ГОСТ 10674-2022. Межгосударственный стандарт. Вагоны-цистерны. Общие технические условия
4.2 Требования к конструкции, материалам и комплектующим изделиям
4.2.1 В конструкции вагонов-цистерн должны быть предусмотрены места установки домкратов для подъема кузова как в порожнем, так и в груженом состоянии.
4.2.2 На каждой стороне вагонов-цистерн (относительно оси пути) снаружи, а также в котлах вагонов-цистерн, оборудованных сливным прибором, должна быть установлена лестница.
4.2.3 В конструкции вагонов-цистерн должны быть предусмотрены тяговые кронштейны для перемещения вагонов-цистерн нерельсовым транспортом.
4.2.4 Каждая концевая балка рамы (опорной рамы) вагонов-цистерн должна быть оборудована поручнем составителя поездов, расположенным на стороне, противоположной расцепному рычагу автосцепки.
Допускается не устанавливать поручень составителя поездов на концевую балку рамы (опорной рамы) в случае, если вал стояночного тормоза может служить в качестве поручня (при расположении привода стояночного тормоза на концевой балке), при этом для вала стояночного тормоза должны быть выполнены следующие требования:
- номинальный диаметр - не менее 16 мм;
- длина рабочей части - не менее 500 мм;
- зазор между рабочей частью и элементами конструкции - не менее 65 мм.
4.2.5 Вагоны-цистерны должны быть оборудованы подножками с поручнями для составителя поездов с их расположением на боковых сторонах вагона-цистерны в консольных частях кузова со стороны расцепного рычага автосцепки. Если конструктивные особенности вагона-цистерны не позволяют выполнить данное требование, то по согласованию с владельцем инфраструктуры допускается оборудовать вагон-цистерну подножкой составителя и поручнем по А.3 приложения А (прочим поручнем).
При расположении в консольных частях кузова наружных лестниц (на боковых сторонах вагона-цистерны) допускается совмещение подножек с поручнями для составителя поездов с наружными лестницами.
4.2.6 Поручни, подножки, лестницы и помосты с ограждениями должны соответствовать требованиям, указанным в приложении А.
4.2.7 Расстояние от уровня головок рельсов до продольной оси автосцепки должно соответствовать ГОСТ 33434-2015 (пункт 5.1.9).
4.2.8 Разность расстояний от уровня головок рельсов до продольной оси автосцепки по обоим концам вагона-цистерны должна соответствовать ГОСТ 33434-2015 (пункт 5.1.10).
4.2.9 Конструкция котлов вагонов-цистерн должна обладать прочностью и плотностью при действии внутреннего избыточного давления, равного испытательному (пробному) давлению (см. 4.1.1).
4.2.10 Вагоны-цистерны для перевозки опасных грузов должны соответствовать требованиям национального законодательства.
4.2.11 Котлы вагонов-цистерн должны быть оборудованы устройствами для загрузки и выгрузки, помостами с ограждениями, местами для установки запорно-пломбировочных устройств.
4.2.12 В соответствии с требованиями нормативных документов, а при их отсутствии - по требованию заказчика или согласно требованиям на разработку котел должен быть оборудован нижним или верхним сливным устройством или сливо-наливной, запорной и (или) запорно-регулирующей арматурой, предохранительными или предохранительно-впускными клапанами, предохранительными мембранами, а также другой необходимой арматурой, при этом должна быть обеспечена заданная герметичность разъемных соединений арматуры и котла.
4.2.13 Нормы герметичности затворов, устанавливаемой на котлах вагонов-цистерн, запорной, запорно-регулирующей, предохранительной и контрольной арматуры, должны соответствовать ГОСТ 9544.
4.2.14 Котлы вагонов-цистерн в зависимости от перевозимого груза должны иметь конфигурацию и (или) должны быть оборудованы устройствами, способствующими полной выгрузке груза.
4.2.15 В вагонах-цистернах для нефти и нефтепродуктов с нижним сливом расстояние от нижней привалочной плоскости сливных приборов до уровня головок рельсов в собранном вагоне-цистерне должно соответствовать приведенному ГОСТ 20772-81 (пункт 2.11).
4.2.16 Вагоны-цистерны для перевозки опасных грузов, их котлы и устройства должны соответствовать требованиям правил [2], если они предназначены для перевозки грузов в прямом международном железнодорожном сообщении между государствами, применяющими указанные правила (в случае, если эти государства не применяют требования иных международных документов).
