БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 70312-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Правила проектирования сопряжений с насыпями подходов

5 Конструктивные требования к сопряжениям мостовых сооружений с насыпями подходов

 

5.1 Требования к основным параметрам участков примыкания насыпей подходов к устоям следует принимать по ГОСТ 33384-2015 (подраздел 8.7).

5.2 Переходные плиты следует предусматривать на всей ширине проезжей части и тротуаров:

а) из монолитного железобетона (единая плита на всю ширину);

б) из сборного железобетона (как правило, с омоноличиванием концевых участков на всю ширину в месте опирания блоков на лежень).

Толщину (высоту сечения) плиты следует принимать по расчету, но не менее 1/20 части ее длины в монолитном и сборном (с поперечным объединением по всей длине с соседними плитами) исполнении, и, как правило, не менее 1/16 части ее длины в сборном исполнении (без поперечного объединения с соседними плитами).

5.3 Длину переходных плит мостовых сооружений с устоями на естественном или свайном основании следует назначать не менее значений, указанных в ГОСТ 33384-2015 (таблица 6), в зависимости от высоты насыпи, грунтов основания и категории дороги. При этом высоту насыпи необходимо принимать как разницу отметок оси проезжей части и естественной поверхности грунта (по вертикали) в уровне конца переходных плит.

5.4 На сооружениях с устоями диванного типа (согласно ГОСТ 33178-2014, таблица 5.13), опирающимися непосредственно на насыпь, а также консольных мостах (согласно ГОСТ 33178-2014, пункт 3.26), длину переходных плит назначают не менее 4 м. При этом обязательно соблюдение принятого профиля проезда (разность осадок концов переходной плиты не должна вызывать появления в продольном профиле дополнительных углов перелома, превышающих разность продольных уклонов проезжей части сопрягающего пролета и сопряжения более чем на ГОСТ Р 70312-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Правила проектирования сопряжений с насыпями подходов). Принцип расчета дополнительных углов перелома показан на рисунке 1 (все конструктивные элементы показаны условно):

 

ГОСТ Р 70312-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Правила проектирования сопряжений с насыпями подходов

 

L - длина сопряжения (по торцам переходной плиты), м;

A, B - отметки покрытия соответственно у начала и конца

переходной плиты (по торцам), м; s1 - осадка подошвы устоя

диванного типа, м; i - крен устоя диванного типа, рад

(положительное значение по стрелке, в сторону насыпи);

s2 - осадка конца переходной плиты, м;

b - ширина устоя диванного типа, м

 

Рисунок 1 - Схема к определению дополнительного угла

перелома от разницы осадок концов переходной плиты

 

Разность продольных уклонов ГОСТ Р 70312-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Правила проектирования сопряжений с насыпями подходов для конструкции, изображенной на рисунке 1, определяют по формуле. Абсолютная величина ГОСТ Р 70312-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Правила проектирования сопряжений с насыпями подходов для любых конструкций не должна превышать ГОСТ Р 70312-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Правила проектирования сопряжений с насыпями подходов:

 

ГОСТ Р 70312-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Правила проектирования сопряжений с насыпями подходов, (1)

 

где ГОСТ Р 70312-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Правила проектирования сопряжений с насыпями подходов - изменение отметки конца сопряжения вследствие осадки;

ГОСТ Р 70312-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Правила проектирования сопряжений с насыпями подходов - изменение отметки начала сопряжения вследствие осадки и крена фундамента устоя диванного типа.

5.5 Сопряжения насыпей подходов с обсыпными устоями выполняют полузаглубленного типа (с уклоном переходной плиты от шкафной стенки в сторону конца сопряжения). Конструктивные варианты элементов сопряжений следует принимать в соответствии с рисунком 2, рисунком 3 и рисунком 4, которые могут применяться как с опиранием переходных плит на лежень, так и с их опиранием на щебеночную подушку (слои дорожной одежды показаны условно и должны проектироваться в увязке всех элементов между собой и с конструкцией дорожной одежды на подходах в соответствии с категорией дороги, на которой расположено мостовое сооружение):

5.5.1 Варианты конструкций, показанные на рисунке 3 и рисунке 4, применяют только для монолитных переходных плит.

5.5.2 Варианты конструкции опирания переходной плиты на шкафную стенку, показанные на рисунках 3 и 4 (узлы А и Б), приведены справочно и не накладывает ограничения на применение иных обоснованных конструктивных решений, обеспечивающих шарнирное опирание переходной плиты и гидроизоляцию узла опирания. При расположении деформационного шва над устоем опирание переходной плиты на шкафную стенку должно быть шарнирно-неподвижным, а при вариантах с температурно-неразрезной вставкой над устоем - шарнирно-подвижным.

