.

Примечания

1. Равномерность освещенности можно определить и как отношение значения минимальной освещенности к значению максимальной освещенности поверхности.

2 В случае дорожного освещения равномерность освещенности определяют для всей ширины дороги.

 

3.1.30 резервное освещение: Вид аварийного освещения для продолжения работы в случае отключения рабочего освещения.

3.1.31 световая отдача осветительного прибора: Отношение излучаемого осветительным прибором светового потока к потребляемой им мощности.

3.1.32 светодиод: Полупроводниковый прибор с p-n переходом, испускающий некогерентное видимое излучение при пропускании через него электрического тока.

3.1.33 служебный проход: Маршрут движения работников железнодорожного транспорта по территории железнодорожной станции или структурного подразделения к служебным и вспомогательным помещениям и сооружениям, а также от места сбора работников к зданиям и помещениям, рабочим местам, и от пассажирских платформ, других остановок транспорта к месту сбора работников.

3.1.34 средняя освещенность Eср, лк: Освещенность, усредненная по заданной поверхности.

Примечание - На практике эту величину вычисляют делением значения светового потока, падающего на рассматриваемую поверхность, на площадь этой поверхности или, как альтернативный вариант, усреднением значений освещенности в определенных точках этой поверхности.

 

3.1.35 фон: Поверхность, прилегающая непосредственно к объекту различения, на которой он рассматривается.

Примечание - Фон считают светлым при коэффициенте отражения поверхности не менее 0,4; средним - при коэффициенте отражения поверхности от 0,4 до 0,2 и темным - при его значении менее 0,2.

 

3.1.36 эвакуационное освещение: Вид аварийного освещения для эвакуации людей и/или завершения потенциально опасного процесса.

3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

ДРЛ - дуговая ртутная лампа высокого давления;

МГЛ - металлогалогенная лампа;

НЛВД - натриевая лампа высокого давления;

ОП - осветительный прибор;

ПТО - пункт технического обслуживания;

СЦБ - сигнализация, централизация и блокировка;

ТО - техническое обслуживание;

ТР - текущий ремонт.