ГОСТ Р 70433-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (система антимонопольного комплаенса) в организации
9 Субъекты системы антимонопольного комплаенса контролируемого лица и их правовой статус
9.1 В число субъектов системы антимонопольного комплаенса контролируемого лица входят:
- собственники, учредители контролируемого лица;
- органы управления контролируемого лица и их должностные лица;
- уполномоченный орган антимонопольного комплаенса контролируемого лица;
- участники системы антимонопольного комплаенса - работники контролируемого лица (по трудовому договору), а также лица, привлекаемые для обеспечения антимонопольного комплаенса на основе гражданско-правовых договоров с контролируемым лицом.
9.1.1 Собственники/учредители контролируемого лица в зависимости от вида и организационно-правовой формы и организационной структуры контролируемого лица, вида и отраслевой специфики его деятельности, в соответствии корпоративными документами контролируемого лица в рамках своего правового статуса в части антимонопольного комплаенса контролируемого лица, имеют следующие полномочия и исполняют следующие основные функции:
- определяют цели и предмет деятельности общества/организации с учетом ограничений, установленных федеральными законами;
- участвуют в работе высших органов управления контролируемого лица (общее собрание и совет директоров (наблюдательный совет), постоянно действующий коллегиальный орган управления некоммерческой организации);
- осуществляют контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества контролируемого лица, в том числе принадлежащего унитарному предприятию, основанному на праве хозяйственного ведения.
Индивидуальные предприниматели как контролируемые лица в рамках своего правового статуса в части антимонопольного комплаенса контролируемого лица, имеют следующие компетенции:
- определяют цели и предмет своей предпринимательской деятельности без образования юридического лица с учетом ограничений, установленных федеральными законами;
- организуют свою предпринимательскую деятельность с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности, когда такая государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя необязательна;
- руководствуются правилами, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
9.1.2 К основным органам управления контролируемого лица (коммерческой организации) в соответствии с гражданским и отраслевым законодательством относятся:
- общее собрание участников хозяйственного общества (для АО/ПАО - общее собрание акционеров);
- совет директоров (наблюдательный совет) хозяйственного общества;
- единоличный исполнительный орган общества, хозяйственного партнерства, (генеральный директор, директор, президент, председатель и другие);
- единоличный исполнительный орган унитарного предприятия (директор, генеральный директор);
- коллегиальный исполнительный орган хозяйственного общества (правление, дирекция и другие).
9.1.2.1 Общее собрание участников общества (контролируемого лица) является высшим органом общества, в зависимости от вида и организационно-правовой формы и организационной структуры контролируемого лица, вида и отраслевой специфики его деятельности, в рамках своего правового статуса, имеет следующие исключительные компетенции в части антимонопольного комплаенса контролируемого лица:
- определение основных направлений деятельности общества, а также принятие решения об участии в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;
- утверждение устава общества, внесение в него изменений или утверждение устава общества в новой редакции;
- определение количественного состава совета директоров (наблюдательного совета) общества, избрание его членов и досрочное прекращение их полномочий;
- образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, а также принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющему;
- утверждение аудитора общества;
- утверждение (принятие) документов, регулирующих внутреннюю деятельность общества (внутренних документов общества) в части антимонопольного комплаенса.
Вопросы, отнесенные в соответствии с федеральным законом к исключительной компетенции общего собрания участников общества, не могут быть отнесены уставом общества к компетенции иных органов управления обществом.
Уставом общества может быть предусмотрена передача в компетенцию совета директоров (наблюдательного совета) общества вопросов, отнесенных федеральным законом к компетенции общего собрания участников общества/акционеров.
9.1.2.2 Совет директоров (наблюдательный совет) хозяйственного общества, в зависимости от вида и организационно-правовой формы и организационной структуры контролируемого лица, вида и отраслевой специфики его деятельности, в рамках своего правового статуса, может реализовать (при его создании) следующие компетенции в части антимонопольного комплаенса контролируемого лица:
- определение основных направлений деятельности общества, в т.ч. антимонопольной политики;
- образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий;
- принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю, утверждение такого управляющего и условий договора с ним;
- принятие решения об участии общества в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;
- утверждение или принятие документов, регулирующих организацию деятельности общества (внутренних документов общества), в том числе утверждение стандартов и правил организации, внутренних документов и внесение в них изменений, регламентирующих функционирование и совершенствование системы антимонопольного комплаенса контролируемого лица;
- рассмотрение и утверждение карты антимонопольных рисков контролируемого лица, мероприятий по минимизации рисков;
- рассмотрение и утверждение в порядке контроля доклада об антимонопольном комплаенсе, включая информацию о реализации основных документов системы антимонопольного комплаенса (см. раздел 10.4 настоящего стандарта), о проведенных внутренних расследованиях с учетом внутренних и внешних сообщений о нарушениях требований антимонопольного законодательства и о нарушении требований антимонопольного комплаенса;
- осуществление оценки эффективности организации и функционирования системы антимонопольного комплаенса контролируемого лица;
- решение вопросов, связанных с подготовкой, созывом и проведением общего собрания участников общества;
- назначение аудиторской проверки, утверждение аудитора и установление размера оплаты его услуг.
