ГОСТ Р 70433-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (система антимонопольного комплаенса) в организации
10 Требования к системе антимонопольного комплаенса контролируемого лица
10.1 Общие правила организации системы антимонопольного комплаенса контролируемого лица
10.1.1 При подготовке и принятии решения уполномоченного органа управления контролируемого лица о создании системы антимонопольного комплаенса проводится анализ и оценка практики соблюдения контролируемым лицом антимонопольного законодательства, как правило, за период не менее чем три года предшествующих планируемой дате начала функционирования такой системы.
При принятии такого решения учитываются:
- соотношение ежегодных издержек контролируемого лица, обусловленных совершенными или вмененными нарушениями антимонопольного законодательства (включая уплаченные штрафы и штрафы подлежащие уплате, на основании вступивших в силу судебных решений, судебные издержки, оплату юридических и экспертных услуг, упущенную выгоду, возникшую вследствие нанесения вреда деловой репутации) и затрат на создание и функционирование системы антимонопольного комплаенса, а также прогноз изменения такого соотношения по меньшей мере в течение среднесрочного периода (до пяти лет);
- риски нарушения антимонопольного законодательства и прогноз их изменений в отсутствие у контролируемого лица системы антимонопольного комплаенса в течение среднесрочного периода (до пяти лет);
- риски нарушения антимонопольного законодательства и прогноз их изменений при наличии у контролируемого лица планируемой для создания системы антимонопольного комплаенса в течение среднесрочного периода (до пяти лет);
- наиболее целесообразная форма уполномоченного органа системы антимонопольного комплаенса контролируемого лица (осуществление функций антимонопольного комплаенса обособленным организационно и функционально специальным подразделением; осуществление функций антимонопольного комплаенса отдельным работником, работниками или действующими подразделениями организации; выполнение функций такого органа индивидуальным предпринимателем самостоятельно; передача индивидуальным предпринимателем или организацией функции антимонопольного комплаенса стороннему лицу на условиях гражданско-правового договора (договора аутсорсинга);
- уровень развития системы антимонопольного комплаенса: внедряется ли система впервые или совершенствуется уже действующая система, имеются ли предыдущие версии системы;
- положения внутренних документов организации, регламентирующих и детально описывающих осуществление процедур внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, в том числе должностных инструкций, регламентов, рекомендаций и разъяснений в части обеспечения соблюдения антимонопольного законодательства.
10.1.2 При первичной разработке системы антимонопольного комплаенса контролируемое лицо должно совершить следующие действия:
- провести диагностический аудит своих процессов с целью определения того, какие элементы системы антимонопольного комплаенса уже внедрены в организации, а какие нуждаются в дополнительной разработке и внедрении;
- составить план мероприятий антимонопольного комплаенса контролируемого лица (дорожную карту), включающий этапы, конкретные мероприятия, сроки, ответственных за их реализацию и способы измерения результата разработки и внедрения системы на каждом этапе;
- выделить необходимые ресурсы для разработки и внедрения системы;
- реализовать план мероприятий антимонопольного комплаенса контролируемого лица (дорожную карту);
- оценить результаты исполнения плана мероприятий антимонопольного комплаенса контролируемого лица (дорожной карты) и, при необходимости, внести коррективы.
10.1.3 В случае принятия положительного решения о создании системы антимонопольного комплаенса, уполномоченный орган управления контролируемого лица разрабатывает и утверждает документы системы антимонопольного комплаенса, отвечающие требованиям, предусмотренным в 11.4.
10.1.4 Документы системы антимонопольного комплаенса, типовой перечень которых приведен в 11.4, до их утверждения уполномоченным органом управления контролируемого лица могут быть направлены для проведения экспертизы на предмет установления их соответствия требованиям законодательства и положениям настоящего стандарта независимому от контролируемого лица эксперту или экспертной организации либо уполномоченному антимонопольному органу для дачи заключения об их соответствии/несоответствии требованиям антимонопольного законодательства.
10.1.5 В случае принятия положительного решения о создании системы антимонопольного комплаенса уполномоченный орган управления контролируемого лица:
- определяет форму уполномоченного органа системы антимонопольного комплаенса;
- определяет структуру уполномоченного органа системы антимонопольного комплаенса, распределяет компетенции и функции между его работниками, соответствующие меры мотивации и их закрепление в типовом трудовом договоре/должностной инструкции;
- назначает работника контролируемого лица, ответственного за функционирование системы антимонопольного комплаенса, или возлагает выполнение соответствующих функций на работника, который выполняет иные обязанности; вносит изменения/дополнения в действующие трудовой договор/должностную инструкцию такого сотрудника, в части обеспечения функционирования системы антимонопольного комплаенса контролируемого лица (при необходимости);
- приступает к самостоятельной реализации функции по обеспечению функционирования системы антимонопольного комплаенса, если контролируемое лицо является индивидуальным предпринимателем, не имеющим наемных работников (не заключивших с наемным работником соответствующего трудового соглашения) и не заключившим договора со сторонним лицом, либо заключает со сторонним лицом договор об обеспечении таким лицом надлежащего функционирования системы антимонопольного комплаенса контролируемого лица в соответствии с утвержденным Положением об антимонопольном комплаенсе (о системе антимонопольного комплаенса).
10.1.6 Во всех случаях, указанных в 10.1.5 (кроме случая, если контролируемое лицо является индивидуальным предпринимателем, не имеющим наемных работников и не заключивших договора со сторонним лицом), назначаемые/планируемые к назначению работники, как контролируемого лица, так и работники третьего лица, привлекаемые к выполнению договора аутсорсинга, должны иметь квалификацию, отвечающую требованиям действующих профессиональных стандартов.
При отсутствии указанной квалификации, эти работники до возложения на них соответствующих функций должны пройти дополнительную профессиональную подготовку в объеме, отвечающем возлагаемым на них обязанностям по обеспечению функционирования системы антимонопольного комплаенса.