ГОСТ Р 70433-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (система антимонопольного комплаенса) в организации
11.2 Порядок выявления и оценки рисков контролируемого лица (включая оценку негативных последствий)
11.2.1 Порядок проведения мониторинга, в том числе оценки антимонопольных рисков контролируемым лицом, является обязательным элементом системы антимонопольного комплаенса контролируемого лица и может быть утвержден в качестве отдельного документа единоличным или коллегиальным органом управления контролируемого лица. Уполномоченное лицо системы антимонопольного комплаенса обязано обеспечивать ведение карты (паспорта) антимонопольных рисков, в том числе обеспечивать сбор и анализ информации об антимонопольных рисках, оценивать антимонопольные риски и способы их минимизации, а также анализировать выявленные нарушения и (или) недостатки.
Обязанности по организации и проведению мониторинга антимонопольных рисков контролируемого лица, в том числе оценки антимонопольных рисков, могут быть возложены на одного из работников или иное лицо (в том числе организацию) на условиях гражданско-правового договора.
11.2.2 Под оценкой антимонопольного риска понимается осуществляемое уполномоченным лицом системы антимонопольного комплаенса выявление (обнаружение) антимонопольного риска, а также определение значимости (уровня) антимонопольного риска с применением критериев вероятности и степени влияния в целях формирования и ведения карты (паспорта) антимонопольных рисков.
11.2.2.1 Выявление (обнаружение) антимонопольного риска проводится путем анализа информации, указанной в 11.2.3 - 11.2.7, анализа иной информации о нарушениях и недостатках (их причинах и условиях), а также определения по каждой операции (действию) по выполнению процедуры возможных событий, наступление которых негативно повлияет на результат выполнения процедуры, в том числе на операцию (действие) по выполнению процедуры, на качество менеджмента контролируемого лица.
11.2.2.2 Антимонопольный риск оценивается с применением критериев вероятности и степени влияния, где под вероятностью понимается - степень возможности наступления выявленного антимонопольного риска, а под степенью влияния - уровень потенциального негативного воздействия выявленного антимонопольного риска на результат выполнения процедуры (действия). Значение каждого из указанных критериев оценивается как "низкое", "среднее" или "высокое".
11.2.2.3 Критерий "вероятность" оценивается с учетом результатов анализа имеющихся причин и условий (обстоятельств) для реализации антимонопольного риска, например:
а) отсутствие организованного внутреннего контроля у контролируемого лица и (или) неосуществление контрольных действий;
б) недостаточность положений внутренних локальных правовых актов контролируемого лица, а также иных актов, распоряжений (указаний) и поручений, регламентирующих выполнение процедуры и (или) их несоответствие требованиям антимонопольного законодательства, регулирующим правоотношения в приоритетных областях регулирования для системы антимонопольного комплаенса, на момент совершения операции;
в) низкое качество содержания и (или) несвоевременность представления документов, представляемых владельцами антимонопольных рисков, необходимых для совершения операций (действий) по выполнению процедуры;
г) наличие конфликта интересов у владельцев антимонопольного рисков (например, ответственность за приемку товаров, работ, услуг и точность планирования в целях оплаты закупки возложена на одно должностное лицо);
д) недостаточная укомплектованность подразделения, ответственного за выполнение процедуры;
е) иные причины и условия (обстоятельства), которые могут привести к реализации антимонопольного риска.
11.2.2.4 Критерий "степень влияния" оценивается с учетом результатов анализа возможных последствий реализации антимонопольного риска, например:
а) низкие значения показателей качества менеджмента, в том числе недостижение целевых значений показателей качества менеджмента, определенных в соответствии с ГОСТ Р ИСО 31000;
б) искажение бюджетной/налоговой/бухгалтерской отчетности;
в) причинение ущерба публично-правовому образованию;
г) применение мер уголовной, административной, материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам (работникам) контролируемого лица;
д) негативное воздействие последствий реализации антимонопольного риска на деловую репутацию контролируемого лица;
е) иные последствия реализации антимонопольного риска, которые могут оказать влияние на деятельность контролируемого лица.
11.2.2.5 Антимонопольный риск оценивается как значимый, если значение хотя бы одного из критериев его оценки - "вероятность" или "степень влияния" - оценивается как "высокое" либо при одновременной оценке значений обоих критериев антимонопольного риска как "среднее", а также по решению руководителя контролируемого лица антимонопольный риск может быть оценен как значимый. В иных случаях антимонопольный риск оценивается как незначимый.
