БИБЛИОТЕКА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГОСТ Р 70433-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (система антимонопольного комплаенса) в организации

11.4 Документы системы антимонопольного комплаенса контролируемого лица и требования к ним (типовой перечень)

Типовой перечень документов системы антимонопольного комплаенса контролируемого лица может включать следующие документы:

1) карту (паспорт) антимонопольных рисков;

2) планы мероприятий антимонопольного комплаенса (дорожная карта);

3) положение об антимонопольной политике (Антимонопольная политика);

4) положение о мониторинге антимонопольных рисков;

5) положение о мерах стимулирования работников;

6) положение о контроле эффективности системы антимонопольного комплаенса;

7) положение о внутреннем аудите;

8) образцы документов, регулирующих трудовые отношения;

9) положение об обучении сотрудников;

10) перечень нормативных правовых актов, регламентирующих систему антимонопольного комплаенса, требования к которому приведены в 5.3.6, 10.2.7.

11.4.1 Карта (паспорт) антимонопольных рисков контролируемого лица, является обязательным документом системы антимонопольного комплаенса контролируемого лица и подлежит заполнению/корректировке по результатам мониторинга антимонопольных рисков контролируемого лица, согласно форме с учетом требований, приведенных в 11.2.2 и 11.3.5.

11.4.2 План мероприятий антимонопольного комплаенса (дорожная карта) в зависимости от необходимого периода планирования подразделяется на годовой (текущий) план мероприятий и пятилетний (стратегический) план мероприятий антимонопольного комплаенса контролируемого лица.

Годовой план мероприятий антимонопольного комплаенса контролируемого лица содержит в текстовой и (или) табличной форме взаимосвязанное изложение планируемых на предстоящий календарный год (остаток текущего календарного года) перечень мероприятий антимонопольного комплаенса контролируемого лица, указание на ответственного работника за выполнение конкретного мероприятия, сроки выполнения запланированных мероприятий.

Пятилетний (стратегический) план мероприятий антимонопольного комплаенса контролируемого лица содержит в текстовой и (или) табличной форме взаимосвязанное изложение планируемых на каждый год предстоящего пятилетнего периода основных мероприятий антимонопольного комплаенса контролируемого лица, указание на ответственного работника за выполнение конкретного мероприятия, сроки выполнения запланированных мероприятий. Пятилетний (стратегический) план мероприятий антимонопольного комплаенса не является обязательным для контролируемого лица.

Проекты соответствующих планов мероприятий антимонопольного комплаенса контролируемого лица разрабатываются уполномоченным органом системы антимонопольного комплаенса контролируемого лица и подлежат утверждению уполномоченным органом управления контролируемого лица с учетом особенностей правового статуса контролируемого лица и субъектов системы антимонопольного комплаенса контролируемого лица, указанных в разделе 9, и требований 11.3.

11.4.3 Положение об антимонопольной политике (антимонопольная политика) утверждается уполномоченным органом управления контролируемого лица и доводится до сведения всех работников организации.

11.4.3.1 Положение об антимонопольной политике (антимонопольная политика) должно содержать с учетом требований, установленных в [1], ст. 9.1 (в полном объеме или в виде ссылки на отдельный внутренний документ, принятый уполномоченным органом управления контролируемого лица), следующие сведения:

- цели, задачи и принципы системы антимонопольного комплаенса контролируемого лица с учетом антимонопольного законодательства и положений настоящего стандарта;

- общие требования к соблюдению положений антимонопольного законодательства работниками контролируемого лица;

- сведения о структуре системы антимонопольного комплаенса и об уполномоченном органе системы антимонопольного комплаенса контролируемого лица, включая наименование должности работника (комплаенс-менеджера) или подразделения контролируемого лица, ответственного за функционирование системы антимонопольного комплаенса контролируемого лица, либо указание на то, что функционирование системы антимонопольного комплаенса контролируемого лица осуществляется непосредственно самим контролируемым лицом, если таковым является индивидуальный предприниматель, или иным лицом, с которым контролируемое лицо заключило договор об обеспечении функционирования системы антимонопольного комплаенса контролируемого лица;

- распределение функций, полномочий и ответственности для органов управления и должностных лиц контролируемого лица за принимаемые решения в области антимонопольной политики;