В состав совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества может быть избран/назначен независимый директор с исключительными компетенциями в части антимонопольного комплаенса контролируемого лица, в том числе;
- выработка предложений в области антимонопольного комплаенса в Стратегию деятельности общества, Программы долгосрочного, инновационного и цифрового развития общества;
- выработка предложений по созданию и развитию системы антимонопольного комплаенса и последующая оценка ее эффективности;
- выработка предложений по созданию и развитию системы управления антимонопольными рисками и последующая оценка ее эффективности.
Независимым директором, как правило, признается лицо, которое обладает достаточными профессионализмом, опытом и самостоятельностью для формирования собственной позиции, способно выносить объективные и добросовестные суждения, независимые от влияния исполнительных органов и должностных лиц общества, их аффилированных лиц, подконтрольных обществу юридических лиц, крупных контрагентов общества, а также не находится с обществом в иных отношениях, которые могут повлиять на независимость их суждений.
9.1.2.3 Единоличный исполнительный орган хозяйственного общества, хозяйственного партнерства (генеральный директор, директор, президент, председатель и другие) в зависимости от вида и организационно-правовой формы и организационной структуры контролируемого лица, вида и отраслевой специфики его деятельности, в рамках своего правового статуса в соответствии корпоративными документами контролируемого лица имеет следующие компетенции в части антимонопольного комплаенса контролируемого лица:
- осуществляет единоличное руководство текущей деятельностью общества (или совместно с коллегиальным исполнительным органом общества) и подотчетен общему собранию участников общества и совету директоров (наблюдательному совету) общества;
- организует проведение заседаний коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции) и подписывает его решения;
- без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;
- выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия;
- заключает договоры и издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;
- осуществляет иные полномочия, не отнесенные федеральным законом или уставом общества к компетенции общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и коллегиального исполнительного органа общества.
По решению участников (учредителей) общества, принятому единогласно, в устав могут быть включены положения о передаче единоличному исполнительному органу общества функций коллегиального исполнительного органа.
9.1.2.4 Руководитель унитарного предприятия является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия, назначается собственником имущества унитарного предприятия в рамках своего правового статуса имеет следующие компетенции в части антимонопольного комплаенса контролируемого лица:
- действует от имени унитарного предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от имени унитарного предприятия;
- утверждает структуру и штаты унитарного предприятия;
- осуществляет прием на работу работников предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;
- организует выполнение решений собственника имущества унитарного предприятия и подотчетен ему;
- отчитывается о деятельности предприятия в порядке и в сроки, которые определяются собственником имущества унитарного предприятия.
9.1.2.5 Коллегиальный исполнительный орган хозяйственного общества (правление, дирекция и другие) в зависимости от вида и организационно-правовой формы и организационной структуры контролируемого лица, вида и отраслевой специфики его деятельности, в рамках своего правового статуса имеет следующие компетенции в части антимонопольного комплаенса контролируемого лица:
- действует на основании устава общества, а также утверждаемого общим собранием внутреннего документа общества (положения, регламента или иного документа), в котором устанавливаются сроки и порядок созыва и проведения его заседаний, а также порядок принятия решений;
- подотчетен общему собранию участников общества и совету директоров (наблюдательному совету) общества.
9.1.3 К основным органам управления контролируемого лица (некоммерческой организации) в соответствии с гражданским и отраслевым законодательством относятся:
- общее собрание членов организации;
- постоянно действующий коллегиальный орган управления организации;
- исполнительный орган организации;
- специализированные органы организации (орган, осуществляющий контроль за соблюдением членами организации требований стандартов и правил организации; орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов организации мер дисциплинарного воздействия).
