ГОСТ Р ИСО 20816-2-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Вибрация. Измерения вибрации и оценка вибрационного состояния машин. Часть 2. Стационарные газовые турбины, паровые турбины и генераторы с гидравлическими подшипниками мощностью свыше 40 МВт и частотами вращения 1500, 1800, 3000 и 3600 мин-1
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает критерии оценки вибрационного состояния стационарных газовых турбин, паровых турбин и генераторов (включая муфты сцепления валопроводов) с гидравлическими подшипниками мощностью свыше 40 МВт и номинальными частотами вращения 1500, 1800, 3000 и 3600 мин-1 <*>. Вибрационное состояние оценивают для машин на месте их установки и применения по измерениям широкополосной вибрации:
--------------------------------
<*> Критерии оценки вибрационного состояния газовых и паровых турбин на объектах электроэнергетики устанавливаются в соответствии с законодательством об электроэнергетике и требованиями к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики.
a) на корпусах/опорах всех опорных подшипников в радиальном направлении;
b) на корпусах упорных подшипников в осевом направлении;
c) на валу внутри или вблизи от опорных подшипников в радиальном направлении.
Вибрационное состояние определяют через:
- абсолютные значения контролируемых параметров вибрации при работе машины в установившемся режиме;
- абсолютные значения контролируемых параметров вибрации при работе машины в переходном режиме (включая разгон и выбег ротора, приложение и изменение нагрузки);
- изменения значений контролируемых параметров вибрации при работе машины в установившемся режиме.
Настоящий стандарт не распространяется на:
i) вибрацию электромагнитного происхождения на удвоенной сетевой частоте на обмотках, сердечнике и корпусе электрогенератора;
ii) авиационные газовые турбины (включая турбины, конструкция и динамические характеристики которых аналогичны авиационным газовым турбинам).
Примечание - В [3] авиационная газовая турбина определена как силовая установка самолета (вертолета), адаптированная для привода механических, электрических и судовых силовых установок. Авиационная газовая турбина значительно отличается от стационарной газотурбинной установки по своей конструкции (жесткости корпуса, применяемым подшипникам, отношению масс ротора и статора, способа крепления и пр.), что обуславливает необходимость применения к этим машинам разных критериев оценки;
iii) паровые турбины и генераторы мощностью не более 40 МВт или с номинальными частотами вращения, отличающимися от 1500, 1800, 3000 или 3600 мин-1 (см. [5] и [7]);
iv) газовые турбины мощностью не более 40 МВт или с номинальными частотами вращения, отличающимися от 1500, 1800, 3000 или 3600 мин-1 (см. [5] или [6] и [7] или [8]);
v) оценку режима вибрационного горения в газотурбинных двигателях (но он может быть использован в целях контроля для данного режима).