11.2.3 Мониторинг антимонопольных рисков контролируемого лица предполагает осуществление уполномоченным лицом системы антимонопольного комплаенса выявления и систематического отслеживания изменений норм антимонопольного законодательства и правовых источников, определяющих порядок функционирования (в том числе управления) контролируемых лиц, осуществления прав и обязанностей работниками этих лиц (см. 7.1.3). В этих целях организация должна разработать и поддерживать процедуру идентификации изменений существующих требований и введения новых требований релевантного законодательства, решений, предписаний антимонопольного органа и требований по регулярному предоставлению информации в адрес антимонопольного органа, решений судов, условий мировых соглашений, положений кодексов добросовестных практик, рекомендаций антимонопольных органов. Организация должна производить оценку воздействия изменений на антимонопольные риски организации и оперативно вносить необходимые изменения в систему антимонопольного комплаенса.
11.2.4 Мониторинг антимонопольных рисков контролируемых лиц осуществляется с учетом положения контролируемого лица на релевантных товарных рынках и специфики стратегии контролируемого лица на товарных рынках, где контролируемое лицо ведет свою деятельность в качестве продавца или покупателя.
Оценка положения контролируемого лица на релевантном товарном рынке производится в соответствии с методологией, утверждаемой антимонопольным органом, в том числе с учетом методологической базы, утверждаемой профессиональным сообществом или соответствующей профессиональной общественной организацией.
11.2.5 Мониторинг антимонопольных рисков контролируемого лица может осуществляться на непрерывной или периодической основе при соблюдении условий оптимального использования материальных, финансовых и кадровых ресурсов контролируемого лица для достижения наименьшего риска совершения антимонопольных нарушений контролируемым лицом, его должностными лицами и иными работниками и с учетом требований антимонопольного законодательства.
11.2.6 При проведении мониторинга антимонопольных рисков используются сведения, полученные с соблюдением требований законодательства Российской Федерации из любых источников, обеспечивающих их достоверность, в том числе в ходе проведения профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий органов, уполномоченных в сфере антимонопольного регулирования, сообщений средств массовой информации, а также любые иные сведения, содержащиеся в информационных ресурсах об объектах антимонопольного комплаенса.
11.2.7 При оценке негативных последствий, выявленных при проведении мониторинга антимонопольных рисков, как правило, учитываются:
- отрицательное влияние совершенного нарушения антимонопольного законодательства и понесенной за нее ответственности (в том числе наказания) на репутацию контролируемого лица;
- отрицательное влияние на финансовое состояние контролируемого лица штрафа, который был назначен этому лицу в качестве наказания за совершенное нарушение антимонопольного законодательства, размер которого может возрасти в случае повторного нарушения антимонопольного законодательства в пределах срока давности, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;
- наличие и размер исковых требований от иных участников рынка и третьих лиц требования о возмещении убытков, причиненных вследствие нарушения антимонопольного законодательства;
- наличие и размер вынужденных расходов контролируемого лица на оплату юридических услуг, связанных с оспариванием решений органов, уполномоченных в сфере антимонопольного регулирования, и судов по искам, связанным с нарушениями антимонопольного законодательства;
- ничтожность договора и (или) отдельных положений договора, заключенного контролируемым лицом, обусловленная нарушение требований, установленных антимонопольным законодательством и при этом посягающая на интересы конкуренции либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, связанные с экономическим соперничеством с участием контролируемого лица (см. [6], ст. 168);
- дисквалификация руководителя или иного лица, осуществляющего организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе контролируемого лица, члена совета директоров (наблюдательного совета) контролируемого лица (см. [39], ст. 3.11);
- лишение руководителя или иного работника контролируемого лица права заниматься определенной деятельностью и занимать определенные должности;
- привлечение к уголовной ответственности руководителя или иного лица, осуществляющего организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе управления контролируемого лица, члена совета директоров (наблюдательного совета) контролируемого лица;
- назначение уголовного наказания руководителю или иному лицу, осуществляющего организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе управления контролируемого лица, члена совета директоров (наблюдательного совета), связанного с ограничением свободы, лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и другими уголовными наказаниями, препятствующими участию в управлении контролируемого лица.
11.2.8 Лицо, осуществляющее мониторинг антимонопольных рисков контролируемого лица на условиях гражданско-правового договора с этой организацией, не вправе направлять сведения о результатах такого мониторинга в орган, уполномоченный на осуществление антимонопольного контроля соответствующего вида, без согласия контролируемого лица, за исключением направления таких сведений по запросу/требованию антимонопольного органа и иных случаев, предусмотренных законодательством.