ГОСТ 10674-2022. Межгосударственный стандарт. Вагоны-цистерны. Общие технические условия
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 27.002 <*>, а также следующие термины с соответствующими определениями:
--------------------------------
<*> В Российской Федерации действует ГОСТ Р 27.102-2021 "Надежность в технике. Надежность объекта. Термины и определения".
3.1 котел [сосуд] (вагона-цистерны): Резервуар (емкость), имеющий(ая) люк-лаз, а также в зависимости от назначения котла оборудованный загрузочным люком, сливо-наливной, контрольной, запорной, запорно-регулирующей арматурой, контрольно-измерительными приборами, предохранительными устройствами, сливо-наливными устройствами, разгрузочным устройством и предназначенный для размещения затвердевающих, жидких, насыпных грузов, сжиженных газов.
3.2 рабочее давление: Наибольшее из трех следующих давлений:
а) наибольшее избыточное давление паров жидкости или газа в котле при наибольшей рабочей температуре (включая случаи, когда котел, кроме перевозимого вещества, дополнительно наполнен газом);
б) наибольшее избыточное давление, образующееся при наполнении котла;
в) наибольшее избыточное давление, образующееся при сливе котла,
при этом наибольшую рабочую температуру принимают равной 50 °C, если в специальных предписаниях по условиям перевозок опасных грузов отдельных классов опасности не указана другая температура.
3.3 расчетное давление: Внутреннее избыточное давление в котле, на которое производится его расчет на прочность.
3.4 испытательное [пробное] давление: Внутреннее избыточное давление в котле, при котором производят его испытание на прочность и плотность.
3.5 давление настройки предохранительного клапана: Наибольшее избыточное давление на входе в предохранительный клапан, при котором затвор закрыт и обеспечивается заданная герметичность затвора.
3.6 давление настройки впускного клапана: Наибольшее избыточное давление на входе во впускной клапан, при котором затвор закрыт и обеспечивается заданная герметичность затвора.
3.7 опасные грузы: Грузы, которые в силу присущих им свойств и особенностей при наличии определенных факторов в процессе транспортирования, при производстве погрузочно-разгрузочных работ и хранении могут нанести вред окружающей природной среде, послужить причиной взрыва, пожара или повреждения транспортных средств, устройств, зданий и сооружений, а также гибели, травмирования, отравления, ожогов или заболевания людей, животных и птиц.
Примечание - Классификация опасных грузов - по правилам [1].
3.8
вертикальное направление: Направление, перпендикулярное к плоскости пути. [ГОСТ 33211-2014, статья 3.6] |
3.9 заказчик: Предприятие (организация, объединение или другой субъект хозяйственной деятельности), по заявке или контракту с которым производится создание и (или) поставка продукции (в том числе научно-технической).
3.10 кузов вагона-цистерны: Несущая металлоконструкция, предназначенная для размещения перевозимого груза и необходимого оборудования.
3.11
максимальная расчетная статическая осевая нагрузка: Максимальный вес вагона брутто, передаваемый на рельсы одной колесной парой. [ГОСТ 33211-2014, статья 3.2] |
3.12 вагон-аналог [аналогичная продукция]: Вагон, расчетные параметры которого отличаются не более чем на 5% от соответствующих параметров рассматриваемого вагона-цистерны, что обеспечивает необходимую идентичность технических характеристик данных вагонов, при этом эти вагоны оборудованы тележками одного типа с боковыми скользунами одного типа.
Примечание - Под расчетными параметрами понимают: длину по осям сцепления вагона, базу вагона, осевую нагрузку, высоту центра тяжести вагона, базу тележки, параметры жесткости и демпфирования рессорного подвешивания тележки и боковых скользунов с упругими элементами, необрессоренную массу тележки.
3.13
изготовитель: Предприятие (организация, объединение), осуществляющее выпуск продукции. [ГОСТ 15.902-2014, статья 3.15] |
3.14 владелец инфраструктуры: Государственная организация, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру железнодорожного транспорта на праве собственности или ином праве.
3.15 испытания на прочность и плотность (котла вагона-цистерны): Гидравлические испытания котла с его выдержкой при действии внутреннего избыточного давления не ниже испытательного (пробного) и с последующим контролем основного металла котла и всех его разъемных и неразъемных соединений при действии внутреннего избыточного давления, соответствующего расчетному, но не ниже рабочего.
3.16 испытания на герметичность (разъемных соединений арматуры и котла): Гидравлические или пневматические испытания котла в сборе с оборудованием с контролем его разъемных соединений при действии внутреннего избыточного давления не ниже рабочего.
3.17 плотность котла вагона-цистерны: Характеристика котла, проверяемая при действии внутреннего избыточного давления и описываемая отсутствием:
- течи, потения в сварных соединениях и в основном металле;
- течи в разъемных соединениях;
- падения давления по манометру,
при этом в разъемных соединениях допускается появление отдельных капель, которые не увеличиваются в размерах при выдержке времени.