ГОСТ 10674-2022. Межгосударственный стандарт. Вагоны-цистерны. Общие технические условия
4 Технические требования
4.1 Общие требования
4.1.1 Технические условия и руководства по эксплуатации на вагоны-цистерны должны включать следующие параметры, размеры и сведения:
- грузоподъемность, т;
- массу тары, т;
- количество осей, шт.;
- максимальную расчетную статическую осевую нагрузку, кН;
- максимальную статическую погонную нагрузку, кН/м;
- номинальный объем котла, м3;
- длину по осям сцепления автосцепок, мм;
- длину по концевым балкам рамы (при рамном исполнении вагона-цистерны) или длину по концевым элементам опорных рам (при безрамном исполнении вагона-цистерны), мм;
- базу вагона-цистерны, мм;
- максимальную ширину вагона-цистерны (или номинальное значение с указанием отклонений), мм;
- расстояние от уровня головок рельсов до продольной оси автосцепки, мм;
- номинальную длину котла, мм;
- внутренний номинальный диаметр котла, мм;
- максимальную высоту вагона-цистерны от уровня головок рельсов (или номинальное значение с указанием отклонений), мм;
- габарит;
- конструкционную скорость, км/ч;
- модель тележки;
- установочную высоту скользунов постоянного контакта по 4.2.39;
- внутреннее избыточное давление, МПа:
1) рабочее;
2) расчетное;
3) испытательное (пробное);
4) настройки предохранительного клапана;
- внешнее избыточное давление настройки впускного клапана (при наличии), МПа;
- калибровочный тип котла <*> (для вагонов-цистерн, перевозящих нефтебензиновые грузы);
--------------------------------
<*> В Российской Федерации применяют Таблицы калибровки железнодорожных цистерн. - М: ТРАНСИНФО, 2007. - 156 с.
- код цистерны и буквенно-цифровой код специальных положений по правилам [2] (для вагонов-цистерн, перевозящих опасные грузы);
- способ погрузки и выгрузки;
- количество загрузочных люков или загрузочных устройств котла, шт.;
- количество сливных приборов котла (при наличии), шт.;
- максимально допустимую температуру груза при погрузке, °C;
- перечень грузов, разрешенных к перевозке в вагоне-цистерне (наименование груза по ЕТСНГ, код ЕТСНГ, наименование груза по правилам [3] или правилам [1], техническое наименование груза (при необходимости), номер ООН, классификационный шифр для опасных грузов по правилам [1]).
4.1.2 Вагоны-цистерны должны соответствовать климатическому исполнению УХЛ1 по ГОСТ 15150 с обеспечением работоспособного состояния в диапазоне рабочих температур от минус 60 °C до плюс 50 °C.
4.1.3 Габарит вагонов-цистерн - по ГОСТ 9238.
4.1.4 Вагоны-цистерны должны включать в себя кузов, состоящий из котла, крепления котла к раме или к двум опорным рамам, рамы или двух опорных рам. Вагоны-цистерны должны быть оборудованы:
а) автосцепными устройствами по ГОСТ 33434 с контуром зацепления автосцепки по ГОСТ 21447, с оборудованием автосцепок нижним ограничителем вертикальных перемещений и расцепным приводом с блокировочной цепью и поглощающими аппаратами по ГОСТ 32913;
б) тележками по ГОСТ 9246 или ГОСТ 34763.1;
в) тормозной системой по ГОСТ 34434;
г) стояночным тормозом по ГОСТ 32880;
д) пятниками или пятниковыми местами по ГОСТ 34468;
е) кронштейнами для крепления хвостовых сигнальных устройств;
ж) местами крепления устройств, обеспечивающих автоматическую идентификацию бортового номера вагона-цистерны.
Примечание - Вагоны-цистерны с котлом, закрепленным на двух опорных рамах, также называют безрамными вагонами-цистернами или вагонами-цистернами с несущим котлом.
4.1.5 Автосцепки вагонов-цистерн, предназначенных для перевозки опасных грузов, должны быть дополнительно оборудованы верхним ограничителем вертикальных перемещений.
4.1.6 В соответствии с нормативными документами или по требованию заказчика, а также в зависимости от свойств груза вагоны-цистерны могут быть изготовлены со следующими техническими устройствами или покрытиями:
- котлом, на внутреннюю поверхность которого нанесено защитное металлическое, полимерное, лакокрасочное или иное покрытие;
- котлом, на внешней поверхности которого выполнено теплоизоляционное покрытие и (или) огнезащитное покрытие;
- подогревающим устройством котла;
- теневой защитой котла от солнечной радиации;
- устройствами защиты днищ котла;
- защитными устройствами арматуры котла;
- концевыми балками рамы или концевыми элементами опорных рам, приспособленными для установки буферных комплектов;
- уровнемерами;
- устройством, обеспечивающим герметизированный отбор проб;
- отливами для исключения загрязнения (замазучивания) наружной поверхности котла.
4.1.7 Составные части вагонов-цистерн должны сохранять свои свойства в нормируемых пределах при повышении температуры при погрузочно-разгрузочных работах в соответствии с ГОСТ 22235.
4.1.8 Конструкция и оборудование вагонов-цистерн должны обеспечивать безопасность работ, сохранность груза и не вызывать повреждений вагона-цистерны при производстве погрузочно-разгрузочных и маневровых работ по ГОСТ 22235.
4.1.9 Конструкция вагонов-цистерн должна исключать непредусмотренные касания составных частей между собой при проходе одиночного вагона-цистерны по горизонтальной кривой минимального радиуса в соответствии с ГОСТ 22235-2010 (пункт 6.1).
Конструкция вагонов-цистерн также должна исключать непредусмотренные касания:
- составных частей тормозной рычажной передачи между собой и с другими составными частями вагонов-цистерн при выполнении торможения;
- составных частей сливного прибора (при наличии) и других составных частей вагонов-цистерн при открытии и закрытии затворов сливного прибора.
4.1.10 Вагоны-цистерны по требованию заказчика могут быть оборудованы:
- устройствами, обеспечивающими автоматическую идентификацию бортового номера вагона-цистерны;
- устройствами, обеспечивающими автоматическую идентификацию колесных пар, литых деталей тележки и (или) других узлов вагона-цистерны;
- местом крепления или креплением для установки датчиков систем глобального позиционирования и (или) оценки состояния вагона-цистерны;
- другими устройствами для обеспечения автоматизации идентификации и контроля.
4.1.11 Технические условия и руководства по эксплуатации на вагоны-цистерны должны включать следующие показатели:
- назначенный срок службы, лет;
- норматив периодичности проведения капитального ремонта, лет;
- нормативы периодичности проведения деповского ремонта по комбинированному критерию, тыс. км, лет:
- первый после постройки;
- после деповского ремонта;
- после капитального ремонта;
- нормативы периодичности проведения деповского ремонта по единичному критерию, лет:
- первый после постройки;
- после деповского ремонта в период до первого капитального ремонта;
- после деповского ремонта в период после первого капитального
ремонта;
- после капитального ремонта.