- порядок взаимодействия участников системы антимонопольного комплаенса контролируемого лица;

- общие положения, относящиеся к мониторингу, в том числе оценке, антимонопольных рисков в деятельности контролируемого лица;

- карта (паспорт) антимонопольных рисков;

- порядок проведения мониторинга антимонопольных рисков;

- перечень реализуемых организацией механизмов и инструментов процедур антимонопольного комплаенса, а также порядок их выполнения;

- порядок учета внутренних и внешних сообщений о нарушениях требований антимонопольного законодательства и о нарушении требований антимонопольного комплаенса, гарантии конфиденциальности и анонимности таких сообщений, порядок их передачи внутри контролируемого лица и дальнейшего использования;

- порядок проведения внутренних расследований, в том числе по фактам внутренних и внешних сообщений о нарушениях требований антимонопольного законодательства и о нарушении требований антимонопольного комплаенса, и порядок принятия решения по их результатам;

- порядок и периодичность проведения контроля за функционированием системы антимонопольного комплаенса контролируемого лица;

- порядок взаимодействия контролируемого лица и государственного органа, уполномоченного на осуществление антимонопольного контроля (надзора);

- порядок ознакомления работников контролируемого лица с данным положением, за исключением случая, когда контролируемое лицо и лицо, утвердившее положение об антимонопольной политике контролируемого лица, совпадают;

- порядок проведения обучения работников требованиям системы антимонопольного комплаенса;

- меры стимулирования соблюдения требований антимонопольного законодательства;

- ключевые показатели эффективности оценки эффективности функционирования системы антимонопольного комплаенса контролируемого лица;

- порядок актуализации и внесения изменений в положение об антимонопольном комплаенсе;

- порядок внесения изменений в антимонопольную политику;

- перечень стратегических документов и основных положений контролируемого лица, и порядок их согласования с антимонопольной политикой контролируемого лица;

- иные положения, учитывающие особенности правового статуса контролируемого лица и субъектов системы антимонопольного комплаенса контролируемого лица, перечисленных в разделе 9.

11.4.3.2 Положение об антимонопольной политике (антимонопольная политика) относится к обязательным документам, определяющим экономическую политику контролируемого лица по обеспечению развития конкуренции при соблюдении требований антимонопольного законодательства.

Положение об антимонопольной политике (антимонопольная политика) взаимосвязано и согласовывается со стратегическими документами контролируемого лица в области экономики (стратегией деятельности, программами долгосрочного, инновационного и цифрового развития), основными политиками контролируемого лица (торговой политикой, включая маркетинг, цены и сбыт; учетной политикой; кадровой политикой) и является частью культуры хозяйственной деятельности контролируемого лица, которая проявляется в признании наличия антимонопольных рисков, разработке антимонопольных стандартов внутреннего контроля, обязательных для всех работников при осуществлении деятельности, а также в личной активной поддержке практик, основанных на принципах соблюдения антимонопольного законодательства, со стороны руководства контролируемого лица. Контролируемое лицо обеспечивает прозрачность и прослеживаемость принимаемых решений в рамках реализации ценовой политики, торговой политики, порядка и критериев отбора контрагентов и прекращения работы с контрагентами. Критерии, используемые при этом должны быть конкретными и измеримыми.

11.4.3.3 Положение об антимонопольной политике (антимонопольная политика) подлежит своевременной актуализации при изменении антимонопольных обязательств контролируемого лица и должно быть обеспечено системой процессов, направленных на ее реализацию и развитие.

11.4.3.4 Информация о принятии Положения об антимонопольной политике (антимонопольная политика) контролируемого лица может размещаться на условиях свободного доступа в информационной системе контролируемого лица, а также размещается на сайте контролируемого лица в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

11.4.4 Положение о мониторинге антимонопольных рисков должно предусматривать следующие разделы и сведения о них: порядок проведения мониторинга антимонопольных рисков; типовую форму представления результатов мониторинга с учетом требований раздела 11.

Порядок проведения мониторинга антимонопольных рисков контролируемого лица содержит описание условий и процедур проведения соответствующего мониторинга; сроков представления результатов соответствующего мониторинга для ознакомления и утверждения органом управления контролируемого лица.