5.5.3 Щебеночную подушку 2 устраивают из щебня фракции 40 - 70 по ГОСТ 8267 по способу заклинки с опиранием на дренирующий грунт или на грунт насыпи ниже глубины промерзания. Толщину подушки, как правило, следует принимать не менее 400 мм. При слабых грунтах основания насыпи, критерии которых указаны в разделе 6, лежни переходных плит следует укладывать на армогрунтовое основание с обязательным расчетным обоснованием осадки и обеспечением условия плавности проезда по 4.1, а). При необходимости следует применять комплексные мероприятия по снижению деформативности основания с усилением (стабилизацией) слабых грунтов.

 

ГОСТ Р 70312-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Правила проектирования сопряжений с насыпями подходов

 

1 - лежень с шириной bл, определяемой по расчету

(приложение А); 2 - щебеночная подушка под лежнем с шириной

поверху bл + 500 мм, толщиной 400 мм (нижний слой толщиной

50 мм втрамбовывается в грунт), с уклоном боковых граней

1:1; 3 - щебеночная подготовка под переходные плиты толщиной

100 мм; 4 - переходная плита толщиной hп согласно 5.2;

ДШ - деформационный шов; lп.з. - переходная зона,

устраиваемая в зависимости от конструкции ДШ и дорожной

одежды с целью плавного повышения жесткости поверхности

проезда от показателей, соответствующих дорожной одежде,

до показателей, соответствующих жесткости

конструктивных элементов ДШ

 

Рисунок 2 - Общая схема варианта конструкции сопряжения

с опиранием на лежень и прилив шкафной стенки,

с деформационным швом над устоем

 

 

 

ГОСТ Р 70312-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Правила проектирования сопряжений с насыпями подходов

 

1 - лежень с шириной bл, определяемой по расчету

(приложение А); 2 - щебеночная подушка под лежнем

с шириной поверху bл + 500 мм, толщиной 400 мм (нижний слой

толщиной 50 мм втрамбовывается в грунт), с уклоном боковых

граней 1:1; 3 - щебеночная подготовка под переходные плиты

толщиной 100 мм; 4 - монолитная переходная плита толщиной hп

согласно 5.2; узел А - конструкция температурно-неразрезной

вставки на устое

 

Рисунок 3 - Общая схема варианта конструкции сопряжения

с шарнирно-подвижным опиранием на лежень и верх шкафной

стенки, с деформационным швом в конце сопряжения

и температурно-неразрезной вставкой над устоем

 

 

 

ГОСТ Р 70312-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Правила проектирования сопряжений с насыпями подходов

 

1 - монолитная переходная плита толщиной hп согласно 5.2;

2 - щебеночная подушка на половине длины переходной плиты,

толщиной не менее 400 мм под концом плиты (нижний слой

толщиной 50 мм втрамбовывается в грунт), с уклоном боковых

граней 1:1; 3 - щебеночная подготовка под переходные плиты

толщиной 100 мм; lпп - длина переходной плиты;

lп.з. - переходная зона, устраиваемая в зависимости

от конструкции ДШ и дорожной одежды с целью плавного

повышения жесткости поверхности проезда от показателей,

соответствующих дорожной одежде, до показателей,

соответствующих жесткости конструктивных элементов ДШ

 

Рисунок 4 - Общая схема варианта конструкции сопряжения

с опиранием на щебеночную подушку и узел шкафной стенки

в виде "зуба", с деформационным швом над устоем

 

5.5.4 У конца переходных плит со стороны насыпи общая толщина дорожной одежды (от верха покрытия до верха железобетонной плиты) составляет, как правило, 450 мм независимо от длины переходной плиты.

5.5.5 Высоту сечения железобетонного лежня следует принимать 500 мм, а ширину сечения bл определять расчетом согласно рекомендациям приложения А.

5.5.6 На участке переходных плит, примыкающем к шкафной стенке (для вариантов конструкций с деформационным швом над устоем), в дорожной одежде при необходимости устраивают переходную зону (аналогичную переходной зоне со стороны пролетного строения) с целью плавного повышения жесткости поверхности проезда от показателей, соответствующих дорожной одежде, до показателей, соответствующих жесткости конструктивных элементов ДШ.

5.6 Бетон сборных и монолитных конструкций сопряжений тяжелый - по ГОСТ 26633, класс прочности на сжатие не ниже B30, марка по водонепроницаемости не ниже W6. Марка по морозостойкости F2300.

5.7 Арматура элементов конструкций сопряжений - А240, А400 - по ГОСТ 5781.

5.8 Каменный материал для щебеночной подготовки под конструкциями сопряжений должен иметь марку по морозостойкости по ГОСТ 8267:

- не менее F50 для подготовки под переходными плитами;

- не менее F200 для щебеночной подушки.

Марка щебня по прочности - по ГОСТ 8267 не ниже 800, в том числе из осадочных и метаморфических пород в водонасыщенном состоянии.

5.9 Поверхности переходных плит и лежней должны быть защищены обмазочной изоляцией, препятствующей проникновению воды к защищаемым поверхностям бетона в соответствии с указаниями СП 35.13330.2011 (пункты 7.182 - 7.186).