4.2.17 Котлы вагонов-цистерн, включая арматуру, работающие под избыточным давлением выше 0,07 МПа (выше 0,05 МПа), должны соответствовать требованиям национального законодательства <*>.
--------------------------------
<*> В Российской Федерации применяют Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением (утверждены приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 декабря 2020 г. N 536).
Примечание - Величина давления (0,07 МПа или 0,05 МПа) определена областью применения национального законодательства.
4.2.18 Люк-лаз должен быть диаметром не менее 450 мм.
4.2.19 Величина выступания котла вагона-цистерны за концевую балку рамы должна исключать возможность касания днищ или других элементов котлов двух одинаковых вагонов-цистерн при проходе их сцепа по вертикальным кривым (перелом профиля пути , сопряженным вертикальной кривой радиусом 250 м, а также проход аппарели съезда парома с переломом
) и по горизонтальной кривой минимального радиуса в соответствии с ГОСТ 22235-2010 (пункт 6.1), а также при реализации конструкционного хода поглощающих аппаратов и температурных расширений котлов. Величина выступания должна быть указана в конструкторской документации на конкретный вагон-цистерну.
В конструкции вагонов-цистерн для перевозки опасных грузов классов 2 и 6 по правилам [1] днища котлов должны быть защищены от аварийного воздействия соседнего вагона. Защита должна быть обеспечена за счет увеличенной толщины стенок котла в зонах возможного аварийного воздействия, или за счет установки защитных щитов, или за счет обеспечения выступания концевой балки рамы за котел на 300 мм и более.
4.2.20 Пропускная способность предохранительных клапанов вагонов-цистерн, изготовленных в соответствии с требованиями национального законодательства <*>, должна быть не меньше пропускной способности, установленной в соответствии с ГОСТ 12.2.085. При определении требуемой пропускной способности учитывают нагрев груза до верхнего рабочего значения температуры окружающего воздуха согласно климатическому исполнению изделия по ГОСТ 15150.
--------------------------------
<*> В Российской Федерации применяют Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением (утверждены приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 декабря 2020 г. N 536).
4.2.21 Уплотнительные прокладки крышки люка котла, сливо-наливной и контрольной арматуры котла, наружные лакокрасочные покрытия, внутреннее защитное покрытие котла (при наличии) должны обеспечивать работоспособность в диапазоне рабочих температур от минус 60 °C до плюс 50 °C, в пределах возможных температур перевозимого груза, а также при промыво-пропарочных операциях при температуре не более 120 °C.
4.2.22 Изготовление, монтаж, наладка и испытания электрооборудования вагонов-цистерн с электрообогревом должны соответствовать требованиям национального законодательства государств, проголосовавших за принятие настоящего стандарта <**> и ГОСТ 12.1.004.
--------------------------------
<**> В Российской Федерации применяют действующие главы и разделы Правил устройства электроустановок. Издание шестое (утверждены Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 5 октября 1979 г.) и Правил устройства электроустановок. Издание седьмое (утверждены приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 8 июля 2002 г. N 204).
4.2.23 В конструкции вагонов-цистерн рекомендуется применять конструкцию крепления стяжного хомута для удержания котла на раме (при наличии), исключающую кручение полосы хомута при подтягивании гаек при изготовлении и в эксплуатации.
4.2.24 Конструкция вагонов-цистерн для перевозки грузов, являющихся жидкими по правилам [3], должна исключать попадание перевозимого груза на тормозное оборудование.
4.2.25 Конструкция вагонов-цистерн должна исключать накопление статического электричества. Электрическое сопротивление между всеми элементами вагонов-цистерн (от помостов на котле до рельсов) - не более 0,15 Ом.
Примечание - Выполнение требования обеспечивают использованием электропроводящих материалов в конструкции вагонов-цистерн. При необходимости устанавливают заземляющие соединения между элементами вагонов-цистерн, разделенными деталями из диэлектрических материалов, в том числе в конструкции тележки.
4.2.26 По требованиям заказчика, а также в соответствии с национальным законодательством, правилами [3], в котлах вагонов-цистерн, предназначенных для перевозки отдельных грузов или групп грузов, может быть предусмотрена возможность установки приборов контроля.
