БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р ИСО 14091-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Адаптация к изменениям климата. Руководящие указания по оценке уязвимостей, воздействия и риска

5 Подготовка оценки климатических рисков

 

5.1 Установление контекста

Каждая оценка рисков имеет уникальный контекст, который определяет область ее применения, цели и планируемые результаты (например, отчет). Организация должна определить контекст оценки, приняв во внимание следующее.

- Система, подверженная риску: предоставление общего описания системы, подверженной воздействиям изменения климата, включая общее понимание ее чувствительности, подверженности и способности к адаптации.

- Опасности: определение, какие опасности могут потенциально повлиять на систему, подверженную риску, и выбор того, какие из них включить в оценку рисков, а также установление типа требуемой информации.

- Процессы: определение существующих и планируемых процессов и деятельности, связанной с оценкой рисков, например оценки цепочек поставок.

- Знание: определение имеющихся знаний об изменении и изменчивости климата, воздействиях и существующих рисках, существующих оценках воздействия (например, включение результатов исследований и знание местных особенностей) и способности организации к адаптации, с учетом того, что спектр возможных воздействий может быть очень широким (см. ИСО 14090).

- Заинтересованные стороны: определение и вовлечение заинтересованных сторон в процесс, насколько это целесообразно (например, аспекты, касающиеся рисков, выявленных заинтересованными сторонами, такими как экологические ассоциации, могут обеспечить соответствующие входные данные, чтобы способствовать более широкому признанию оценки рисков).

- Ресурсы для оценки: установление наличия финансовых, людских и технических ресурсов и информации/данных.

- Внешние изменения: определение внешних факторов, которые могут повлиять на систему, подверженную риску (например, демографические изменения, изменения в землепользовании, развитие технологий, изменения в политическом и административном контексте, изменения на рынке, глобальные события) [12].

- Нормативные обязательства, ответственность перед другими: определение нормативных или иных обязательств, которые могут повлиять на цели, процесс или результаты оценки рисков.

Примечание - Дополнительное руководство по подготовке и проведению оценки рисков можно найти в ИСО 31000. В нем настоящий стандарт рассматривается в более широком контексте менеджмента рисков.

 

5.2 Определение целей и ожидаемых результатов

Решение организации о проведении оценки рисков обусловлено необходимостью или недостатком информации.

Организация должна:

- определить цели и ожидаемые результаты оценки рисков, а также процессы, которые будет поддерживать или дополнять оценка рисков;

- идентифицировать информационные пробелы, к которым должна обратиться оценка риска;

- определить, как использовать полученные знания и результаты (например, вклад в текущие усилия по адаптации или планирование новых действий по адаптации);

- разъяснить, как будут показаны результаты оценки рисков (например, карта с точками риска, ранжирование уязвимых секторов, описательный анализ риска и его соответствующих факторов);

- подключить экспертов, специальные организации и заинтересованные стороны, необходимые для проведения оценки и обеспечения внедрения результатов в решения по адаптации;

- идентифицировать и информировать целевую аудиторию на ранней стадии о процессе и ожидаемых результатах и итогах (результатах) оценки рисков.

5.3 Создание проектной команды

Организация должна назначить проектную команду для проведения оценки рисков. Проектной команде следует понимать содержание настоящего стандарта, а также следующее:

- информацию об организации, системе, подверженной риску, и отношении организации к системе, подверженной риску;

- контекст системы, подверженной риску (например, отношения вверх и вниз по цепочке, географическое положение(я), нормативные обязательства, ответственность перед другими, цепочка поставок);

- изменение климата и его общие воздействия.

В проектной команде должно быть информированное руководство с функциями принятия решений в рамках организации, а также специалисты, способные помочь в составлении планов действий и определении целей. Организации могут получить выгоду, когда лица, принимающие решения, участвуют в процессе на ранней стадии. Это связано с тем, что часто требуются оценочные суждения, а также потому, что участие в процессе улучшает владение результатами.

Организация может привлечь специалистов со стороны в свою проектную команду или взять их на роль консультантов.

Следует определить роли и обязанности всех сторон (включая специалистов организации и сторонних специалистов, а также лиц, принимающих решения).

Членам проектной команды следует регулярно взаимодействовать между собой, чтобы координировать основные этапы оценки рисков и результаты этих этапов, а также контролировать достаточность ресурсов и необходимость в поддержке на высшем уровне.

Иные заинтересованные стороны могут быть вовлечены в процесс на основе широкого участия. Иные заинтересованные стороны - на начальном этапе оценки (чтобы понять контекст для сбора информации), а также во время проведения и по завершении оценки (чтобы провести валидацию). Организации следует в надлежащей мере учитывать гендерные различия и обеспечить представительство особенно подверженных риску групп, а также принять меры, чтобы предоставить им возможности внести эффективный вклад в оценку рисков.

