ГОСТ Р 70433-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (система антимонопольного комплаенса) в организации
Приложение А
(справочное)
ПЕРЕЧЕНЬ И ПОЛНОМОЧИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ
В СФЕРЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ
А.1 В систему национальных государственных органов, осуществляющих на территории России антимонопольное регулирование, защиту и развитие конкуренции, в т.ч. в предметной области настоящего стандарта, в связи с правоотношениями, возникающими при применении комплаенса, а также контроль/надзор в этой сфере входят:
- Федеральное собрание Российской Федерации;
- Президент Российской Федерации;
- Правительство Российской Федерации;
- федеральный антимонопольный орган (см. [1]);
- Банк России - для финансовых рынков (см. [1], [43], [15]);
- уполномоченные государственные органы, входящие в систему субъектов профилактики правонарушений, в том числе по противодействию незаконному обороту контрафактных товаров (Государственная комиссия, уполномоченные органы исполнительной власти в субъектах Российской Федерации по содействию развитию конкуренции в регионе), иные уполномоченные контрольные (надзорные) государственные органы (включая органы прокуратуры, контрольно-счетные органы), а также госзаказчики (при проведении государственных закупок).
А.2 Наиболее общие правила регулирования антимонопольного комплаенса на территории Российской Федерации на уровне федеральных законов, обладающих высшей юридической силой, устанавливаются высшим органом законодательной власти (палатами Федерального собрания Российской Федерации), в отсутствие или в развитие законодательных норм - Президентом Российской Федерации в форме указов или иных актов Президента Российской Федерации (см. [44]).
А.3 Правительству Российской Федерации, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в сфере антимонопольного регулирования и защиты конкуренции, и Банку России (в части антимонопольного регулирования финансовых рынков) могут быть делегированы отдельные полномочия в области регулирования антимонопольного комплаенса (см. [44], [2], [45]).
А.4 Федеральный антимонопольный орган
Основным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере антимонопольного регулирования и защиты конкуренции в России, является ФАС России, который осуществляет следующие функции и полномочия (см. [1], ст. 22, 23):
- обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства контролируемыми лицами;
- выявление нарушений антимонопольного законодательства, в том числе нарушения контролируемыми лицами, общих правил конкуренции, установленных Договором о ЕАЭС, принятие мер по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлечение к ответственности за такие нарушения;
- предупреждение нарушений антимонопольного законодательства контролируемыми лицами;
- издание в установленном порядке нормативных правовых актов, выдача разъяснений по вопросам применения контролируемыми лицами антимонопольного законодательства;
- возбуждение и рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного законодательства контролируемыми лицами, принятие по результатам их рассмотрения решений и выдача обязательных для исполнения предписаний, в том числе о прекращении действия регистрации и признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку в тех случаях, когда в действиях, связанных с приобретением и использованием исключительного права на средство индивидуализации, обнаруживается состав недобросовестной конкуренции;
- направление в письменной форме предостережения о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства должностным лицам контролируемого лица, публично заявляющим о планируемом поведении на товарном рынке, если такое поведение может привести к нарушению антимонопольного законодательства;
- рассмотрение жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, государственных (муниципальных) закупок;
- привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
- обращение в суд с заявлениями об обжаловании противоречащих антимонопольному законодательству нормативных правовых актов;
- обращение в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства (в том числе о признании недействующими либо недействительными полностью или частично противоречащих антимонопольному законодательству, или создающих необоснованные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, ненормативных актов; о признании недействительными полностью или частично договоров, не соответствующих антимонопольному законодательству; об обязательном заключении договора; об изменении или о расторжении договора; о ликвидации юридических лиц в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством; о взыскании в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства; о привлечении к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства лиц, допустивших такое нарушение; о признании торгов недействительными; о понуждении к исполнению решений и предписаний антимонопольного органа);
- участие в рассмотрении судом или арбитражным судом дел, связанных с применением и (или) нарушением антимонопольного законодательства;
- ведение реестра лиц, привлеченных к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства;
- размещение на сайте в Интернете решений и предписаний, затрагивающих интересы неопределенного круга лиц;
- установление доминирующего положения контролируемого лица при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией;
- проведение проверки соблюдения антимонопольного законодательства, получение от проверяемых лиц необходимых документов и информации, объяснений в письменной или устной форме, обращение в установленном законодательством Российской Федерации порядке в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
- осуществление контроля за предоставлением и использованием государственных или муниципальных преференций;
- утверждение порядка проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения контролируемыми лицами и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции;
- внесение в лицензирующие органы предложения об аннулировании, отзыве лицензий на осуществление контролируемыми лицами, нарушающими антимонопольное законодательство, отдельных видов деятельности или о приостановлении действия таких лицензий;
- осуществление взаимодействия с ЕЭК и сотрудничества с международными организациями;
- осуществление совместно с Банком России контроля за соблюдением антимонопольного законодательства кредитными организациями - на кредитном рынке банковских услуг (см. [15], ст. 32), иными финансовыми организациями - на фондовом, страховом и иных финансовых рынках;
- мониторинг и анализ практики применения антимонопольного законодательства, включая развитие и совершенствование превентивных механизмов антимонопольного контроля, стимулирующих принятие антимонопольного комплаенса контролируемыми лицами, разработка рекомендаций по его применению;
- ежегодное представление в пределах своей компетенции в Министерство внутренних дел Российской Федерации статистических данных в сфере профилактики правонарушений (до 1 апреля) и обобщенного результата мониторинга (до 1 мая);
- ежегодное представление в Правительство Российской Федерации доклада о состоянии конкуренции в Российской Федерации, включая меры, стимулирующие принятие и развитие антимонопольного комплаенса контролируемыми лицами, и его размещение на сайте антимонопольного органа в Интернете.