4.2.27 Допускаемое смещение котла относительно рамы вагона-цистерны:
- вдоль продольной оси рамы - не более 10 мм;
- поперек продольной оси рамы - не более 5 мм.
4.2.28 Для изготовления элементов несущей конструкции рамы (балки, раскосы, обвязки), опор котлов, лап рамы, поясов хомутов крепления котла к раме, рычагов и тяг тормозной рычажной передачи из проката рекомендуется применять металлопродукцию из стального проката по ГОСТ 19281. Для изготовления лап котлов рекомендуется применять металлопродукцию из стального проката по ГОСТ 19281 или по ГОСТ 5520.
Элементы конструкции котлов (обечайки, днища, горловины люков), а также несущие элементы арматуры, предохранительных, сливо-наливных или разгрузочных устройств вагонов-цистерн рекомендуется изготавливать из стального проката по ГОСТ 5520, коррозионно-стойких сталей по ГОСТ 5632, ГОСТ 7350, алюминия и его сплавов.
Котлы вагонов-цистерн рамного исполнения для перевозки технической серной кислоты по ГОСТ 2184 (первого и второго сорта, а также регенерированной) рекомендуется изготавливать из стали Ст3сп5 по ГОСТ 14637.
4.2.29 Для остальных элементов кузова вагона-цистерны рекомендуется применять металлопродукцию из сталей по ГОСТ 380, ГОСТ 1050 и стального проката по ГОСТ 535, ГОСТ 14637, ГОСТ 16523, ГОСТ 17066 и ГОСТ 19281.
4.2.30 Сварные стальные соединения кузова, за исключением котла, должны соответствовать требованиям ГОСТ 33976.
4.2.31 Сварные соединения котла должны соответствовать требованиям национального законодательства.
4.2.32 Литые детали автосцепного устройства, кроме деталей поглощающих аппаратов, должны соответствовать ГОСТ 22703, литые стальные детали кузова - ГОСТ 977.
4.2.33 Литые чугунные детали кузова должны соответствовать ГОСТ 26358.
4.2.34 Поковки и штамповки кузова должны соответствовать ГОСТ 8479 и ГОСТ 7505.
4.2.35 Детали кузова из древесины и древесных материалов должны соответствовать ГОСТ 3191.
4.2.36 Для изготовления кузовов вагонов-цистерн и их элементов допускается применение других материалов при условии выполнения остальных требований настоящего стандарта, а для вагонов-цистерн для перевозки опасных грузов - дополнительно с учетом требований национального законодательства.
4.2.37 Требования к лакокрасочным покрытиям вагона-цистерны - по ГОСТ 7409. Подготовка металлических поверхностей к окрашиванию - по ГОСТ 9.402.
Поверхности деталей и сборочных единиц, не доступные для окрашивания в собранном виде, должны быть окрашены до сборки.
На внутренние поверхности сварных стальных конструкций замкнутого профиля, свариваемых сплошными швами, покрытия не наносят.
4.2.38 Тип смазки и необходимость ее применения должны быть установлены разработчиком в конструкторской документации на вагон-цистерну с обеспечением выполнения 4.1.2.
Для проведения монтажа неподвижных соединений допускается использование смазок без учета требования 4.1.2 в части климатического исполнения.
4.2.39 При оборудовании вагонов-цистерн тележками с боковыми скользунами постоянного контакта установочная высота скользунов должна быть указана в конструкторской документации на вагон-цистерну в соответствии с конструкторской документацией на тележку.
При оборудовании вагонов-цистерн тележками с боковыми скользунами зазорного типа величина допустимых зазоров между рабочей поверхностью боковых скользунов и ответной поверхностью боковых опор кузова должна быть установлена в конструкторской документации на вагон-цистерну.
Способы обеспечения установочных высот боковых скользунов постоянного контакта и зазоров для боковых скользунов зазорного типа - в соответствии с ГОСТ 9246-2013 (пункт 5.3.22) или ГОСТ 34763.1-2021 (пункт 5.3.18).
4.2.40 В конструкции вагонов-цистерн должна быть обеспечена возможность индивидуальной замены сменяемых составных частей в условиях ремонтных и эксплуатационных предприятий.
4.2.41 Материалы или внутренние покрытия котлов, контактирующие с пищевыми грузами, и их применение на вагоне-цистерне должны быть согласованы с соответствующими национальными надзорными органами.