БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ 10674-2022. Межгосударственный стандарт. Вагоны-цистерны. Общие технические условия

7 Методы контроля

 

7.1 Условия проведения испытаний - по ГОСТ 33788-2016 (раздел 7).

7.2 Работы по подготовке и проведению испытаний проводят с соблюдением требований безопасности и охраны труда в соответствии с ГОСТ 33788-2016 (раздел 11).

7.3 Средства измерений должны быть поверены и (или) калиброваны, испытательное оборудование аттестовано в соответствии с национальным законодательством государств, проголосовавших за принятие настоящего стандарта <*>. Средства допускового контроля подлежат метрологическому обеспечению в порядке, установленном их владельцем.

--------------------------------

<*> В Российской Федерации - в соответствии с Федеральным законом от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" и ГОСТ Р 8.568-2017 "Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения".

 

7.4 Массу тары (см. 4.1.1) контролируют взвешиванием порожнего вагона-цистерны на вагонных весах по ГОСТ 29329 <**> или на весах по ГОСТ OIML R 76-1. Пределы допускаемой погрешности весов, не более:

--------------------------------

<**> В Российской Федерации - на весах по ГОСТ Р 53228-2008 "Весы неавтоматического действия. Часть 1. Метрологические и технические требования. Испытания".

 

- +/- 50 кг при массе тары вагона-цистерны до 40 т включительно;

- +/- 60 кг при массе тары вагона-цистерны от 40 до 50 т включительно;

- +/- 75 кг при массе тары вагона-цистерны свыше 50 т.

7.5 Выполнение требования по максимальной расчетной статической осевой нагрузке (см. 4.3.7) проверяют при анализе конструкторской документации сравнением нагрузки, полученной от деления суммы максимальной массы тары вагона-цистерны и его грузоподъемности (пересчитанных в кН) на число осей, с максимальной расчетной статической осевой нагрузкой по ГОСТ 9246 или ГОСТ 34763.1.

Величина, полученная для вагона-цистерны, не должна превышать максимальную расчетную статическую осевую нагрузку для выбранного типа тележки.

7.6 При проверке длины по осям сцепления автосцепок (см. 4.1.1) измеряют расстояние между нитями отвесов, приложенных к вертикальным осям сцепления автосцепок вагона-цистерны. Расположение вертикальных осей сцепления автосцепок определяют по размерам контура зацепления по ГОСТ 21447. Допускается применение шаблонов. Измерения выполняют в состоянии покоя нитей на одинаковом расстоянии от головок рельсов рулеткой 2-го класса точности по ГОСТ 7502. Должно быть исключено провисание ленты рулетки. Ленту рулетки следует располагать параллельно плоскости, проходящей через головки рельсов. Допускается выполнение измерений с использованием лазерного нивелира и дальномера, при этом погрешность дальномера должна быть не выше, чем погрешность рулетки 2-го класса точности.

7.7 Для проверки базы вагона-цистерны (см. 4.1.1) кузов поднимают и измеряют расстояние между образующими отверстий под шкворень в пятниках. Для измерения принимают образующие, расположенные на продольной оси вагона-цистерны в одинаковой стороне относительно центров отверстий под шкворень. Измерения проводят рулеткой 2-го класса точности по ГОСТ 7502. Должно быть исключено провисание ленты рулетки. Допускается выполнение измерений с использованием лазерного дальномера, при этом погрешность дальномера должна быть не выше, чем погрешность рулетки 2-го класса точности.

Допускается проводить проверку базы вагона-цистерны на раме, расположенной пятниками вверх, при ее изготовлении.

7.8 Конструкционную скорость (см. 4.1.1) проверяют при проведении ходовых динамических испытаний по ГОСТ 33788-2016 (подраздел 8.3), при этом показатели динамических качеств вагона-цистерны, определяемые согласно ГОСТ 33788-2016 (подраздел 8.3), должны находиться в пределах допустимых значений.