5.4 Определение области применения и методологии

Проектной команде совместно с принимающими решения специалистами следует определить область применения оценки рисков, учитывая следующее:

- конкретную систему, подверженную риску;

- степень детализации, необходимую для того, чтобы оценка соответствовала поставленной цели;

- вовлеченные группы населения (например, сельские общины, взрослые люди, коренное население, женщины/мужчины, определенные представители трудовых ресурсов);

- диапазон опасностей, включаемых в оценку (например, наводнения, рост температуры, подъем уровня моря, аномальная жара), и их природу (например, острые проявления, изменения среднего значения и изменчивость);

- рассматриваемые области (например, страны, районы, провинции), и является ли это единой пространственной единицей (например, один район) или сравнением областей (например, два или более районов);

- пространственное разрешение оценки (решение о пространственной шкале может зависеть от наличия данных, касающихся оценки);

- временное разрешение оценки (см. 5.5);

- методологию, используемую для оценки (например, количественные, качественные или смешанные подходы);

- ресурсы (например, финансовые или людские), имеющиеся для оценки рисков.

5.5 Установление временного периода

При установлении временного периода оценки организация должна учитывать:

- срок жизни подверженной риску системы;

- временные рамки, в течение которых воздействие изменения климата достигает критических пороговых значений для системы, подверженной риску;

- время подготовки и внедрения мер по адаптации в отношении воздействий. Оно может быть связано со сроком жизни системы.

На выбор ГОСТ Р ИСО 14091-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Адаптация к изменениям климата. Руководящие указания по оценке уязвимостей, воздействия и риска периода могут влиять следующие аспекты:

- наличие данных, включая климатические проекции;

- долгосрочные неопределенности в прогнозируемых последствиях изменения климата;

- потенциал для наложения воздействий, которые возникают в различное время.

Организации полезно рассматривать более одного временного периода. Например, контрольный период из недавнего прошлого (например, последние три десятилетия) или настоящего, один период из ближайшего будущего (например, следующие три десятилетия) и один период из отдаленного будущего (например, от 2070 до 2100 г.г.).

Ближайшее будущее часто более важно для решений по адаптации к изменению климата, чем отдаленное будущее. В то же время использование оценки для отдаленного будущего существенно для систем, которым требуется длительный период времени на адаптацию, например для лесных экосистем.

Как временной период для оценки рисков можно рассматривать периоды более 100 лет. Такие периоды подходят, например, в случае подъема уровня моря для прибрежных городов или объектов длительного использования.

Временной период для оценки опасности рекомендуется принимать не менее 30 лет, т.е. стандартный период, определенный Всемирной метеорологической организацией [26].

5.6 Сбор необходимой информации

При наличии, рекомендуется на ранней стадии собирать существующие данные об опасностях, чувствительности, подверженности воздействиям, воздействиях изменения климата, уязвимости системы, подверженной риску, способности к адаптации, существующих оценках рисков и инструментах, используемых для управления рисками. Полезно также собрать данные о других факторах изменения (таких, как инвестиционные циклы), чтобы привести в соответствие оценку рисков с процессами принятия решений организацией.

Примечание - Дополнительную информацию по методологиям, различным национальным и международным руководящим документам и инструментам можно найти в интернете. Следует обратить внимание на то, что в некоторых документах используется разная терминология (ср. приложение A).

 

5.7 Подготовка плана выполнения оценки рисков

Завершив этапы, описанные в 5.1 - 5.6, проектной команде следует разработать план выполнения оценки рисков. В план должно быть включено следующее.

- Конкретные задачи: что необходимо сделать?

- Ответственности: кто будет этим заниматься?

- Планирование времени: в какие сроки?

При разработке плана проектная команда:

- может вовлекать заинтересованные стороны, которые помогут в определении задач и ответственностей;

- должна понимать, что осуществление оценки рисков, связанных с изменением климата, является итеративным процессом.

Результаты каждого этапа оценки рисков могут потребовать возврата к более раннему этапу и начала оценивания заново от этого этапа.

5.8 Прозрачность

Прозрачность должна являться неотъемлемым элементом всего процесса оценки рисков в целом: от начала до представления результатов. Она поможет достичь понимания и вовлеченности и обеспечить практическую значимость и актуальность выходных данных. Организации рекомендуется обратить особое внимание на прозрачность в отношении следующего.

- Методология: известна ли методология всем вовлеченным в процесс и оформлена ли документально должным образом, чтобы позволить новым сотрудникам понять действия на каждом этапе и принятые решения?

- Процесс принятия решений: как принимаются решения по идентификации воздействий и по выбору, нормализации, взвешиванию и объединению показателей? Как решаются аспекты доступности данных и другие проблемы? Как они документируются и передаются?

- Неопределенность: как сократить неопределенности, насколько возможно (см. приложение B)? Как обрабатывать оставшиеся неопределенности? Как они документируются и как передается информация о них?

- Сильные и слабые стороны: Определены ли сильные и слабые стороны подхода? Как объяснить их так, чтобы обеспечить доверие и позволить использование их на практике? Как их документировать и передавать информацию о них?

5.9 Подход, основанный на широком участии

Участие заинтересованных сторон помогает обеспечить реализацию всесторонних оценок путем использования соответствующих навыков и обеспечения принятия решений высокого качества. Участие повышает осведомленность и развивает потенциал заинтересованных сторон, а также способствует общему пониманию и вовлеченности. Участие должно быть обеспечено если не на всех, то на большинстве этапов оценки рисков.

TOC