ГОСТ Р 70433-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (система антимонопольного комплаенса) в организации
Приложение В
(справочное)
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ НАРУШЕНИЙ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Основные виды нарушений антимонопольного законодательства контролируемыми лицами включают гражданско-правовые деликты, административные правонарушения, преступления и иные правонарушения.
В.1 Гражданско-правовые деликты, под которыми понимаются нарушения требований антимонопольного законодательства контролируемыми лицами - участниками гражданского оборота, влекущие за собой гражданско-правовую ответственность в виде возмещения вреда и ущерба, взыскиваемых в пользу потерпевших лиц в соответствии с [6], [51]. Контролируемые лица, чьи права нарушены в результате несоблюдения требований антимонопольного законодательства иными участниками гражданского оборота, вправе самостоятельно обратиться в соответствующий суд с иском о восстановлении нарушенных прав, в том числе с требованиями о понуждении к заключению договора, признании договора недействительным и применении последствий недействительности, с иском о признании действий нарушающими антимонопольное законодательство, в том числе с иском о признании действий правообладателя актом недобросовестной конкуренции, а также с иском о возмещении убытков, причиненных в результате антимонопольного нарушения (см. [6], ст. 10, 12); [1], ст. 37).
В.2 Административные правонарушения, под которыми понимаются правонарушения, связанные с непосредственным нарушением антимонопольных требований, устанавливающих запреты на антиконкурентное поведение соответствующих субъектов, влекущие за собой административную - правовую ответственность в соответствии с [39], в том числе:
- злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке (см. [39], ст. 14.31);
- заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности (см. [39], ст. 14.32);
- недобросовестная конкуренция (см. [39], ст. 14.33);
- нарушение антимонопольных правил, установленных федеральным законом, при осуществлении торговой деятельности (см. [39], ст. 14.40).
К административным правонарушениям также относятся связанные с нарушением положений антимонопольного законодательства, обеспечивающих реализацию контрольно-надзорных функций антимонопольных органов в сфере защиты конкуренции, в том числе:
- невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа (см. [39], ст. 19.5, ч. 2.1 - 2.7);
- непредставление ходатайств, уведомлений (заявлений), сведений (информации) в федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы, органы регулирования естественных монополий или органы, уполномоченные в области экспортного контроля (см. [39], ст. 14.19.8).
В.3 Преступления, под которыми понимаются общественно-опасные деяния, связанные с непосредственным нарушением антимонопольных требований, влекущие за собой уголовную - правовую ответственность в соответствии с [42], в том числе:
а) преступления, непосредственно посягающие на правоохраняемые интересы конкуренции, в том числе ограничение конкуренции (см. [42], ст. 178);
б) преступления, типично сопряженные с нарушениями антимонопольного законодательства:
- нарушение изобретательских и патентных прав (см. [42], ст. 147);
- воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности (см. [42], ст. 169);
- незаконное предпринимательство (см. [42], ст. 171);
- производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации (см. [42], ст. 171.1);
- принуждение к совершению сделки или отказу от ее совершения (см. [42], ст. 179);
- незаконное использование товарного знака (см. [42], ст. 180);
- незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (см. [42], ст. 183);
- манипулирование рынком (см. [42], ст. 185.3);
- злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (см. [42], ст. 200.4);
- подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок (см. [42], ст. 200.5);
- злоупотребление полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа (см. [42], ст. 201.1);
- коммерческий подкуп (см. [42], ст. 204);
- незаконное осуществление медицинской деятельности или фармацевтической деятельности (см. [42], ст. 235);
- нецелевое расходование бюджетных средств (см. [42], ст. 285.1).
В.4 Иные виды общественно-опасных деяний, мотивом которых выступает конкурентная борьба организаций, или одним из последствий которых выступает ограничение конкуренции по неосторожности.