7.9 Наличие параметров, размеров и показателей (см. 4.1.1, 4.1.10) проверяют по техническим условиям и руководству по эксплуатации на вагон-цистерну. Наличие сведений (см. 4.5.7, 9.9, 9.11) - по руководству по эксплуатации.

7.10 Климатическое исполнение (см. 4.1.2) подтверждают:

- анализом сопроводительной документации на комплектующие изделия на их соответствие климатическому исполнению вагона-цистерны (с учетом его конструкции);

- проверкой показателя ударной вязкости сталей, из которых изготовлены элементы несущей конструкции рамы (балки, раскосы, обвязки), опоры котлов, лапы котлов, лапы рамы, пояса хомутов крепления котла к раме, элементы конструкции котлов (обечайки, днища, горловины люков), рычаги и тяги тормозной рычажной передачи при температуре не выше минус 60 °C по сертификатам качества на материал или путем испытаний по ГОСТ 9454, ГОСТ 6996. Для стали Ст3сп5 по ГОСТ 14637, из которой изготовлены котлы вагонов-цистерн рамного исполнения для перевозки технической серной кислоты по ГОСТ 2184 (первого и второго сорта, а также регенерированной) по 4.2.28, показатель ударной вязкости не контролируют.

7.11 Вписывание вагона-цистерны в габарит (см. 4.1.3) проверяют в соответствии с ГОСТ 9238.

7.12 Визуальным методом контроля проверяют:

- наличие составных частей кузова вагона-цистерны, установки тележек, тормозного оборудования (см. 4.1.4);

- наличие технических устройств, покрытий, мест постановки запорно-пломбировочных устройств, лестниц (см. 4.1.6, 4.2.2, 4.2.6, 4.2.11, 5.13);

- наличие устройства автоматической идентификации бортового номера (см. 4.1.10);

- наличие мест для установки домкратов, тяговых кронштейнов, кронштейнов для крепления хвостовых сигнальных устройств (см. 4.1.4, 4.2.1, 4.2.3);

- наличие и расположение подножек и поручней (см. 4.2.4 - 4.2.6);

- наличие сливо-наливных устройств, арматуры, предохранительных и защитных устройств котлов, защиты днищ котлов (см. 4.2.12, 4.2.19, 4.2.24, 5.9, 5.10);

- наличие устройства (системы), предотвращающего кручение полосы стяжного хомута (см. 4.2.23);

- наличие возможности установки приборов контроля (см. 4.2.26);

- наличие смазки (см. 4.2.38);

- маркировку (см. 4.5.1 - 4.5.6, 5.6);

- комплектность поставки (см. 4.6.1, 4.6.2);

- обеспечение безопасности обслуживающего персонала и доступ к оборудованию (см. 5.1);

- выполнение требований к поверхности подножек, ступеней лестниц, мест установки домкратов, помостов (см. 4.2.6, 5.2);

- наличие предохранения крепления (см. 5.3);

- наличие устройств, предотвращающих падение составных частей вагона-цистерны на путь и их выход из габарита (см. 5.4);

- отсутствие острых ребер, кромок и углов (см. 5.14).

7.13 Правильность установки и комплектность автосцепных устройств [см. перечисление а) 4.1.4; 4.1.5] проверяют визуальным методом контроля и измерениями на соответствие требованиям ГОСТ 33434.

Расстояние от уровня головок рельсов до продольной оси автосцепки (см. 4.2.7) контролируют универсальными средствами измерений (путем установки на рельсы поверочной линейки по ГОСТ 8026 и измерением высоты рулеткой 2-го класса точности по ГОСТ 7502) или специализированными средствами измерений. Измерения выполняют для обеих автосцепок вагона-цистерны. Разность расстояний (см. 4.2.8) определяют по модулю разности соответствующих высот.

