БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ 34935-2023. Межгосударственный стандарт. Освещение наружное объектов железнодорожного транспорта. Нормы и методы контроля

Приложение Б

(обязательное)

 

МЕТОДИКА РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЯ ОСЛЕПЛЕННОСТИ

ОСВЕТИТЕЛЬНЫХ УСТАНОВОК

 

В настоящем приложении приведена методика расчета показателя ослепленности осветительных установок наружного освещения, ОП которых равномерно рассредоточены по освещаемой территории, на которой проводят маневровые работы.

Б.1 Показатель ослепленности рассчитывают по формуле <*>

 

ГОСТ 34935-2023. Межгосударственный стандарт. Освещение наружное объектов железнодорожного транспорта. Нормы и методы контроля (Б.1)

 

где ГОСТ 34935-2023. Межгосударственный стандарт. Освещение наружное объектов железнодорожного транспорта. Нормы и методы контроля - коэффициент неэквивалентности, равный: 1,3 - для ДРЛ (6); 1,2 - для ДРЛ (10); 1,1 - для МГЛ и светодиодов;

Eзр - освещенность на уровне глаз наблюдателя (машиниста), лк;

ГОСТ 34935-2023. Межгосударственный стандарт. Освещение наружное объектов железнодорожного транспорта. Нормы и методы контроля - угол действия блеского ОП, т.е. угол между горизонталью и направлением силы света к глазу наблюдателя (машиниста), градус;

Lф - яркость фона, кд/м2.

--------------------------------

<*> При расчете показателя ослепленности по уравнению Б.1 учтены условия зрительной работы машинистов маневровых локомотивов, испытывающих в процессе работы слепящее действие ОП установок наружного освещения во времени и пространстве.

 

Б.2 Показатель ослепленности определяют в точке, где Eзр будет максимальной, на расстоянии l от жесткой поперечины (осветительной мачты) до наблюдателя (машиниста). Как правило, это соответствует попаданию в глаза наблюдателя (машиниста) максимальной силы света I.

Б.3 Для каждого конкретного случая определяют ГОСТ 34935-2023. Межгосударственный стандарт. Освещение наружное объектов железнодорожного транспорта. Нормы и методы контроля, Eзр, Lф.

Б.4 Угол действия блеского ОП, приведенный на рисунке Б.1, рассчитывают по формуле

 

ГОСТ 34935-2023. Межгосударственный стандарт. Освещение наружное объектов железнодорожного транспорта. Нормы и методы контроля (Б.2)

 

где ГОСТ 34935-2023. Межгосударственный стандарт. Освещение наружное объектов железнодорожного транспорта. Нормы и методы контроля - направление максимальной силы света ОП, градус.

 

ГОСТ 34935-2023. Межгосударственный стандарт. Освещение наружное объектов железнодорожного транспорта. Нормы и методы контроля

 

Рисунок Б.1 - Расположение ОП относительно глаз

наблюдателя (машиниста)

 

Б.5 Освещенность на уровне глаз наблюдателя (машиниста) рассчитывают, пользуясь кривой силы света ОП, по формуле

 

ГОСТ 34935-2023. Межгосударственный стандарт. Освещение наружное объектов железнодорожного транспорта. Нормы и методы контроля (Б.3)

 

где I - максимальная сила света ОП в направлении к глазу наблюдателя, кд.

Примечание - В тех случаях, когда в осветительной точке находятся несколько ОП, работающих в данном направлении, сила света I в формуле (Б.3) представляет собой сумму сил света этих приборов.

 

Расстояние l, м, определяют по формуле

 

ГОСТ 34935-2023. Межгосударственный стандарт. Освещение наружное объектов железнодорожного транспорта. Нормы и методы контроля (Б.4)

 

где H - высота установки ОП над уровнем головки рельса, м (см. рисунок Б.1);

h - высота расположения глаз наблюдателя (машиниста) над уровнем поверхности междупутий, м (для маневровых локомотивов принимают равной 3,5 м).

Б.6 Яркость фона рассчитывают по формуле

 

ГОСТ 34935-2023. Межгосударственный стандарт. Освещение наружное объектов железнодорожного транспорта. Нормы и методы контроля (Б.5)

 

где E - минимальная (или нормированная) освещенность на поверхности междупутья, которую обеспечивает осветительная установка;

ГОСТ 34935-2023. Межгосударственный стандарт. Освещение наружное объектов железнодорожного транспорта. Нормы и методы контроля - коэффициент отражения поверхности междупутья (принимают равным 0,1).

Б.7 По уравнению (Б.1) определяют показатель ослепленности. Полученный показатель ослепленности сравнивают с допустимым значением Pдоп. Если P > Pдоп, то рассматриваемое размещение ОП отвергается. Окончательно принимают вариант осветительной установки, для которого показатель ослепленности не превышает допустимого значения.