Форма представления результатов мониторинга антимонопольных рисков контролируемого лица содержит описание в табличной и (или) текстовой форме наименования антимонопольных рисков, с необходимыми пояснениями.

Проект Положения разрабатывается работником/подразделением, ответственным за функционирование системы антимонопольного комплаенса контролируемого лица, и подлежит согласованию и утверждению уполномоченным органом управления контролируемого лица с учетом приведенных в настоящем разделе требований, а также особенностей правового статуса контролируемого лица и субъектов системы антимонопольного комплаенса, указанных в разделе 9.

11.4.5 Положение о мерах стимулирования соблюдения требований антимонопольного законодательства, предупреждения и пресечения его нарушений работниками контролируемого лица, включая лиц, выполняющих управленческие функции (далее - Положение о стимулировании), содержит описание системы мер стимулирования (поощрения) работников контролируемого лица в зависимости от уровня и стабильности соблюдения ими требований антимонопольного комплаенса, совершения ими действий, направленных на предупреждение и (или) пресечение нарушений антимонопольного законодательства, а также о дисциплинарной ответственности работников в случае выявления ненадлежащего исполнения требований системы антимонопольного комплаенса и/или антимонопольного законодательства, предусмотренные [41], а также иные меры, предусмотренные внутренними документами контролируемого лица.

Положение о стимулировании разрабатывается уполномоченным органом системы антимонопольного комплаенса контролируемого лица с участием работников (подразделений) контролируемого лица, ответственных за кадровую работу и ведение бухгалтерского учета. Положение о стимулировании работников подлежит утверждению уполномоченным органом управления контролируемого лица с учетом особенностей правового статуса контролируемого лица и субъектов системы антимонопольного комплаенса контролируемого лица, указанных в разделе 9 стандарта.

11.4.6 Положение о контроле эффективности функционирования системы антимонопольного комплаенса контролируемого лица содержит сведения о структуре системы контроля эффективности, включая наименование должности сотрудника или подразделения, на которое возлагается осуществление контроля и оценка эффективности функционирования системы антимонопольного комплаенса контролируемого лица либо указание на то, что соответствующие контроль и оценка осуществляются непосредственно самим контролируемым лицом (если таковым является индивидуальный предприниматель), или иным лицом, с которым контролируемое лицо заключило договор об оценке состояния системы антимонопольного комплаенса контролируемого лица.

Положение должно также предусматривать перечень обязательных критериев и показателей оценки эффективности функционирования системы антимонопольного комплаенса контролируемого лица; описание субъектов, форм, процедур и сроков осуществления контрольных мероприятий, позволяющих эффективно оценивать текущее состояние и несоответствия в функционировании системы антимонопольного комплаенса контролируемого лица, причины возникновения таких несоответствий и разрабатывать меры по их устранению.

11.4.7 Внутренний аудит. Контролируемое лицо определяет главного внутреннего аудитора системы антимонопольного комплаенса и состав внутренних аудиторов системы.

Контролируемое лицо определяет порядок и методику проведения внутреннего аудита системы антимонопольного комплаенса (положение о внутреннем аудите системы антимонопольного комплаенса).

Контролируемое лицо разрабатывает график проведения внутренних аудитов системы антимонопольного комплаенса и осуществляет их в соответствии с графиком.

Контролируемое лицо определяет формы отчетности по итогам внутренних аудитов системы антимонопольного комплаенса и порядок их представления руководству организации.

Орган управления контролируемого лица должен анализировать функционирование системы антимонопольного комплаенса регулярно, не реже одного раза в год.

По итогам анализа Орган управления контролируемого лица принимает решения и реализует действия по:

- внесению необходимых изменений в систему антимонопольного комплаенса;

- изменению объема ресурсов, выделяемых на функционирование системы антимонопольного комплаенса;

- улучшению системы антимонопольного комплаенса.

В случае выявления несоответствия (несоблюдения требований системы антимонопольного комплаенса или нарушения антимонопольного законодательства) контролируемое лицо:

- предпринимает действия по устранению несоответствия и его последствий;

- выявляет причины возникновения несоответствия и возможного его повторения;

- предпринимает корректирующие действия по устранению выявленных причин возникновения несоответствия или его повторения;

- оценивает результаты корректирующих действий;

- при необходимости вносит изменения в действующую систему антимонопольного комплаенса.