Железнодорожный путь в месте проведения контроля должен быть прямолинейным, без углов поворота вправо и влево. Ширина колеи должна быть в пределах (1520 +/- 2) мм, если внутри колеи уложены специальные контррельсы с расстоянием между их рабочими гранями (1433 + 1) мм. В тех случаях, когда путь уложен без контррельсов, ширина колеи должна быть (1512 +/- 2) мм. Превышение высоты одного рельса над другим должно быть не более 1 мм. Допуск прямолинейности рельсов в горизонтальной и вертикальной плоскостях принимают согласно требованиям национальных документов по стандартизации <*>.

--------------------------------

<*> В Российской Федерации - по ГОСТ Р 51685-2013 "Рельсы железнодорожные. Общие технические условия".

 

7.14 Сохранение работоспособного состояния при повышении температуры (см. 4.1.7, 4.2.21) проверяют при анализе конструкторской и (или) сопроводительной документации на используемые в конструкции вагонов-цистерн составные части.

7.15 Обеспечение безопасности работ, сохранности груза и отсутствия повреждений вагона-цистерны при погрузочно-разгрузочных и маневровых работах (см. 4.1.8) проверяют при анализе конструкторской и эксплуатационной документации.

7.16 Отсутствие непредусмотренных конструкцией вагона-цистерны касаний составных частей между собой при проходе горизонтальной кривой (см. 4.1.9) проверяют визуально при прохождении вагоном-цистерной горизонтальной кривой в груженом состоянии со скоростью не более 5 км/ч. Количество проходов вагона-цистерны - не менее трех. Состояние железнодорожного пути, на котором проводят испытания, должно соответствовать требованиям, установленным национальным законодательством государств, проголосовавших за принятие настоящего стандарта <**>.

--------------------------------

<**> В Российской Федерации - в соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (утверждены приказом Минтранса России от 23 июня 2022 г. N 250).

 

Допускается проведение проверки с использованием контрольных меток (маяков), устанавливаемых на составные части вагона-цистерны в местах, труднодоступных для наблюдения.

Допускается проведение проверки прохождения горизонтальной кривой путем поворота тележек вагона-цистерны относительно его рамы (опорных рам) на углы, соответствующие углам их поворота в горизонтальной кривой по 4.1.9. Поворот обеих тележек выполняют на положительные и отрицательные углы не менее трех раз.

Отсутствие непредусмотренных конструкцией вагона-цистерны касаний составных частей при выполнении торможения, а также при открытии и закрытии затворов сливного прибора (см. 4.1.9) проверяют визуально.

7.17 Номинальный диаметр, длину рабочей части, зазоры до элементов конструкции для вала стояночного тормоза (см. 4.2.4), размеры подножек и поручней, размеры лестниц (см. 4.2.6), расстояние от сливного прибора до уровня головок рельсов (см. 4.2.15), выступание котла и рамы (см. 4.2.19), установочную высоту боковых скользунов постоянного контакта или зазоры между рабочей поверхностью боковых скользунов зазорного типа и ответной поверхностью боковых опор кузова (см. 4.2.39) определяют посредством измерений. Для измерений используют рулетки 2-го класса точности по ГОСТ 7502, линейки по ГОСТ 427, штангенциркули по ГОСТ 166, поверочные линейки по ГОСТ 8026, отвесы, шаблоны. При измерении размеров не более 500 мм применяют средства измерений с допускаемой погрешностью по ГОСТ 8.051; при измерении размеров свыше 500 мм - средства измерений с допускаемой погрешностью не более 1/3 допуска размера.

При определении величины выступания котла и рамы (см. 4.2.19) измерения проводят в продольном направлении от привалочной к концевой балке вертикальной поверхности переднего упора до поперечной оси пути вертикальной плоскости, проходящей через наиболее выступающую точку днища котла.

Требования к железнодорожному пути в месте проведения контроля установочной высоты скользунов или зазоров в скользунах - по 7.13.

7.18 Проверку прочности и плотности котлов вагонов-цистерн (см. 4.2.9) проводят при испытаниях на прочность и плотность согласно требованиям национального законодательства.

Плотность сварных соединений проверяют до нанесения всех видов покрытий, кроме котлов, на внутреннюю поверхность которых нанесено защитное металлическое, полимерное, лакокрасочное или иное покрытие.