9.1.3.1 Общее собрание членов некоммерческой организации (контролируемого лица) является высшим органом управления организации, в зависимости от вида и организационно-правовой формы и организационной структуры контролируемого лица, вида и отраслевой специфики его деятельности, в рамках своего правового статуса, имеет следующие исключительные компетенции в части антимонопольного комплаенса контролируемого лица:
- обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана;
- определение приоритетных направлений деятельности организации, принципов образования и использования ее имущества;
- утверждение и изменение устава некоммерческой организации;
- определение порядка приема в состав участников некоммерческой организации и исключения из числа ее участников, кроме случаев, если такой порядок определен законом;
- избрание членов постоянно действующего коллегиального органа управления организации и назначение на должность лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа организации, образование других органов организации:
- досрочное прекращение их полномочий или досрочное прекращение полномочий отдельных его членов, досрочное освобождение от должности единоличного исполнительного органа, если уставом организации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов;
- досрочное прекращение полномочий органа некоммерческой организации, в случаях грубого нарушения этим органом своих обязанностей, обнаружившейся неспособности к надлежащему ведению дел или при наличии иных серьезных оснований;
- утверждение годовых отчетов некоммерческой организации, в т.ч. постоянно действующего коллегиального органа управления и исполнительного органа организации, если уставом организации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов;
- утверждение стандартов и правил организации, внутренних документов и внесение в них изменений, регламентирующих функционирование и совершенствование системы антимонопольного комплаенса контролируемого лица;
- создание специализированных органов организации, утверждение положений о них и правил осуществления ими деятельности;
- принятие решений о создании других юридических лиц, об участии в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств организации;
- утверждение мер дисциплинарного воздействия, порядка и оснований их применения, порядка рассмотрения дел о нарушении членами организации требований стандартов и правил организации, условий членства в организации;
- рассмотрение жалобы лица, исключенного из членов организации, на необоснованность принятого постоянно действующим коллегиальным органом управления организации на основании рекомендации ее органа по рассмотрению дел о применении в отношении членов организации мер дисциплинарного воздействия решения об исключении этого лица из членов организации и принятие решения по такой жалобе.
9.1.3.2 Постоянно действующий коллегиальный орган управления некоммерческой организации в зависимости от вида и организационно-правовой формы и организационной структуры контролируемого лица, вида и отраслевой специфики его деятельности, в рамках своего правового статуса, имеет следующие компетенции в части антимонопольного комплаенса контролируемого лица:
- обеспечение соблюдения организацией целей, ради которых она была создана;
- утверждение стандартов и правил организации, внутренних документов и внесение в них изменений, регламентирующих функционирование системы антимонопольного комплаенса контролируемого лица;
- рассмотрение и утверждение карты антимонопольных рисков контролируемого лица, мероприятий по минимизации рисков;
- создание специализированных органов организации, утверждение положений о них и правил осуществления ими деятельности;
- назначение аудиторской организации для проверки, принятие решений о проведении проверок деятельности исполнительного органа организации;
- представление общему собранию членов организации кандидата либо кандидатов для назначения на должность исполнительного органа организации;
- утверждение перечня лиц, кандидатуры которых могут предлагаться в качестве третейских судей для их выбора участниками споров, рассматриваемых по их заявлениям в третейском суде, образованном организацией;
- принятие решения о вступлении в члены организации или об исключении из членов организации по основаниям, предусмотренным уставом организации;
- рассмотрение и утверждение в порядке контроля доклада об антимонопольном комплаенсе, включая информацию о реализации основных документов системы антимонопольного комплаенса (см. 11.4), о проведенных внутренних расследованиях с учетом внутренних и внешних сообщений о нарушениях требований антимонопольного законодательства и о нарушении требований антимонопольного комплаенса;
- осуществление оценки эффективности организации и функционирования системы антимонопольного комплаенса контролируемого лица;
- иные предусмотренные уставом некоммерческой организации вопросы.
В составе постоянно действующего коллегиального органа управления некоммерческой организации может быть избрано/назначено лицо с исключительными компетенциями в части антимонопольного комплаенса контролируемого лица, в том числе:
- предложений по созданию и развитию системы антимонопольного комплаенса, последующие контроль и оценка ее эффективности;
- выработка предложений по созданию и развитию системы управления антимонопольными рисками и последующая оценка ее эффективности;
- определение в рамках системы антимонопольного комплаенса компетенций для подразделений и работников контролируемого лица и последующие контроль и оценка эффективности их исполнения;
- обеспечение разработки и внедрения антимонопольной политики, процедур и процессов обеспечение разработки и поддержки механизмов контроля и отчетности, включая своевременное сообщение о случаях нарушения положений системы антимонопольного комплаенса;
- выделение необходимых ресурсов для поддержания и развития системы антимонопольного комплаенса;
- анализ функционирования и дальнейшего улучшения системы антимонопольного комплаенса.