А.5 Банк России
В соответствии с федеральными законами в целях развития и обеспечения стабильности финансовых рынков Российской Федерации, в том числе антимонопольного регулирования и защиты от недобросовестной конкуренции на финансовых рынках (включая кредитный, фондовый, страховой), Банк России реализует следующие полномочия и функции (см. [43], ст. 1, 4):
- осуществление совместно с антимонопольным органом контроля за соблюдением кредитными организациями антимонопольного законодательства на рынке банковских услуг (см. [15], ст. 32);
- установление правил проведения банковских операций;
- принятие решений о государственной регистрации кредитных организаций, выдача кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостановка их действия и отзыв;
- осуществление надзора за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее - банковский надзор);
- осуществление регулирования, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами;
- контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах;
- регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;
- контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;
- защита прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством;
- осуществление иных функций в соответствии с федеральными законами.
А.6 В систему субъектов профилактики правонарушений, в том числе по противодействию незаконному обороту промышленной продукции (включая контрафакт), в связи с правоотношениями, возникающими при применении комплаенса контролируемыми лицами, и осуществляющих контроль/надзор в этой области, входят следующие государственные органы.
А.6.1 Государственная комиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, которая осуществляет, в том числе следующие функции и полномочия (см. [46], [47]);
- мониторинг и оценка ситуации в этой сфере на территории Российской Федерации включая развитие и совершенствование превентивных механизмов антимонопольного контроля, стимулирующих принятие антимонопольного комплаенса организациями (субъектами рынка);
- разработка мер, направленных на противодействие незаконному обороту промышленной продукции, в том числе на профилактику этого оборота, а также на повышение эффективности их реализации;
- подготовка ежегодных докладов и представление их в Правительство Российской Федерации не позднее второго квартала года, следующего за отчетным, в том числе по вопросам формирования государственной политики и рассмотрении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции; оценки ситуации в сфере незаконного оборота промышленной продукции на территории Российской Федерации и совершенствовании превентивных механизмов антимонопольного контроля, стимулирующих принятие и применение антимонопольного комплаенса контролируемыми лицами.
А.6.2 Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по содействию развитию конкуренции в регионе, который на основе Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации осуществляет следующие полномочия (см. [46] - [48]):
- формирует проект перечня с аргументированным обоснованием выбора каждого рынка и представляет его на рассмотрение и утверждение высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации;
- подготавливает ежегодный доклад о состоянии и развитии конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг субъекта Российской Федерации, включая развитие и совершенствование превентивных механизмов антимонопольного контроля, стимулирующих принятие антимонопольного комплаенса контролируемыми лицами, для его рассмотрения и утверждения коллегиальным органом субъекта Российской Федерации;
- разрабатывает проект дорожной карты развития конкуренции и представляет его на рассмотрение и утверждение высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации;
- организует проведение и (или) проводит не реже двух раз в год обучающие мероприятия и тренинги для органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации по вопросам содействия совершенствованию превентивных механизмов антимонопольного контроля, стимулирующих принятие и развитие антимонопольного комплаенса контролируемыми лицами;
- формирует при принятии высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации решения, предусматривающего систему поощрений, рейтинг муниципальных образований в части их деятельности по содействию развитию конкуренции;
- размещает информацию о деятельности по содействию развитию конкуренции и соответствующие материалы на официальном сайте уполномоченного органа субъекта Российской Федерации в Интернете.
А.6.3 Иные государственные контрольные/надзорные органы в предметной области настоящего стандарта в связи с правоотношениями, возникающими при применении комплаенса, к которым относятся государственные органы, наделенные специальными функциями и уполномоченные осуществлять, соответственно, федеральный государственный контроль (надзор), региональный государственный контроль (надзор), в соответствии с Федеральным законом о виде контроля, законом субъекта Российской Федерации о виде контроля, направленный на достижение общественно значимых результатов, связанных с минимизацией риска причинения вреда (ущерба) (см. [7], [8], [49]).
А.6.4 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящие в систему субъектов профилактики правонарушений, которые обобщают и представляют в пределах своей компетенции в Министерство внутренних дел Российской Федерации статистические данные (до 1 апреля) в сфере профилактики правонарушений и результаты мониторинга, предоставляемые органами местного самоуправления (до 1 мая). Мониторинг включает в себя сбор, обработку и систематизацию информации о принимаемых субъектами профилактики правонарушений мерах, анализ и прогнозирование причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также оценку эффективности деятельности субъектов профилактики правонарушений по минимизации (нейтрализации) указанных причин и условий (см. [8], [50]).
А.6.5 Государственные заказчики
В рамках контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд в связи с правоотношениями, возникающими при применении комплаенса контролируемыми лицами, в качестве государственных заказчиков, осуществляющих контроль/надзор в этой области, выступают действующие от имени Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации и осуществляющие закупки:
- органы государственной власти;
- государственные корпорации, в том числе государственная корпорация по атомной энергии Росатом; государственная корпорация Роскосмос;
- органы управления государственными внебюджетными фондами.
Государственные заказчики в соответствии со своим правовым статусом и с учетом положений ГОСТ Р 58086 и ГОСТ Р 58223 осуществляют в предметной области настоящего стандарта в том числе следующие основные полномочия и функции при проведении госзакупок:
- обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства контролируемыми лицами - участниками процедур госзакупок;
- выявление нарушений антимонопольного законодательства, в том числе нарушения контролируемыми лицами, принятие мер по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлечение к ответственности за такие нарушения;
- предупреждение нарушений антимонопольного законодательства контролируемыми лицами;
- издание в установленном порядке и выдача разъяснений по вопросам применения контролируемыми лицами антимонопольного законодательства при проведении госзакупок.