При проведении приемочных испытаний плотность котлов с нанесенными покрытиями на наружную поверхность оценивают по отсутствию падения давления по манометру.

7.19 Соответствие вагонов-цистерн и котлов (включая арматуру) требованиям национальных нормативных документов, национального законодательства (см. 4.2.10, 4.2.17) проверяют при анализе конструкторской документации, сопроводительных документов и (или) при проведении испытаний, регламентированных национальным законодательством <*>.

--------------------------------

<*> В Российской Федерации применяют Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением (утверждены приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 декабря 2020 г. N 536).

 

7.20 Герметичность разъемных соединений арматуры и котла (см. 4.2.12) проверяют при испытаниях на герметичность. Испытания считают положительными, если утечки испытательной среды не превышают норм, установленных конструкторской документацией.

При отсутствии на котле арматуры для подвода испытательного давления герметичность разъемного соединения элемента котла (арматура, устройство, заглушка) и котла для места, используемого для подвода испытательного давления, контролируют после проведения испытаний на герметичность по моменту затяжки крепления устанавливаемого элемента котла. Величину момента затяжки принимают согласно конструкторской документации.

7.21 Нормы герметичности затворов арматуры (см. 4.2.13), конфигурацию котла, наличие устройств, способствующих полной выгрузке груза (см. 4.2.14), диаметр люка-лаза (см. 4.2.18), исключение самопроизвольной разгерметизации (см. 5.11), выполнение требования по предотвращению вытекания груза из котла при сходе вагона-цистерны с рельсов (см. 5.12), наличие согласования материалов, внутренних покрытий (см. 4.2.41) контролируют при анализе конструкторской и сопроводительной документации.

7.22 Проверку достаточности пропускной способности примененных предохранительных клапанов (см. 4.2.20) выполняют при сравнении эксплуатационных документов на клапан и расчета требуемой пропускной способности в соответствии с ГОСТ 12.2.085.

7.23 Выполнение требований по изготовлению, монтажу, наладке и испытаниям электрооборудования (см. 4.2.22) проверяют при анализе конструкторской документации и расчетов, а также проведением испытаний по ГОСТ 33798.1-2016 (раздел 10) и ГОСТ 12.1.004.

7.24 Электрическое сопротивление между всеми элементами вагона-цистерны от помоста на котле до рельсов (см. 4.2.25) проверяют на порожнем вагоне-цистерне прямым измерением при присоединении микроомметра постоянного тока к металлической поверхности наивысшей точки помоста и расположенной около рельса боковой поверхности обода колеса вагона-цистерны. Измерения проводят с использованием четырехпроводной схемы подключения (схема Кельвина). Выполняют по три измерения поочередно для каждого колеса вагона-цистерны. За результат для вагона-цистерны принимают максимальное полученное значение сопротивления. До проведения измерений вагон-цистерну и микроомметр выдерживают не менее 24 ч в помещении, где проводят измерения при температуре (20 +/- 5) °C. В летнее время допускается сокращение времени выдержки до 6 ч. Участки помоста и колес, используемые для крепления электрических контактов, обезжиривают уайт-спиритом по ГОСТ 3134 или ацетоном по ГОСТ 2768, а при наличии на них следов ржавчины или краски предварительно зачищают шкуркой зернистостью не более 6 по ГОСТ 10054.

7.25 При проверке смещения котла относительно рамы вагона-цистерны вдоль продольной оси рамы (см. 4.2.27) измеряют расстояние между лобовым листом концевой балки и кольцевым швом приварки днища с каждой стороны вагона-цистерны (в продольном направлении). В качестве смещения котла принимают половину разности полученных расстояний.

При проверке смещения котла относительно рамы вагона-цистерны поперек продольной оси рамы (см. 4.2.27) измеряют расстояние между нитью отвеса, приложенной к стенке котла в зоне шкворневого узла, и вертикальной стенкой хребтовой балки с каждой стороны вагона-цистерны (в поперечном направлении). В качестве смещения котла принимают половину разности полученных расстояний. Проверку выполняют для каждого шкворневого узла.