9.1.3.3 Исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным и (или) единоличным в зависимости от вида и организационно-правовой формы и организационной структуры контролируемого лица, вида и отраслевой специфики его деятельности, в рамках своего правового статуса, имеет следующие компетенции в части антимонопольного комплаенса контролируемого лица:
- осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организацией;
- без доверенности действует от имени некоммерческой организации, в том числе представляет ее интересы и совершает сделки;
- утверждает структуру и штатное расписание, заключает договоры и издает приказы о назначении на должности работников некоммерческой организации, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;
- решает любые вопросы хозяйственной и иной деятельности организации, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления некоммерческой организацией, определенную федеральными законами и учредительными документами некоммерческой организации;
- осуществляет общий контроль за организацией и функционированием системы антимонопольного комплаенса, рассматривает материалы, отчеты и результаты периодических оценок эффективности функционирования системы антимонопольного комплаенса и принимает меры, включая контроль, направленные на устранение выявленных недостатков.
9.1.3.4 К специализированным органам некоммерческой организации, в соответствии с законодательством, могут быть отнесены:
- орган, осуществляющий контроль за соблюдением членами организации требований стандартов и правил организации;
- орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов организации мер дисциплинарного воздействия.
- орган, уполномоченный в системе антимонопольного комплаенса контролируемого лица.
9.1.4 Уполномоченный орган системы антимонопольного комплаенса контролируемого лица в зависимости от вида и организационно-правовой формы и организационной структуры контролируемого лица, вида и отраслевой специфики его деятельности, в рамках своего правового статуса подчиняется ответственному лицу за функционирование системы антимонопольного комплаенса в составе коллегиального органа управления или непосредственно единоличному исполнительному органу контролируемого лица и имеет следующие компетенции в части антимонопольного комплаенса контролируемого лица:
- организация деятельности, обеспечение контроля и анализа эффективности системы антимонопольного комплаенса, включая разработку предложений по устранению выявленных недостатков и несоответствий в деятельности системы антимонопольного комплаенса;
- проведение мониторинга, идентификация, анализ и сравнительная оценка антимонопольных рисков;
- составление и описание карты антимонопольных рисков контролируемого лица и поддержание ее в актуальном состоянии;
- разработка плана мероприятий (дорожной карты) по минимизации антимонопольных рисков контролируемого лица, включая разработку предложений по изменению процессов организации и распределения ответственности внутри контролируемого лица;
- контроль соблюдения требований к документированию правил и процедур системы антимонопольного комплаенса;
- организация работы с внутренними и внешними сообщениями о возможном нарушении антимонопольного законодательства и о нарушении требований антимонопольного комплаенса контролируемым лицом;
- организация внутренних расследований, связанных с функционированием системы антимонопольного комплаенса, и участие в них;
- консультирование и организация обучения работников и должностных лиц контролируемого лица по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;
- информирование высших органов управления контролируемого лица о выявленных документах и решениях, которые могут повлечь несоблюдение антимонопольного законодательства и/или противоречат антимонопольной политике контролируемого лица.
Задачи, функции, полномочия и ответственность уполномоченного органа системы антимонопольного комплаенса контролируемого лица определяются внутренними документами контролируемого лица, а также документами, устанавливающими соответствующие правила и процедуры антимонопольного комплаенса, трудовыми договорами, должностными инструкциями работников и положением об этом органе системы антимонопольного комплаенса.
Численность и состав уполномоченного органа системы антимонопольного комплаенса определяется в соответствии с организационной структурой, штатной численностью и спецификой деятельности контролируемого лица.
Уполномоченный орган системы антимонопольного комплаенса может быть, как структурно и функционально обособлен от других подразделений контролируемого лица, так и его компетенции и функции могут быть распределены между другими существующими подразделениями и их должностными лицами (например, по правовым вопросам, по кадрам, по вопросам организационно-контрольной работы, связям с органами власти, общественности и СМИ).
9.1.5 К участникам системы антимонопольного комплаенса относятся работники контролируемого лица (по трудовому договору), а также лица, привлекаемые для обеспечения антимонопольного комплаенса на основе гражданско-правовых договоров с контролируемым лицом, в случае если функции антимонопольного комплаенса переданы на обеспечение и/или реализацию в порядке аутсорсинга.
Требования к компетенциям работников в области антимонопольного законодательства определяются соответствующими профессиональными стандартами и стандартами организации.
Полномочия, права и обязанности, а также меры дисциплинарной ответственности работников контролируемого лица определяются трудовым договором, должностной инструкцией, локальными нормативными актами контролируемого лица в области антимонопольного комплаенса.