Процесс выявления и работы с несоответствиями должен быть документирован.

На основе информации, собираемой, анализируемой и оцениваемой в рамках анализа системы антимонопольного комплаенса, контролируемое лицо определяет возможности для улучшения функционирования системы антимонопольного комплаенса и осуществляет необходимые действия по улучшению.

В целях получения положительного заключения антимонопольного органа о соответствии системы антимонопольного комплаенса контролируемого лица требованиям антимонопольного законодательства, контролируемое лицо направляет в антимонопольный орган сведения, предусмотренные требованиями антимонопольного законодательства.

11.4.8 Образцы документов, регулирующих трудовые отношения, включают проект трудового договора (договоры) и должностные инструкции с работником (работниками) контролируемого лица, на которого (которых) возложено обеспечение функционирования системы антимонопольного комплаенса или гражданско-правовой договор, предусматривающий передачу функций обеспечения функционирования системы антимонопольного комплаенса третьему лицу.

Трудовой договор с работником контролируемого лица, ответственным за функционирование системы антимонопольного комплаенса (дополнение к трудовому договору с работником контролируемого лица), на которого возложена реализация отдельных функций уполномоченного органа системы антимонопольного комплаенса контролируемого лица, предусматривает права, обязанности и ответственность сторон, включая возложенные связанные с разработкой и представлением для утверждения уполномоченным органом контролируемого лица проектов документов, предусмотренных 11.4.4 - 11.4.6.

Должностная инструкция для работника контролируемого лица, ответственного за функционирование системы антимонопольного комплаенса, предусматривает детальное описание прав и обязанностей, возложенных на данного работника, порядка их реализации, подчиненности и отчетности такого работника с учетом особенностей правового статуса контролируемого лица и субъектов системы антимонопольного комплаенса контролируемого лица, указанных в разделе 9.

Проекты соответствующего договора и должностных инструкций разрабатываются с участием подразделения контролируемого лица, ответственного за кадровую работу, и подлежат согласованию (одобрению) единоличным исполнительным органом управления контролируемого лица.

Проект гражданско-правового договора о передаче функций уполномоченного органа системы антимонопольного комплаенса стороннему лицу, разрабатывается по решению уполномоченного органа управления контролируемого лица о целесообразности передачи функций уполномоченного органа антимонопольного комплаенса стороннему лицу, с участием подразделения контролируемого лица, ответственного за договорно-правовую работу или сторонним лицом на условиях гражданско-правового договора. Договор регламентирует права и обязанности, порядок взаимодействия и ответственность сторон, связанные с реализацией функций антимонопольного комплаенса контролируемого лица, и подлежит согласованию (одобрению) уполномоченным органом управления или собственником (собственниками, учредителями) контролируемого лица с учетом требований, предусмотренных 10.2.5, и особенностей правового статуса контролируемого лица и субъектов системы антимонопольного комплаенса контролируемого лица, указанных в разделе 9.

11.4.9 В соответствии с положением об обучении уполномоченный орган системы антимонопольного комплаенса контролируемого лица обеспечивает систематическое обучение своих работников требованиям антимонопольного законодательства и ознакомление с внутренними документами организации через вводный (первичный) инструктаж; целевой (внеплановый) инструктаж и повышение квалификации (плановый инструктаж).

Вводный (первичный) инструктаж и ознакомление с основами антимонопольного законодательства и антимонопольной политикой контролируемого лица проводятся при приеме работников на работу, а также, при переводе работника на другую должность, если она предполагает иные трудовые функции.

Целевой (внеплановый) инструктаж проводится при изменении антимонопольного законодательства и антимонопольной политики контролируемого лица, при выявлении нарушений требований системы антимонопольного комплаенса контролируемого лица и при выявлении антимонопольным органом нарушения антимонопольного законодательства.

Повышение квалификации (плановый инструктаж) рекомендуется осуществлять с периодичностью не реже одного раза в год.

Способы и методы проведения указанных инструктажей и оценки их результативности и эффективности определяются уполномоченным органом системы антимонопольного комплаенса контролируемого лица самостоятельно.

TOC