Измерения выполняют в состоянии покоя нити отвеса на одинаковом расстоянии от полки хребтовой балки рулеткой 2-го класса точности по ГОСТ 7502. Должно быть исключено провисание ленты рулетки.

7.26 Выполнение требований к материалам и комплектующим (см. 4.2.28, 4.2.29, 4.2.32 - 4.2.36) проверяют при входном контроле в соответствии с ГОСТ 24297 по сопроводительной документации (при необходимости - заводскими лабораторными испытаниями), а также при анализе конструкторской документации.

7.27 Контроль качества сварных соединений (см. 4.2.30) проводят в соответствии с ГОСТ 33976. Контроль качества сварных соединений котлов (см. 4.2.31) - в соответствии с требованиями национального законодательства.

7.28 Выполнение требований к покрытиям деталей, сборочных единиц и вагона-цистерны в целом (см. 4.2.37, 5.5) проверяют визуально и по ГОСТ 7409-2018 (раздел 8).

7.29 Показатели прочности вагона-цистерны [см. перечисления а) - д) 4.3.1] проверяют при проведении статических испытаний, испытаний при соударении, ходовых прочностных испытаний и при выполнении погрузочно-разгрузочных работ в соответствии с ГОСТ 33788-2016 (подразделы 8.1, 8.2, 8.3, 8.8, 8.9). Испытания при соударении с использованием метода накатывания вагона-бойка на испытуемый вагон-цистерну осуществляют для свободностоящего испытуемого вагона-цистерны.

Подтверждение коэффициента запаса сопротивления усталости при заданном назначенном сроке службы вагона-цистерны [см. 4.1.11; перечисление д) 4.3.1] выполняют расчетным путем с учетом результатов ходовых прочностных испытаний.

7.30 Показатели динамических качеств вагона-цистерны [см. перечисления е), к) - м) 4.3.1] проверяют при ходовых динамических испытаниях в соответствии с ГОСТ 33788-2016 (подраздел 8.3); показатели динамических качеств [см. перечисления ж), и) 4.3.1] - в соответствии с ГОСТ 33211-2014 (раздел 7) расчетным методом.

7.31 Показатели сцепляемости вагона-цистерны [см. перечисления н), п) 4.3.1], проверяют в соответствии с ГОСТ 32700.

7.32 Максимальную статическую погонную нагрузку от вагонов-цистерн на железнодорожный путь (см. 4.3.2) рассчитывают как результат деления максимального веса брутто вагона-цистерны на номинальную длину по осям сцепления автосцепок.

7.33 Соответствие динамической погонной нагрузки от тележек вагонов-цистерн на железнодорожный путь (см. 4.3.3) и предельно допустимых сил по воздействию вагонов-цистерн на железнодорожный путь (см. 4.3.4) определяют в соответствии с ГОСТ 34759.

7.34 Методы контроля тормозной системы и стояночного тормоза [см. перечисления в) и г) 4.1.4; 4.3.5, 4.3.6] - в соответствии с ГОСТ 34434, ГОСТ 33597 и ГОСТ 32880.

7.35 Выполнение требований по установленным значениям показателя надежности (см. 4.4.1) контролируют по статистическим данным из эксплуатации. Метод обработки данных - в соответствии с ГОСТ 34632-2020 (раздел 9).

7.36 Подтверждение предотвращения падения составных частей вагона-цистерны на железнодорожный путь и их выход их габарита (см. 5.4) осуществляют проведением испытаний на соударение в соответствии с ГОСТ 33788-2016 (подраздел 8.2). Проверку на прочность устройств, предотвращающих падение на железнодорожный путь составных частей вагона-цистерны, проводят в соответствии с ГОСТ 33788-2016 (пункт 8.1.8).

