ГОСТ Р 70555-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Пересечения кольцевые. Правила проектирования
5 Классификация кольцевых пересечений
5.1 Кольцевые пересечения классифицируют по виду, типу и принципу организации движения.
5.2 По виду кольцевые пересечения подразделяют:
- на обычные кольцевые пересечения различных диаметров (однополосные, двухполосные [рисунок 2 а) - в)];
- кольцевые пересечения на неполных транспортных развязках [рисунок 2 г)].
5.3 Схемы основных планировочных решений кольцевых пересечений представлены на рисунке 2.
а) Кольцевое пересечение малого диаметра (D = 24 - 30 м) | б) Кольцевое пересечение среднего диаметра (D = 30 - 50 м) |
в) Кольцевое пересечение большого диаметра (D = 40 - 70 м) | г) Кольцевые пересечения на неполных транспортных развязках |
Рисунок 2 - Схемы основных планировочных решений
кольцевых пересечений
5.4 По размерам диаметра кольцевые пересечения подразделяют:
- на кольцевые пересечения малого диаметра [рисунок 2а)];
- кольцевые пересечения среднего диаметра [рисунок 2б)];
- кольцевые пересечения большого диаметра [рисунок 2в)].
Классификация кольцевых пересечений по суммарной интенсивности приведена в таблице 1.
Таблица 1
Классификация кольцевых пересечений
Тип кольцевого пересечения | Диаметр кольцевого пересечения, м | Наибольшая расчетная скорость движения на кольцевом пересечении, км/ч | Количество полос движения | Ориентировочная суммарная интенсивность движения на пересекающихся дорогах, приведенных авт./сут |
Кольцевые пересечения с малым диаметром | 24 - 30 | 30 | 1 | 20 000 - 25 000 |
Кольцевые пересечения со средним диаметром | 30 - 40 | 45 | 1 | 20 000 - 35 000 |
35 - 50 | 48 | 2 | 35 000 - 40 000 | |
Кольцевые пересечения большого диаметра | 40 - 55 | 34 | 2 | 25 000 - 55 000 |
50 - 70 | 50 | 2 | 55 000 - 70 000 | |
Примечания 1 Приведенные в таблице интервалы интенсивностей движения связаны с соотношением интенсивностей поворачивающих и транзитных потоков автомобилей. 2 Наибольшая расчетная скорость движения на кольцевом пересечении определена на основе экспериментальных данных скоростей свободного движения автомобиля в транспортном потоке и скоростей движения автомобилей 85%-ной обеспеченности и доверительной вероятности P = 0,95 статистическими методами для группы результатов прямых многократных независимых измерений в соответствии с требованиями ГОСТ Р 8.736. |
5.5 Область применения типов кольцевых пересечений указана в таблице 2.
Таблица 2
Область применения типов кольцевых пересечений
Категория автомобильной дороги основного направления | Тип кольцевого пересечения | ||
Кольцевые пересечения большого диаметра | Кольцевые пересечения среднего диаметра | Кольцевые пересечения малого диаметра | |
Основные | |||
IВ | + | - | - |
II | + | + <*> | - |
III | + | + | - |
IV | - | + | - |
Допускается в стесненных условиях | |||
IВ | + | - | - |
II | + | - | - |
III | - | + | - |
IV | - | + | + |
Допускается в горных условиях и на пересеченной местности | |||
IВ | - | + | - |
II | - | + <*> | + <*> |
III | - | - | + |
IV | - | - | + |
<*> На автомобильных дорогах категории II с четырьмя полосами движения запрещается проектирование кольцевых пересечений с одной полосой движения.
Примечания 1 Стесненные условия - условия, обусловленные ограничениями использования придорожной территории: ценные земли, сложный рельеф, плотная застройка, расположенная на участках автомобильных дорог, проходящих через средние и малые населенные пункты (таблица 4.1 СП 42.13330.2016). 2 Горная местность - местность с уклонами, которые могут превышать 1:3 на протяжении не менее 500 м [ГОСТ 33063-2014, пункт 5.3]. |
5.6 При проектировании кольцевых (саморегулируемых) пересечений необходимо учитывать требования СП 34.13330.2021 (пункты 6.19 - 6.41) и настоящего стандарта.
5.7 Кольцевые пересечения следует проектировать с приоритетом автомобилей, находящихся на кольцевой проезжей части, в соответствии с [1].
Условия применения типов кольцевых пересечений приведены в таблице 3.
Таблица 3
Условия применения типов кольцевых пересечений
N п/п | Условия работы пересечения или его местоположение | Эффективность устройства |
1 | Пересечение более двух дорог | Повышение безопасности движения и пропускной способности |
2 | Пересечения равнозначных дорог (с близкими по значениям интенсивностями движения) | Снижение транспортных потерь |
3 | Пересечения со сложной конфигурацией участков подходов (T-образные пересечения и Y-образные пересечения, пересечения дорог под острыми углами) | Повышение безопасности движения и пропускной способности в сложных условиях организации движения |
4 | Пересечения с высокой интенсивностью левоповоротного движения | Повышение пропускной способности и безопасности движения |
5 | Для успокоения движения на пересечениях загородных автомобильных дорог, на участках с высокими скоростями движения | |
6 | Расположение на участках вынужденного изменения скоростей, в том числе на участках сопряжения автомобильных дорог разных категорий или на участках перехода автомобильной дороги в улицу или дорогу населенного пункта | Повышение безопасности движения за счет регулируемого изменения режима движения автомобилей |
7 | В качестве элементов транспортных развязок неполного типа | Повышение пропускной способности транспортных пересечений в разных уровнях за счет обеспечения непрерывного движения |
5.8 Въезд автомобилей на кольцевую проезжую часть следует подтверждать установкой перед въездом предписывающего дорожного знака 4.3 (в соответствии с ГОСТ Р 52290, ГОСТ 32945).
Требования к размерам автомобилей принимают в соответствии с требованиями [2]. Максимальная ширина транспортного средства приведена в таблице 4.
Таблица 4
Габариты расчетных автомобилей
Тип расчетного автомобиля | Обозначение по [2] | Длина, м | Ширина, м | База/расстояния между осями, м | Передний свес, м |
Легковой автомобиль (Л) | M1 | 4,90 | 1,90 | 2,90 | 0,90 |
Грузовой автомобиль (Г) | N3 | 12,0 | 2,60 | 5,70/1,40 | 1,50 |
Автобус (А) | M3 | 12,0 | 2,55 | 6,20 | 2,75 |
Сочлененный автобус (Ас) | M3 | 18,4 | 2,55 | 5,96/6,05 | 2,68 |
Автопоезд (А16) | N2+O4 | 16,5 | 2,60 | 3,80/1,33/1,33 | 1,43 |
Автопоезд (А20) | N3+O4 | 19,8 | 2,60 | 5,70/1,40 - 6,20/4,30 | 1,50 |