7.37 Выполнение требований безопасности к электрооборудованию (см. 5.7) проверяют при анализе конструкторской и сопроводительной документации, а также визуальным методом контроля на соответствие вагонов-цистерн требованиям ГОСТ 12.1.004, ГОСТ 12.1.010 и национального законодательства государств, проголосовавших за принятие настоящего стандарта <*>.

--------------------------------

<*> В Российской Федерации применяют действующие главы и разделы Правил устройства электроустановок. Издание шестое (утверждены Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 5 октября 1979 г.) и Правил устройства электроустановок. Издание седьмое (утверждены приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 8 июля 2002 г. N 204).

 

Выполнение требования к защите электрооборудования (см. 5.8) проверяют по ГОСТ 14254.

7.38 Обеспечение экологической безопасности перевозки грузов (см. 5.15) контролируют гидравлическими испытаниями котлов и визуальной проверкой наличия сливо-наливных устройств, предохранительных устройств котлов, возможности установки приборов контроля в котлах вагонов-цистерн, предназначенных для перевозки отдельных грузов или групп грузов, согласно требованиям национального законодательства.

7.39 Для подтверждения соответствия требованиям по конструкционной скорости (см. 4.1.1), коэффициенту запаса устойчивости колеса от схода с рельсов [см. перечисление е) 4.3.1], отношению рамной силы к статической осевой нагрузке [см. перечисление к) 4.3.1], коэффициентам динамической добавки [см. перечисление л) 4.3.1], ускорению обрессоренных частей [см. перечисление м) 4.3.1], динамической погонной нагрузке от тележек вагонов-цистерн на железнодорожный путь и предельно допустимым силам по воздействию вагонов-цистерн на железнодорожный путь (см. 4.3.3, 4.3.4) допускается использовать результаты испытаний вагона-аналога.

Для подтверждения соответствия требованиям по напряжениям при различных видах нагружения [см. перечисления а) - г) 4.3.1], по предотвращению падения составных частей на железнодорожный путь и их выхода из габарита (см. 5.4) допускается использовать результаты испытаний вагона-аналога в случае, если он имеет одинаковую с рассматриваемым вагоном-цистерной конструкцию и отличается только по своему назначению.

Для подтверждения соответствия требованиям по коэффициенту запаса сопротивления усталости [см. перечисление д) 4.3.1] допускается использовать результаты испытаний вагона-аналога в случае, если он имеет одинаковую с рассматриваемым вагоном-цистерной конструкцию несущих элементов, а также и ненесущих элементов, влияющих на параметры усталостной прочности. При этом допускаются отличия в конструкции несущих элементов рассматриваемого вагона-цистерны относительно вагона-аналога, если они направлены на повышение параметров усталостной прочности (например, исключение сварного шва и т.п.), а также отличия в конструкции ненесущих элементов, не влияющих на параметры усталостной прочности.

Для подтверждения соответствия требованию по тормозному пути (см. 4.3.5) допускается использовать результаты испытаний вагона-аналога в случае, если он имеет одинаковую с рассматриваемым вагоном-цистерной конструкцию тормозной системы и отличается от рассматриваемого вагона-цистерны только по параметрам массы тары и грузоподъемности:

- допускается отличие минимальной массы тары рассматриваемого вагона-цистерны от массы тары вагона-аналога только в ГОСТ 10674-2022. Межгосударственный стандарт. Вагоны-цистерны. Общие технические условия сторону, но не более чем на 5%;

- допускается отличие максимальной массы брутто (сумма максимальной массы тары вагона и его грузоподъемности) рассматриваемого вагона-цистерны от массы брутто вагона-аналога только в меньшую сторону, но не более чем на 5%.

Примечания

1 Для подтверждения соответствия требованиям, указанным в 7.39, для одного проверяемого вагона-цистерны могут быть использованы результаты испытаний разных вагонов-аналогов.

2 Для подтверждения соответствия требованию по тормозному пути для проверяемого вагона-цистерны могут быть использованы результаты испытаний вагонов-аналогов других типов (например, вагона-хоппера).